Сейчас, когда припоминается наше советское прошлое, многое видится по-другому. «По-другому» — это я сравниваю с концом 80-х — началом 90-х гг. Годы агонии СССР сопровождались еще и колоссальным культурным сломом. Все, что было — все вдруг оказалось плохо (чего в принципе не бывает, такая система просто не может существовать). И в том числе — здорово досталось советской дружбе народов…
Сегодня маятник качнулся в другую сторону — многим вдруг пришло в голову, что дело было, если не так уж хорошо, как уверяла советская пропаганда, то не так уж плохо, как уверяла пропаганда импортная. И тема межнационального согласия вновь стала актуальной. А свидетельством тому является Всероссийский Форум национального единства, который в октябре 2016 года в третий уже раз проводился в Перми. Я там была все четыре дня, вывезла из Перми массу впечатлений и некоторыми из них готова поделиться.
Пермь — город-миллионник. С советских еще времен здесь функционирует немалое количество предприятий ВПК. Город большой, на улицах чисто, люди приветливые и доброжелательные. В качестве площадки для проведения Форума Пермь выбрали потому что пермский край — многонациональный и многоконфессиональный регион, так сказать, Россия в миниатюре. Это — буква «П», если кто не понял:
Участники Форума — общественники, чиновники, студенты, творческие коллективы, эксперты в сфере межнациональных отношений, политики, журналисты… В качестве приоритетных тем были запланированы: преодоление проблем межнациональных отношений; этнокультурное развитие российских народов; адаптация и интеграция мигрантов; сохранение языков народов России, воспитание молодежи… список длинный, ибо задач в этой сфере предостаточно. Формат был стандартный — Пленарное заседание, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, концерты, культурная программа. И, как всегда на таких мероприятиях, было общение в кулуарах: в перерывах, во время обеденного перерыва, в гостинице, в автобусе… пожалуй, это самое главное на таких форумах.
Утречком 19 октября мы приехали на место проведения Форума — Дом народного творчества «Губерния», который раньше принадлежал фабрике «Гознак» и был отстроен просто шикарно: большие залы, масса переговорных комнат, хорошая акустика. Но это все я увидела потом, а сначала было вот что:
Так нас встречали еще на подходе — с музыкой, песнями и плясками. А войдя внутрь, мы убедились, что чего-чего, а песен будет много…
Идем дальше. Какая свадьба без баяна, и какой разговор о межнациональном сотрудничестве без национальных костюмов?! Все-таки, женщины всех народов и во все времена любили красивые тряпки…
Всяк привез что-то интересное, чтобы другие полюбовались. Радует, что с творчеством у наших людей по-прежнему все в порядке.
Я получила истинное удовольствие, общаясь с представителями наших северных народов. Спокойные, доброжелательные, с огромным чувством собственного достоинства и умением слушать…
Конечно, была концертная программа. Я такое последний раз видела во времена советского детства. А очень мило, между прочим!
Среди всего прочего мне удалось попасть в Пермскую галерею искусств и своими глазами увидеть чудо чудесное — местную деревянную скульптуру, удивительное явление, аналогов которому — во всяком случае, у нас в стране — нет. Но давайте по порядку. Вот Пермская галерея искусств. Она находится в здании православного храма. Сравнительно недавно Православная церковь вернула себе этот храм, но… помещения галерее местные власти пока так и не выделили. Поэтому деваться музейщикам некуда, и они остаются на месте.
Музей симпатичный, хотя и небольшой. Очень тронул вот такой момент: молодые мамочки приводят своих детишек на специальные развивающие занятия в музей.
Экспозиция с деревянными скульптурами находится на самом верху. Из-за того, что это — перестроенный храм, получается так: верхний этаж музея практически примыкает к алтарной части. Тут от перил метра два до алтаря, не больше.
Поднимаешься по этой лестнице и… начинается волшебство.
Пермская деревянная скульптура была широко распространена в храмах на севере Пермской губернии в XVII-XIX вв. Местные народы, даже с переходом в православную веру, не смогли молиться перед плоскими иконами. И они вырезали из дерева фигуры Христа и православных святых. Обратите внимание на лица деревянных изображений: мастера — коми-пермяки придавали им черты, характерные для своего народа…
Я не знаю, как описать то чувство, которое возникает в момент нахождения здесь. С одной стороны — понятно, что это скульптура, а с другой — есть ощущение, что фигуры сейчас начнут двигаться. Как говорят в народе, просто гипноз какой-то… Какое же удивительное мастерство!
Из галереи я вышла совершенно ошарашенная. Уходить, кстати, не хотелось.
Продолжение следует…
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Прекрасная статья. И тема статьи прекрасная. Как говорится, время собирать камни, и время разбрасывать. Вот сегодня время собирать. И слава Богу, потому что сегодня наступает период прозревания после четверти века растаптывания собственной истории, собственных побед и собственной памяти – словом, Великой собственной страны.
По моим впечатлениям, люди устали от шельмования прошлого, которое расцвело в конце 80-х — начале 90-х гг. Им очень хочется гордиться своей страной.
Елена, впечатлило! Народные ремёсла будут жить всегда. Просто будут периоды, когда это будет менее востребовано, потом опять начнётся возрождение. И как бы на старались чиновники в советское время свести всю разговорную речь в Союзе только к русскому языку, все национальные языки живы!
Надеюсь, что власти Перми найдут достойное место для Галереи искусств. Такая красота должна быть доступна всем.
У нас на Урале тоже микс из народов и конфессий. И все живут в мире и дружбе. Есть моменты непонимания и неприятия, но в целом — всё хорошо.
Наталья, я в советское время многожды видела советские республики изнутри. По-моему, приблизительно с начала 80-х гг. уже пошли довольно сильные тенденции в отношении национальных языков. Язык сохранили все. А вот русский, конечно, во многих бывших республиках СССР потерян — выросло несколько поколений людей, которые его или совсем не знают, или знают, но неважно.
А чиновники, к сожалению, во все времена — не орлы в смысле владения даже родной речью:)
Привет Елена 😉
Я догадываюсь, что в комментариях к этому посту будет много восторженных слов и откликов, поэтому для того, чтобы хоть немного отличаться (но естесственно я За Единство), позволю себе обратить внимание на малозаметные нюансы (как говорил один известный человек — «вы ничего не поймёте в глобальном управлении, пока не начнёте обращать внимание на мелочи»):
Статья названа
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА — 2016: ВПЕЧАТЛЕНИЯ (НЕ ГИПНОЗ)
, а адрес этой странички — иной:
poka-my-ediny-permskij-forum-narodnogo-edinstva-2016-ne-gipnoz
Как говорится — «найдите на картинке 10 отличий». То что вы первоначально написали «poka-my-ediny…» уже заставляет задуматься о ваших впечатлениях. Может быть вы заметили повод для беспокойства? Рассказывайте, нам интересно.
А вот словечко НАЦИОНАЛЬНОГО в названии — сори, для подготовленного человека ушки режет. Хоть бы убрали его, или заменили на ОБЩЕСТВЕННОГО — согласитесь, что так было бы намного красивее. А то может возникнуть вопрос — а поясните пожалуйста — о какой нации идёт речь? О русских? Так Россия — это многонациональная страна — о какой именно нации идёт речь? Кто из управления вас всех то объединяет, то разъединяет, то теперь снова объединяет? Если сами — то наверно, это как-то не умно делать (как и вы подтверждаете в начале статьи), так может быть не сами — тогда кто?
PS Костюмы красивые, атмосфера — душевная, но, как правило, людей делят специально (в частности — с помощью костюмов) для того, чтобы ими было легче управлять.
Добрый день, Иннокентий.
Да, в общем все просто: пост получился очень большим и с огромным количеством фото; я решила его разделить на две части. Первоначальный план был все назвать так, как в адресе (на что, собственно, Вы и обратили внимание): «Пока мы едины» (это часть строфы из знаменитого: «В единстве народа победа и свобода. Пока мы едины — мы непобедимы!»), а потом поняла, что текст первой части не очень соответствует такому названию. Так что использую его во второй части, там будет более к месту.
«Народное» и «национальное» — тоже верно: в официальном названии все выглядит именно так, как получилось в конечном варианте. А мероприятие, все-таки, значительное. нельзя мне отсебятиной заниматься. Но сказать все время хотелось «народное» — может быть, потому что завтра День народного единства, и это сочетание на слуху.
Поводы для беспокойства есть. О них в продолжении напишу обязательно.
По поводу нации — речь идет о людях разных национальностях (нации и национальности — не одно и то же), которые живут на территории России. Сейчас этой теме будет уделяться много внимания. И, конечно, в ракурсе объединения, ибо времена ныне не самые простые.
Костюмы, мне кажется, появились раньше, чем люди, которые поняли, что с их помощью можно «разделять и управлять». Но разные костюмы, согласитесь, не самая сложная из межнациональных проблем… да и вообще не проблема.
Спс за ответ. Ладно, так и быть — соглашусь насчёт костюмов 😉
Теме «национальное» уже уделялось много внимания в КПЕ, решиль использовать слово общественное — как более объединяющее людей.
А согласитесь — что ФОРУМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА — звучало бы лучше? )
Возможно. Но название придумали еще три года назад, думаю, таким оно и останется.
Насчет слова «общественное» — не уверена. Его в свое время здорово скомпрометировали. Помните, один из основных перестроечных посылов: «общественное — значит, ничье»?
Похоже, уже успел крепко позабыть 😉
Ну, это перед переходом в нежные объятья рыночной экономики часто звучало: мол, общественно — ничье, поэтому люди не берегут государственную (общественную) собственность, а как только появится «хозяин», так сразу и наступит порядок, и все все начнут беречь. «Хозяева» появились. Но их собственность у людей, как оказалось, еще меньше стимулов беречь.
Согласен, Елена, что общественное — это ничьё. Я вот задумался о другом сравнении Public Domain — значит в общественной собственности т.е. не защищён копирайтом. И здесь тоже очень подходит: общественное — значит ничьё.
Наверное, это и в самом деле какой-то очень высокий уровень сознательности (было такое слово в СССР, сейчас его редко употребляют), чтобы уважать то, что имеет статус общественного.
Скульптуры из дерева, действительно поразили свой красотой. Тонкая работа. Хотел бы я побывать там и увидеть все своими глазами. Отличный форум и много интересного судя по фото, все добрые, радушные и готовы делиться своими традициями. Побольше бы таких мероприятий!
Там удивительная совершенно атмосфера — такое ощущение, что все эти деревянные изваяния вот-вот оживут. Фотографии передают лишь малую толику.
Молодцы организаторы, отличное мероприятие где много интересного, где народы становятся ближе к друг другу. Скульптуры деревянные поразили своей красотой, никогда еще такого не видела. Да и наряды красивые, есть на что посмотреть. Спасибо за виртуальную экскурсию!
Точно, в конце народ уже так сдружился, что не хотели разъезжаться. Столько там новых дружб завязалось!
Яркие национальные наряды даже ошарашили вначале, но потом восторгалась уже деревянными скульптурами — какое великолепие и мастерство!
Наряды — красота потрясающая. Там детали интереснейшие — где-то гирлянда разноцветных кисточек, где-то вышивка, где-то уникального плетения тесьма… Все надеялась я в последний день, когда манекены будут «раздевать», примерить кое-что (мне особенно понравился башкирский национальный костюм), но не успела:)
Только увидев великолепие костюмов тех представителей народов, которые населяют Россию, начинаешь отдавать отчет о многонациональности РФ! А деревянные скульптуры и впрямь имеют национальное отличие, у всех разрез глаз ближе к восточному. Это и понятно, резали бы фигуры представители другой национальности, оставили бы свое виденье обличия. Могу только представить, как было интересно на форуме и какие выступления колоритные зрителям были представлены!
Да, мне казалось, что я много знаю про свою страну, а оказалось — есть масса неожиданного — и в нарядах, и в традициях, и в особенностях верований, и в языках… Забавная ситуация была: попросила представителей Якутии поговорить на их родном языке — чтобы послушать фонетику. Поговорили. А я ловлю себя на том, что большую часть поняла. Откуда?! Потом выяснили — якуты тюркоязычные, т.е. им близки татарский, азербайджанский, узбекский, киргизский, турецкий… а я тюркскую лексику прилично знаю.
Баянист просто красавец. Надо было его в центре поставить, а не с краю, чтобы все внимание на себя оттягивал
Баянисты там все были прямо-таки орлы. Все же с таким количеством женщин сразу общаться трудновато:)
Сколько же на матушке — планете интересных мест! Наряды яркие, люди доброжелательные — по улыбкам сразу видно доброту их души. Нету ни напыщенности, ни наигранной важности. Да и скульптуры удивительные. Какие люди — такие и их творения. Спасибо, Елена, за такой интересный экскурс.
Да, там в первый день еще как-то официально было, а потом все сразу сдружились и общались с большим удовольствием.
Елена, могу сказать, что «не гипноз», но завораживает. Да, мы действительно время от времени забываем свои корни, традиции, перестаем дружить странами). Это политика, которую пичкают людям в СМИ. Вот я, например, до сих пор удивляюсь, как можно быстро создать вражду на ровном месте. Ну, не будем о грустном, замечательная статья, спасибо за эмоции!
Хочется надеяться, что забывание своих корней и традиций дружбы — неприятный эпизод, который скоро пройдет.
Здравствуйте
Это да, только сие гордое звание город потерял в 2004 году, но в 2012 вернул и теперь вроде как удерживает с планомерным приростом.
Когда я рос, была «широка страна родная, много в ней… всего», как в песне. ВДНХ до сих пор завораживает (меня, по крайне мере). Но речь не об этом. Росли мы, значит, единым народом, а потом бац — и русские уже, оказывает, оккупанты. А зачем? Почему? Про многих пост-совковых руководителей независимых республик можно много чего забавно рассказать. Но тема не про политику.
Жаль, что не узнал о форуме раньше. Очень жаль
Анди, добрый вечер.
Находясь в Перми я все время ощущала, что город большой. Не знаю, как уж приходит подобная информация, но ритм чувствовался сильно.
А время, о котором ты упоминаешь, вообще жуткое было. И русские вдруг оккупантами в республиках стали, и Россия вдруг оказалась «безвозмездно и отрывая все от себя, кормящей» все республики. Причем, все осуществлялось на уровне деклараций — проверить все эти заявления было невозможно. Просто стояла задача — развалить. К сожалению, эта задача была решена успешно.
Рад, что эта часть статьи оказалась посвящена в большей степени культурной составляющей Форума и искусству, а еще знакомству со старинным русским городом.
Я уверен, что самый гуманный способ достучаться до национального сознания человека — не пропаганда вбиваемая ему сутками напролет по ТВ, а понимание культуры и истории своего народа.
Конечно, обычных людей интересуют и обычные вещи: обычаи, кулинария, песни, искусство (особенно — прикладное). А грубая пропаганда через какое-то время вызывает у ее адресатов что-то типа иммунитета.
Мы с семьей были у в Перми. И в Кудымкар заезжали, только театр этот там тогда еще не открыли, кажется. А лапти помню. Там замечательно! Очень много красивых мест, которые рекомендую всем увидеть! Посмотрев фотографии, снова захотелось туда в гости.
Непременно посетите Галерею искусств в Перми!
Форум — это конечно здорово. Но мы, простые люди, и раньше и сейчас не обращаем внимания на национальность. Проблему придумали и раздули чиновники-бюрократы!
Ну, не скажите. За 90-е годы уровень ксенофобии возрос очень сильно. События в Бирюлево Западном в 2013 году — как раз из этой серии.
Часто когда видно слияние культур, лично мне, трудно избавится от ощущения чужеродности одной из них. Когда рядом с фотографиями плясок с бубнами, наверняка какого-то горлового пения, фотографии христианских храмов. А там хоть и скульптуры, но лица другие, одежда другая, все чужеродное. Но каким то удивительным образом всё это живет рядом и существует уже многие века.
Спасибо за удивительную статью и прекрасную экскурсию по Пермскому краю.
Так живем мы все рядом… Где-то смешиваемся, а где-то — нет.
Я, кстати, иной раз тоже себя ловлю на мысли: «все чужеродное». Но потом сразу возникает вопрос: а я-то сама как во всем этом смотрюсь? Тоже, небось, не частью пейзажа?
Вот вы пробыли четыре дня на этом форуме, какой процент молодежи участвовали в нем? Я имею в виду людей моложе 30 лет. Ибо сдается мне, что такие мероприятия интересны сугубо взрослому поколению, помнящему 80 года. Может я и не прав, но думаю молодое поколение сейчас другими вещами интересуется, ибо сам отношусь частично к таковым. Не говорю, что это хорошо, это скорее плохо и думаю наша культура и воспитание грядущего поколения свернули не в ту сторону…
Хороший вопрос. Ехала, честно говоря, как раз с мыслью о том, что народ будет весь возрастной. Молодежь была. Меньше половины, но сам факт порадовал. Ваша цитата: «наша культура и воспитание грядущего поколения свернули не в ту сторону…» — абсолютно согласна. Некоторым вещам людей надо учить — а кто это мог сделать в 90-е годы, телевизор, который транслировал ужасы? Но повернуть культуру и воспитание в нужную сторону реально.
Вот есть такой момент, очень тонкий. Поворачивать культуру должны культурные люди, умные, интеллигентные, воспитанные, а не то что всплыло И тогда все будет хорошо! Поверьте, у нас много молодежи думающей, умной, культурной, начитанной самых лучших книг, но мы их лишаемся, они уезжают…
Елена! Огромное спасибо за такой репортаж, за фотографии! Национальные костюмы, ремесла, музеи. Я прокручивала и ждала…ну вот сейчас какой-нибудь пирог…(люблю чтобы и о кухне).
П.С.: А в Перми много лагерей… Удачное место для такого рода форума, как и Селигер, помните?
Лагеря везде есть. Где-то больше, где-то меньше.
Из кулинарии — только посикунчики, да и то с чужого сайта взяла фотку. Вся кулинария была в последний день в Кудымкаре, а у меня там к этому времени телефон от избытка впечатлений, очевидно, вырубился. НО кухня очень вкусная и необычная.
Про поворот культуры — согласна. Но ситуация такова, что делать это надо срочно.
Похоже что пермская деревянная скульптура — это отголоски древней ведической веры, и местные об этом ещё помнят. Не зря же для перевода местного населения в новую веру пришлось вместо икон вырезать из дерева фигуры православных святых.
Ну да, такой плавный переход получился. У меня, к сожалению, не получилось пообщаться с местными краеведами на предмет древних верований этого региона, а жаль, потому что там можно было бы услышать много интересного.