НАДО ЛИ ЗНАТЬ КОРНИ ПРОБЛЕМЫ: ГИПНОАНАЛИЗ В РАЗГОВОРНОМ ГИПНОЗЕ

Зима. Лес. Смеркается.  Заблудившийся в лесу и уже отчаявшийся охотник громко кричит: — Помогите! Спасите! Люди! — и вдруг чувствует, что его кто-то похлопывает сзади по плечу. Оборачивается — и чуть не умирает на месте от страха: медведь-шатун!

Медведь: — Мужик, ты чего орешь? Разбудил меня…

Охотник: — Так темно… холодно… страшно… заблудился я… вот и кричу, чтобы хоть кто-нибудь услышал и пришел и рассказал мне, куда я забрел…

Медведь: — Ну вот, я услышал и пришел. Легче тебе стало?

Processed by: Helicon Filter;

Очень многие люди искренне убеждены в том, что для решения проблемы необходимо знать  причины ее возникновения.  Более того: многие из этих многих мистическим образом уверены: если причины известны, то проблема непременно будет решена. На мой взгляд, жизнь очень часто доказывает нам, что такая взаимосвязь имеется не всегда. Например, пройдя тщательное медицинское обследование и получив на руки данные диагностики, человек не выздоравливает, а всего лишь делает первый шаг в сторону лечения — и совсем не факт, что лечение радикально изменит положение дел. К слову, и данные исследований  в таком случае — всего лишь рассказ о текущем состоянии организма, а не детальное объяснение причин возникших в нем неполадок.  И это, заметьте, медицина — древняя наука с  огромным опытом в диагностике. Что уж тут говорить о наших бытовых установках и постоянных попытках объяснить какие-то свои неудачи то проблемами в детстве, то негативным опытом юности, то жизненными кризисами… А популярная психология помогает нам  — доступностью информации и ссылкой на авторитеты великих.

566aa5d4716a2_orig

Извините за некоторое ёрничанье. Конечно, для того, чтобы решить проблему, лучше иметь представление о причинах ее возникновения: врага надо знать в   лицо. Но при этом желательно помнить о риске: часто, осознав корни проблемы, мешающей ему жить, человек  потом использует эту информацию для того, чтобы больше ничего не делать — мол, все плохо, изменить тут ничего нельзя, буду жить несчастным, потому что  мама меня в детстве недостаточно любила (папы не было; сестра дразнила; цыганка загипнотизировала; собака испугала; я был слишком толстый / высокий / маленький; я не умел танцевать; я шепелявил; наша семья была бедная; у меня не было роликов / велосипеда / игровой приставки / айфона  и т.п.) — и из-за этого я теперь не могу создать семью (прилично зарабатывать; получать удовольствие от жизни; найти общий язык со своим ребенком; привлекать к себе людей и т.п.).  Нет, конечно, в наши времена моды на психотерапию и коучинг перед тем, как увериться  в том, что ему нельзя помочь, такой человек еще хорошенько кровушки попьет у психологов-психотерапевтов-коучей-подруг-друзей-родных и всех, кто попадется под руку. Если ему повезет, и на его пути встретится профессионал или просто сильный и мудрый человек — возможны перемены. Но удача благосклонна не  ко всем, а проблемы в прошлом для части людей — идеальный повод ничего не предпринимать для ее устранения в настоящем и не планировать того же в будущем. Тяжелое детство (юность, молодость; жизнь), мне меня жалко…

2600x1894-96dpi-Perov-Trojka

Так надо ли искать причины сложностей в нашей жизни? Или лучше, не заморачиваясь на этом,  просто устранять последствия и жить по принципу «Будем решать проблемы по мере их поступления»? Можно и так — некоторые люди подобным образом всю жизнь проживают. Правда, тогда  и жизнь может оказаться организованной в виде хождения по кругу, выложенному граблями… но, вероятно, в этом что-то есть, по крайней мере, не скучно, хотя повторяемость событий — высокая.

full-4818707-1458489034

Короче говоря, мой персональный  и не претендующий на роль истины в последней инстанции вывод такой: для того, чтобы жить счастливо, не обязательны выявление, подробный анализ и искоренение всех проблем. Порой анализ вполне-таки можно и проигнорировать, особенно — если есть риск «залипания» на проблеме. Но есть ситуации, когда анализ необходим. Это бывает тогда, когда человек уверен: есть нечто в его прошлом, что оказывает значительное влияние на его жизнь сегодня — но при этом затрудняется назвать или даже предположить причину этому «нечто». И нередко с такой глубокой… нет, не глубокой — глубинной уверенностью соседствует убеждение, что, узнав эту причину, он от нее освободится. И здесь помогает разговорный гипноз, точнее, один из его методов: гипноанализ. Напомню, гипноанализ — это  метод, ориентированный на выведение на уровень осознания каких-то деталей, которые когда-то, может быть, сыграли серьезную роль в жизни конкретного человека. Эти детали могли вообще никогда не осознаваться; могли оказаться позабытыми; могли присутствовать в  памяти, но восприниматься как малозначащие. По моему опыту, без продуманного запроса со стороны клиента  гипноанализ использовать не имеет смысла: уж очень тонкий инструмент, а если выраженного запроса нет, то может получиться по поговорке «Микроскопом гвозди забивать».

569d6146b9cb904e2aeb6a54a4794d6e

Чтобы было понятнее, приведу пример. Это случай, когда ко мне пришла «коучинговая» клиентка.  Звали ее Женя, на тот момент ей было 32 года. Запрос у Жени  был на систематизацию своей жизни в сложный  период: новая интересная работа, параллельное получение второго высшего образования, бурная личная жизнь, не менее бурная культурная жизнь (театр, концерт или музей не менее двух раз в неделю), регулярное посещение спортзала, кулинарные эксперименты на любимой прекрасно оборудованной кухне… многие мечтают так жить! А проблема-то в чем? Явная проблема — в том, что не хватало на все эти прелести времени и здоровья. Скрытая — до поры, до времени — проблема заключалась в большом количестве негатива по отношению к самой себе и отсутствии радости от такой интересной жизни.

nelli

«Ключом» к предположению о том, что здесь может помочь гипноанализ, послужила фраза Жени: «Мне нужен гипноз. Только под гипнозом я смогу понять,  почему мне все время не хватает нагрузки, хотя я уже года три не выдерживаю ее». Я рассказала о том, что такое гипноанализ. А именно:  что в состоянии транса ей будут заданы вопросы, предлагающие возможные  — набор-то, в общем, стандартен! — причины такого ее поведения (это так называемый метод Ле Крона). Голосом она может отвечать, может не отвечать, самое главное, чтобы соответствующие воспоминания в принципе актуализировались — и тогда тело в любом случае даст знать о причине проблемы. Если реакция тела — «да», то я задаю уточняющие вопросы, если «нет», иду дальше и исследую другую область.

Еще до сеанса я объяснила Жене, что такое сигналинг. Договорились, что  «да» будет отвечать правая рука, «нет»  левая. Женя, девушка прагматичная, сразу же поинтересовалась:

— А если они не захотят отвечать?

У меня на такие вопросы всегда один ответ  — научила в свое время замечательный специалист по эриксоновскому (разговорному) гипнозу Е.Л. Яковлева, дай ей бог здоровья:

— Делаем — и ждем.

От себя лично добавила:

— Не захотят, помогать им не надо. Значит, ответ потом придет.

Женя на этом и успокоилась.

Началась работа. Дошли до этапа задавания вопросов. Перебираю вопросы, как четки, и ни на один из них нет ни реакции «да», ни реакции «нет» —  руки у Жени как лежали себе спокойно на коленях, так и продолжают лежать. Уже несколько напрягаюсь, но продолжаю:

— Является ли причиной проблемы то, что она приносит какую-то пользу?

Реакции нет.

— Является ли причиной этой проблемы стремление наказать себя?

Реакции нет.

— Выражает ли эта проблема стремление отличаться от кого-то?

И вдруг пошла, пошла реакция. Сначала задвигались пальцы левой руки. А потом левая рука успокоилась, зато стали шевелиться пальцы правой. Что это? И нет, и да? Какой вопрос сформулировать следующим?

Я не успела  принять решение. Женя самостоятельно вышла из транса, открыла глаза, некоторое время смотрела на меня с видом Эйнштейна, открывшего теорию относительности, а потом проговорила:

— Я поняла. Действительно, я это делаю, чтобы не быть похожей на другого человека. А этот человек — я сама восемь лет назад. Вы даже не представляете, какой бесформенной и безынициативной амебой я была (словосочетание «безынициативная амеба» произвело на меня сильное впечатление, но я не решилась пошутить на эту тему — уж очень взволнованной выглядела Женя). А потом я попала в больницу с подозрением на нехороший диагноз. Я была очень напугана. Период неизвестности длился около трех недель. Я понимала, что если окажется плохое, то  мне перед уходом из жизни и вспомнить-то нечего будет — одно потерянное время. И когда выяснилось, что со здоровьем у меня все в порядке, я решила, что буду теперь жить по-другому — насыщенной и интересной жизнью…

Потом возникла пауза. Женя добавила:

— Кажется, эта насыщенная и интересная жизнь меня начинает доканывать… Спасибо гипнозу, сама бы не догадалась…

Это оказалось поворотом в нашей с Женей совместной работе. Теперь уже без гипноанализа и вообще без гипноза мы в деталях проработали ситуацию, поставили «рамки» на нагрузку во всех ее видах, припомнили все то, что просто доставляет удовольствие, а не является полезным и социально желательным. На это ушло немало времени — порядка шести коучинговых сессий. Но и результат порадовал.  Женя — сама, без моих советов — скорректировала нагрузку, стала больше отдыхать и через какое-то время написала мне, что, наконец-то, стала получать от жизни удовольствие.

111_20140203-1518

Когда речь заходит о гипноанализе, часто спрашивают: а как можно проверить, действительно ли «найденная» в его процессе причина является той самой, определяющей возникновение проблемы и ее скверное влияние на жизнь человека.  По-моему, никак нельзя проверить.  Главное — человек верит, что это так. И есть результат.

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

68 Comments

  1. Ответить
    Надежда 15.06.2016

    Доброе утро! Спасибо за интересную статью! Очень часто мы виним в том, что у нас что-то не получается, что мы не чувствуем себя счастливыми, кого-то, что-то. Но в большинстве случаев мы мешаем сами себе.И не всегда знание причины решает наши проблемы, только желание исправить это, дает результат! Думаю многим будет полезна эта информация. Возможно кто-то станет немного счастливее, разобравшись с самим собой! А кому-то понадобится гипноанализ, чтобы получить нужную информацию.

    • Ответить

      Надежда, сегодня днем, очевидно, прочитав эту статью в ФБ, ко мне обратился еще один клиент — как он сказал, «с аналогичной проблемой». Вряд ли там проблема такая же как у Жени, но самое главное — у человека возникла мысль постараться ее решить.

  2. Ответить
    людмила 15.06.2016

    Ваша статья натолкнула меня на определенные мысли и как же верны слова Зигмунда Фрейда. Прочитав их я еще больше поверила в то, что у моих сыновей все будет хорошо.

    • Ответить

      Людмила, слова Фрейда — мнение специалиста, который много думал на эту тему. Я надеюсь, что у Ваших сыновей все будет хорошо и, самое главное, что у них все будет хорошо не только потому что у них была мудрая мама, но и потому что они сами что-то сделали для собственного успеха.

  3. Ответить
    Андрей 15.06.2016

    Очень интересная статья о гипнозе.

  4. Ответить
    Svetta 15.06.2016

    Да, открытия бывают. Но вариант, когда можно обойтись и без анализа мне очень нравится. Все по запросу. Интересно, доступно написано. Спасибо!

    • Ответить

      В этом прелесть разговорного гипноза — работа с конкретным запросом. При этом всегда заранее ясно, что на всю жизнь все проблемы точно не будут решены, но как только они появятся — можно опять использовать гипноз.

  5. Ответить
    Татьяна 15.06.2016

    Бывает, что в погоне стать более успешной и выделиться среди остальных, мы лишаем себя приятных моментов нашей привычной жизни. Часто от этого получаем дискомфорт, и тут уже без анализа своих действий не обойтись. Что-то в истории Жени мне напомнило анекдот про козу, когда сосед пожаловался другому о тяжёлой жизни. А тот посоветовал ему купить козу. Ну и купил сосед козу — жизнь вообще стала невыносимой. Встретил советчика и говорит, что же ты мне посоветовал, была жизнь тяжёлая, а сейчас совсем невыносимая. Тогда оппонент предложил продать козу. Встретились эти же соседи через некоторое время. Ну, что полегчало, спросил советчик. Ты даже не представляешь как, ответил страдалец.

    • Ответить

      О, я тоже очень люблю эту «козлиную» историю. В моем варианте — это анекдот, зашифрованный в словосочетании «купи козла — продай козла». женя сильно испугалась в какой-то момент, страх «нечего вспомнить будет на смертном одре» нередко актуализируется в нашей жизни — и в период возрастных кризисов, и после каких-то тяжелых событий (у Жени это была больница и угроза того самого диагноза, который и врагу не пожелаешь). Т.е. в какой-то момент такой образ жизни был действительно нужен Жене. А потом — потом и началось недовольство собой, потому что требовалось уже что-то иное.

  6. Ответить
    Наталья 15.06.2016

    В любом деле, главное — результат! Иногда нужно знать истоки проблемы. В других же случаях, можно обойтись без анализа. Всё зависит от проблемы и отношения к ней.

    • Ответить

      Я по складу своего характера отношусь к числу тех людей, для которых анализ и знание причин важны. И на основании собственного опыта могу сказать — понимание причин проблемы не всегда связано с мотивацией к ее решению.

  7. Ответить
    Larisa 16.06.2016

    Вообще то тема интересная — нужно ли знать причины возникновения проблемы, а зная их, решится ли эта проблема благополучно. Не уверена. Но я немного в другом аспекте. Моя подруга была уверена, что зная точный диагноз (своей хвори), сможет сделать выводы и соответственно принять решение по искоренению возникшей проблемы. Ее любимое выражение — все в наших руках. В наших, согласна, но суметь преодолеть возникшую угрозу и верить в это — вещи разные. В общем, сообщено ей было, что имеется подозрение на опухоль и подруга «сдулась». А ведь уверена была в своих возможностях… К счастью, диагноз оказался ошибочным, но подруга так с этим страхом и живет. Вот что может сделать правда с человеком. А ведь это была даже не правда, а лишь намек и что получилось?!

    • Ответить

      Да, перенести правду не у каждого (и не в любой жизненный момент) сил хватит. Иногда оказывается гораздо проще и разумнее устранять симптом, а не тратить силы и время на анализ, с результатом которого потом непонятно, что делать.

  8. Ответить
    forourmen 16.06.2016

    Немного не согласен с высказыванием Фрейда и я разумеется, не один такой. Фраза слишком обобщенная, как например — мама нагружает ребенка тяжелыми сумками на рынке, чтобы он верил в свои силы и знал, что может преодолеть любые трудности. В большинстве случаев, такие вырастают очень волевыми людьми. И так за уши, можно все на свете притянуть. А по теме, никогда не признавал подход, решения проблем по мере их поступлений. Практически любые проблемы, можно предвидеть/предугадать/подготовиться/попытаться избежать/подготовить план б или просто выбрать лень, а после расплачиваться, и себя карать.

    • Ответить

      Я эту мысль именно для того и привела, чтобы показать ее ограниченность. Для многих она становится и руководством к действию, и жизненной программой, и оправданием неудач. А ведь в жизни, кроме общих тенденций, есть еще и индивидуальные различия и, ориентируясь только на что-то одно, человек обедняет ее и не может ею управлять там, где это было бы вполне реально.

  9. Ответить

    Мы часто грузим себя нужными и абсолютно лишними обязанностями, «удовольствиями», «радостями», которые в настоящее время имеют обратное значение. Хорошо, если найдется человек, который сможет вовремя подсказать, принять решение а если нет, тогда жди симптомов хронической усталости от «удовольствий», вместо ожидаемой радости! Жене, можно сказать повезло — ей хватило пинка небольшого…

    • Ответить

      Ну, перед этим пинком она несколько лет тщетно пыталась понять, почему все есть, а радости в жизни нет. Наверное, в какой-то момент такой формат стал для нее спасением, но он, конечно, не для каждого и не навсегда.

  10. Ответить
    Федор 16.06.2016

    Конечно, не только гипноз может помочь человеку, вполне может докопаться до истины и хороший психолог, а вот проникновение с помощью гипноза в самое сокровенное у человека, в его прошлое, считаю, можно доверить только людям с идеальной репутацией.

    • Ответить

      Может — и хороший психолог, и просто друг.
      Насчет идеальной репутации гипнолога — согласна, только непонятно, как проверять.

    • Ответить
      Наталья 19.06.2016

      А что по Вашему, значит идеальная репутация?

  11. Ответить

    С удовольствием прочитала статью, особенно поразила история про вашу клиентку и решение ее проблемы.

    А вот моя подруга -психолог говорит, для того , чтобы впустить в свою жизнь что-то новое, необходимо освободить для этого место. Вот мы и копаемся в прошлом, там где остались вопросы и не найдены ответы, чтобы освободиться от этого.

    • Ответить

      По принципу «чтобы впустить в свою жизнь что-то новое, необходимо освободить для этого место» Женя, конечно, сильно загромоздила свое внутреннее пространство и затруднила приход чего-то нового. Я потом думала: ведь она уже несколько лет ощущала, что что-то пошло не так, а вопрос решился значительно позже. Это сколько ж у человека сил было, тянуть на себе весь этот образ жизни!

  12. Ответить
    Valera 16.06.2016

    Очень важно найти того (или тех), кто сориентирует. Еще важней потом двигать своими ножками, возможно, что это будет пожизненно…

    • Ответить

      Вот насчет «потом двигать своими ножками» — особенно в кассу! Потому что часть людей, «сориентировавшись», дальше не идет.

  13. Ответить
    Маргарита 16.06.2016

    А меня удивляет желание людей выделиться из толпы. Ради этого некоторые в буквальном смысле выпрыгивают из шкуры. Я убеждена, нужно жить, пытаться наслаждаться каждой минутой жизни, получать от нее удовольствие, в не пыжиться, изображая из себя знатную персону. По моим наблюдениям, этим занимаются те люди, у которых отсутствует внутренний стержень.

    • Ответить

      В юности такое желание объяснимо. Став старше, большинство из нас перестает придавать такое уж большое значение моменту «выделиться из толпы». Женя — девушка очень цельная, и ее ведущей мотивацией было как раз наслаждаться каждой минутой жизни. Темп она взяла очень быстрый. Да и мы все разные, и что для одного — наслаждение, для другого — жуткая нагрузка.

  14. Ответить
    Алина 16.06.2016

    Если чувствуешь, что нужно в своей жизни что то менять, нужно менять, а не заниматься самобичеванием и жалеть себя. Все в наших руках и нет ничего невозможного. Мы сами строим свою жизнь, так почему же не можем повлиять. Само собой без поддержки и дельного совета сложно справится, но реально.

    • Ответить

      Самобичевание — это когда уже ясно про самого себя, что ты что-то намудрил в своей жизни. А бывает и так, что человек тихо-тихо так занимается самоедством, и даже сам того не понимает. У Жени был, скорее, вариант неосознанного самоедства.

    • Ответить
      Наталья 19.06.2016

      Алина, чтобы что-то менять в жизни, нужно, в первую очередь, меняться самому. Менять можно машину. С этим проще. Есть деньги — купил. А чтобы меняться самому, нужно для этого созреть, выйти из зоны комфорта, принять ответственность на себя, сделать определённые шаги и потом — двигаться в выбранном направлении.
      Я не думаю, что история Жени на этом закончилась. Но первый шаг она сделала!

  15. Ответить
    Ариника 16.06.2016

    Мне кажется, что попытки самокопания для поиска своих проблем связаны с неумением (нежеланием, трудностью) жить «здесь и сейчас». Если этот поиск поможет решить проблемы — то значит он необходим. Но есть и крайность: встречала людей, которые настолько погрязли в самокопании и поиске корней проблем в прошлом, что уже не могут оттуда выпутаться. Кажется, что это им даже доставляет какое-то удовольствие, вместо того чтобы жить в реальности и получать радость от сегодняшнего дня.

  16. Ответить
    Анна100 17.06.2016

    Все сложно: кому-то проще все забыть и начать с белого листа, не обращая внимания ни на что, а кто-то пытается во всем разобраться до мелочей. Проблема, может быть, решена не будет, но будет понимание, почему так получилось, и получение опыта на своих ошибках. Лично я пытаюсь всегда понять себя и другого человека и найти причину, почему так получилось. Часто пытаюсь найти оправдание поступкам другого человека.

    • Ответить

      Если понимание корней проблемы помогает ее решить — я только «за». А если на это уходят силы и время, а потом человек либо считает, что он сделал все, что мог, либо говорит: «Ничего поделать нельзя», тогда какой смысл?
      Насчет поиска оправдания поступкам другого человека: если это делает жизнь легче, почему нет? И потом, перед тем, как найти оправдание, надо найти объяснение. А объяснения такого рода — бесценный жизненный опыт.

      • Ответить
        land_driver 21.06.2016

        Так может это и к лучшему, что человек время от времени что-то забывает? Природа ведь не зря ему в этом помогает

        • Ответить

          Если человеку не мешает тот факт, что он что-то забыл — бога ради. А если он мучается от того, что подозревает в своем прошлом нечто, влияющее на его жизнь сегодня, тогда лучше бы вспомнить. Во всех случаях решает сам клиент.

  17. Ответить
    Ирина 17.06.2016

    Словам Фрейда трудно противоречить. Человек всегда будет уверен в себе и успешен, если в детства получал любовь и поддержку матери. Главное, что все должно быть в меру.

  18. Ответить

    Елена, я уверена, что почти каждый человек, прочитавший эту статью, скажет: О. это про меня! Мне надо призадуматься и решать свои проблемы. Уже так от них устал, что не могу расслабиться! Вы попали в мое больное место. Так бывает не всегда, но сейчас именно такой момент — напрягаюсь и постоянно думаю об одном и том же. Ответов не получаю, устаю ужасно. Итак, наверно, все-таки надо заняться гипноанализом :). Спасибо, Елена!

  19. Ответить
    land_driver 17.06.2016

    Насчет того, что ничего нельзя изменить. Помню, тот момент, когда вся страна узнала, что у Александра Абдулова рак легких какой-то последней стадии, и что жить ему осталось недолго. Какой-то из центральных тв-каналов поехал к нему в больницу брать интервью. Интервью было длинным, больше часа точно. Все это время он курил, причем не останавливаясь ни на минуту. Типа, говоря всем, да мне все это пофигу, или же наоборот, уже изменить ничего нельзя, чего уж напрягаться

  20. Ответить

    Никогда не подвергалась гипнозу, но верю в то, что некоторые вопросы можно решить с его помощью. Есть моменты из нашей жизни, которые мы просто не помним, а при помощи гипноза можно их достать из подсознания. Но, анализ надо проводить в трезвом состоянии, чтобы все понять, осознать и принять правильные решения.

    • Ответить

      Наверное, вообще все лучше делать в трезвом состоянии:) Только вот при гипноанализе иногда бывает и так: «спрятанное» воспоминание появляется, но не на сеансе, а позже — через час, через день, через месяц… иногда больше. И тогда бывает трудно соотнести его с гипнозом. Но, по большому счету, это и не так уж важно. Самое главное — если оно появилось, связать его с жизненной ситуацией, и тогда обязательно наступают изменения.

  21. Ответить
    Алексей 20.06.2016

    Проблемы всегда были, есть и нам от них не спрятаться. Некоторые проблемы решаются по тому правилу, которым руководствовались даже наши предки: «Утро вечера мудрёней». Глобальные же проблемы пусть решают политики. А простому человека надо соблюдать христианские заповеди и тогда проблемы сами уйдут.

  22. Ответить
    Alexa 20.06.2016

    Познавательная статья, еще хотел спросить, а какой вид гипноза использовать при социофобии и страхе? Насколько будет хороший результат или все может вернуться, как прежде? Подскажете кого-то из гипнотизеров к кому можно обратиться.

    • Ответить

      Каждый случай уникален. Эриксоновский (разговорный) гипноз хорошо помогает во многих ситуациях, и тем не менее, всегда надо отталкиваться от особенностей человека, которому нужна поддержка такого рода.
      По поводу контактов — пишите в личку.

  23. Ответить
    Татьяна 21.06.2016

    Зачиталась. С сомнением отношусь к психоанализу и Фрейду не верю. Мой жизненный опыт говорит об обратном: маменькины сынки — это наказание судьбы. А гипноанализ, по-моему, сродни древнему способу психологической разгрузки — «разговор по душам» или «выплакаться в жилетку». Просто сейчас во времена индивидуалистов и интернет-общения эти способы сходят на нет. А потребность озвучить и осмыслить свои проблемы только возрастает.

    • Ответить

      Добавлю: кроме эффекта «жилетки» в итоге есть не только ощущение «полегчало на душе», но и соображение на тему, что именно тебе мешает жить и некие попытки на это «что» воздействовать.

  24. Ответить
    Юлия 22.06.2016

    Знаю человека который был любимцем матери и вырос из него ужасный человек, возможно в жизни у него и есть успехи но как человек отвратительный и наглый(((

    • Ответить

      Статистики в этом отношении, как я понимаю, нет. Мое персональное убеждение на сей счет — материнская любовь и поддержка, к сожалению, не дают никаких гарантий на «высокое качество» выросшего ребенка. И при этом — отсутствие оных очень часто сказывается на поведении взрослого человека (ему просто неоткуда брать положительный пример, раз его не было в воспитании.).

  25. Ответить
    Артем 23.06.2016

    Мне кажется, не стоит искать и надумывать себе проблем. Что-то болит, сходи к врачу. Поставит диагноз и назначит лечение — лечись. Как заметил один из предыдущих комментаторов: неважно каким методом и сколько потрачено времени. Главное — результат.

    • Ответить

      Увы, у человека отсутствует кнопка, нажав на которую можно «не искать и не надумывать себе проблем». Человек так устроен, что сначала вообще не признает проблемы, потом ждет, что она сама рассосется, потом пытается справиться с ней самостоятельно… И лишь вслед за этим обращается к специалисту.

  26. Ответить
    Александр 24.06.2016

    Вы так интересно пишете, что читая статью я сам задумался о себе. Ведь я же тоже какое-то время назад был совсем другим человеком. Начал сам копаться в причинах таких метаморфоз и есть только лишь предположения. Я думаю, что истинную причину может определить только гипноанализ.

    • Ответить

      Александр, гипноанализ — довольно сложный инструмент, и привлекать его имеет смысл только в том случае, когда по-иному нельзя. Если есть возможность не привлекать — не привлекаем.

  27. Ответить
    Brem 27.06.2016

    Что по мне, если хочешь хоть что-то изменить в своей жизни, меняй кардинально все. Ведь ни для кого не секрет, что порой мы очень огорчаемся от того, что что-то не смогли, не захотели, поленились и т.д., и т.п.

    • Ответить

      Да, иной раз очень хочется «отмотать пленку назад» и все исправить. Но это невозможно.

      Насчет «кардинально» — реклама очень любит тему кардинального изменения всего-всего. А широкая публика, на словах соглашаясь с рекламой, хочет, чтобы изменилось все-все, но самим при этом не меняться.

  28. Ответить
    OKS-It 27.06.2016

    Чем дольше человек работает (не физическую работу имею в виду), тем дольше он остается человеком. Жизненный и профессиональный опыт нарабатываются годами. Глупо со стороны работодателя их не использовать.
    А на вопрос о причине, по которой работодатели чморят людей старшего возраста (даже не пенсионеров), могу предположить, что они просто до ужаса старости боятся и потому не хотят, чтобы перед глазами было такое живое напоминание о ней. А формальные причины всегда найти можно.

    • Ответить

      Интересный взгляд. Думаю, с Вами согласятся специалисты, исследующие глубины психики. Но сами работодатели — вряд ли:)

  29. Ответить
    Лилия 29.06.2016

    Столько в жизни сложностей. Нужно обязательно учиться жить у знающих людей, такие статьи помогают разобраться в тупиковых ситуациях, найти выход казалось бы из совсем безвыходной ситуации! Спасибо!

  30. Ответить
    anyutka88 29.06.2016

    Спасибо за статью, теперь знаю что такое гипноанализ. Меня пытался в свое время загипнотизировать знакомый психолог, но у него слабо получилось, наверное квалификации мало. А меня все время гложет чувство вины перед всеми, сотрудниками, в семье, друзьями. Что я постоянно виновата в том что недостаточно хороша для них. Думаю обратиться к хорошему специалисту, который помог бы мне выяснить причины таких ощущений и устранить их.

    • Ответить

      Формальное гипнотическое наведение не всегда хорошо работает. Использовать гипноанализ для работы с чувством вины имеет смысл только в том случае, если очень надо узнать, откуда тянутся корни этого чувства. Если надо просто его уменьшить (до такой степени, чтобы не мешало жить), есть другие методы.

  31. Ответить

    Да, я согласна, что на данном этапе с помощью гипноза можно выявить корень определенной проблемы. Ученые, при изучении мозга человека, пришли к выводу, что мы пользуемся совсем незначительной частью своего мозга. Поэтому, на данном этапе, нам нужна помощь! И гипноз, конечно, проводимый профессиональным, добронамеренным специалистом, определенно, может помочь в решении исследуемой проблемы.

    • Ответить

      Все верно, Ирина! Для многих людей это, действительно, очень важно — знать, откуда что прилетело. И иногда (не очень часто, к сожалению) бывает так, что, узнав, человек уже начинает чувствовать себя лучше.

  32. Ответить
    Виктория К. 01.07.2016

    Я думаю, что без понимания корня проблемы никак. Но одно понимание ничего не решает. Ну да, понятно, откуда ножки растут, и что делать? Как по мне, главное другое — не само понимание, а готовность что-то делать с самим собой. Мне очень нравится фраза, не помню кто сказал, что до определённого возраста — мы продукт социума (семьи, коллектива), а после — продукт самих себя. Я это к тому, что понимание пониманием, но если ты не готов вкалывать над собой для решения проблемы — это понимание просто как ярлык «я болен». При чём некоторые люди этот ярлык носят с гордостью, мол, я болен, я выживаю в аду, поэтому я крут.

    • Ответить

      И этот ярлык, плюс ко всему, позволяет ничего не делать с собой. Хорошая возможность снять с себя ответственность.

  33. Ответить

    Моя дочка любит говорить: «Будем решать проблемы по мере их поступления!». И отчасти она права. Иногда многие проблемы решаются сами собой. Знание истоков проблемы поможет тем людям, кто хотят разобраться и что-то изменить. В противном случае знание проблемы только усугубит проблему, человек еще больше углубится в нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *