Есть еще один специалист, которого часто путают с психологом, обычно — с детским. Это дефектолог.
Почему путают — ясно: многие приемы работы схожи, детским психологам в процессе обучения часто читают курсы по разным направлениям дефектологии, а дефектологи в обязательном порядке изучают детскую психологию и специальную психологию. Кто же такой дефектолог?
Начать надо с того, что «дефектолог» — это название профессии человека, получившего в вузе специальность под названием «дефектология» (теперь ее чаще именуют коррекционной педагогикой). Вуз — педагогический, но в процессе обучения у дефектологов — очень много медицинских предметов, так что и специальность, по факту, наполовину медицинская.
Дефектолог работает с детьми — дошкольниками и школьниками — которые имеют особенности в своем физическом и / или психическом развитии. Его профессиональные задачи находятся в области обучения, воспитания и адаптации к социальной жизни таких детей.
Дефектология или коррекционная педагогика — название достаточно общее, поскольку направлений работы довольно много. Это:
Сам термин «дефектолог» может употребляться в двух значениях. Реже — как общее название профессии. Чаще — когда речь идет о работе олигофренопедагога (теперь их чаще называют коррекционными педагогами, так благозвучнее). А термины «логопед», «сурдопедагог» и т.п. как бы живут своей жизнью. Неправильно, но привычно.
В последние годы появились новые названия: нейрологопед, нейродефектолог. Это все те же логопед и дефектолог, просто в ряде случаев они, пока учились в вузе или повышали квалификацию, глубоко изучали дисциплины, связанные с работой мозга, и это замечательно. А иногда это прием для привлечения внимания окружающих, потому что приставка «нейро» звучит очень респектабельно. Сравните: «лингвистика» и «нейролингвистика»; «сеть» и «нейросеть»; наконец, «маркетинг» и «нейромаркетинг».
Так чем же дефектолог отличается от психолога? Дефектолог — это своего рода ласковый дрессировщик, задачей которого является — несмотря на присутствие у ребенка значительных проблем, обычно связанных с органическим поражением головного мозга — подтянуть его как можно ближе к средней возрастной норме, а если получится, то и привести в эту норму. Кстати, нередко-таки и получается… Зная структуру нарушения у конкретного ребенка, дефектолог подбирает для него специальные упражнения, дает домашние задания и проверяет качество их выполнения, консультирует родных. Также очень важны регулярность занятий и поддержка усилий дефектолога со стороны родителей ребенка. И, конечно, подобная коррекционная работа — не на один день.
«Мишень» работы дефектолога, как правило — не «душа», как у детского психолога, а четкий набор определенных знаний и навыков, из которых и складывается возрастная норма. Если у ребенка имеется органическое поражение мозга — методами дефектологии «починить» его нельзя. Но можно использовать удивительную способность человеческого мозга, особенно — детского, к компенсации. Это и делает дефектолог. Учит, объясняет, тренирует, даже, пожалуй, натаскивает. Долгое время может быть почти не видно эффекта, но в один прекрасный день происходит переход количества в качество, и ребенок делает большой шаг вперед.
Психолог, если у него нет соответствующей дополнительной специализации, не заменяет дефектолога. Дефектолог, если у него нет соответствующей дополнительной специализации, не заменяет психолога. Это разные специалисты.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!