Сочетание «детский психолог» для большинства наших сограждан звучит гораздо привычнее, чем просто «психолог». Почему? Наверное, потому что первые детские психологи появились в нашей стране уже давно. В больших городах родители ребенка имели возможность контактировать с таким специалистом еще тогда, когда тот ходил в детский садик. Да, инициатива подобного контакта чаще всего исходила от психолога, а родители иной раз могли сразу и не понять, почему, собственно, специалист обеспокоен чем-то в поведении их ребенка. Но чем-то из ряда вон выходящим работа детского психолога точно не была.
Школьный (подростковый) психолог долго был в нашей стране дивом заморским — то есть все знали, что такое на белом свете есть, но мало кто встречался с ним на практике. Но в какой-то момент отечественное высшее образование подготовило такое количество дипломированных психологов, что их хватило и на школы. Сейчас школьный психолог — уже не редкость.
И, конечно, существует большое количество частнопрактикующих психологов, которые специализируются на работе с детьми и подростками. И сейчас это даже стало модным — обращаться с ребенком к психологу для того, чтобы решить какие-то проблемы. А чьи проблемы? Вот об этом и поговорим дальше.
Но сначала уточним: а чем психолог, который работает с детьми, отличается от того, который работает со взрослыми?
Детский психолог должен очень глубоко знать темы, которые психолог «взрослый» сравнительно редко встречает в своей работе. Например, в возрастной психологии, которая дает понимание того, в каком возрасте у маленького человека созревают те или иные психические функции и насколько он соответствует принятой норме. В педагогике, которая помогает скорректировать отставания в развитии или нарушения. В медицинских науках вроде детской физиологии, психиатрии, неврологии, которые дают возможность отделить откровенно медицинские проблемы от психологических. Кроме того, детский психолог обычно владеет методиками, которые, хотя и применяются в работе и со взрослыми, особенно сильный эффект дают именно у детей — например, арттерапия, песочная терапия, игровые техники.
Чем младше ребенок, тем меньше у специалиста возможностей использовать главный инструмент психолога: речь — ведь некоторые речевые центры в головном мозгу человека созревают довольно поздно, лишь к окончанию юности. Но ждать, пока они созреют и терять время нельзя. Поэтому психолог применяет методы, которые позволят скорректировать или устранить имеющиеся у ребенка проблемы на ранних сроках — и дальше они не будут влиять на его жизнь. При этом имеется одно, но очень важное «если» — если к психологу обратиться или хотя бы ему не мешать.
А как в нашей культуре обстоят дела с инициативой родителей (или других взрослых) по обращению к детскому психологу?
Существует категория родителей (чаще всего это поколение тех, кто родился после 1985 года), которые к психологу обращаются весьма охотно. И это прекрасно — потому что, во всяком случае, если у ребенка есть какая-то значительная психологическая проблема, она будет замечена. Но именно у этой категории взрослых запрос к психологу порой бывает сформулирован как-то вроде «Ребенок не слушается / закатывает скандалы / не хочет ходить в кружок, который мы для него выбрали / не хочет есть / не хочет вовремя ложиться спать / все время ссорится с другими ребятами / не хочет учиться…Сделайте, пожалуйста, что-нибудь, чтобы он стал нормальным!». На профессиональном сленге психологов такой запрос называется: «Почините мне ребенка!». И для большинства таких родителей большим сюрпризом оказывается, что для того, чтобы изменилось поведение ребенка, надо что-то и самим менять в своей семейной системе, и что это все произойдет не сразу (хотя вообще у детей все изменения происходят быстрее, чем у взрослых). Но, в общем, ничего страшного — опытный специалист спокойно и доходчиво объяснит родителям ребенка «правила игры» и включит их в работу.
С другой категорией родителей гораздо сложнее. Удивительно, но очень часто бывает так: в семье произошло что-то действительно серьезное. Разводятся родители; уходит из жизни (иногда — внезапно) близкий и любимый ребенком человек; сильно заболел другой ребенок и все время, деньги и внимание уходят на решение этой проблемы; случается какой-то форс-мажор типа автомобильной аварии, в которой никто не пострадал, но все сильно испугались; умирает домашний питомец… Взрослые переживают, решают последствия произошедшего, но о том, как это скажется на ребенке, никто не задумывается: дескать, он маленький, мало что понимает. И когда спустя какое-то время в поведении ребенка начинают возникать странные и несвойственные ему проявления, многие никак не связывают это с пережитой травмой и не обращаются к специалисту. И даже в том случае, когда на проблему указывают другие люди — учителя, воспитатели, дефектологи и те же штатные психологи в садике или школе — они отмахиваются: «Мой ребенок нормальный! Зачем нам обращаться к психологу? Он перерастет». Увы, нет. Не перерастет. Сильная психологическая травма, полученная человеком в детском или подростковом возрасте, обязательно когда-нибудь проявится.
Третья категория родителей, которые обращаются к детскому психологу — ужас для специалистов. Что характерно — у детишек, которых родители приводят на прием, обычно все в порядке. Специалист нужен маме (или папе, но это реже), потому что налицо неадекватные требования и к ребенку, и к окружающим. Но донести этот факт до родителей сложно: они просто не хотят верить, что дело в них самих. И они ведут ребенка ко второму, третьему, пятому психологу. Какой будет результат — понятно.
В каком случае следует обращаться к детскому / подростковому психологу? Во-первых, это неплохо бы делать профилактически: родителям трудно оценить свое чадо адекватно, особенно если ребенок единственный и сравнивать не с кем. Все ли у него происходит вовремя? Обладает ли он всеми соответствующими его возрасту психологическими «навыками»: умеет держать внимание? Слушать? Взаимодействовать с другими детьми? Добывать информацию? Обращаться к другим людям за помощью? Такая проверка в обязательном порядке понадобится перед тем, как ребенок пойдет в школу, но ничто не мешает сходить на прием к хорошему специалисту и в 4-5 лет.
Во-вторых, если в поведении ребенка замечены какие-то явные изменения: например, он начал быстро уставать и отвлекаться, или стал плохо учиться, или потерял интерес к занятиям и играм, или часто проявляет агрессию по отношению к окружающим, или стал молчаливым и безынициативным… Во всех случаях мы имеем дело со значительной разницей в поведении: «раньше было вот так, а теперь стало совсем по-другому». Да, очень может быть, что это — болезни роста, иногда — подростковый бунт. Но подобное может оказаться и следствием больших психолого-педагогических, а то и медицинских проблем. Поэтому лучше перебдеть, чем недобдеть.
В-третьих, если на поведение ребенка регулярно поступают жалобы от окружающих: воспитателей, нянечек, учителей, соседей, родных. Один-два случая — не статистика, всякое в жизни бывает. А вот если жалоб много и они приблизительно одинаковые, это тревожный сигнал. Родители могут не заметить какие-то негативные проявления ребенка. Ребенок может при родителях вести себя просто идеально, но «отрываться» в детском саду, школе или гуляя во дворе. Если вдруг на вашего ребенка стали жаловаться — скорее всего, это не всемирный заговор против вашей семьи, а повод, как минимум, поговорить с ним по душам и, может быть, обратиться к детскому психологу.
В-четвертых, как об этом упоминалось выше, если в семье произошло важное событие или имела место ситуация, угрожающая жизни и здоровью самого ребенка и его близких. Ведь ребенок, особенно маленький, многого не осознает, а со стороны кажется — и не замечает. Но тревогу, страх, горе тех, кто рядом, он чувствует очень хорошо, и то, что он не понимает их причины, работает скорее против его психического здоровья. Поэтому вот в таких ситуациях — обязательно к психологу.
Отдельно несколько строк о подростковых психологах. Подросток — это и не ребенок, и не взрослый. О переходном возрасте многое уже написано и, наверное, нет родителей, которые не знали бы, что это — непростой период в жизни их ребенка. Но едва ли не половина родителей упускает что-то важное во взаимодействии с подростком именно в этот период. Этому способствует еще и то, что в подростковом возрасте у многих детей затруднен контакт с родителями — даже если те и стараются контактировать. Прибавьте к этому традиционные подростковые проблемы: недовольство меняющимся телом, гормональные взрывы, глубокое погружение в соцсети, частую зависимость от гаджетов, сложные отношения с одноклассниками, друзьями и, особенно — с противоположным полом… Многим подросткам в это время нужна психологическая помощь, а попросить о ней они отнюдь не всегда сумеют или захотят. Поэтому если у вас «проблемный» подросток, то, конечно, можно предложить ему сходить к подростковому психологу. Иногда — и в последние годы все чаще — ребенок соглашается, и тогда надо будет найти хорошего специалиста, потому что если на приеме у психолога что-то пойдет не так, то на вторую попытку подростка сагитировать будет сложно.
А если подросток отвечает отказом? Тогда надо идти одним родителям или хотя бы одному из них. Просто рассказать о сложившемся положении дел, получить по нему обратную связь и, может быть, рекомендации по тому, как общаться с подростком — уже сильно облегчит ситуацию. Важно: придется честно ответить на вопросы специалиста-подросткового психолога, даже неожиданные или неприятные. Если непонятно, как отвечать (это нередко случается, что родители не могут ответить на какие-то вопросы о вкусах или желаниях своего ребенка) — лучше сообщить об этом.
Если у вас есть дети — обращаться к психологу надо: и профилактически, и в случае появления проблем. Дети чрезвычайно пластичны, и многое из той внутренней работы, которую взрослому человеку надо выполнять годами, ребенок или подросток выполняет за несколько месяцев или даже недель. Но ее надо начать.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!