Клиенты с проблемой навязчивых мыслей, которые обращаются к разговорному гипнозу — чаще всего не те, кому в обозримом будущем предстоит какое-то серьезное испытание судьбы. В большинстве случаев это — жертвы длительного стресса или просто тревожные по складу характера люди, которые не справились с жизненной ситуацией. Такие клиенты — люди страдающие. К специалисту они попадают уже психологически истощенными. Рассмотрим еще раз, как формируется порочный круг: сначала у человека периодически возникают — и непонятно, почему — смутное чувство тревоги, «зацикленность» на каких-то событиях.
Далее тревога приобретает достаточно четкие очертания. У человека появляется логическая база относительно того, что его беспокойство вполне закономерно. И в самом деле, разве не нормально тревожиться за близкого человека или за успех какого-то проекта на работе? Но тяжелых и неуправляемых мыслей все больше, и чувство тревоги нарастает очень быстро.
Еще дальше начинается выгорание: организм тратит на все это слишком много ресурсов. Включается внутренняя критика, и человек мало-помалу начинает осознавать, что как-то слишком много сил он тратит на проблему (или проблемы), которая, возможно, этого и не стоит. Но, как об этом уже упоминалось, понимать — понимает, а остановить поток бесплодных и изматывающих мыслей не может.
Какое-то время он старается справиться с ситуацией сам. Кто-то с головой уходит в работу или хобби, кто-то налегает на спортивные тренировки, кто-то черпает поддержку в семье или у друзей. Некоторым помогает, хотя бы ненадолго. Но самый распространенный вариант — навязчивые мысли овладевают человеком в кратчайшие сроки. И тут начинается борьба с «белой обезьяной». Человек старается не допускать в сознание те мысли, которые причиняют ему дискомфорт. Но, увы, выходит это по модели: «Ты его в дверь, а он в окно», да еще и с ломиком.
В этот момент клиент готов для работы в формате разговорного гипноза. Как обычно выглядит его запрос? Очень просто: «Остановите ЭТО!». Иногда прибавляют еще: «Не могу больше, я так сойду с ума» — и это не метафора: несмотря на то, что сперва интеллект сильно протестует против «неадеквата», по мере утомления психики включается другая защита, которая работает по принципу: «Я же не сумасшедший, чтобы думать и тревожиться по несуществующей причине? Значит, причина есть. Другие люди просто ее не видят / не хотят увидеть / видят, но не признаются. Значит, со мной все ок, а проблема — в окружающих». Поймав себя на таких мыслях, человек пугается, поскольку от них слегка попахивает безумием… И, как ни странно, для будущей совместной работы это хорошо: мотивация сохранить рассудок — одна из самых мощных, и здорово помогает специалисту в процессе работы.
Самый первый мой клиент с проблемой навязчивых мыслей уже дошел до этой стадии, и этот факт как раз и побудил его обратиться к гипнозу. Валерий сформулировал запрос так:
— Полтора назад мы с женой и дочерью возвращались из гостей в самом приятном настроении. Когда проходили темную аллею, которая ведет в наш двор, к нам привязался пьяный парень и стал угрожать ножом. Пьян он был, что называется, в зюзю, я его просто оттолкнул. Он упал в лужу, а пока лежал там, кажется, забыл обо мне, кое-как поднялся на ноги и ушел. Меня трясло — не от испуга, а от злости. Я даже сам не мог понять, что меня так взбесило. Через несколько дней я, вроде, успокоился, да и заботы какие-то навалились, отвлекли. Но отчего-то стало беспричинно портиться настроение — хотя я вообще-то по жизни оптимист — как будто все время жду какого-то неприятного события, но и сам не знаю, какого.
Потом я стал отмечать у себя совершенно несвойственные мне мысли. Я начал многократно «прокручивать» в голове этот эпизод с нападением пьяного, рассматривать, как еще могли развиваться события и как я мог бы на них отреагировать. А еще позже я уже не думал об этом инциденте, зато стал «просчитывать» — где и в чем я и моя семья наиболее уязвимы? Вот тут толстое дерево — за ним можно спрятаться… Вот тут, у нашего подъезда — густая тень, здесь можно затаиться и поджидать… Вот тут, при выходе из лифта на моем этаже, «слепая зона» — можно выскочить и ударить по голове… И при этом я понимал, что никто мне не угрожает — я не бизнесмен, не высокопоставленный чиновник, не бандит. Я понимал, что так думать — ненормально. Пытался переключиться на хорошие мысли, даже сходил на тренинг позитивного мышления. В отпуск очень хорошо съездили всей семьей. Сначала помогло, а потом все вернулось на круги своя. И чем больше я стараюсь не думать на эти темы, тем более уродские мысли приходят мне в голову. Сейчас я уже вообще не могу думать о чем-то другом, кроме угроз — и для себя, и для близких. Например, прохожу утром по нашему парку. Народу мало, но уже есть люди. Погода прекрасная, птички поют, собаки жизни радуются. А я иду и думаю, что делать, если сейчас подойдут наркоманы и станут денег требовать (я несколько дней назад о таком случае в новостях читал — там у человека, к которому они прицепились, не оказалось с собой денег, и они его избили до полусмерти). Или дочери начинаю названивать, когда она в институте на вечерних занятиях — лезут мысли, что ее кто-то у учебного корпуса подкараулит, в машину затолкнет и увезет.
К вам решил обратиться вот после чего: я решил с женой поговорить, раньше-то в себе все носил. Она ласково стала меня разубеждать, что, мол, все в порядке, это я просто сам себя накрутил. А у меня вдруг такая ярость на нее: я же не сумасшедший, чтобы выдумывать, это она ничего вокруг себя не видит и видеть не хочет! Дура! Поссорились, а это в нашей семье большая редкость. Когда отошел немного, понял, что дело у меня плохо, похоже, крыша поехала.
Исчерпывающий рассказ. Осталось уточнить две вещи: во-первых, почему — именно гипноз, а, во-вторых, как выглядит запрос. Задаю эти вопросы Валерию. Ответ: — Почему гипноз? Потому что меня заклинило. Я не могу не думать о том, о чем я не хочу думать. И какими-то стандартными путями эту проблему не решить — я ведь уже пробовал. Мне надо, чтобы кто-то влез мне в голову и все там починил. А запрос — хочу перестать думать на те темы, на какие не хочется.
Вот как раз тот случай, когда мистика, окружающая разговорный гипноз, может сработать во благо клиенту — раз он верит, что метод может помочь в его случае, это замечательно. А запрос… запрос как запрос. Немножко переформулировать бы желательно… И, понимая, что клиент сейчас слишком истощен для того, чтобы сделать это самостоятельно, предлагаю: — А может ли ваш запрос звучать так: «Хочу научиться останавливать неприятные мне мысли и образы»?
Валерий на пару секунд задумался и согласился. Началась работа. Из чего она состояла?
С учетом того, что душевные силы Валерия были практически исчерпаны, первые три встречи ушли на ресурсные трансы и техники активации сознания (ТАС) — «Сопровождение в приятном воспоминании», «Сопровождение в опыте научения», «Доска почета», «Птичка» — то есть собственно навязчивыми мыслями мы еще и не занимались. Но уже после второй встречи Валерий отметил резкое сокращение навязчивых мыслей и улучшение сна.
Потом началось обучение по запросу «останавливать неприятные мысли и образы». Для этого был использован гипнотический феномен левитации руки. Сначала Валерий убедился в том, что ему, как и многим другим людям, удается запускать этот феномен. Потом перешли к упражнению. Если кратко, то суть упражнения в следующем: зафиксировав у себя неприятные мысли и образы, Валерий сам запускал у себя левитацию руки — незаметно, сантиметров на пять понималась ладонь, так что вокруг никто этого не замечал. Параллельно с этим развивался транс средней глубины. И в формате самогипноза Валерий сам себе давал команду: «Пока ладонь опускается, поток мыслей и образов сокращается. Кода ладонь полностью опустится, поток прекратится полностью». Так — каждый раз, когда появляются навязчивые мысли. И каждый день, проснувшись утром, Валерий первым делом выполнял упражнение из области техник активации сознания (ТАС).
Валерий был добросовестным клиентом. Да и поводов сделать это упражнение на левитацию руки в самогипнозе у него было много, так что тренировки хватало. Очевидно, поэтому в течение двух недель количество случаев, когда Валерия атаковали навязчивые мысли, уменьшилось втрое. То, что Валерий теперь мог управлять этим процессом, резко его воодушевило и прибавило сил. Навязчивые мысли стали появляться все реже и реже. По словам Валерия, «до полной победы еще далеко, но жить уже можно». Еще бы… Ведь сколько сил уходило на борьбу с белой обезьяной!
Приблизительно через полгода (мы на тот момент уже завершили работу) навязчивые мысли у Валерия ушли совсем.
Подпишись на рассылку публикаций!
Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Как один случай может перевернуть отношение к жизни! Очень интересная методика по избавлению от навязчивых мыслей: вроде как «махни на это рукой», но в замедленном действии
Случай не простой был. Стресс серьезный. И потом, он же испугался не только за себя, а еще и за близких. Так бывает. Это Валерий еще вспомнить смог, что именно запустило проблему, а бывает, что клиент вообще ни с какой причиной не может связать ситуацию.
Методика очень хорошая. Она кое в чем совпадает с «махнуть рукой», но в смысле воздействия на мозг гораздо сильнее, потому что тут формируются новые и устойчивые связи между нейронами.
Чудо!
А Валера не пил какие-нибудь препараты до? В последнее время такая активная реклама.
Это проще и дешевле, но конечно очень вредно для организма в целом и главное не решает проблему, а только снимает симптоматику.
Препараты не пил. Реклама рекламой, но, к счастью, к этой группе препаратов у немалой части людей довольно-таки настороженное отношение.
Да и не думаю, что помогло бы в долгосрочной перспективе.
Все конечно зависит от ширины и глубины проблемы)
Вчера на лекции Сергея Александровича про БОС, и когда он делал обзор психотерапевтических подходов, их плюсы и минусы. Он рассказал, что у 30% клиентов у психотерапевтов, все само проходит. Организм же тоже стремится к восстановлению)
Интересно, а как можно понять, что «у 30% клиентов у психотерапевтов, все прошло»? Не получится же проверить. Откуда тогда статистика?
Интересный случай и сама тема. Похоже, что 3 млн американцев с удовольствием кушают соответствующие таблетки вместо разговорного гипноза. Кстати, ведь эта самая зверюга может быть и несколько иного плана. Зацикливание человека на собственных недостатках, или слабостях. Вот он идёт на работу и там навязчиво культивирует свои слабости. Вариант с признаками опасности, конечно, суровей и наглядней, но белых обезьян много. Спасибо
В широком смысле «белая обезьяна» — это те мысли, которые раздражают, утомляют, повторяются, не приводят к повышению качества жизни — но самостоятельно их убрать не выходит.
Американцы и гипнозом тоже пользуются. Все же Милтон Эриксон оставил хорошее наследство. Но, конечно, фармкомпании позиций не сдают.
Тебе надо его в какую-нибудь школу каратэ отправить. Как говорится, если у человека нет паранойи, это не значит, что за ним никто не следит
Да он потом стал ходит в какую-то секцию рукопашного боя. Сам решил, без моих советов.
Вот это надо уметь — убедить в чем-то человека, а потом самому искренне поверить в то, что ты здесь не при чем
Неее… у меня работа такая — не брать на себя ответственность за чужие решения:)
Я видела несколько раз левитацию рук. Очень красиво, как будто человек танцует медленный танец. Самое интересное, что и у меня, хотя я просто в сторонке сидела, стали руки подниматься. Сами собой. Я тогда, правда, испугалась и насильно их вернула обратно на колени:)
Жалко, что испугались:). Если еще попадете в такую ситуацию, срочно ставьте цель и давайте себе команду: «Когда руки (рука) опустятся, само собой начнется достижение цели».
У меня тоже бывали периоды навязчивых мыслей. Обычно — перед сложными проектами. Но все как рукой снимало, когда проект начинался. А вот такие навязчивые мысли, от которых вообще никак избавится нельзя — наблюдал с некоторым недоверием, все казалось, что человек притворяется. Случайно выяснилось, что у него все было по-серьезному, и он очень страдал.
Навязчивые мысли — это и в самом деле может быть очень серьезно. Если ситуация не разрешается сама собой (например, как Вы пишете, стартует проект, относительно которого имеется беспокойство), то человек может в этом увязнуть.
Замечала, что есть люди, которые очень спокойно ко всему относятся и забывают неприятности спустя короткое время. Очень им завидую)) Но есть и восприимчивые, таких, наверное, больше.
Вполне могу понять Валерия, ведь страх за близких, по-моему, самый сильный. А от постоянных страшных предположений, действительно, с ума можно сойти.
Мне кажется, что такие вещи происходят по принципу: «Где тонко, там рвется». Т.е. пока человек силен, здоров, полон энергии — он забывает быстренько все неприятности. А как пинок судьбы оказывается или слишком сильный, или в момент, когда человек слаб — начинаются проблемы.
Леночка, не совсем согласна. Сильные и полные энергии попадают в ловушку собственных мыслей, когда их подтолкнут в спину близкие, от кого удар не ждёшь. Это я из собственного опыта.
Ой, Наталья, бывает. Самые тяжелые удары — оттуда, откуда не ждешь. Но ведь это и есть страшнейшая травма — травма предательства. Иной раз это хуже, чем чья-то смерть или страшная болезнь.
И почему так устроен человек, что навязчивые мысли обязательно приходят о чём-то тревожном и связаны с чем-то плохим и опасным. Нет бы думать постоянно о чём-то весёлом, красивом и добром. Так нет же. Умом понимаешь всё и гонишь эту тревогу из головы, пока удаётся. Эх, не в лёгкое время живём, поэтому наверное, и тревог много.
Изредка навязчивые мысли бывают и хорошем — это же состояние предвкушения счастья. Только тогда их никто не называет навязчивыми:)
Крыша на картинке просто замечательная!
Ага, я тоже, как гляну на нее, сразу настроение поднимается. Ну очень игривая крыша!
Прямо про меня статья написана…
Тогда мне остается только порадоваться, что у статьи счастливый конец:)
Валерий отличный муж и отец и, наверное, очень ответственный человек. И эта черта характера запустила программу «просчитать и предупредить возможные неприятности», которая стала навязчивой. Хорошо, когда есть специалисты, способные помочь. Ведь так и с ума сойти недолго или сердце может не выдержать постоянного беспокойства.
С «просчитыванием» получился явный перебор. Он уже остановиться сам не мог.
А вот интересно, какие стандартные пути решения проблемы использовал Валерий? Обычно в этом случае советуют переключение внимания, физическую активность, аффирмации, запись (рисунок) того, что не дает покоя и уничтожение бумаги с этой записью (рисунком). Но мне кажется, в таких серьезных ситуациях как у Валерия эти методы действительно неэффективны.
Юля, они эффективны. Просто проблема в том, что человек НЕ МОЖЕТ реально на них переключиться и потратить на метод столько времени, чтобы тот успел помочь. Поэтому и приходится к гипнозу прибегать.