Многие ли родители знают, как справляться с плохим поведением ребенка?
Ответ:
Сложный вопрос. Плохое поведение ребенка в первую-то очередь бьет именно по родителям, даже если они этого до поры до времени не замечают. И если по-хорошему, то именно родители должны первыми бить тревогу и искать варианты справиться с плохим поведением своего ребенка. Но родителям нынче весьма и весьма нелегко.
Во-первых, сейчас сильно размыто само понятие плохого поведения. Т.е. человеку со стороны поведение ребенка может казаться отвратительным, а родители полагают, что ничего страшного, «ребенок так растет и социализируется».
Во-вторых, последние несколько десятилетий характеризуются ростом количества ребят, чье плохое поведение нельзя отнести даже к размытой норме, но обусловлено это причинами органического характера и подтверждено диагнозом врача-невролога / психоневролога / детского психиатра. Родители, естественно, диагноз ребенка знают. И потому (не все, конечно, но многие) не предпринимают никаких попыток для того, чтобы скорректировать плохое поведение педагогическими методами.
В-третьих, какое-то время назад в нашу культуру пришла новая тенденция: рассматривать ребенка как партнера. В таком подходе имеется немало плюсов, но в ситуации, когда ребенок демонстрирует плохое поведение (т.е. это не разовое проявление, а система), партнерство может таки и не сработать.
В-четвертых, многие из тех, у кого сейчас дети в возрасте до 16-17 лет, росли в период жесточайшей ломки привычных культурных стереотипов, в том числе и семейных. Кроме того, их собственные родители многое им недодали в силу перегрузки, занятости, растерянности перед жизнью (опять-таки, к счастью, речь не обо всех). А поведенческие навыки передаются только от человека к человеку, именно поэтому детки из детдома с таким трудом адаптируются к реальной жизни: они слишком многого о ней не знают. Так что нынешний родитель может просто не уметь делать какие-то вещи в коммуникации с собственным ребенком. Отсюда и плохое поведение.
И в-пятых, тем добросовестным родителям, которые хотят разобраться в проблеме плохого поведения детей, сейчас крайне трудно это сделать. Информации — море. Точек зрения — масса. Экспертов — толпы. А понимания, как во всем этом разобраться и верифицировать информацию, а потом еще и применить ее к конкретному случаю — не особо много.
Статистики у меня, конечно, нет. Но если судить по тому количеству людей, которые обращаются с запросами типа: «Бесит собственный трехлетний ребенок»; «Не могу объяснить шестилетнему сыну, что нельзя кричать на бабушку и обзывать ее старой дурой»; «Не могу повлиять на двенадцатилетнюю дочь, чтобы приходила домой до полуночи» и т.п. — проблема «справляться с плохим поведением детей» стоит остро.