Сколько злости! Сколько обиды! Сколько раздражения и непонимания носит в себе обиженная невестка! Более того, часто бывает так, что даже вполне адекватная и разумная свекровь по полной программе демонизируется. Послушаешь такую невестку и поймешь — это ж не свекровь, а прямо ужас, летящий на крыльях ночи какой-то!
Почему так происходит? Во-первых, работает сила традиции: в нашей культуре сложилось так, что свекровь — априори персонаж отрицательный. Этакая системная бяка-закаляка кусачая.
Во-вторых, опять-таки, культура: мало кто задумывается о том, что чуть больше ста лет тому назад наша страна приблизительно на три четверти (перед Первой Мировой войной при общей численности населения 159,2 млн. человек на город приходилось 28,5 млн., остальные 130,7 млн. были сельскими жителями) состояла из крестьян. А кем была невестка в крестьянской семье? В лучшем случае — обслуживающим персоналом. Вы скажете, с тех пор прошло много времени? Да, только ведь технологии меняются быстро, а культура в отношениях — нет.
В-третьих, работает общечеловеческое качество на все смотреть со своей колокольни и не слышать друг друга даже тогда, когда это жизненно необходимо. Ведь и у невестки — правда, и у свекрови — правда. Жаль только, что это обычно две совершенно разные правды, а желание докопаться до истины, что у невестки, что у свекрови, появляется крайне редко.
Гораздо чаще у клиентки, обратившейся к помощи разговорного гипноза, есть конкретный запрос: или наивный, тот, о котором я уже упоминала в первой части — «загипнотизируйте свекровь!»; или более зрелый — «я хочу перестать на нее так сильно реагировать».
А «так сильно» — это как? Задашь такой вопрос и в ответ получаешь образцовое описание стрессовой реакции: «в жар / холод бросает, дыхание перехватывает, тошнит, в голове гудеть начинает, руки потеют…». Это если спросить о том, что с телом происходит. А на уровне чувств — охххх, чего только не говорят! «Раздражение, злость, презрение, ненависть, бешенство, ярость…». Если человек переживает такие чувства и все время вынужден сталкиваться со стимулом, который их вызывает — ему не позавидуешь: это вся равно, как быть коброй, перманентно стоящей на хвосте… но без особой надежды броситься, куснуть и пойти заняться своими змеиными делами.
Немалое количество браков распалось по причине под названием «злая свекровь». И в ряде случаев — да, ничего не сделаешь: будучи поставленным перед необходимостью выбирать между мамой и женой, мужчина выберет маму. Но такие случаи не составляют большинства. Чаще оказывается так, что люди мучаются и терпят. А можно не мучиться и, соответственно, не терпеть — если привлечь разговорный гипноз.
Наиболее интересный случай из серии «гипноз от злой свекрови» произошел в моей практике уже много лет назад. Молодая женщина, Татьяна, была уже шесть лет замужем, растила дочку, как вдруг в семейной системе произошли изменения. Скоропостижно скончался свекор, и свекровь, которая всю свою жизнь вместе с мужем прожила в другом городе, за тысячи километров от Москвы, настояла на том, чтобы переехать в столицу к сыну. Рассказывает Татьяна:
— Мой муж единственный сын, братьев-сестер у него нет. Вполне естественно, что он должен заботиться об овдовевшей пожилой матери. Правда, мне было не очень понятно, почему забота должна выглядеть именно так: ведь свекровь — хотя и не девочка, но и не старуха, всего 63 года, болезней нет, прекрасно выглядит, за собой следит. Тоскливо одной — да, понимаю. Но этот вопрос можно было и как-то по-другому решить. Муж, между прочим, тоже воспринял ее идею перебраться к нам без всякого энтузиазма, но спорить не стал. Но Ирина Федоровна (свекровь) других вариантов не рассматривала — быстренько продала там квартиру и прилетела к нам.
У нас небольшая, но «трешка» — и то слава богу, хоть есть куда зайти и закрыть дверь. Но присутствие другого человека сразу стало давить. А буквально через два месяца после переезда в Москву, свекровь стала отравлять мне жизнь. Обычные придирки всех свекровей: не так готовлю, не так воспитываю ребенка, не забочусь о ее сыне (который, между прочим, мой любимый муж!). Где-то год я молча слушала все эти упреки. Потом стала огрызаться. Дальше начались скандалы. Муж старается никого не обидеть, но я вижу, что он устал и тоже на пределе. А у него сердце больное, ему нельзя волноваться.
Что очень странно: когда мы только поженились и приехали знакомиться со свекровью и свекром, когда каждый год на две недели приезжали к ним в отпуск — все было нормально. Пылкой любви ко мне она, конечно, не проявляла, но была совершенно адекватна, никогда не позволяя себе ни обычных женских «шпилек», ни, тем более, хамства. Но то, что происходит теперь — кошмар. И я не знаю, что делать, потому что еще немного — и просто подам на развод. А что с мужем будет? А с ребенком?
Что меня несколько удивило в рассказе Татьяны: она довольно мало говорила о самой свекрови. Обычно в такой ситуации обиженные невестки вываливают на меня ворох страшных историй, которые начинаются со слов: «А еще она…» и явно ждут от меня поддержки: «Ах, она, такая-растакая!». Здесь было что-то другое. Но что — я не могла понять. Задаю традиционный вопрос: — Татьяна, а как вы сами думаете, чем в вашем случае может помочь гипноз?
Татьяна надолго замолчала. По ее лицу было заметно, что в голове идет какая-то важная работа. Возникло такое впечатление, что ответ у нее заготовлен заранее, но в последний момент она решила его изменить: — Я ведь уже и в церковь ходила. Батюшка мне сказал, мол, вспомни: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»! И я старалась. Не вышло — не могу я забыть три года оскорблений, не могу я ее любить. А деваться некуда: купить ей квартиру и отселить ее мы не можем. И к вам я с тем же пришла — как сделать, чтобы полюбить ее? Ведь она неплохой человек. Поэтому единственное, что мне может помочь, это чувство равнодушия, безразличия к тому, что она делает и говорит. Сама я это чувство «включить» не могу — может быть, с помощью гипноза получится?
О-о-очень опасный запрос — как и все запросы на «включить» или «выключить» гипнозом какое-либо чувство. Но, кажется, если я сейчас предложу Татьяне вместе с мужем обратиться к семейному психологу и глубоко проработать ситуацию, это вряд ли будет принято. Попробую дальше, пусть расскажет чуть больше о том, как она видит это равнодушие. Спрашиваю: — Татьяна, а у вас есть опыт такого чувства равнодушия или безразличия — когда все, что вам говорят, никак вас не затрагивает?
Татьяна: — Я человек эмоциональный. Поэтому, когда говорят со мной — я всегда реагирую. Но, вот, например, я умею выключаться, когда по телевизору или радио идет реклама. Раньше, в юности, она меня очень раздражала. А потом как-то само собой вышло, что я ее перестала слышать. Вот хорошо бы и с Ириной Федоровной так было: она говорит, я все слышу, но ничего не слушаю — и, естественно, не реагирую!
Отлично, подсказка для меня готова. Надо начинать. Только еще одну вещь выясню — и заодно запущу транс сложным вопросом: — Хорошо. Мы с вами сейчас сделаем упражнение, которое поможет вам достичь вашей цели. Но у меня к вам вопрос: а как вы думаете, что произойдет с Ириной Федоровной, если она перестанет получать от вас эмоции в ответ на свои слова и действия?
Татьяна зависла, как компьютер. Помолчав с минуту, она неуверенно проговорила: — Не знаю… я как-то об этом даже и не думала. Удивится, наверное, сначала. А потом — неизвестно…
— Тогда я предлагаю вот что: мы сделаем упражнение, и при этом поставим срок, на который вы эмоционально «выключитесь» по отношению к своей свекрови. Этот срок — 60 дней, начиная с сегодняшнего. А потом посмотрим, что изменилось и, если потребуется, продлим. Хорошо?
— Хорошо — кивнула Татьяна и закрыла глаза. Судя по тому, что она не стала расспрашивать: «почему не навсегда?», «почему именно 60 дней?», «а вдруг не сработает?» — женщина уже находилась в состоянии транса.
В трансе я совместила два момента, воссоздав ситуацию: Татьяна сидит, смотрит телевизор, и начинается реклама. И Татьяна привычно, «само собой» отключается: смотрит на экран, но видит только яркие краски, слышит текст, но воспринимает его просто как шум. И когда реклама заканчивается и снова начинается любимый сериал, она, стараясь вспомнить, что же было в рекламе, не может этого сделать. А потом фильм опять прерывается рекламой, и еще раз, и еще… И каждый раз одно и то же — как только включается реклама, выключается реакция на нее.
И в какой-то момент, спустя секунду после начала очередного блока рекламы, в комнату заходит Ирина Федоровна и что-то говорит. И реакция на нее такая же, как на рекламу: не затрагивает. Дыхание спокойное, сердце бьется ровно, чувств нет никаких — даже любопытства.
Транс был хорошим. Кому-то разговорный гипноз помогает сразу, кому-то — чуть позже, но Татьяна явно была из тех, для кого этот метод — самый подходящий. Это было ясно по ее виду, когда она вернулась в реальность: глаза блестят; на щеках ямочки, которых точно не было, когда она пришла; голос звучит звонче и веселей.
Договорились о том, что она будет держать меня в курсе происходящего. Первый отчет поступил вечером того же дня: «Я готовила ужин. На кухню пришла Ирина Федоровна и, как обычно, стала придираться. То есть я так думаю, что она стала придираться — потому что я реально ничего не слышала, хотя смотрела на нее очень внимательно. Она поговорила-поговорила и ушла из кухни — кажется, какая-то обескураженная. Потом еще раз подкараулила меня, когда я несла дочку из ванной. Меня опять выключило. Волшебное ощущение: смотрю на нее и вообще ни-ка-ких эмоций по отношению к ней, даже злорадства или любопытства нет. На этот раз она осеклась на полуслове и ушла в свою комнату. А у меня наконец-то исчезла эта жуткая дрожь, которая появлялась после каждого разговора с ней. Легла спать счастливая».
Эта история закончилась хорошо. Не получая привычного подкрепления в виде эмоций невестки, свекровь прекратила свои атаки. Через месяц Татьяна попросила меня взять свекровь на консультацию — та дозрела до готовности обратиться к психологу, поняв, что никак не может «отпустить» уход из жизни мужа. Я отказалась — у тех специалистов, которые используют метод разговорного гипноза, нет прямого запрета на работу с родственниками своих клиентов, но я стараюсь этого не делать. Зато порекомендовала ей хорошего специалиста.
Ах, да. Запрос на «выключение» эмоций при общении со свекровью был снят через три недели после обращения Татьяны — по ее просьбе.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Какая правильная история! Думаю, что те, кто прочитает, в каких то легких случаях смогут себе помочь сами! А в не очень лёгких — будут знать, к кому обратиться за помощью!
Судя по количеству звонков на «свекровью» тему, проблема частая. Но очень большое количество молодых женщин — невесток — не готовы ее решать. Просто хочется «чтобы она (свекровь) так не делала».
Хорошая история, жаль очень редкая. Как там было название книжки «Спасибо мама за всё то, что ты не успела испортить в моей жизни»? Думаю, что влияние свекрови на статус брака одно из самых популярных обстоятельств разводов.
Сейчас уже и сам институт брака сильно изменился. Но там, где он традиционен — свекровь по-прежнему ведет одну из главных партий.
Мало кому в голову вообще приходит, что на это можно повлиять. Принимается как данность, а в результате все мучаются(
Хороший результат. Но это для спокойных. А я терпеть не умею. У меня сразу самолюбие бесится, т.к. моя жизненная позиция — я все решаю, никто не смеет командовать и контролировать. Поэтому у меня все превращается в сопротивление. В общем, я свалила на съемную квартиру, т.к. терпеть бесящих людей я не могу. Мне нельзя указывать вообще ничего. Я все решаю в своей жизни сама. Подчинение для рабов. Я очень гордая в этом плане и свободолюбивая. Меня в прямом смысле бесит, все внутри вскипает и я готова к скандалу, когда кто-то думает, что может мне указывать. Я никого не трогаю, и меня лучше не надо. И еще мне плевать на мнение кого-то. У меня быт не на первом плане. Мне по барабану, что как готовить, что есть, как одеваться. Меня волнует, чтоб мозг развивался, происходил процесс познания и саморазвития. А люди, поучающие, нарушают мою гармонию. Они как зудящие комары, раздражают. Я не понимаю и никогда не пойму, что не так с людьми, которые испытывают потребность смотреть на других и поучать их. У меня нет потребности следить за чужой жизнью и вмешиваться. Мне вообще пофиг на чужое, что на меня не влияет. Я считаю, что они все ненормальные, кто ко мне лезет. Нормальным должно быть без разницы на мою жизнь.
Мне кажется, здесь еще большое значение имеет вопрос о том, чья территория. Находясь на своей территории, можно устанавливать свои правила (и то — в нашей культуре, если речь идет о взаимоотношениях с людьми старшего поколения, принято терпеть). А вот на чужой или общей диктовать уже сложнее.
А поучающие люди, мне кажется, обычно делают так из-за пустоты собственной жизни и страха подумать о собственных проблемах. Отвлекаются так.
Хорошо, что у вас на независимость хватило денег. А то у некоторых это всё превращается в соревнование: или покушать, или свобода. Впрочем, если вы свободу ставите выше, чем «кушать», то честь и хвала. Боюсь только того, что свекровью вы будете весьма …
Примерно так и есть. Выбрала свободу, хотя с деньгами туго. И не жалею. Я просто достаточно смелая принимать рискованные решения, никогда не жалею. Зато домой я прихожу в зону комфорта, что хочу там, то и делаю. Свекровь из меня будет хреновая, т.к. со мной лучше не жить тоже по той причине, что я не буду подстраиваться. А если дети будут жить отдельно,то я буду нормальная. Мне нужно просто быть отдельно от людей.
Ты прям так про свекровь все описываешь проникновенно, зачитаешься…
Столько историй слышала на эту тему… роман можно написать.
Интересная история гипнотического воздействия. Хорошо, если эта связь станет устойчивой, и невестка не сорвется снова. Наш ум играет с нами в жестокие игры, пряча душу в самые потайные уголки подсознания, к сожалению …
А свекровь нужно уважать, любить, лелеять, никогда не обижать, никогда, ни в коем случае не унижать и не оскорблять … Но вот печалька… Эти качества зачастую могут быть на стороне так и не умудрённой жизнью, свекрови. И тогда это горе для всех. Практика показывает это неоднократно.
Ведь каковы законы жизни? Родители ВСЕГДА должны отдавать детям. Если процесс идет наоборот, сама жизнь останавливает свой ход. Если родители хотят получать от детей, якобы «отдай долг», то у этих детей не остается сил на своих детей, чтобы им дать. Жизнь снова теряет свое нужное направление. Вот такой казус возникает.
Поэтому, зачастую все зависит не от ума, а от мудрости самой свекрови. Только тогда, наполняясь любовью, к себе, в первую очередь, она будет настоящей мамой для своей снохи, даже лучше, чем мама, и никак не иначе. Это факт, и очень редкий факт, к сожалению.
Да, усилий со стороны одной лишь невестки мало. Если не будет встречных шагов со стороны свекрови (или хотя бы нейтралитета), то не факт, что невестки надолго хватит. Конкретно в этом случае — еще и повезло.