И снова неожиданное словосочетание, мимо которого я не смогла пройти: гипноз для грустных. Вот кто-то спросил… Что ж, это — в рубрику wow-запросы. А у меня сразу же возникла ассоциация с известным грустным персонажем: Пьеро. Помните? Все время в печали, плачет, разговаривает трагическим тоном, часто вздыхает. Выражение лица — соответствующее.
Ясное дело, никто от хорошей жизни не станет искать в Сети «гипноз для грустных». Или самому человеку скверно на душе (как вариант — он находится в самом начале депрессии и ищет способы себе помочь), или он хочет поддержать кого-то из близких — супруга, родственника, друга). То есть старается решить проблему. И это хорошо, если только… если только подобный шаг — не поиск «легкой жизни». Непонятно? Сейчас поясню.
На мой взгляд, в последние десятилетия в нашей стране происходит массовая трансформация отношения к эмоциям. Нет, ну, конечно, люди по-прежнему влюбляются, ревнуют, обижаются, радуются, удивляются — но делают это несколько по-другому, чем раньше. У сегодняшнего человека намного меньше времени и душевных (физических, кстати, тоже) сил на полноценное переживание эмоций. Нотабене: чтобы лишний раз прорекламировать любимый метод, замечу, что одной из причин популярности разговорного гипноза у тех, кто уже к нему обращался, является возможность безопасно пообщаться с собственными эмоциями, находясь в трансе.
И у нас ведь еще есть популярная психологическая литература, тренинги, вебинары, передачи по ТВ, статьи в глянцевых журналах, задача которых — научить каждого, кто готов за это заплатить деньгами / временем, радоваться и любить себя 24 часа в сутки — иными словами, беспрестанно получать позитивные эмоции. А попутно — совершенствовать свой эмоциональный интеллект и быть осознанным, не забывая регулярно сообщать об этом всему миру через соцсети и постепенно уверяясь в собственной высокой психологической компетентности.
Но то, что происходит ныне во всем мире — экономические кризисы, ситуация с экологией, бешеный темп изменений во всех жизненных сферах — как-то вот не очень располагает навсегда забыть о грусти. Таким образом, появляются своего рода «ножницы» между тем, что человек чувствует в реале, тем, что он думает о своих чувствах (если вообще думает), и тем, что происходит на самом деле. Это могут быть три совершенно никак не пересекающихся между собой процесса. А называют все это обычно так: «мне что-то грустно».
Вообще-то, грусть — вполне человеческое чувство. Переживание грусти — естественное состояние, невозможно всегда радоваться или даже просто быть в тонусе. Классики наши бессмертные еще и вдохновение черпали в грусти-печали. Помните? «Печаль моя светла…». Правда, до таких строк сумел дозреть только А.С. Пушкин.
Но отвлечемся от классики и вернемся к проблемам современности. Итак, с чем теперь частенько приходится сталкиваться психологам, психотерапевтам и психиатрам? С неспособностью людей переживать эмоции (в первую очередь, разумеется, речь идет об эмоциях негативных). Получается так, что человек оказывается не в состоянии перенести самомалейшую душевную боль и сразу начинает искать «болеутоляющее» — антидепрессанты, алкоголь, наркотики, помощь экстрасенса (кто-то уходит в религию — но там быстрого облегчения не бывает, поработать над собой надо, и правила довольно суровые)… Вот, похоже, теперь и до гипноза добрались. Ударим гипнозом по грусти…
Практически все мои клиенты моложе 35 лет в какой-то момент проговаривают это: «Я хочу жить весело»; «Я не хочу переживать» (не «переживать из-за чего-то или кого-то», а вообще «переживать»); «Со мной так нельзя!» (про чье-то отношение) — и просят сделать «быстрый гипноз». Особенно трудно бывает с теми, кто уже знает: да, в ряде случаев гипноз может «обезболить». Но обезболивание — это не лечение. Это откладывание решения проблемы на потом. И поэтому «гипноз для грустных», безусловно, начинается с того, что человеку предоставляется возможность вернуться в свою «душевную норму». И делается это для того, чтобы дальше разобраться:
а) в чем причина этой «грусти» (кавычки — потому что под словом «грусть» может скрываться любое другое состояние)? б) как можно повлиять на эту причину (и надо ли влиять)?
И только потом начинается работа в гипнозе. По большому счету, это локальная тренировка эмоционального интеллекта, направленная на понимание себя и своих эмоций в конкретных ситуациях «грусти». Результаты обычно бывают хорошими. А мне, когда я отпускаю такого клиента, всегда кажется, что он уходит более взрослым, чем пришел.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Я смотрю, гипноз способен решить любую проблему и вылечить от любой болезни. Или я ошибаюсь?
Во мнении многих — именно так. Чуда людям хочется, таблетки от всех болезней.
Вот насчет таблеток — это они зря. От них только хуже бывает. С гипнозом такая же история?
Нет, с гипнозом другая история. Он позволяет начать с маленького изменения, а потом, по методу снежного кома, решить проблему, которая беспокоила.
Последняя фраза, по-моему, ответ на вопрос, почему часть людей хочет «жить весело» — это банальный инфантилизм во всём, в том числе в эмоциях. Хорошо живём, трудностей мало, есть возможность в виртуальную реальность с головой уйти… Особенно это в больших городах ярко проявляется. Да ещё и грусть-печаль с помощью гипноза хотят разогнать. У меня знакомая была (под 40 лет), которая проживала три жизни одновременно: реальная с мамой и без мужа и детей, в мечтах с богатым мужем, да ещё и во сне одна линия жизни шла. Давно с ней не общаюсь, не знаю, как там дела, но думаю, ничего не изменилось.
По-моему, жизнь стала спокойней, не надо биться в очередях, вот народ и стал спокойней и проще ко всему относиться
Насчет спокойнее и проще — это ты классно сформулировала. В очередях, конечно, биться не надо (в больших городах, во всяком случае), но вот деньги на то, чтобы окунуться в океан изобилия, не у всех имеются.
Инфантилизм — т.е. нежелание / невозможность психологически повзрослеть — обычно расцветает не от хорошей жизни, а тогда, когда человеку страшно стать взрослым и нести ответственность за себя и близких. А возможностей для того, чтобы поддерживать свой инфантилизм, соглашусь, сейчас более, чем достаточно.
Но, согласитесь, в наше время инфантилизм расцвёл пышным цветом, а в тяжёлые для страны времена его было значительно меньше. И взрослеют очень быстро дети благодаря перенесённым трудностям. Сложный это вопрос. Начинаю задумываться, и обнажаются разные грани этого вопроса.
Тяжелые времена в нашей стране перманентно. Ни одно поколение не выросло в полностью споокойной, предсказуемой обстановке. Но весь вопрос, на какой период жизни человеку выпадают тяжелые времена. Ну и, конечно, в чем конкретно выражается их тяжесть. Нельзя же сравнивать, например, времена Великой Отечественной войны и 90-е годы — тяжело было и там, и тут. Но те, чье детство попало на эти годы, выросли совершенно разными людьми.
Бывает, чтобы пережить грусть надо приложить немало сил, но оно это состояние грусти опять возвращается. И тогда надо работать со своими эмоциями снова и снова. А гипноз от грусти … — наверно это слишком просто, все равно как по любому поводу пить обезболивающую таблетку.
Хотя наверно бывают такие состояния даже не грусти, а сильного эмоционального шока, когда гипноз — как средство от эмоциональной боли, оправдан. И огромный респект тем, кто может помочь человеку в таких ситуациях, в том числе и гипнозом.
Такая грусть, при которой показан гипноз — это уже не вполне грусть, а, скорее, тоска. Т.е. что-то, что близко к депрессивному спектру. А грусть… нельзя же все время радоваться, жизнь-то — она разная! НО многие люди, родившиеся после второй половины 80-х, грустить не умеют.