Скажите, а у вас в процессе наблюдения за другими людьми не возникает порой мысль: «Ой, лучше б этого не говорил!»? Или как в старой рекламе жевательной резинки: «Иногда лучше жевать, чем говорить!» (вот, кстати, где был гипноз — вся страна этот слоган выучила и повторяла где надо и где не надо)? У меня такое бывает, но особого напряга обычно не вызывает: время от времени ляпать глупости – вполне по-человечески. Но иногда это вовсе не «время от времени», а почти всегда. Бывают такие люди, у которых, очевидно, вот так речевая функция устроена:
Недавно в мессенджер пришел запрос, которого еще никогда не было. И я сразу поняла, что это — WOW! Он выглядел именно так, как в заголовке: «как перестать быть кофеманом с помощью гипноза». Поскольку я хорошо, хотя и без фанатизма, отношусь к кофе, то удивилась: неужто все так запущено? Мои ассоциации с этим напитком — спокойствие, расслабон, приятная беседа или не менее приятное молчание и погружение в себя, бодрящий запах (вот где гипноз!), возможность выбрать из множества вариантов заваривания кофе свой самый любимый… в общем, сплошной позитив. Как-то так это все выглядит в моем представлении…
Вызывает удивленье прилежание тюленье: Целый день лежит тюлень, И ему лежать не лень! Жаль, тюленье прилежание — Не пример для подражания! (Борис Заходер, «Тюленье прилежанье»)
В Сети популярны два символа лени из мира животных: ленивец и тюлень. Ленивец популярнее, но живет он где-то очень далеко, в другом полушарии, ну и вообще, лично мне больше нравится тюлень — и индивидуальности в нем побольше, да так и патриотичнее. Вот посмотрите, разве не зайка?
Несколько дней назад, будучи на концерте, который проводился в помещении Евангелическо-Лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла, я обратила внимание на явление, безусловно, знакомое многим любителям музыки в частности и искусства в целом. В программе шел «Реквием» Моцарта. Зал был полон. Произведение, что и говорить, потрясающее — начиная от очень непростой истории создания и заканчивая удивительным сочетанием органной музыки и хорового пения. Я, как и многие другие гости, слушала «Реквием» не в первый и даже не в двадцать первый раз. И отнюдь не в первый и даже не в двадцать первый раз увидела, как во время звучания этого поистине божественного произведения у людей на глазах наворачивались слезы: гипноз искусства. Что оказалось действительно необычным — на этот раз таких людей было не просто много, а очень-очень много. И тут я задумалась об абреакции.
«Tempora mutantur et nos mutantur in illis» — «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Лет пять назад почтенную публику приходилось убеждать в том, что депрессия — это болезнь, а не лень, плохое настроение или притворство в поисках жалости или легкой жизни. Потом маятник качнуло в другую сторону, и народ пришлось просвещать на тот счет, что поскольку депрессия — это диагноз, то ставить его должен врач, а не соседка, мама, друг или начальник (не говоря уж о любителях самодиагностики по тестам в интернете); и что порванные колготки или колкость, сказанная девушкой, служат поводом для испорченного настроения, а не для депрессии. Теперь же — новая напасть: многие люди полюбили лечить ближних своих от депрессии, изо всех сил причиняя им добро. А так как антидепрессанты, к счастью, в основном доступны лишь по рецепту, то лечение предлагается социально-психологическое. Ну, вот такое, например.
Уже с год где-то наблюдаю интересную тенденцию — причем, она проявляется и в соцсетях, и при наблюдении за людьми в офлайне, и, естественно, на работе. А тенденция следующая: даже под угрозой серьезного вреда себе — в ракурсе здоровья, отношений с родными, репутации, карьеры, свободы — некоторые люди игнорируют опасность и не могут прекратить делать то, что ее провоцирует. Иной раз они даже благодушно констатируют: мол, нельзя так, прилететь может мне не по-детски… И продолжают — так же, как вот этот храбрый мыш, который, вися на хвосте в зубах у кота, продолжает увлеченно грызть что-то там — то ли крекер, то ли кусочек сыра…
Переход большой части общения в онлайн подарил нас таким явлением, как «борцуны». Word подчеркнул мне это слово красным, значит, оно точно не входит в классический словарь. Ну да я и без Word’a в курсе, что это сленг. А употребляют это выражение тогда, когда хотят сказать, что некто настолько сильно сконцентрирован на борьбе против кого-то или чего-то, что все вокруг видят — это война ради войны, конечный результат борцуна не интересует. Во времена моего детства такое поведение характеризовали лозунгом из любимого всеми мультика: «Свободу попугаям!». Кстати, попугай Кеша из мультика после каждого своего бунта возвращался к хозяину, часто — потрепанный обстоятельствами. Но не о нем речь. На мой взгляд, поведение борцунов лучше всего характеризует вот эта картинка. Для птички процесс разрушения клетки явно важнее, чем свобода.
История создания этого аудиотекста — довольно грустная. Моя клиентка попала в ситуацию предательства со стороны близкого человека. И, как это часто бывает в таких ситуациях, ощущала сложное и неприятное чувство, которое ближе всего к стыду. Сама она описала свое чувство так: «Как будто я попала в грязь. Как мне теперь отмыться?». Интересно, что сама она вела себя очень порядочно по отношению к партнеру, но переживала именно те чувства, которые, если по справедливости, должен бы переживать он. Действительно, похоже на то, что испытывает человек, которого толкнули в грязную лужу, а он, выбравшись из нее, стыдится того, что перепачкался.
Депрессия — бич нашего времени. Заболевание тяжелое, противное, длительное. Обещанный еще в 2017 году ВОЗ рост депрессивных расстройств — это еще до коронавируса предсказывали — оказался очень быстрым и очень высоким. Людей, которые считают, что «депрессия — это просто блажь» стало значительно меньше, чем несколько лет назад. А те, кто там, в депрессии, побывал или находится сейчас, многое поняли о важности эмоций и хорошего самочувствия; роскоши человеческого общения; радости заниматься любимым делом — то есть обо всем том, что во время депрессии теряется. И очень хотят все это как можно быстрее вернуть в свою жизнь. Но…
Рубрику «Аудиогипноз» я открываю необычным постом. Этот текст для гипнотического транса мне пришлось генерить в срочном порядке. Дело было так. Позвонила моя коллега из другой страны, сообщила, что у нее на ровном месте возникли сильные боли в области живота. На «скорой» ее отвезли в больницу, там выяснилось, что проблема — в желчном пузыре. Врачи сказали, что будут оперировать. Но до операции еще надо было дожить — потому что боль не опускала. Коллега попросила помочь — использовать гипноз для того, чтобы уменьшить боль. А сложность была в том, что мы даже не могли нормально разговаривать: все время рвалась связь. Поэтому я быстро надиктовала текст гипнотического транса, используя все то, что знала о коллеге, ее жизненном опыте и ценностях, ее способе восприятия. И отправила запись по мессенджеру. Я использовала метафору, которая первой пришла мне в голову. Поэтому этот гипнотический транс называется «Парусник в бурю».