Украла как-то лиса у мужика целый воз рыбы. Сидит — объедается. А из лесу выходит голодный волк.
— Лиса, дай рыбки!
— Пойди да сам налови, — отвечает лиса.
— А как? У меня и удочки-то нет, — говорит волк.
— У меня тоже нет, — сказала лиса, — а я хвост в прорубь закинула, вот на него и наловила.
— Вот спасибо за идею! — обрадовался волк, оторвал лисе хвост и пошел на рыбалку.
Тема креативности или, говоря по-русски, творчества в решении жизненных и профессиональных задач, по-прежнему актуальна. Бизнес-тренинги, тренинги личностного роста, видеокурсы, статьи (включая и вот этот материал), длительные и краткосрочные курсы — есть из чего выбрать. Когда все это только начиналось, я задалась вопросом: а почему креативность — есть хорошо? Потому что довольно редко встречается? Потому что красиво звучит? Потому что здорово стимулирует продажи в индустрии допобразования и саморазвития? Или почему-то еще? И вообще, в чем должна проявляться вдруг появившаяся способность к творчеству?
Лису из эпиграфа к этому посту понять можно: не захотела Рыжая рыбой делиться, вот и придумала отмазку. Но творчества в таком подходе маловато.
Поступок волка, который пошел несказочным путем, пожалуй, уже имеет смысл рассматривать сквозь призму творческого подхода к жизни… если только ход с хвостом — не следствие явления буквализма, невзначай Серого попутавшего. Что я подразумеваю под словом «буквализм»? Ой, объяснять долго, я лучше, как всегда, картинками:
Между прочим, поскольку пост посвящен теме разговорного гипноза, между строк хочу напомнить: состояние транса очень часто сопровождается явлением буквализма, когда человек все воспринимает по упрощенной схеме. Логика в это время отключается — как будто штепсель выдернули из розетки, и человек становится похожим на ребенка:
Креативность при решении жизненных задач значительно сокращает время на этот процесс и позволяет прийти к результату, который может оказаться лучше изначально планируемого…
… приблизительно так же, как если человек, многократно пройдя один и тот же маршрут по загазованной выхлопами машин улице…
…вдруг находит короткую дорогу через тихий переулочек, да еще и совершенно случайно встречает в этом переулочке того, кому суждено стать его второй половинкой.
Но только, пожалуйста, не путайте креатив с обычным нестандартом. Креатив — решение, позволяющее быстрее прийти к намеченной цели, даже в том случае, если целью является осознанное желание привлечь внимание (к себе лично, к проекту, к идее и т.п.). Нестандарт — просто неожиданное решение, которое может привести (а может и не привести) к интересному результату, который изначально не планировался. Для сравнения. Креатив:
Нестандарт:
А вот это — даже и не знаю. Но задумывалось явно как креатив:
И это — тоже:
Несмотря на немалый уже опыт работы в сфере профессионального обучения и развития (официально моя профдеятельность относится именно сюда, поэтому я тоже в почтенной компании тех, кто сеет «разумное, доброе, вечное»), а может быть, именно вследствие этого опыта, я уверена: способности к творчеству в общепринятом смысле или есть, или их нет. И если их нет, то придется жить с этим — впрочем, можно сначала поразвлекаться, просадив нехилую сумму денег на то, чтобы «открыть» у себя креативность и научиться в зрелом возрасте петь, танцевать, рисовать, сочинять прекрасную музыку, создавать шедевральные костюмные ансамбли, фотографировать, готовить изысканные блюда, снимать фильмы экстра-класса, писать романы и стихи; разумеется, все это — на самом высоком профессиональном уровне. Кстати, очень часто обращаются люди с просьбой «загипнотизировать, чтобы я проснулся завтра утром и начал… (рисовать, сочинять, ваять и т.п., далее по списку)». Увы, не умею — а то б цены мне не было.
Но в данном случае я предлагаю сузить понятие креативности / творчества так, чтобы обычный человек, который уже кое-чего достиг в жизни, но желающий большего (а зачастую — еще и страдающий от скуки бытия) хоть немножечко вышел за рамки родных стереотипов и что-то сделал по-другому…
Малое изменение в способе решать жизненные задачи всегда влечет за собой изменение большое. Только это происходит не сразу, и не всегда получается связать одно с другим. Одно малое изменение запускает второе, второе — третье, и так далее. И в какой-то момент сосуд оказывается переполненным, и критическая масса малых изменений влечет за собой изменение большое.
Это может быть новая мысль, новая встреча, новый проект или что-то еще… И понимание того, что именно здесь случился старт больших и результативных изменений, приходит гораздо позднее, а порой и совсем не приходит. Ну да, собственно, это и неважно.
Хочу поведать о ситуации, когда — как обычно, в формате коучинговой работы — возникла тема креативного подхода к решению жизненных задач. Клиент, которого звали Антоном, уже третий год был управляющим сетевого ресторана. Точнее, два года и восемь месяцев он успешно руководил одним рестораном, который находился в большом торговом центре, а потом — очевидно, в знак признания его управленческих талантов — его отправили укреплять другой ресторан из той же сети, но находящийся в очень «непроходном» месте. Клиентов нет, выручки нет, персонал раскис, а на дворе кризис и начальство все чаще интересуется: ну, как там у нас дела? А дела — как сажа бела:
Расскажу словами Антона:
— Я, все-таки, не первый год руковожу. Все, что знал, и все, что в таких случаях работает, уже сделал. Здесь — не работает. Нет народа. Даже в пятницу вечером нет. И у всех конкурентов, кто рядом — тоже нет. Мне нужен какой-то нестандартный ход, что-то креативное… чтобы народ валом повалил. Я согласен даже на гипноз.
Гипноз так гипноз. Но Антон, кажется, принадлежит к числу истово верующих в чудеса, небось, думает, сейчас я руками помашу, и его озарит. Надо предупредить о том, как это бывает. Рассказываю: — Мы с вами сейчас сделаем упражнение. Я не знаю, как именно вы будете его делать — все выполняют по-разному. По ходу этого упражнения у вас в воображении, может быть, появятся какие-то картинки, звуковые образы, ощущения, ассоциации, воспоминания, новые идеи… и все, что приходит в этом упражнении — хорошо…
Скажите честно, вы в этой фразе много информации об упражнении получили? Не очень? Вот и Антон так решил. А потому поскучнел и от скуки стал входить в состояние транса. Я продолжаю: — Это упражнение запускает маленькие изменения. И потом, за рамками нашей работы, вам не обязательно их искать, они проявляются сами. И через какое-то время что-то изменится.
Антон вдруг встрепенулся: — «Через какое-то время» мне нельзя! Мне и всему персоналу такого пенделя дадут, если я за два месяца не принесу прибыль!
Это важное замечание — ограничение во времени всегда стимулирует процесс. Буду иметь в виду. Продолжаю:
— Хорошо, я поняла про два месяца. Вы сами поставили себе дедлайн (это слово Антона, я обычно его не употребляю) и ориентация пойдет именно на него (здесь я грешу против норм русского языка, правильнее было бы так: «будете ориентироваться на него», но сейчас клиента желательно диссоциировать от сложной ситуации).
Мы начинаем делать упражнение «Поход к мудрецу». Антон в подробностях рассказывает, как он поднимается на высокую гору, на вершине которой растет кряжистый дуб, а под дубом сидит старичок-лесовичок, и к нему можно обратиться за советом.
Текст вопроса лесовичку Антон по моей просьбе обдумал заранее и с явным трепетом задает его: — Что мне придумать, чтобы к нам клиент пошел?
И замолкает. А спустя минуты две руки у него начинают как-то странно двигаться — как будто он имитирует письмо ручкой. Быстренько даю ему в руки картонный планшет с листом бумаги и фломастер, они у меня всегда наготове. Не раскрывая глаз, Антон что-то черкает на листе, разжимает пальцы, и планшет с фломастером падают на пол. Антон уходит в транс еще глубже и, кажется, задает старичку-лесовичку еще какие-то вопросы, но уже про себя. Я жду. Минут через семь-восемь Антон начинает «выплывать» из транса и начинает рассказывать мне, как он спускается с горы. Еще три минуты — и упражнение завершено.
Антон: — Он мне несколько раз повторил одно и то же: «Сегодня. Прямо сегодня. Прямо сегодня». А что — не знаю.
Тут его взгляд падает на валяющиеся внизу планшет и фломастер. Он спрашивает: — А это что такое?
Я молчу, а сама думаю, — вспомнит или не вспомнит? Вообще, амнезия после автоматического письма или рисунка (а это был как раз такой вариант трансовой работы) наступает довольно часто. Но у многих людей она быстро проходит. Вот и Антон — то ли вспомнил, то ли логикой дошел: — Это я, что ли, накалякал? А что это?
Я: — Не знаю. А на что это похоже?
Антон начинает вертеть лист бумаги в руках, недовольно фыркает, хмурится. А потом с раздражением откладывает его в сторону: — Не знаю. Чушь какая-то. Так что теперь делать?
Я: — А какие есть идеи? (да, я понимаю, что отвечать вопросом на вопрос — чистой воды одесский приемчик).
Антон, не заметив, что я переложила на него ответственность: — Не знаю даже. Что-то он говорил: «сегодня, сегодня»… Съезжу-ка я на работу, посмотрю, как там дела.
В два часа ночи смс-ка от Антона: «Я понял! Можно завтра прийти?». Пишу: «Можно, в восемь вечера». Господи, как же я люблю свою работу!
Приходит назавтра. Довольный… Рассказывает: — Прихожу я на работу. На часах восемь вечера, в зале три человека, сотрудники грустят, касса пустая. Захожу в свой закуток, сажусь за стол, достаю опять этот лист с рисунком, смотрю на него, думаю, что бы это значило. И то на него смотрю, то в окно. А через дорогу от нас институт. И свет в этот момент так падал, что вдруг стало понятно: я нарисовал эмблему того вуза. Помню, первое время я все собирался студентов оттуда «прикормить» в нашем ресторане, но не вышло: слишком цены высокие для них, а если кто и заходит, то только днем, а вечером — пусто. С чего это я нарисовал эту эмблему? И тут я думаю: студентов там не просто много, а очень много. Задружиться с детишками и выбить специальную маркетинговую программу под них я могу. Надо только сделать несколько разных заходов и потихоньку приводить их сюда.
Дальше прозвучало несколько действительно очень интересных маркетинговых идей, уточнение деталей и т.п. — опять стандартный коучинговый формат.
Что из всего этого вышло? Первый месяц клиенты из студентов соседнего вуза стали приходить — но их было маловато. Но Антон все время что-то слегка менял — то в спецпредложениях, то во внешнем виде персонала, то в оформлении зала (кстати, серьезно что-то менять он бы и не смог: полномочий не было — ресторан-то сетевой, все должно быть как у всех). Через полтора месяца появились первые «вечерние» компании. Через два месяца появилась прибыль.
На последней коучинговой сессии спрашиваю у Антона: — А что, собственно произошло? Как вам это удалось?
Антон, наверное, уже думал на эту тему, поскольку ответил довольно быстро: — А это среагировала моя креативность, про которую я всегда думал, что ее у меня нет. Просто я сделал то, что вполне мог сделать и раньше, но почему-то не делал. А когда я понял, что нарисовал эмблему института, который находится у меня под боком — мне сразу стало понятно, куда и как надо двигаться, как будто идешь по улице, и темно, и тут фонари зажглись…
К сожалению, тот лист бумаги с автоматическим рисунком Антона у меня не сохранился. Но картинку я запомнила хорошо. Когда Антон рассказал мне историю о том, как «узнал» нарисованную им каляку в эмблеме на здании напротив, я не поленилась, полезла в Интернет, нашла страницу этого вуза, глянула на эмблему, сравнила. Между нами говоря — ничего общего… Тем не менее, получилось.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Вот, всегда так. Только соберешься пойти рисовать учиться за час как Ван Гог, а ты сразу по рукам бить!
А здорово вышло! Работает же всё!
Давай уж сразу иди учиться рисовать, как Репин или Айвазовский.
Я, между прочим, всячески поддерживаю любой вариант творческого транса, но его рассматриваю как «транс ради транса», а ведь многие искренне надеются на то, что станут высокими профессионалами и смогут на своем профссионализме зарабатывать.
Потресающий рассказ))) Апплодисменты! С интересом прочитал.
Единственное, что я бы отметил — креативность достигается правильным балансом энергий или чакран (это не только моё мнение). Когда энергии достаточно для творчества — то человек сам начинает писать стихи/рисовать, you name it. Я, например, никогда не мог написать стихов или (детских) стишков, но общаясь с людьми (удалённо), которые активно это делали, тоже смог. А теперь — вот мне это затруднительно. Это как пример креативности через агрегор — по выравниванью вибрации биополя с творческими людьми (как я себе это представляю).
В теме управления энергиями я, боюсь, не слишком компетентна. Если с моей колокольни посмотреть, то получается, что процесс, который Вы называете достижением баланса, в запускании своего собственного творческого транса с помощью других людей.
А я вот, к сожалению, в теории транса малокомпетентен.
Наука, которая изучает энергетическое взаимодействие — это эниопсихология (это я просто так добавляю) — и одно из направлений — Рейки — и там говорится о балансиовке энергий чакр.
А ваше высказывани мне понравилось — я думаю, что вполне так можно определить этот механизм. Другие люди не цель — а средство подключения к их психическому творческому агрегору (наверно, что это вполне можно назвать трансом). Вобще-то я понимаю транс — от греческого слова «через» (как например — «транс-порт»).
То есть теоретически, наверно, возможно с помощью такого транса сбалансировать своё биополе так — что бы оно стало провоцировать творчество.
PS ох как я углубился в рассуждения )
Про Рейки я слышала, и даже сама однажды стала объектом помощи — человек, который практиковал эти техники, существенно подлечил мое ОРВИ (я не знала, что он это делает, так что самовнушением сие не объяснить).
Во взаимодействии людей скрыта огромная сила. И очень жаль, что ныне эта сила разбазаривается по пустякам, а часто люди просто разобщены.
Всегда удивляюсь, как Вы мастерски подбираете картинки для раскрытия темы. Читала и смеялась над смекалкой волка. Я бы назвала его поступок нестандартным — помог себе решить проблему ловли рыбы.
Текста у меня немало. так что людям должно быть комфортно читать. Вот я и расставляю «якоря»-картинки для того, чтобы возникали ассоциации и становилось веселее:)
Про волка — точно, неожиданный поступок. Я уже давно набрела на эту мини-притчу в Интернете, но каждый раз смеюсь, читая ее. Лисичку вот только жалко.
Пора к тебе на сеанс идти, раз ты так людей прямо из самого болота вытаскиваешь. Чем черт не шутит…
Людмила, вот и я об этом думаю! Через скайп поможет? Или только глаза в глаза?
Наталья, через скайп тоже можно, хотя всегда предупреждаю — эффект пониже и требуется чуть больше времени, чем в очном варианте. Конечно, в таком тонком деле лучше «глаза в глаза», но такая возможность не всегда есть — даже если все происходит в рамках одного города.
А разве ты в болоте? Не замечала.
Люди вытаскивают себя сами. Я только создаю нужный фон. Ну, могу еще волшебный пендель дать — но это редко, когда очень сильно достанут.
С волшебным пенделем у тебя особенно хорошо получается, надо новый раздел на сайте создать наряду с Внушениями, Гипноанализом и т.д. — Волшебный Пендель!
Идея хорошая, только этак можно и смазать эффект от будущих волшебных пенделей.
Тоже неожиданное, ну совсем не сказочное решение волка, рассмешило — лису даже жаль стало… Ну хоть и без хвоста осталась, зато с рыбой!
История умалчивает о том, наловил ли волк себе рыбы при помощи лисьего хвоста:)
А я, кстати, подумала, что решение в чем-то «сказочное» (именно в кавычках) — ну в какой еще сказке волку удалось взять верх над лисой?
Умение находить нестандартное решение, очень бы пригодилось в жизни! Относительно креатива ничего не могу сказать — по всей видимости професссиональная сфера моя креатива не признавала, а вот рисковать и принимать решения мгновенно, приходилось часто. От этого зависела жизнь и здоровье людей. Скорее всего креатив это не про меня… Сложная у вас работа, Лена!
Да, креативный доктор — это еще хуже, чем креативный бухгалтер:)
А умение быстро принять решение — это очень сложная компетенция, она не у всех есть. Так что ею можно гордиться.
Работа — как и любая работа с людьми (извините меня, айтишники!!!) — да, сложная. Но зато какая интересная и благодарная!
Как по мне, креативный подход к некоторым заданиям, способен сильно облегчить задачу. Но к сожалению, не всегда он эффективней дедовского метода. Другой раз, такие наполеоновские планы, а на деле, просто время убиваешь в пустую.
Обычно по жизни все, что можно решить традиционным путем, проще решать традиционным путем. Запрос на креатив, как правило, бывает тогда, когда традиционные схемы не действуют.
Молодец волк, далеко пойдет! Креативность как таковая, раскрылась именно в рекламной промышленности. С участием тайда есть десятки реклам, а помнят все, лишь пародию с избиением «Тайд или кипячение». Тот редкий случай, когда антиреклама послужила во благо компании.
Точно, уж рекламщик-то непременно должен быть креативным! Я периодически хожу на «Ночь пожирателей рекламы», где крутят громадное количество рекламных роликов. Вот где креатив зашкаливает!
Неожиданная концовка — это я про сказку. Судя по нашим сказкам, как представляют в них волка, то его действие больше подходит под буквализм. А лису вроде и жалко, но как говорят, жадность фраера згубила.
А историю с Антоном прочила с большим интересом — чем же всё закончится. А концовка интересная — рисунок-то и не похож, а сработало. Елена, Ваша методика просто супер. А правда, по скайпу сработает???
Волк в русских сказках — вообще не очень умный зверь. А тут еще и голодно. и холодно. и слюнки текут при виде пиршества лисы. Посему эффект буквализма вполне возможен.
Про автоматический рисунок — в таких случаях очень редко бывает что-то понятное с первого взгляда. Рисуют обычно с закрытыми или полузакрытыми глазами, мелкая моторика в трансе тоже работает по-другому, не так, как в состоянии бодрствования. И задания такого Антон не получал (иногда этот момент оговаривается до начала трансовой работы) — я просто увидела, что пальцы двигаются, и подумала — может получиться.
Про скайп — повторюсь, чуть ниже написала Наталье: работает, но слабее.
Надо же! Один сеанс гипноза- и человек смог довести до логического конца свои идеи. так и многих- идеи в голове вроде как и есть, но порой так и остаются идеями, может даже и креативными.
Идея должна вызреть. Многие это интуитивно понимают. Но окончательно она созревает уже в процессе реализации. А многие люди этого не знают и ждут, пока условное «яблоко» само свалится в рот.
Елена, всегда радуюсь, когда читаю комментарии к Вашим заметкам. Народу интересна тема разговорного гипноза. Что это — стремление познать непонятое или желание приобщиться к процессу? И высказывания всегда нетривиальны. Практически все начинают рассуждать с переносом ситуации на себя.
Спасибо, Наталья! В комментарии всегда можно упаковать то, что не поместилось в статье:)
Относительно Вашего вопроса: «Что это — стремление познать непонятое или желание приобщиться к процессу? «. Я думаю — у кого как. Тема гипноза — очень спекулятивная. Мало кто даже из людей, близких к психологии или медицине (это уж не говоря о людях иных профессий), знает ее глубоко — но практически все знакомы с «гипнозом с точки зрения журналистов или киношников». Так что в общем, интерес, хотя и не всегда здоровый, к этой теме есть.
Мои материалы — точно не божеское откровение и истина в последней инстанции, но каждый может найти в них что-то близкое себе, т.к. рассказывается всегда о реальных жизненных ситуациях, которые случаются у многих. Наверное, поэтому народ и переносит все на себя.
Интересно и поучительно. Признаться всегда был настроен скептически к невербальным способам воздействия на психику и способность к креативным подвижкам и идеям, в частности. Однако, когда начал читать статью уже не смог оторваться, за что вам, Елена, большое спасибо.
Да, в общем, все внутри самого человека. Если там ничего нет вообще — ничего и не получится. Но так бывает крайне редко.
Интересно, единственное, что я считаю, что творческие способности есть абсолютно у всех людей и их можно развить при достаточной мотивации и упорстве. А идеи какие-то есть практически всегда, не хватает только воли на их воплощение и готовности нести ответственность за результат.
Нелли, знаете, это не у всех есть идеи. Очень частая проблема: есть и сила воли, и мотивация, а ни одной толковой идеи нет!
В нашем народе творчество живет и развивается испокон веков. Причин масса, которые не дают замшеть, большое спасибо за это. Спасибо и современным технологиям, найдется что-то полезное для каждого.
Валера, если это ты гипноз назвал современной технологией, то, на минуточку, он — ровесник человеческой коммуникации и, думаю, возник еще до появления у людей речи.
Последнее время меня заинтересовала тема креатива. Картинки, особенно показывающие сравнение креатива и нестандарта, смешные, как говорится, бывает же у нас такое. Я считаю, что креатив дано создавать действительно творческим людям.
Творчество — такая штука сложная, что, по-моему, ее еще никто не объяснил. А придумать какой-то нестандартный (именно для своей системы мышления) ход может каждый человек.
Рассказ об Антоне и внезапно проснувшемся креативе весьма впечатлил! Я уверена, что любой человек обладает феноменальными способностями, которые при определенных условиях можно выявить и развить. А транс — сильный помощник в этом.
Транс — вообще хороший помощник для того, чтобы что-то сдвинуть с мертвой точки.
Интересно, а если бы ограничения в два месяца не было, то получилось бы или нет?
В такого рода игрищах временное ограничение всегда срабатывает как мощный катализатор. Думаю, если бы ограничения не было, тоже получилось бы — но не факт, что скоро, и не факт, что строго по запросу решить именно эту задачу.
Понятно, я как-то так и предполагал. ))
Что поразило: в два часа ночи приходит смс от клиента, и Вы даже в такое время отвечаете! Вы просто фанат своей работы! Уверен, что с таким профессиональным подходом Вы являетесь просто палочкой-выручалочкой для своих клиентов и источником их креативности и вдохновения! Хочу Вам пожелать удачи в Вашем действительно увлекательном и, уверен, полезном деле!
Ну, я не спала, работала, статью писала. Так что смс-ка в такой ситуации была поводом отвлечься:)
Спасибо за пожелание удачи. С клиентами мне обычно везет — «ленивые», которые надеются, что их работу кто-то за них выполнит, редко попадают.
Недавно почитывала Мэрфи про силу подсознания. Как он там говорит?-«бесконечная мудрость подсознания», «неисчерпаемая мудрость подсознания», которая знает всё, только надо правильно к этому самому подсознанию обратиться за ответом. Как мне кажется, Антон неоднократно задавал себе мучающие его вопросы. Может его подсознание каким-то образом подтолкнуло его обратиться к Вам, а Вы, при помощи определённой техники, помогли услышать ему уже вызревший ответ на его вопрос. Ведь только Антон смог разглядеть в нарисованной каляке эмблему института, и его осенило!
Может я сейчас рассуждаю, как наивный дилетант в подобных вопросах, но в последнее время меня эта сфера стала сильно интересовать, пытаюсь понять и разобраться…
Есть такое выражение про работу с людьми: из сосуда можно извлечь лишь то, что там есть. Вот я и извлекала. Мне, конечно, помогло, что у Антона мотивация была высокая.
А тема автоматического письма и автоматического рисунка — чрезвычайно интересная. Я все жду случая заняться ею поплотнее. Меня тоже всегда интригует, как иной раз люди ухитряются что-то прочесть / увидеть в своем «трансовом продукте». Но иногда очень четкие рисунки выходят.
Елена, Вы помогаете людям открыть в себе то, что они сами могут, но не хватает знаний, времени, желания. Это очень полезный труд, действительно полезный! Вот не учит нас система образования развивать свои способности, не дает финансовой грамотности, веры в себя. Здорово, когда человек читать любит, вдруг книгу какую умную прочитает, проснется. А если нет? Может быть, Вам книгу написать? Не думали?
Система образования на постсоветском пространстве, по-моему, сегодня вообще ничему не учит и никак не воспитывает. Раньше это делали школа-вуз-родители-коллектив, а сейчас вдруг разом все перечисленные выше перестали это делать. А само оно не вырастает.
Книга есть в планах. Правда, по опыту предыдущих моих книг, помню, что занятие это очень энергозатратное:)
Ох, Елена, как мне нравится читать ваши истории с гипнозом, всегда с большим интересом погружаюсь)) Вот еще один пример, как гипноз смог вытянуть из подсознания человека нужную мысль, идею. Понятно, что Антон задумывался о студентах, но идея была сырая, недоработанная, а гипноз как раз-таки помог соединить весь пазл.
Анастасия, Вы очень четко обозначили основное преимущество гипноза. Именно так. Вся информация, все идеи, все решения — в человеке. Но бывают — никто не знает, почему — блоки, которые затрудняют доступ к ним. А в состоянии транса блоки слабеют или уходят.