Все мы сталкивались в жизни с людьми, которые не могут не опаздывать. Иногда это бывают незначительные опоздания, минут на пятнадцать-двадцать, иногда — серьезные, на час и больше. Но самая главная особенность опоздуна — он опаздывает всегда, и люди, которые по родству, свойству или работе соприкасаются с ним, через какое-то время не то, чтобы привыкают, но как-то смиряются. Это не мешает им активно возмущаться очередными срывами договоренностей, но при этом всем ясно, что любые увещевания и скандалы — лишь «выпускание пара», поскольку все равно ничего не изменится. Опоздун сам очень удивится своему опозданию и начнет усердно искать этому причину. Может быть, найдет, а может — нет, и тогда он сделает вот такое лицо:
Большинство из нас хоть когда-нибудь, да опаздывали — на учебу, на работу, на важную встречу, на свидание, на поезд или самолет. И надолго запомнили, как это было неприятно, даже в том случае, если все завершилось благополучно и обошлось без дальнейших проблем вроде выговора от начальника или необходимости оформлять новый билет во Владивосток: крайне дискомфортно само вот это ощущение — «успею или не успею?».
А в чем главное отличие опоздуна от всех остальных людей? Он тоже переживает. Но не чрезмерно. Он помнит, как это противно — опаздывать. Но помнит недолго. И опаздывает он, разумеется, не нарочно. Просто всякий раз так складываются обстоятельства.
Люди, особенно малознакомые, на опоздунство реагируют по-всякому, но в большинстве своем — негативно. Поэтому опоздунам приходится изыскивать причины, объясняющие преступления против пунктуальности: от классического «сломался будильник» до изысканного «у соседа рожала кошка, он упал в обморок, я ассистировал ветеринару». У опоздунов с особенно богатой фантазией в качестве причины опоздания вполне могу фигурировать и злодеи-инопланетяне или срочный вызов в Кремль.
Кстати, нельзя сказать, что опоздун сам не страдает от этой своей особенности. Постоянные пинки по репутации в глазах начальства всех видов, привычное ворчание близких людей, реальные проблемы вроде того же опоздания в ситуации, когда «поезд ждать не станет», разорванные отношения с теми, для кого пунктуальность является жизненно важной ценностью, и в глазах которых, следовательно, даже единожды опоздавший человек не заслуживает доверия…
За помощью к разговорному гипнозу опоздуны обращаются сравнительно редко: видно, все же как-то сами с собой договариваются. И даже если обращаются, то примерно в половине случаев не потому что хотят научиться не опаздывать, а под давлением близких людей или карьерных обстоятельств. И прогноз тут неважный: мотивация слабенькая, запрос формулируется «не хочу опаздывать, потому что все на меня злятся». А мотивация по принципу избегания неприятностей, хотя и может быть очень сильной…
… но недолговечна, аккурат до того момента, когда опасность перестанет грозить очень явно. Правда, мотивацию можно усилить, и здесь разговорный гипноз помогает.
Около года тому назад ко мне обратился Игорь, как он сам отрекомендовался, «хронический опоздун» (кстати, от него я впервые и услышала это слово). Игорю тогда было 34 года, он руководил отделом в крупной компании. Несмотря на то, что всю сознательную жизнь он провел в офисном графике, опоздания всегда были жутчайшей проблемой и причиной подпорченных отношений с родными, друзьями, коллегами. А сейчас в компании сменилась власть, старый начальник, который на опоздания Игоря смотрел сквозь пальцы, ушел на повышение, а на его место пришел руководитель отделения компании в одной из европейских стран, человек совершенно не российского менталитета и, по выражению Игоря, «зацикленный на пунктуальности».
Все это я узнала во время телефонного разговора с Игорем. Договорились о встрече. Ориентируясь на предыдущий жизненный и профессиональный опыт, я так выстроила расписание, чтобы Игорь, опоздав, не сбил мне весь график приема на день. И каково же было мое удивление, когда он пришел не то, что вовремя, а на двадцать минут раньше. «Может, все не так уж и плохо?» — мелькнуло у меня в голове. Начали работать. И тут выяснились интересные подробности, о которых Игорь по телефону умолчал. Оказывается, два месяца назад он уже обратился к специалисту — врачу-психиатру, который использует в своей работе классический гипноз. Классический — в смысле директивный, то есть пациенту в состоянии транса предлагаются прямые внушения.
Запрос Игоря выглядел так: хочу перестать опаздывать. И врач ему помог. Уже после второго сеанса Игорь перестал опаздывать. Но у этой победы оказался странный привкус. Послушаем, как об этом рассказывает Игорь: — Я и в самом деле больше не опаздываю. Все в шоке, особенно родственники — ведь они все уже привыкли к тому, что если мы договариваемся о встрече в одиннадцать утра, то смело можно приходить к двенадцати, потому что вовремя я все равно не приду. Теперь им приходится перестраиваться и, что самое смешное, я несколько раз и претензии по этому поводу услышал. Но речь не о том. Я в душе по-прежнему опоздун. И терпеть не могу торопиться. Но теперь, когда я куда-то собираюсь, я, с одной стороны, не хочу торопиться, а с другой, испытываю какой-то непонятный страх, точнее, тревогу. Она совершенно иррациональна — мне ли не знать, что если я опоздаю, мир не перевернется? И эта тревога заставляет меня двигаться быстрее и гонит вперед, и я прихожу вовремя. Даже не вовремя, а раньше минут на двадцать-тридцать. Но как же отвратительно я себя при этом чувствую! А опять обращаться к тому врачу, который мне помог, я боюсь: вдруг он все вернет на круги своя, и я опять начну опаздывать?
Я не выдержала: — То есть вы боитесь, что он вас расколдует?
Игорь осекся: — Да, пожалуй, как-то так. Я не стал вам рассказывать по телефону о том, что уже работал со специалистом, потому что не знал, как вы к этому отнесетесь — вы же могли сразу отправить меня к нему, потому что я с ним начал работу и все-таки получил результат. А теперь я хотя бы успел обрисовать вам ситуацию.
Такое периодически встречается в работе: несмотря на опыт более или менее успешного сотрудничества со специалистом, за «доработкой» запроса клиент обращается к другому спецу. Наверное, не хотят огорчать того, кто уже помог.
Уточняю: — Игорь, так с каким же запросом мы работаем? Ведь вы больше не опаздываете?
Игорь задумался: — Над запросом я размышляю уже дня три. Наверное, самым лучшим вариантом было бы убрать тревогу, но оставить ее действие. Нет, что я говорю — если ее убрать, то какое же действие? Значит, уменьшить. Чтобы я волновался, но в меру. И при этом — не опаздывал. Так можно?
Игорь сам подсказал мне идею того, как с ним работать. Дело в том, что всякий раз, когда в запросе клиента звучит пожелание увеличить или уменьшить какое-то чувство или ощущение, можно использовать технику шкалирования — и она обычно помогает. Суть ее в следующем: выбирается шкала, чаще всего — 10-балльная или 100-балльная, но возможны вариации. Актуальное для клиента чувство раскладывается по шкале — вот так оно выглядит в самом легком виде, вот так — в выраженном, а вот так — когда сильнее уже дальше некуда.
— Игорь, а если представить себе десятибалльную шкалу, то раньше, когда вы со спокойной душой опаздывали, на какой отметке была ваша тревога?
Игорь широко улыбнулся: — Где-то на уровне минус три.
— Хорошо, а вот теперь, когда вы перестали опаздывать?
Игорь закрывает глаза и довольно долго молчит. Потом, не открывая глаз, произносит: — Сразу хотел ответить: «десять». Но на самом деле, конечно, нет — я знаю, что такое настоящая тревога: это когда переживаешь за детей или какие-то очень большие проблемы со здоровьем… Думаю, в моем случае это будет отметка «семь». Да, «семь».
Редко когда клиент сразу обозначает две точки на шкале, а тем более, чтобы первая из них была выше второй. У меня было сильное искушение попросить Игоря сразу же начать движение по шкале вниз, к уменьшению чувству тревоги. Но я решила не отступать от правил, поэтому задала вопрос: — А что на этой шкале соответствует цифре «восемь»?
Игорь задумался еще глубже. Появились признаки транса, которые прямо на глазах стали активно развиваться. Приблизительно через минуту он ответил: — Когда у моего брата подозревали тяжелую болезнь. Мы все тогда, вся семья, около двух недель находились в подвешенном состоянии, пока ждали результатов исследования. К счастью, обошлось.
Задаю следующий вопрос: — А что же происходит с тревогой на отметке «шесть»?
Транс углубляется. Теперь молчание еще дольше. Потом Игорь говорит: — Когда пришел этот новый начальник, и я на полчаса опоздал на первое общее собрание, которое он проводил.
Опять направляю внимание Игоря на максимальные значения шкалы: — А кода в вашей жизни тревога находилась на отметке «девять»?
Игорь, с трудом: — Когда жена рожала. Беременность была тяжелая, роды очень трудные, врачи не скрывали, что риск огромный. Я тогда не мог ни спать, ни есть, ни работать. Да, только сейчас понял: это был единственный период в моей жизни, когда я никуда не опаздывал.
Как-то он очень глубоко ушел, хотя при работе с негативным чувствами такое нередко бывает. Но так или иначе надо вытаскивать. Спрашиваю: — А что происходит на отметке «четыре»?
Игорь, со вздохом облегчения: — В школе у меня такое было, перед каждой контрольной по математике. С одной стороны, страшно, что провалюсь, а с другой — знаю, что, в общем, и материал известный, а если что не так — никто ругать не будет, мама у меня была понимающая. Так что хорошо написать контрольную было исключительно вопросом самолюбия. Открывает глаза: — Я понял. Чтобы не опаздывать, мне достаточно, чтобы тревога находилась на этой отметке. Ну, в крайнем случае, на «пятерке». Тогда я буду как все нормальные пунктуальные люди (кстати, а он прав, многие пунктуальные люди — тревожны).
Мы встречались с Игорем еще четыре раза — закрепить шкалу в состоянии транса. Это важная часть работы, потому что иначе есть риск перейти в своего рода интеллектуальные игры, и тогда может получиться так, что движение по шкале вверх-вниз получается, а изменений в состоянии нет. Уже к третьей встрече Игорь похвалился тем, что тревога стала значительно слабее, но на пунктуальности это не сказывается. Приходил он каждый раз вовремя. Недавно получила от него сообщение (я обычно прошу людей написать мне через год после окончания совместной работы). Он научился удерживаться на отметке «четыре» на шкале. На работе у него все в порядке. Домашним пришлось перестраиваться долго. В общем жизнью доволен. Обещал привести на прием друга-опоздуна.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Иногда мне кажется, что люди, которые постоянно опаздывают немного инфантильны. Ну, вот как дети, ей-Богу, не могут рассчитать свое время, даже если добираются знакомым маршрутом до пункта назначения. Разумеется, иногда у всех могут случаться форс-мажоры, в случае которых, человек опаздывает, но это исключения.
Многие — да, инфантильны. Но не все. Лично знаю несколько злостных хронических опоздунов, которые в прошлом занимали очень ответственные посты и реально руководили громадным количеством людей. То есть об инфантильности (читай, безответственности тут и разговора быть не может). Не знаю, может, они тогда не опаздывали, а теперь отрываются?
Я с пониманием отношусь не к опоздунам хроническим, а к людям, которые опаздывают по каким-то причинам, но при этом отзвонились и извинились. Сама так делаю, если случается. А хроники меня просто раздражают, получается, что мир должен крутится только вокруг них, а остальные люди так… где-то рядом.
Может это, потому что для меня мое время очень ценно. Я всегда думаю, сколько бы я за это время всего смогла бы сделать.
Поэтому среди моих знакомых опоздунов почти нет.
Хронические — это просто беда. Хорошо еще, если есть возможность просто не иметь с таким человеком дела. А если это твой начальник, коллега или родственник? Я тоже сильно напрягаюсь от общения с ними — сама-то отношусь к людям пунктуальным (хотя и не сильно тревожным).
И порой мне кажется, что хроники не думают о том, что мир должен крутиться только вокруг них — потому что они вообще на эту тему не думают.
По своей натуре я человек пунктуальный — ценю и своё время и время других, поэтому страшно не люблю когда опаздывают и не предупреждают. С некоторыми из моих друзей были даже тёрки по этому поводу. Теперь всё наладилось, если кто-то немного задерживается, то обязательно звонит, предупреждает и извиняется. Елена, очень смешные и наглядные картинки Вы подобрали. Смотришь на них и улыбаешься.
А меня умиляет мода, которая возникла с широким распространением мобильных. В Москве она расцвела особенно пышным цветом — город большой, действительно, пробок и прочих препятствий в дороге может быть много…. Выглядит это так: например, есть договоренность встретиться с человеком в конкретном месте в 20.00. В 19.50 звонит ваш партнер и говорит, что задержался по причине чего-то там. Но уже выехал и будет скоро, минут через пятнадцать. Но, зная московские расстояния и точку, откуда он движется, понимаешь: ждать придется не пятнадцать минут, а час. И это еще хорошо, если ждешь в более или менее комфортном месте типа кафе или сквера в хорошую погоду. А когда приедет — никаких извинений. Если начнешь возмущаться — «Я же предупредил!». И не поспоришь, предупредил. Вот только кто вернет мне мое время?
В наше стремительное время конечно жаль напрасно потраченных минут, а то и часов, но вот что странно — у многих складывается впечатление, что неработающему человеку нечего пенять на недостаток времени, торопить кого-то, или тем более (!) спешить куда то. Несправедливо и неуважительно по отношению к любому из нас — пунктуальность, это чувство, за которое уважают.
Пунктуальность — это качество, за которое уважает, в основном, те, кто обладает этим качеством. А любителям опаздывать, мне кажется, и в голову не приходит, что они кому-то причиняют беспокойство.
Не люблю необязательных людей, не пунктуальных, эти люди не уважают чужое время, человека, который ожидает «опоздуна». За редким исключением возможного форс-мажора — тут уж ничего не попишешь. Согласна с вами, что наличие мобильника часто служит таким вот любителям опаздывать, лишь на руку — ведь он же предупредил! С такими хроническими «опоздунами» общаться неприятно! Хотя бы извинялись, так нет же — они считают себя правыми. Печально!
Верно, форс-мажор может возникнуть у каждого. Но, к счастью, возникает редко. А вот если человек хронически ссылается на форс-мажорные обстоятельства, то как-то перестаешь ему верить.
У меня есть приятельница, которая постоянно опаздывает. Она прекрасно знает о подобном недостатке своего характера, и утверждает, что ничего с собой поделать не может. Вот ее бы к вам,Елена, на сеанс!
Я сама стараюсь быть пунктуальной и, вроде, мне это удается, поэтому отсутствие пунктуальности приятельницы выводит меня из себя. Ну, сами подумайте, как тут не разозлиться, когда она говорит, что заедет ко мне в течение часа, однако, этот «час» может растянуться на 2-3. Ей и в голову не приходит, что у кого-то могут быть свои дела. Поэтому общение с этой дамой свела до минимума.
А многие так поступают: сводят общение с опоздунами до минимума. И я в том числе. И мне кажется, что они не всегда даже это замечают. Все же, в славянской культуре отношение к опозданиям не очень жесткое. Так что многие терпят, даже если им это не нравится.
А что касается «на сеанс» — не факт, что помогло бы. Тем более, если большая часть жизни прошла именно так, в опозданиях. Случай, описанный в статье — если и не исключение, то редкость.
Я помню, как мой одноклассник на УПК, куда нужно было добираться общественным транспортом, на вопрос: «Почему так поздно приехал на занятия?», ответил: «Автобус опаздал». Мы там чуть со стульев не попадали…
А что, хороший ответ. Вполне такой опоздунский. Люди этого типа всегда находят хорошее объяснение своего опоздания.
А я наоборот приезжаю раньше а из дома выезжаю в четко назначенное время или на две три минуты позже. Это наверное потому что езжу на машине.
Ой, Людмила, думаю, это потому что Вы — пунктуальный человек. Тот, кто систематически опаздывает, может даже из дома выйти значительно раньше, чем надо, но все равно в процессе движения к «точек А» что-то произойдет, и он опоздает.
Я правильно понимаю, получается, что, фактически, у него был запрос не на то, «чтобы не опаздывать», потому что этот вопрос уже был решен, а «чтобы не опаздывать с комфортом для себя»?
Да, именно так. Ломка у него, конечно, была жуткая — он не привык так напрягаться напрягаться. Но как умный человек он не мог не оценить все преимущества пунктуальности.
Какой интересный механизм опозданий, эта связь с внутренней тревожностью. По себе тоже могу сказать, раньше для меня опоздания просто недопустимы были, но в какой-то момент я стала это отпускать, по-другому к этому относиться, и тогда и свои опоздания стала проще переживать, и опоздания других людей. И сейчас стараюсь вовремя приходить туда, где это важно, но и если опаздываю, большой проблемы из этого не делаю — не хочется в себе повышать уровень внутренней тревожности, который всегда подгоняет и порождает чувство вины и неправильности, не стоит это того, по-моему.
Елена, Вам позавидовать можно: Вы умеете управлять этим механизмом. А ведь тревожные, зацикленные на пунктуальности люди, все понимают, но жутко беспокоятся от одной мысли об опоздании. А те, кто хронически опаздывают, напротив, порой и рады бы потревожиться — потому что на них из-за такой модели поведения выплескивается много негатива — но не могут, у них этой «кнопки» нет.
Здравствуйте, Елена! Я хронический опоздун со стажем около 16 лет. Всё перепробовала, но , к сожалению, ничего не помогает. Пожалуйста, подскажите работаете ли вы сейчас в Москве? Как к вам записаться? Сколько стоит?
Ульяна, ответ отправила на Вашу почту.