Психологическое консультирование и психотерапия онлайн (точнее, дистанционно) появились не сегодня.
Сначала это был телефон. Телефон доверия, поддержка со стороны психотерапевта в экстренной ситуации, когда нельзя встретиться, «ведение» давнишних клиентов, которые по каким-то серьезным причинам не могут приехать на прием. Как альтернатива традиционному (офлайн, как теперь бы сказали) формату психологического консультирования и психотерапии телефон никогда не рассматривался. Собственно и ограничений у него было немало: и телефоны не у всех были (стационарные, мобильных вообще еще не существовало), и междугородняя связь была неважной, да и дорогой, а международные переговоры вообще относились к категории «из ряда вон». Так продолжалось долго. И вдруг появились мессенджеры, позволяющие не только бесплатно (ну, почти бесплатно) говорить с любой точкой земного шара, где есть интернет, но еще и видеть собеседника. И началось. Сначала — робко и неуверенно, потом — все активнее. На рынке уже несколько лет присутствует немало коммерческих психологических центров, которые оказывают услуги консультирования и психотерапии онлайн. В рекламе они обещают клиенту: «Вы можете получить консультацию в любое удобное для себя время, по любому мессенджеру, от любого выбранного вами специалиста». И услуга эта пользовалась (и пользуется) успехом. Правда, она не носила массового характера — точно так же, как обучение онлайн или медпомощь онлайн. То есть это был один из вариантов, и не самый распространенный. Но после того, как весь мир в 2020 году пережил несколько месяцев самоизоляции, громадными темпами начала формироваться культура психологического консультирования и психотерапии онлайн, и этот формат многими (особенно — поколением, выросшим в эпоху интернета) стал восприниматься как равноценная альтернатива офлайну. А самые активные «продажники» в сфере психологических услуг и вовсе позиционируют онлайн как предпочтительный формат.
Но вопрос эффективности этого формата пока не решен. Пожалуй, почти все специалисты согласны с тем, что возможности высоких технологий полезно использовать в своей работе. Но вот можно ли ставить знак равенства с терапией офлайн? Проще говоря, есть ли разница?
Сейчас мнение большой части специалистов таково: «живая», очная работа лучше. Но возможность работать офлайн есть не у всех: кто-то живет за границей или в регионе, где нет специалистов, кто-то постоянно в командировках, кто-то болен и прикован к дому и не может свободно передвигаться по городу. Есть люди — особенно много их среди тех, кому до 30-37 лет — которые физически могли бы выйти из дома, но не могут этого сделать, так как для них крайне тяжелы любые социальные отношения в офлайне. И, казалось бы, для всех этих людей работа со специалистом онлайн — хороший выход из положения. Но это не совсем так. Консультирование и психотерапия по мессенджеру работают тогда, когда речь идет о перечне обычных жизненных проблем, которые бывают практически у всех — возрастных кризисах, сложностях на работе, недопонимании с партнером, переживаниях из-за поведения подросших детей, тревоги за пожилых родителей и т.п. Но чем эксклюзивней проблема, чем из большей глубины тянутся ее корни, чем теснее она связана с телом (физическим здоровьем, внешним видом), чем сильнее она портит жизнь — тем важнее «живой» контакт.
Давайте рассмотрим объективные ограничения психологического консультирования и — особенно! — психотерапии онлайн.
Одним из важных условий качественной работы в офлайне является качественный человеческий контакт между клиентом и специалистом. В онлайне такого этого доверия добиться гораздо труднее, поскольку невозможно использовать те физические настройки, которые естественным образом включаются при очной встрече двух людей. Ведь специалист и клиент должны друг к другу привыкнуть: ко внешнему виду, манере двигаться, голосу, запаху. Человек — существо биосоциальное, и «биологию» в нем никто не отменял. А в онлайне всего этого нет. Настраиваться приходится не по восьми-двенадцати параметрам, а по двум-трем. Точность настройки снижается. Бессознательного доверия друг другу меньше: многим людям тяжело, а то и невозможно «почувствовать» другого человека, когда понятно, что в реальности он находится очень далеко.
В процессе контакта с клиентом специалисту важно отслеживать все невербальные проявления своего визави: жестикуляцию, микродвижения, мимику, изменение дыхания, реакцию глаз, изменение мышечного тонуса. Иногда бывает так, что для очередной встречи с клиентом готовится и десять раз переделывается сценарий работы, но уже непосредственно в процессе целиком меняется на что-то другое — потому что тот показал телом важную реакцию. Но это — при «живом» контакте. А ведь при консультировании в онлайне фигура человека почти всегда не полностью попадает в поле зрения — чаще всего есть только видеокартинка с «говорящей головой»… да и то, что видно — совсем не факт, что видно хорошо. Для специалиста существует значительный риск что-то пропустить и, пропустив, сделать ошибку.
В онлайне, когда он носит сплошной характер, не так уж просто организовать совместное рабочее пространство. Не у каждого клиента имеется отдельная комната, в которую он мог бы зайти, закрыть за собой дверь и точно знать, что ему никто и ничто не помешает: ни дети, ни соседи, ни домашние питомцы, ни телефонные звонки, ни работающая во дворе его дома газонокосилка или бетономешалка с соседней стройки. А это напрягает. Напрягает и специалиста, и клиента, и у обоих много сил уходит на то, чтобы сосредоточиться. Качество работы страдает.
Дополнительная проблема — функционирование техники. Работа, обучение, развлечения, хобби, общение в значительной мере перешли в Сеть. Нагрузка на провайдеров интернет-связи возросла многократно. По ходу работы — в самый неподходящий момент — может зависнуть компьютер, или разорваться связь, или исчезнуть звук — а ведь клиент уже натренирован на определенный темп и тембр голоса специалиста, его манеру разговора. Технические неполадки случаются, в общем, не так уж часто, и если подобное произойдет, то это не смертельно. Но они случаются, и люди это знают по опыту — а потому держатся настороже, затрачивая душевные силы на дополнительный контроль. И эффект от работы снижается.
Что же получается: использование технологий в сфере психологического консультирования и психотерапии — плохо и неправильно? Нет, конечно. В большинстве случаев работает формула «Лучше так, чем никак». Но надо понимать, что и рисков при таком формате гораздо больше. Вероятность ситуации «что-то пошло не так» гораздо выше. Если есть возможность очной работы — ее обязательно надо задействовать. Если нет и единственный вариант — формат онлайн, то почаще включать рефлексию, уточнять все, что непонятно, рассказывать специалисту о том, какие чувства вызывает работа с ним. Это хорошая подстраховка. Есть такое любимое многими выражение: «Будем решать проблемы по мере их поступления». Самое время его вспомнить.
Онлайн-консультирование и психотерапия будут развиваться. И происходить это станет не столько из-за эффективности такого формата, сколько по причине удобства и экономии времени. О том, что может быть потеряно вследствие подобного выигрыша, пока мало кто задумывается. Тем более, что и сама жизнь подталкивает: как бы все мы обошлись во время самоизоляции без онлайна? Но и уходить туда целиком без реальной необходимости, а лишь потому, что это модно, «прогрессивно», снижает нагрузку — не стоит. Работа с психологом или психотерапевтом — такого рода, что чем больше трудится над собой и своим отношением к жизни клиент, тем быстрее придет результат и тем мощнее он окажется.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!