ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ ПСИХОЛОГИ

Глава 3

Глава 4

Сочетание  «детский психолог» для большинства наших сограждан звучит гораздо привычнее, чем просто «психолог». Почему? Наверное, потому что первые детские психологи появились в нашей стране уже давно. В больших городах родители ребенка имели возможность контактировать с таким специалистом еще тогда, когда тот ходил в детский садик. Да, инициатива подобного контакта чаще всего исходила от психолога, а родители иной раз могли сразу и не понять, почему, собственно, специалист обеспокоен чем-то в поведении их ребенка. Но чем-то из ряда вон выходящим работа детского психолога точно не была.

Школьный (подростковый) психолог долго был в нашей стране дивом заморским — то есть все знали, что такое на белом свете есть, но мало кто встречался с ним на практике. Но в какой-то момент отечественное высшее образование подготовило такое количество дипломированных психологов, что их  хватило и на школы. Сейчас школьный психолог — уже не редкость.

И, конечно, существует большое количество частнопрактикующих психологов, которые специализируются на работе с детьми и подростками. И   сейчас это даже стало модным — обращаться с ребенком к психологу для того, чтобы решить какие-то проблемы. А чьи проблемы? Вот об этом и поговорим дальше.

Но сначала уточним: а чем психолог, который работает с детьми, отличается от того, который работает со взрослыми?

Детский психолог должен очень глубоко знать темы, которые психолог «взрослый» сравнительно редко встречает в своей работе. Например, в возрастной психологии, которая дает понимание того, в каком возрасте у маленького человека созревают те или иные психические функции и насколько он соответствует принятой норме. В педагогике, которая помогает скорректировать отставания в развитии или нарушения. В медицинских науках вроде детской физиологии, психиатрии, неврологии, которые дают возможность отделить откровенно медицинские проблемы от психологических. Кроме того, детский психолог обычно владеет методиками, которые, хотя и применяются в работе и со взрослыми,  особенно сильный эффект дают именно у детей — например, арттерапия, песочная терапия, игровые техники.

Чем младше ребенок, тем меньше у специалиста возможностей использовать главный инструмент психолога: речь — ведь некоторые речевые центры в головном мозгу человека созревают довольно поздно, лишь к окончанию юности. Но ждать, пока они созреют и терять время нельзя. Поэтому психолог применяет методы, которые позволят скорректировать или устранить имеющиеся у ребенка проблемы на ранних сроках — и дальше они не будут влиять на его жизнь. При этом имеется одно, но очень важное «если» — если к психологу обратиться или хотя бы ему не мешать.

А как в нашей культуре обстоят дела с инициативой родителей (или других взрослых) по обращению к детскому психологу?

Существует категория родителей (чаще всего это поколение тех, кто родился после 1985 года), которые к психологу обращаются весьма охотно. И это прекрасно — потому что, во всяком случае, если у ребенка есть какая-то значительная психологическая проблема, она будет замечена. Но именно у этой категории взрослых запрос к психологу порой бывает сформулирован как-то вроде «Ребенок не слушается / закатывает скандалы / не хочет ходить в кружок, который мы для него выбрали / не хочет есть /  не хочет вовремя ложиться спать / все время ссорится с другими ребятами / не хочет учиться…Сделайте, пожалуйста, что-нибудь, чтобы он стал нормальным!». На профессиональном сленге психологов такой запрос называется: «Почините мне ребенка!». И для большинства таких родителей большим сюрпризом оказывается, что для того, чтобы изменилось поведение ребенка, надо что-то и самим менять в своей семейной системе, и что это все произойдет не сразу (хотя вообще у детей все изменения происходят быстрее, чем у взрослых). Но, в общем, ничего страшного  — опытный специалист спокойно и доходчиво объяснит родителям ребенка «правила игры» и включит их в работу.

С другой категорией родителей гораздо сложнее. Удивительно, но очень часто бывает так: в семье произошло что-то действительно серьезное. Разводятся родители; уходит из жизни (иногда — внезапно) близкий и любимый ребенком человек; сильно заболел другой ребенок и все время, деньги и внимание уходят на решение этой проблемы; случается какой-то форс-мажор типа автомобильной аварии, в которой никто не пострадал, но все сильно испугались; умирает домашний питомец… Взрослые переживают, решают последствия произошедшего, но о том, как это скажется на ребенке, никто не задумывается:  дескать, он маленький, мало что понимает. И когда спустя какое-то время в поведении ребенка начинают возникать странные и несвойственные ему проявления, многие никак не связывают это с пережитой травмой и не обращаются к специалисту. И даже в том случае, когда на проблему указывают другие люди — учителя, воспитатели, дефектологи и те же штатные психологи в садике или школе — они отмахиваются: «Мой ребенок нормальный! Зачем нам обращаться к психологу? Он перерастет». Увы, нет. Не перерастет. Сильная психологическая травма, полученная человеком в детском или подростковом возрасте, обязательно когда-нибудь проявится.

Третья категория родителей, которые обращаются к детскому психологу — ужас для специалистов. Что характерно — у детишек, которых родители приводят на прием, обычно все в порядке. Специалист нужен маме (или папе, но это реже), потому что налицо неадекватные требования и к ребенку, и к окружающим. Но донести этот факт до родителей сложно: они просто не хотят верить, что дело в них самих. И они ведут ребенка ко второму, третьему, пятому психологу. Какой будет результат — понятно.

В каком случае следует обращаться к детскому / подростковому психологу? Во-первых, это неплохо бы делать профилактически: родителям трудно оценить свое чадо адекватно, особенно если ребенок единственный и сравнивать не с кем. Все ли у него происходит вовремя? Обладает ли он всеми соответствующими его возрасту психологическими «навыками»: умеет держать внимание? Слушать? Взаимодействовать с другими детьми? Добывать информацию? Обращаться к другим людям за помощью? Такая проверка в обязательном порядке  понадобится перед тем, как ребенок пойдет в школу, но ничто не мешает сходить на прием к хорошему специалисту и в 4-5 лет.

Во-вторых, если в поведении ребенка замечены какие-то явные изменения: например, он начал быстро уставать и отвлекаться, или стал плохо учиться, или потерял интерес к занятиям и играм, или часто проявляет агрессию по отношению к окружающим, или стал молчаливым и безынициативным… Во всех случаях мы имеем дело со значительной разницей в поведении: «раньше было вот так, а теперь стало совсем по-другому». Да, очень может быть, что это — болезни роста, иногда — подростковый бунт. Но подобное может оказаться и следствием больших психолого-педагогических, а то и медицинских проблем. Поэтому лучше перебдеть, чем недобдеть.

В-третьих, если на поведение ребенка регулярно поступают жалобы от окружающих: воспитателей, нянечек, учителей, соседей, родных. Один-два случая  — не статистика, всякое в жизни бывает. А вот если жалоб много и они приблизительно одинаковые, это тревожный сигнал. Родители могут не заметить какие-то негативные проявления ребенка. Ребенок может при родителях вести себя просто идеально, но «отрываться» в детском саду, школе или гуляя во дворе. Если вдруг на вашего ребенка стали жаловаться — скорее всего, это не всемирный заговор против вашей семьи, а повод, как минимум, поговорить с ним по душам и, может быть, обратиться к детскому психологу.

В-четвертых, как об этом упоминалось выше, если в семье произошло важное событие или имела место ситуация, угрожающая жизни и здоровью самого ребенка и его близких. Ведь ребенок, особенно маленький, многого не осознает, а со стороны кажется — и не замечает. Но тревогу, страх, горе тех, кто рядом, он чувствует очень хорошо, и то, что он не понимает их причины, работает скорее против его психического здоровья. Поэтому вот в таких ситуациях — обязательно к психологу.

Отдельно несколько строк о подростковых психологах. Подросток — это и не ребенок, и не взрослый. О переходном возрасте многое уже написано и, наверное, нет родителей, которые не знали бы, что это — непростой период в жизни их ребенка. Но едва ли не половина родителей упускает что-то важное во взаимодействии с подростком именно в этот период. Этому способствует еще и то, что в подростковом возрасте у многих детей затруднен контакт с родителями — даже если те и стараются контактировать. Прибавьте к этому традиционные подростковые проблемы: недовольство меняющимся телом, гормональные взрывы, глубокое погружение в соцсети, частую зависимость от гаджетов, сложные отношения с одноклассниками, друзьями и, особенно — с противоположным полом… Многим подросткам в это время нужна психологическая помощь, а попросить о ней они отнюдь не всегда сумеют или захотят. Поэтому если у вас «проблемный» подросток, то, конечно, можно предложить ему сходить к подростковому психологу. Иногда — и в последние годы все чаще — ребенок соглашается, и тогда надо будет найти хорошего специалиста, потому что если на приеме у психолога что-то пойдет не так, то на вторую попытку подростка сагитировать будет сложно.

А если подросток отвечает отказом? Тогда надо идти одним родителям или хотя бы одному из них. Просто рассказать о сложившемся положении дел, получить по нему обратную связь и, может быть, рекомендации по тому, как общаться с подростком — уже сильно облегчит ситуацию. Важно: придется честно ответить на вопросы специалиста-подросткового психолога, даже неожиданные или неприятные. Если непонятно, как отвечать (это нередко случается, что родители не могут ответить на какие-то вопросы о вкусах или желаниях своего ребенка)  — лучше сообщить об этом.

Если у вас есть дети — обращаться к психологу надо: и профилактически, и в случае появления проблем. Дети чрезвычайно пластичны, и многое из той внутренней работы, которую  взрослому человеку надо выполнять годами, ребенок или подросток выполняет за несколько месяцев или даже недель. Но ее надо начать.

Глава 5

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *