Кстати, в распиаривании применения пресловутой техники рифрейминга по поводу и без оного скрыта опасность, которую интуитивно вычисляют многие люди — возможно, именно поэтому предложение посмотреть на ситуацию с другого ракурса и вызывает у многих сильное раздражение. Эта опасность заключается в том, что нарушается базовый принцип здорового отношения к действительности: «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Ключевым тут является «если не можешь». ЕСЛИ. А если можешь? Ну, не сам, так с чьей-либо помощью? И такое ведь частенько бывает. Собственно, на этом и стоит вся нынешняя индустрия саморазвития: мол, выйдите только из, извините, зоны комфорта, и будет вам счастье.
Вообще-то, не факт. Не факт, что получится выйти из зоны комфорта, не факт, что, если и выйдешь, будет счастье. У Ее Величества Жизни на сей счет имеется немало объективных ограничений. И народ это уже смекнул — иначе не были бы столь популярны подобные демотиваторы:
Если же вернуться к рифреймингу: он хорошо работает там, где ситуацию нельзя / очень сложно / не хочется (например, потому что пока — очень опасно, поскольку потянет за собой серьезные последствия, и человек это бессознательно понимает, хотя и заявляет прямо противоположное) менять. И для него во всех отношениях лучше будет не просто проявить христианское смирение, а найти и заново оценить плюсы той ситуации, которая сейчас не устраивает. Плюсы есть всегда, иначе никакая система не работает. И если постараться, их можно разглядеть — как, например, в конфигурации, составленной этими двумя кошаками. С первого взгляда ведь и не поймешь, что они образовали плюс.
«Самопальный» рифрейминг обычно выражается в навязывании одним человеком другому своего видения мира, своих жизненных ценностей, а порой — в декларировании расхожих истин, не очень-то разделяемых и самим «утешителем». Например, мама утешает чрезмерно полную дочку, которую задразнили подружки-одноклассницы: «Посмотри с другой точки зрения: они все маленькие, тощие, плоские, а ты — совсем другое дело, есть на что посмотреть! Знаешь, как люди говорят — мол, на кости только собаки бросаются!». Но все мамины усилия идут прахом: девочка просто не в состоянии переключиться с переживаний о лишнем весе и собственной привлекательности на предполагаемую будущую востребованность у мужчин. Почему? Может быть, потому что это не ее нынешние ценности (хотя и не исключено, что лет через …цать повзрослевшая девочка воскликнет: «А ведь мама была права!»). Может быть, потому что она чувствует: мама и сама так не думает, а лишь успокаивает ее. Или — потому что в обычном душевном состоянии человеку сложно перестроить свое отношение к чему-либо: мешает сопротивление.
Есть, к слову, способ решить — на время — любую проблему без всяких там рифрейминга и разговорного гипноза. Этот способ называется игнорированием. Ну вот как-то так: проблема существует, но я ее как бы не вижу. Почему не вижу? Потому что спрятал голову в песок и зажмурился. Правда, чем дольше игнорируешь, там выше вероятность, что, таки открыв глаза, узришь что-то в этом роде…
Если все же проблему решать, применяя для достижения этой цели рифрейминг, да еще и на научной базе (то есть произведенный тогда, когда человек находится в состоянии гипноза), то важно следующее:
И все. Будет вам переформатирование. Добро пожаловать в рифрейминг.
А вот и пример. Молодая женщина, Нина. Замужем четыре года, обожаемые двухлетние мальчики-двойняшки, любящий муж, любящая мама, любящая свекровь, любящая тетушка (одинокая мамина старшая сестра). Все живут вместе в просторном загородном доме в Подмосковье. Рассказывает Нина:
— Дом большой, и участок большой. Но никуда от любящих людей не спрячешься. Да и нечестно это — прятаться и бегать от тех, кто тебя любит и всеми силами старается облегчить твою жизнь. Я точно знаю, что сама бы не справилась — детки гиперактивные, муж целыми днями на работе. И нельзя даже сказать, что меня пытаются поучать, что-то навязывать. Напротив — все время интересуются моим мнением, мои настроением, стараются не доставать меня — и в итоге доводят до белого каления только своим присутствием в этой жизни. Даже когда я одна — а это, как вы понимаете, происходит редко — то все равно не чувствую себя свободной, потому что понимаю: в любой момент может кто-нибудь прийти и ласково так спросить — не нужна ли мне помощь?
Говорю сейчас, слушаю себя — и понимаю: на вашем месте подумала бы, что зажралась клиентка, многие женщины мечтают о таком отношении со стороны близких. А я… я устала. Так устала, что, кажется, скоро начну истерики закатывать. Может быть, можно гипнозом сделать так, чтобы все они перестали меня раздражать.
Пока Нина говорила, у меня появилось странное чувство: где-то я это уже слышала. Память не подвела: действительно в описании метода разговорного гипноза приводится весьма похожий случай. Краткое содержание: американская семья, трое детей, собака, кошка, уютный большой дом. Хозяйка — поклонница порядка и чистоты, приходит на прием к психотерапевту с жалобой: очень люблю мужа, детей и животных, но, боже, сколько же от них шума и грязи! Особенно обидно за дорогой и шикарный белый ковер, который лежит в гостиной и который в считанные минуты становится грязным — как только в комнату заходят ее домочадцы. И находка терапевта: погрузив клиентку с состояние гипноза, он рисует перед ней картину — в доме порядок, тихо, благочинно; подойдя к ковру и притронувшись к нему рукой, она видит, что он девственно чист… По ее лицу разливается счастливая улыбка, и в этот момент терапевт говорит: «И это означает, что никого из ваших близких нет. Вы одна. Совсем одна». Рифрейминг удался. Проблема грязного ковра эту клиентку более не беспокоила.
Жестковато, а? Я решила сделать несколько по-другому: буквально сменить рамки. И попросила Нину в воображении прогуляться по дому и остановиться перед фотографией, на которой запечатлены мама, тетя и свекровь (из ее рассказа я знала, что такая фотография существует). А потом попросила посмотреть на фото с разных ракурсов вблизи, сбоку, встав на стул, присев на корточки, расположившись в дальнем конце комнаты… Потом попросила поиграть с цветом — сделать фото черно-белым или в бежевато-коричневых тонах а-ля старинный снимок; увеличить яркость и контрастность. Далее мы перешли к размеру — увеличивали фотографию, уменьшали, меняли масштаб отдельных фрагментов. А под конец дошла очередь до смены рамок: я предложила поиграть с их цветом и фактурой. Каждый этап сопровождался внушением: «И может быть, найдется какая-то деталь, которая поможет изменить отношение к заботе близких людей». Нина очень хорошо работала в гипнозе. По ее реакциям было видно, что все задания она выполняла легко и быстро.
Но когда дело дошло до собственно рамок, Нина неожиданно открыла глаза и серьезно сказала: — Мне больше не хочется делать это упражнение. И я четко понимаю, что больше они меня не раздражают. Я их слишком люблю.
Забавно — такое незамысловатое действие, смена ракурса и рамки, и такая сильная реакция. Причем — так бывает всегда.
Рифрейминг иногда производит впечатление совсем примитивной техники. А результат неизменно впечатляет. Впрочем, говорят же, что все гениальное — просто.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Удивительно! Не ожидала, что простые действия с фотографией могут вызвать изменение отношения к ситуации. Я думала, в таких случаях просто стоит отвлечься, куда-нибудь сходить, съездить. Случай с белым ковром мне более понятен.
Тут важно, что все эти действия с фото производятся в состоянии транса. Если просто так делать — вряд ли не поможет.
При наличии такой шумной компани, как у твоей клиентки. всегда захочется куда-нибудь от них спрятаться. Вот муж ее нашел выход из положения…
ОН их всех кормит.
И хорошее оправдание для этого. Молодец!
Скорее, объяснение а не оправдание:)
Излишняя забота и всепоглощающая любовь может очень эффективно стирать личность самого человека и устранять его от решений. Как же это можно что-то решать иначе, если вот все так любят и заботятся. Классный способ манипулирования. Впрочем, если клиентка смогла успокоиться, то, наверное, хорошо.
А у нее сейчас без вариантов. Разве что когда дети чуть повзрослеют, тогда можно будет пытаться переформатировать отношения. И опять же — люди все чувствуют. Домашние наверняка уловили изменение в ее поведении. А где меняется часть системы — меняется потом и вся система.
Мой любимый пример про белый ковёр. Я его даже для себя часто вспоминаю. И вообще, как избирательный метод, рифрейминг очень хорош.
Как избирательный, да. Как лекарство от всех недугов — нет. А ведь иной раз его именно так позиционируют.
Не только в семье случаются наслоения от изо дня в день повторяющихся однообразия. И в рабочем коллективе возникают сложности от какой- либо зануды, особенно, когда начальник зануда. Вот только как не переформатируй ситуацию, а состояние нарастающей нетерпимости быть вместе только усиливается.
Рифрейминг, увы, не таблетка от всех болезней. Он точно работает тогда, когда проблема есть, а решить ее или нельзя, или очень затратно (так затратно, что все равно, как нельзя). Но, конечно, проблемы лучше решать, чем менять к ним отношение.
Очень интересный метод, отлично, что он работает!
Как и любой метод, работает не стопроцентно, но в большинстве случаев — да.