Не знаю уж, то ли странное московское лето так действует, то ли философский стих напал, но недавно меня в метро натуральным образом пробило. Дело было так: я прошла через турникет, автоматически пересчитав «охотников за зайцами», которые ныне гордо называются сотрудниками службы безопасности метрополитена (пятеро крепких мужчин), и, спускаясь вниз на эскалаторе, вдруг задалась вопросом — зачем люди идут на такую работу? Ну и стала на эту тему размышлять, благо ехать было далеко и времени было много…
По мере размышлений вопрос сам собой переформулировался: существует ряд профессий, суть которых можно было бы выразить классическим фразеологизмом «ташшы и не пушшай!». Эти профессии, в той или иной мере связанные с осуществлением контроля, безусловно, востребованы в социуме — иначе бы их просто не существовало. И, конечно, люди, которые их выбирают, получает вследствие своего выбора какие-то плюсы — в противном случае никто бы не соглашался на такую работу. Какие это профессии? Ну, например, вахтеры в общежитиях. На картинке ниже — современный вариант.
А это — конец семидесятых годов, сценка из всенародно любимого фильма «Москва слезам не верит». Собственно, не столь уж многое изменилось…
Далее — охранники. Например, в торговых центрах…
…или на пропускных пунктах и ресепшн в различных государственных и коммерческих организациях. Кстати, меня в таких местах часто удивляет противоречие в двух моментах: первый из них — принятый еще в 2006 году Федеральный закон «О персональных данных», а второй — тот факт, что я должна отдавать в руки совершенно незнакомому человеку свой паспорт и разрешать ему делать выписки или ксерокопию (а попробуй не разреши, не пропустит!).
Да, только, пожалуйста, не путайте охранников с телохранителями — это совсем другая профессия, другая квалификация и другая зарплата.
А еще бывают контролеры всех мастей: в наземном транспорте…
… в пригородных поездах…
… кстати, в электричках и в самом деле ездит много «зайцев». Лично я всегда беру билет. Но я-то катаюсь два-три раза за год. А вот если бы мне надо было каждый день, да туда-обратно, да оставляя РЖД четверть зарплаты, ездить вот в такой теплой обстановке…
…то, вполне возможно, я бы тоже стала «зайчиком» и бегала по вагонам от контролеров, а, приехав в Москву, лезла бы через забор — чтобы не проходить через «выходной» турникет, как вот эти товарищи:
А есть еще контролеры в аэропортах. Тоже работа веселая, ничего не скажешь… Я в свое время весьма плотно общалась с руководителями подразделения досмотра одного из московских аэропортов. Они привели грустную статистику: редко кто из сотрудников, работающих в зале предполетного досмотра, выдерживает более шести месяцев — выгорают люди по-черному.
Так почему же люди выбирают такую работу? Моя первая версия: просто нет других вариантов. Возраст, «не то» образование, а может быть, в регионе работы нет вообще — вот и едут люди в крупные города, соглашаясь на то, что есть. Или, если повезет, у себя в городе пристраиваются: семью-то кормить надо!
Вторая версия: гибкий график работы. Не все могут позволить себе быть фрилансерами, не все могут позволить себе «офисный» график «с девяти до шести» (который, между прочим, в последнее время нередко удлиняется и до семи, и до восьми, и до девяти часов вечера).
Третья версия: в характере конкретного индивидуума, выбравшего функционал в стиле «ташши и не пушшай!» присутствует обостренное стремление к порядку и соблюдению законности (или справедливости — так, как он ее понимает).
Четвертая версия: власть. Пусть сиюминутная, пусть маленькая, но власть: можно разрешить, можно отказать, можно напугать…
Пятая версия: не надо особо напрягаться — ни физически, ни интеллектуально.
Шестая версия: имеется широкое поле для удовлетворения охотничьего инстинкта (это версия во многом совпадает с четвертой, но здесь в большей степени выражена ориентация на процесс выискивания нарушений).
Седьмая версия: скрытые возможности — но для меня они настолько скрытые, что я даже не знаю, что тут можно предположить.
При этом — практически всегда: низкая зарплата…
… невысокий социальный статус и не самое уважительное отношение со стороны большого количества людей — очень многие недолюбливают «контролеров»… и даже не могут объяснить, почему.
…очень много человеческого негатива, льющегося, как помои, на голову контролера, который «просто выполняет свою работу», и именно потому что он выполняет свою работу.
В общем, я по полочкам, вроде, как-то все разложила, а вопросов стало еще больше.
А вы как думаете, почему люди выбирают такую работу?
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Мне кажется, что вариантов других нет, а работать надо. Но некоторые люди совершенно точно получают удовольствие от возможности конфликтовать и от иллюзии власти.
От иллюзии ли?
Насчет возможности конфликтовать — отчасти согласна. Но ведь это дело сильно изматывает, даже если нравится.
Мне почему-то кажется, что если бы контролеру предложили работу в офисе каким-нибудь менеджером (не важно каким)с ненормированным рабочим графиков с девяти до непонятно каких, то он бы с радостью согласился
Не уверена. У менеджера, даже плохого, гораздо больше начальства и, следовательно, ответственности.
Людмила, не факт. Приходилось иметь дело по долгу службы с такими людьми, в бытность работы начальником отдела кадров. Предлагала перейти на участок, где зарплата выше и условия лучше. Отказывались!
Интересно, а как они это объясняли? С другой стороны, в советское время вообще все было по-другому. Сейчас многие просто гордятся тем, что работают в офисе. Мне часто на вопрос: «А ты где работаешь?» (что подразумевало еще и чем занимаешься), гордо отвечали: «В офисе!»
Аргументов особых не приводили. Скорее всего, некий уход от ответственности. На участке нужно РАБОТАТЬ. А тут — отсидел смену на вахте, проверил сумки, поднял шлагбаум, почистил снег около поста зимой. Всё!
В офисе не удастся отсидеться. Там все на виду. Руководитель ждёт выхлоп. Не будет результата,предложат: «по собственному желанию». Я давно уже не слышу, чтобы говорили, что работают в офисе. Как правило, называют конкретную контору.
А эта фраза, «в офисе!» — она ведь родом из 90-х. Еще бы не гордиться, когда полстраны мелочевкой на улицах торговало… будешь тут гордиться принадлежностью к офисным грызунам. А теперь, когда говорят эту фразу (я с Натальей согласна, теперь она куда как реже звучит), то совсем с другим выражением, типа — «да вот, график с 9 до 18, начальник дурак, и все вокруг гады».
Вот-вот, и я о том же. Напрягаться не все соглашаются.
Одна моя приятельница и коллега в девяностые, сознательно пошла работать на птицекомбинат, именно контролером на прходную. Мотивация — да все просто! В то голодное безденежное время она привозила домой ну очень богатые «тормозки». Сыты были и ее семья и все родственники, а на врачебную ставку не слишком разгуляешься, да еще при существующем в то время дефиците.
Женщина семью кормила, мотивация — куда уж понятнее! Наверное, и устроиться туда было не так уж просто.
Думаю, мотивы у людей разные, да и времена были разные. Знаю людей с высшим образованием работающих кондукторами, или контролерами — зарплату в девяностые не платили стабильно, а работая кондуктором (по словам одной дамы), можно было хотя бы что-то домой принести. Я уже не говорю о контролерах на проходной мясокомбината, молокозавода, птицекомбината. Работающие там, жили припеваючи. Некоторых привлекает хотя бы незначительная, но власть над людьми — кто на что горазд…
Вот про власть мне как-то непонятно — ясно, что она есть, но вот как от этого можно получать удовольствие?
Елена, заставить трепетать от страха проверяемого, почувствовать себя вершителем чужой судьбы — вот он кайф такой профессии. Наверное, где-то глубоко в подсознании этих людей, сидят садистские задатки.
Чего-то многовато у нас садистов получается.
А давайте я принесу яблоко раздора? Не надкушенное, а такое всё из себя наливное. Может эти люди получают глубокое моральное удовлетворение от того, что вот они именно стоят на страже порядка? Если их не будет, то будет бардак, разруха, разврат и т.д. Сколь часто вы слышали от окружающих, что без билета ездить нельзя, что вот такое-то тоже нехорошо, но если очень нужно, то можно. Можно перейти улицу не по переходу (до него ведь 200 метров), можно проехать на электричке без билета (ведь это каждый день так дорого), можно в общежитие привести своего хахаля (личная жизнь это же прекрасно и хорошо, а соседка слева просто дура), можно даже носить продукты из мясного цеха (ну, а чё? На проходной дам взяточку, у контролёра ведь маленькая зарплата…). Естественно, подход, когда мы сразу начинаем искать признаки психических дисбалансов он как бы приятен для мозга. Мы ведь сами себе адвокаты, а контролёры ограничивают нашу свободу.
Какой-то процент нарушителей существующих в социуме правил (моральных, административных, уголовных) был, есть и будет всегда. Тогда имеет смысл говорить о некоем корректирующем воздействии в виде тех, кто «не пущает». Но когда нарушения приобретают массовый характер, контроль теряет всякий смысл и является лишь дополнительным финансовым бременем на тех, кто склонен правила соблюдать (те же правила безопасности в аэропортах, например). А массовый характер нарушения приобретают тогда, когда система становится слишком забюрократизированной / дорогой / медленной… Не помню, откуда эта цитата: «Рост преступности — нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни».
Думаю, что если бы сознательность у человека была бы на должном уровне, то и контролёры были бы не нужны. Но с другой стороны — скольких бы людей лишили бы работы и хотя бы малой, но власти. Ведь даже пословица есть, что каждый вахтёр чувствует себя хозяином. Существует даже такая болезнь — синдром вахтёра, где как выразился Лондо Моллари: «Только дай кому-нибудь минимум полномочий и значок — и он тут же возомнит себя властелином Вселенной.»
До сознательности всем нам еще далеко… мне иной раз кажется, что, в очередной раз обхитрив государство или хозяина, некоторые люди испытывают особую радость, которую трудно объяснить лишь экономией на поездке в метро.
Вот и я каждое утро иду на свое предприятие и вижу хорошо упитанных, еле-еле влезающий в свою форму охранников. А на работу идут в основном женщины, по крайней мере в то время, что и я. И возникает мысль: если такие здоровые мужики целыми днями, извините за грубость, мнут попу, а слабый пол в это время вкалывает, то что-то в этом мире не так.
Тут вспомнилось еще советское: самый большой начальник — это вахтер и дворник.
Дворники теперь точно не начальники, во всяком случае, в Москве — у нас почти все они — бесправные гастарбайтеры. А вахтеры — да, сохранили власть:)
Упитанные охранники меня тоже всегда удивляют. Оно-то, собственно: понятно, образ жизни малоподвижный, питаются неправильно… а все равно смотреть неприятно.
Я больше склоняюсь к первой версии из статьи и еще немного к пятой. Кстати, у нас в городке в автобусах уже давно нет контролеров, но я еще помню то время, когда таковые работали. Действительно, отношение к ним было, мягко говоря, не самое доброе. А вот в электричках контролеры имеются и по сей день, и к ним, на мой взгляд, относятся гораздо более уважительно, чем к их коллегам, работавшим в автобусах. Возможно,из-за формы, которую они носят А вообще, в нашей местности контролерам, работающим в РЖД платят весьма приличные зарплаты, вероятно, поэтому и социальный статус повыше будет.
У нас контролеры в наземном транспорте не перевелись еще. Хотя и нельзя сказать, чтобы часто встречались. женщины, в основном — и в форме ходят. Но их сильно не любят. А в подмосковных электричках контролеры — частое явление. И их обычно сопровождают двое-трое охранников — потому что бывали случае и рукоприкладства, и скандалов. А несколько лет назад — сестра рассказывала — был случай, когда какой-то пассажир грубо ответил контролеру, а она брызнула ему в лицо из баллончика с каким-то газом. Очень-очень плохо стало всему вагону, едва не началась паника.
Причина никогда не бывает она и одна из них — нехватка рабочих мест. Но причина любви к этой профессии или просто народ, который не любит себя особенно утруждать физической работой, тоже вполне возможный вариант. Никогда не поробовала и не хотела бы работать в этой сфере…
Когда работы нет и есть нечего — на многое согласишься. Но есть люди, которые дольше необходимого на такой работе не задержатся, а при первой возможности — сменят ее. Но ведь есть и такие, которые годами работают, рьяно и с удовольствием.
Все перечисленные в посте профессии очень разные и очень разные люди ими занимаются.
Охранников из торговых центров парочку знаю лично, а также приходилось с незнакомыми охранниками общаться. Все попадались адекватные. Шли они на эту работу, потому что других вариантов не было на тот момент. И работа у них довольно тяжелая. Целую смену на ногах и надо быть очень внимательным. Опытный охранник вора чует еще на входе в торговый зал.
Вахтеры — это как правило довольно безобидные существа с завышенным ЧСВ. Главное это ЧСВ с нужного боку почесать и все прекрасно будет. Ну или можно вообще проигнорировать вахтера, все равно ничего он не сделает.
Хамоватую бабу-контролера в электричке встретила только один раз в жизни. (Хотя я в Беларуси живу, у нас ЖД в разы дешевле российской. Зайцев крайне мало).
А вот контролеры городского транспорта — это что-то. Такое ощущение, что все там какие-то обиженные жизнью люди (судя по некоторым их фразам и разговорам) и они на работе как-то свою злобу вымещают.
Я ни разу не спрашивала их о том, почему они устроились на такую работу, но подозреваю, что ответ будет в духе «а что делать, больше некуда». Хотя дело не в том, что некуда, а мозг у них настолько зашорен, что они уже возможностей в жизни не видят. И это очень яркий пример, когда собственное мировоззрение и недовольство жизнью закручивает человека, как в воронку, и ему становится только хуже и хуже.
Я, будучи в Минске, общалась с охранниками в отеле и на рынке. Спокойные были такие дяденьки. Раньше у нас было довольно много людей в охране из Беларуси, они, в большинстве своем, были добросовестные и вежливые (особенно — по контрасту с россиянами). Я, кстати, в посте не сделал дополнительный акцент — труд не физический, но физический дискомфорт часто присутствует — и на ногах много находиться надо, и сквозняки, и погода, и кашляющие-чихающие граждане в разгар эпидемий. Это все плюсами не назовешь.
У меня папа, например, работает сейчас в охране. Да, думаю, потому что работа непыльная, рядом с домом, он сам уже на пенсии, и это только одна из работ. Видимо, в теперешнем его возрасте, с его возможностями действительно не так много вариантов, из которых он мог бы выбирать. И да, наверное, есть еще вот такой момент — способность не быть ни во что вовлеченным довольно продолжительное время. Я вот не могу без дела, если ждать, то обязательно занять себя чем-то — почитать, посмотреть, подумать о чем-то. А такие люди могут. Мама рассказывала, как они ездили по ее делам в другие города, папа ее привозил на машине, она работала весь день, а он просто сидел и ждал ее. Не читал, ничего не делал, просто сидел и ждал. И ведь не сказать, что он такой уж инертный по жизни, к перестройке он работал замдиректора в крупной строительной компании. Но вот как-то сочетается же это в нем при этом.
Чтобы работать охранником, надо иметь в характере такую черту, как созерцательность:) Это не каждый человек выдержит такую монотонную работу. Кстати, мне кажется, что охранники в меньшей степени сталкиваются с людским негативом, ну, разве что когда вынуждены претворять в жизнь совсем уж глупые идеи начальства.
Интересно, до прочтения статьи я не задумывалась над таким вопросом: почему люди идут в охранники. Да, причин, действительно, много. В комментарии прочитала про иллюзию власти и почему-то вспомнила не контролера, а нашу бывшую дворничиху Зину. Она ощущала себя комендантом дома, знала где, что, как, у кого и почему. Ее громкий голос был слышен даже на моем восьмом этаже. Но вот пришло время, пенсионеров под сокращение и нашу Зину тоже лишили «маршальского жезла» — метлы, но этот зуд иллюзии власти никуда не делся. Она точно так же учит всех жизни и в курсе всех событий.
На компьютерных курсах познакомилась с женщиной, которая как раз работала контролером в автопарке. На эту работу она смогла устроиться с трудом, к сожалению, люди предпенсионного возраста у работодателей не котируются.
О-о, у нас тоже есть такая «тетя Зина» — наша старшая по подъезду. Она, правда, не кричит, а разговаривает тихо и интеллигентно, но от этого не легче. А самое главное для нее — все в доме контролировать и направлять.
Ваши «контролеры» — люди, которые пришли в «контролерскую» профессию и остались там, а ведь многие и не остаются. А это значит, что все, что Вы полагаете минусами — для них плюсы, в том числе и людской негатив. Мне иногда кажется, что такие товарищи от него даже удовольствие получают.
Я тоже не задумывалась, почему люди идут на такие работы. Те, которые были у нас на работе, то это женщины на пенсии, некоторые с высшим образованием, просто нигде они больше не нужны и работают не потому что хочется, а потому что пенсии мизерные. А вот когда здоровые мужики далеко не на пенсии просто ходят или сидят — это правда вызывает недоумение, но только они знают, почему они здесь и сейчас.
Раньше говорили в таких случаях: «Такой здоровый мужик, иди на завод работать!». Теперь с этим сложнее — заводов мало стало, да и платят рабочим неважно, не хотят туда люди идти. Но контролеры — это особая статья. Здесь что-то очень интересное есть — про власть, про приверженность к порядку и «справедливости».
А мне кажется, что вопрос: «Почему люди идут на такую работу?» можно отнести к абсолютно любой профессии. Возможно, всё гораздо проще? Все мы разные, и то, что кажется непонятным и неприемлемым для одного человека, является абсолютно нормальным и даже престижным для другого… Как говорится, у кого что душа просит, и кто какой жизненный путь себе избрал…
Наверное, да. Понять выбор другого человека, в том числе, и выбор профессии, не всегда легко. Чувство логики подсказывает, что должны быть какие-то непонятные тебе преимущества, но вот ищешь-ищешь — и не находишь:)
Лена, наблюдая за поведением многих отечественных контролёров, соглашаюсь — это широкое поле для удовлетворения охотничьего инстинкта и упоение властью над всеми.
Ни то, и ни другое их не красит, однако переиначив стих — согласитесь — люди всякие нужны, люди всякие важны …
На западе контролёры всегда виновато улыбаются — типа, ну, что поделаешь, служба такая — доверяй, но проверяй.
Поэтому воспринимаются совсем по другому, а если кого-то и вынуждены высаживать из транспорта или штрафовать, то проделывают это очень тихо и корректно, стараясь не привлекать всеобщего внимания.
О-о, я однажды наблюдала за контролерами в вильнюсском троллейбусе. Пожалуй, у них и нашим есть чему поучиться в смысле «раскатывания» безбилетника тонким слоем по полу салона.
А люди, конечно, всякие нужны. Не было бы потребности — не было бы и «контролеров».
Лена, в Польше в начале 90-ых такое же наблюдал, а про запад имею в виду Швецию, Германию, Эстонию — причём у контролёров можно приобрести билет, тоже самое теперь и в электричках на Кавказских Минеральных Водах.
В подмосковных электричках, кажется, тоже так было одно время — можно было купить. А теперь, насколько я знаю, купить — само собой, а штраф — само собой.
Кстати, сейчас сообразила, что в Европе я только в Литве и Италии контролеров встречала, так что опыт общения с ними небольшой.
Не, Лена, в Мин Водах штраф не берут, но стоимость билета назначают от начального пункта — до остановки выхода, независимо от места посадки.
Так что лучше брать билет на станции где садишься.
У нас в Подмосковье в свое время на каких-то маленьких станциях не работали билетные кассы. И если человек ехал оттуда, он на выходе покупал билет — по обычной цене. Контролеры к таким людям не приставали.