Пермь — город непростой. Сейчас его многие узнают вот по этому бренду (если кто-то не в курсе, то эта лирическая надпись
Продолжение, 1 часть — здесь
Но все гораздо сложнее… В Перми есть много чего другого. Например, тот факт, что в нем находится немалое количество предприятий ВПК, на все накладывает свой отпечаток. И потому приехать в Пермь и не посетить местную достопримечательность — Музей пермской артиллерии ОАО «Мотовилихинские заводы», сами понимаете, было нереально. Музей необычный. Он расположен под открытым небом, вход туда свободный — ходи, смотри, фотографируй… Вот, например, местная Царь-пушка:
А это — те, кто стоял у истоков завода и трудился на Победу во время Великой Отечественной войны:
Находиться так близко от смертоносного оружия — это, я вам скажу, впечатляет. Конечно, я все это видела и по телевизору, и на парадах, но когда смотришь с расстояния менее одного метра, ощущения совсем другие. Да и погода странным образом оттеняла мощь этой техники… Уходила я оттуда со стандартной мыслью человека отечественной культуры: «Только б не было войны…».
В рамках Всероссийского форума национального единства — 2016 нас ожидало путешествие из большого города Перми в небольшой город Кудымкар (название произносится с ударением на «ы», в отличие от «Сыктывкара»). И ехали мы туда долго. Приблизительно до половины пути дороги были приличные, но потом стало похуже, и народ слегка уболтало. Поэтому вот эта надпись была воспринята с большим энтузиазмом:
А уж эта была встречена бурными аплодисментами:
Для начала всех нас выгрузили в здании администрации Кудымкара. Принимающая сторона, здраво рассудив, что за четыре часа пути мы должны были проголодаться, не мешкая пригласила нас перекусить и выпить чаю-кофе. Отсюда фотографий, извините, нет — не до того было. Вот только, чтобы было понятно, чем нас там угощали — местные очень вкусные пирожки, которые называются посикунчики (название диктовали мне по слогам):
Как только мы подкрепились, нас отправили вкусить пищи духовной. В городской музей.
Музей в Кудымкаре очень какой-то теплый, домашний. Коллекция, конечно, не самая богатая — но с какой любовью собрана! Музей активно посещается местными жителями, поэтому его сотрудники всячески стараются разнообразить экспозицию и сделать так, чтобы интерес к истории не угасал. Все начинается еще во дворе. Первые экспонаты, которые нас там встретили — старые (или, пожалуй, правильней будет сказать, старинные) машины — трактор…
…и грузовичок:
Чуть дальше сидит гордая сова. Логично — край-то лесной!
Внутри музея тесно — особенно если двигаться большой группой. Но ничего, обошлось без давки. Первым, кто нас встретил, было коми-пермяцкое божество, пожелавшее всем удачи в осмотре экспозиции:
Вот так выглядел станочек, на котором мастерицы в старину создавали очень красивые тканые изделия…
… а это — воссозданный облик коренного жителя этих мест:
Следующие две фотографии — работы современного скульптора по дереву, которые он подарил музею, а изображают они духов:
Старинная мини-пушка — к сожалению, до таблички с информацией о ней я не добралась из-за чужих спин, поэтому тут только картинка:
Следующий зал: это уже советское время…
Из музея мы поехали в театр. Поехали — это чтобы все было организованно; расстояния там маленькие и, конечно, мы могли бы и дойти, только это заняло бы больше времени. Театр шикарный. Новый. Прекрасно оборудованный.
Зрительный зал небольшой (но и город небольшой). Местные товарищи рассказывают, что сюда даже из Перми на спектакли приезжают. А пьесы в репертуаре на двух языках — и на русском, и на коми-пермяцком. Есть специальная детская программа, она тоже на двух языках.
Язык сложный. Он принадлежит к финно-угорской языковой семье и находится в отдаленном родстве с финским, эстонским, венгерским. Более близкие языки — коми-зырянский, коми-язьвинский, удмуртский (бурановских бабушек вспомните — они из Удмуртии)… А вообще-то, эта семья языков очень большая, и учить их сложно. И если вы, изучая английский или французский жалуетесь на трудности грамматики, так полюбуйтесь на грамматику коми-пермяцкого: 17 падежей!!!
Коми-пермяки свой язык сохранили. Судя по всему, внимание этому вопросу стало уделяться уже давно, взгляните на год издания этого учебника коми-пермяцкого языка:
Вернемся к театру. У меня сбылась давнишняя мечта: я и в каждый угол за кулисами залезла, и в цех, где делают декорации, зашла, и по сцене погуляла…
Потом мы — пешком — отправились в городской культурно-деловой центр. По дороге, хотя нас и очень торопили, я не удержалась и сфотографировала достопримечательность, не устояв перед ее масштабами:
В Центре мы вдоволь налюбовались на продукцию коми-пермяцких мастеров…
…поучаствовали в экспресс-мастер-классе по изготовлению кукол…
… послушали детский ансамбль. Я попыталась записать видео выступления, но, увы, получилось плохо. Зато есть фото. От этой девочки я просто не могла глаз оторвать — какая необычная внешность! И пела она замечательно.
В самом конце, как полагается, общее фото на память. Это не все участники Всероссийского форума национального единства, а только те, которые остались на четвертый день и приехали в Кудымкар.
Что самое главное я поняла за эти несколько дней? Если кратко, то:
1. Есть огромная проблема низкой информированности наших граждан об истории собственной страны — и эта проблема тем острее, чем моложе человек.
2. Мы очень мало знаем о наших ближайших соседях — народах, проживающих вместе с нами на территории России, хотя наша совместная с ними история насчитывает не одно столетие.
3. Очень высока вера всему, что пишется о национальной истории в Интернете — такое впечатление, будто Википедия стала постсоветской газетой «Правда» или программой «Время». А пишется там иной раз откровенная чушь.
4. Несмотря на очень тяжелые два с лишним десятка лет после распада СССР, люди наши не озверели. Они готовы слушать друг друга.
5. Понимание того, что сегодня национальное разобщение — очень опасная игра, присутствует у большинства из тех, с кем я общалась на Форуме.
6. Люди — по-прежнему, самое главное богатство нашей страны. И эти люди готовы работать на идею межнационального согласия.
7. Пока мы едины — мы непобедимы. Единство, единение, общность, сотрудничество — это очень красивые слова, которые могут оставаться только словами. А могут — и не оставаться.
Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
В Перми, похоже, снег лежал уже тогда, когда у нас стояла жаркая солнечная осень
В Перми снега не нападало еще, но был морозец. А вот в Кудымкаре уже кое-где лежал снежок, немножко.
В Коми-Пермяцкий округ была выслана семья моего деда, и моя мама родилась там. После войны они вернулись в Белорусссию. Тяжелая в то время была жизнь. С интересом прочитала о Перми и о Кудымкаре. Очень понравилось, что в театре есть спектакли и на коми-пермяцком языке. Маленькие народы не должны забывать свой язык.
Меня в этом театре порадовал еще тот факт, что они каждый спектакль могут играть и на русском, и на коми-пермяцком языках. И актеров в театр, соответственно, подбирают двуязычных.
А еще у коми-пермяков очень красивые песни — мелодичные, грустные, слушаешь — и душа отдыхает.
Елена, Вы правы, именно люди — главное богатство нашей страны! И они у нас хорошие!
И с историей — не всё так просто! Дополнительные учебники по истории края, области, города — это можно и нужно отдать для создания местным краеведам. Думаю, что должен быть единый учебник истории для всей страны, не зависимо от того, по какой программе работает школа. Неправильно, что существуют разные учебники истории на территории такой большой страны, как наша. Сейчас разные группы авторов включают в учебники темы, рекомендованные Министерством образования. Но трактовка и оценка событий, может не совпадать.
И число учебных часов на изучения отдельных тем нужно пересматривать. Великая Отечественная война требует более длительного и тщательного изучения. А это уже не только история, но и патриотическое воспитание.
А в рамках патриотического воспитания, можно вести речь об опасных играх по разжиганию межнациональной вражды и больше рассказывать о дружбе и взаимодействии народов, о единстве и единении .
Знаете, Наталья, как показывает практика, если отдавать создание учебников по истории края местным товарищам, то частенько в результате получается или «наш многострадальный народ» (и теперь нам должны компенсировать страдания), или прямо по Ноздрёву из «Мертвых душ» — «Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, которым вон синеет, и все, что за лесом, все мое» (верните, пожалуйста, все наше!).
А единый учебник истории очень нужен. И работа с учителями истории. И, безусловно, увеличение часов, отведенных в школе и вузе на изучение истории, и это не только Великой Отечественной войны касается.
Елена, а кто, как не местные краеведы, сделают лучший учебник по истории края, области, города? Возможно, в редакционный коллектив стоит ввести кого-то из независимых экспертов. Но это наши с Вами рассуждения. А Великую Отечественную войну я просто привела для примера. Именно этот период истории очень наглядно показывает единение всех народов, пусть уже бывшего, СССР. Как не крути, как не верти — историю Союза замалчивать нельзя.
Может быть отсюда и все наши беды, что переписываем историю раз за разом, выпячивая на каждом отрезке самое худшее, самое неприглядное того строя, который имел место быть; сносим памятники, не делая выводов для себя; имеем грабли культа личности, которые то прячем чуть дальше, то достаём опять.
А самое главное, итоги подводить научились, а делать правильные выводы из произошедших событий, нет.
Печально!
Наталья, я думаю, если говорить о создании таких учебников, то местных краеведов привлекать надо обязательно. Но решать этот вопрос надо из Центра, иначе учебник будет писаться под диктовку местной этнобюрократии и в угоду этноинтеллигенции, к которой историк, как правило, и относится. Если все делать из Центра — тоже плохо получится, потому что глубины не хватит.
Незнание истории Великой Отечественной войны и других очень важных событий в прошлом нашей страны — к сожалению, грустный факт. Очень надеюсь на то, что в школах все же увеличат количество часов на изучение гуманитарных предметов, в первую очередь — истории и литературы (в т.ч. и советской).
Ну а относительно «делать правильные выводы» — по-моему, их вообще мало кто делает, это ж не только в нашей стране. «Здравствуйте, грабли!» — любимое развлечение едва ли не каждого представителя человечества.
Елена, а насколько наши чиновники от МинОбраза заинтересованы в этом? Нет, им это не выгодно! Это думать придётся, шевелиться. Проще работать по шаблону. Посмотрите, сколько нареканий на уже существующие учебники. (Это я не только про историю.) А никто не стремится изъять их из учебного процесса и отправить на помойку.
Часы на физкультуру добавили. Назвали красиво — Уроки здоровья. Получается, что нужны здоровые дебилы, а не интеллектуально развитые люди.
Вот то-то и настораживает, что мировой опыт ничему не учит! Одно дело, когда индивидуум наступает на любимые грабли, и совсем другое — когда это делают власть имущие в государственном масштабе.
Чиновники — это механизмы, обеспечивающие устойчивость и стабильность системы. И потому даже сама возможность перемен обычно вызывает у них сопротивление — как говорится, ничего личного, только работа! Отсюда и работа по шаблону.
На учебники нареканий очень много. Думаю, через года три-четыре все же их унифицируют, а многие и заменят. Тем более, что в Минобрнауки новый министр пришла, она дама энергичная.
Часы на физкультуру добавили — надо же, как я в школе мечтала об этом! Сбылось, но не у меня:) А если серьезно, то концепция обучения поменялась, безусловно, очень сильно. И сейчас на родителях, а еще больше — бабушка-дедушках — лежит огромная ответственность — вырастить своих детишек умными и думающими. Это трудно — и материально, и психологически: репетиторы, кружки, дополнительный контроль, иногда даже прессинг по отношению к детям — это значительная нагрузка. Но, похоже, без этого не обойтись.
Все по-другому уже по литературе! Программа иная, не такая как у нас была. Никого не интересует что думаешь именно ты, как ты чувствуешь. А что там не так в истории-то?
Так вот я бы в первую очередь программу по литературе и пересматривала…
Молодое поколение плохо осведомлено о национальных достояниях, традициях, братских народах, не потому, что глупое или ленивое. Просто сейчас, идет бешенный ритм развития всевозможных технологий, вникание в которые, стало одним из главных приоритетов всех молодых поколений. В таком темпе приходится выбирать, на что тратить время, а что второстепенно.
Например, если молодой человек не будет знать, как жили коренные чукчи, это никак не повлияет на его жизнь. А вот незнание элементарной банковской системы, в которой мы все погрязли, или работы какого-либо гаджета, это может доставлять мучительные неудобства, и даже иметь нежелательные последствия.
Это верно, молодежь выбирает решение насущных задач. Только вот так, увлекшись инновациями, можно и собственную историю потерять — что мы сейчас нередко и наблюдаем.
Те, кто делает нашу жизнь лучше, вряд ли задумывается о «патриотизме», согласна с forourmen. А нашу жизнь делают лучше технари, врачи и т.п. Им некогда заниматься ерундой. Они просто вычеркивают ненужную информацию
Да вычеркивать-то тоже можно лишь до определенного предела…
Отличный форум, очень поучительный, для саморазвития — самое то! Оружие в музее поражает, что не говори, а именно оно, является самым сильным стимулом к бесконечному развитию. Разработки под грифом — «в военных целях» финансируются куда охотней, чем «лекарство для спасения человеческих жизней».
Я как-то читала статью, в которой анализировались военные бюджеты разных стран и проводились параллели — какие именно задачи в медицине, сельскохозяйственных науках и социальной сфере можно было бы решить на эти деньги. До сих пор помню шок, который тогда пережила — получалось, что четверти военных бюджетов с лихвой хватило бы на все-все-все.
С интересом прочла о вашем путешествии в Кудымкар, если честно, я о таком городе и не слышала, а вот о Бурановских бабушках знаю и даже статью о них писала. Читая подобные статьи начинаешь понимать как велика Россия и как много народов ее населяют, главное, что бы дружба была между ними!
А я тоже до этой поездки ничего не слышала про Кудымкар — по-моему, как и большинство участников экскурсии. Зато теперь мы этот город точно прославили.
Как интересно было посмотреть музей Перми, оружие — жутко становится и действительно начинаешь думать о том, что бы мир, а не война был! А вот музей Кудымкара куда веселее и забавнее! Таких бы побольше!
Спасибо вам, Елена, за такой подробный отчет с форума. Очень живой рассказ получился. Я как-будто вместе с вами там побывал: и по ухабистой дороге проехал, и в музее походил, и «посикунчики» с удовольствием отведал.
Посикунчики — это что-то совершенно неожиданное оказалось. Там начинка может быть любой, поэтому каждый имеет возможность выбрать то, что ему нравится. Только, упаси бог, нельзя называть их «жареными варениками / пельменями» — хозяева очень обижаются:)http://gipnoz-life.ru/wp-admin/edit-comments.php?paged=1#comments-form
Елена, вот я и дождалась посикунчиков! Сейчас пойду искать историю блюда и статьи этнографов, историков. Люблю такие рецепты, наверное приготовлю, хотя похожи очень на чебуреки, только маленькие.
Они пожестче, чем чебуреки. Начинка получается как бы в таком футлярчике. И их, насколько я поняла, едят, в том числе, и остывшими.
Меня больше всего улыбнула такая неожиданная весчь, как узнаваемые значки))
Как говорится — есть ещё и другая Россия — если бы поездить в радиусе 300 км от Перми и посмотреть на окружающие деревни — и какие там люди… и пообщаться с ними.. Вот там-то самое ценное можно узнать;) Хотя казалось бы — типо откуда им что знать — но на самом-то деле — у них меньше «запудрены» мозги — и как результат — … (а тут я не допишу — сами узнайте результат, пусть интрига сохранится).
Значки — да. Я сразу вспомнила, как жутко завидовала обладателям октябрятской «звездочки», сделанной из пластика — у меня была только обычная металлическая.
А «другая Россия» есть. Я езжу много, с людьми из регионов общаюсь часто. Действительно, нельзя делать выводы о России по Москве и Питеру, и даже просто по крупным городам.
А у меня был такой полупрозрачный пластмассовый, а внутри, в углублении деда Ленин маленький. Потом поломался А в октябрята всех одинаковыми принимали:)
Вооот. А у меня не было. Еще редкостью были галстуки из такого темно-вишневого цвета сатина, о нем я тоже мечтала-мечтала, но так и не домечталась. Я носила обычный оранжево-алый, шелковый.
Столько много интересного в Пермском крае! По лету собираюсь в отпуск на машине: Питер — Тюмень — Питер. Обязательно надо внести Пермь в список мест, которые надо посетить.
Имеет смысл отвести на Пермь хотя бы дня два — там много всего, что надо увидеть.
Тут вспомнила: только вчера смотрела «Добров в эфире». И он там рассказывал о празднике народного единства… 4 ноября. И вот говорит… как странно, мы празднуем день независимости, который стал праздником при Ельцине, и день народного единства, который стал праздником при Путине.
Потом как то так помолчал и говорит: а вот независимости от кого? от чего?
Получается, что два праздника немного противоречат друг другу….
Так вот, я — за единство. Вы правы, сила и Советского союза и даже Российской империи была именно в единстве народов. И здорово, что у нас проходят такие форумы.
День независимости и впрямь сразу вызывал вопрос: обычно такие праздники бывают в государствах-бывших колониях, а Россия колонией никогда не была. Назвали неудачно. Так что хорошо, что переименовали.
А в России ведь накоплен очень большой опыт мирного сосуществования большого количества наций. Этим надо пользоваться, это большой ресурс.
Ого сколько вас участников форума! Наверное в один автобус до Кудымкара и не поместились. Понравился музей с мирными экспонатами, а ещё великаны-лапоточки. Да и новый Коми-Пермяцкий драмтеатр красивый. А вот грозное оружие наводит грусть. Пусть бы оно оставалось только в музеях.
Два полных автобуса было. По-моему, даже сами организаторы не рассчитывали на подобный энтузиазм, но потом быстро сориентировались:)
Театр они здорово отстроили. Все новенькое, с иголочки, аж блестит. И еще там интересная галерея, посвященная заслуженным актерам этого театра. Некоторые там работают уже очень много лет.
Среди оружия — было очень не по себе.
Елена, переходите работать в туризм. Мы как раз, в меру своих сил, трудимся над Вашим финальным списком. Вы очень четко сформулировали самые серьезные проблемы. Сидит в нас, как заноза, установка, что самое интересное там, далеко. А у нас то что смотреть? Свое я всегда успею поглядеть. И проходят годы, а что находится за порогом, так и не узнаем.
Я очень надеюсь что сейчас, с санкциями, у людей возрастет интерес к изучению своей собственной страны. Но беспокоят меня в российском туризме две вещи: цены и сервис. Я бы, например, с удовольствием слетала на Байкал — но одни билеты стоят неподъёмно, особенно если семьей лететь. А сервис — вообще глобальная проблема.
Был у меня друг детства, приезжал из тех краёв к бабушке погреться на лето. Мы его по малолетству, да необразованности называли «чукча». А оказывается свой язык, 17 падежей… Не перестаю удивляться, как же много в этом мире удивительных вещей. Это небольшая радость, но именно из таких неожиданностей и складывается настроение на целый день.
Бытовой национализм — штука страшная. В нашей стране он, к сожалению, всегда имел место — при, в общем-то, нормальных человеческих отношениях и детьми, и взрослыми бездумно используется название национальности в качестве насмешки. Что меня всегда особенно удивляло — на замечание всегда ответ вроде: «да я ж любя! да он же классный парень!». А слово-то не воробей…
17 падежей и меня впечатлили. И фонетика не самая легкая.
Поездка у Вас выдалась очень увлекательная! Богата Россия разными народами, да и каждый из них уникален и прекрасен! Хорошо, что в наше время многие понимают бесполезность распрей на национальной почве и стараются жить сообща, хотелось бы, конечно, чтобы во всем мире прошло понимание того, что войны и распри не нужны никому, и никому не делают лучше. Тогда возможно и военные бюджеты перестанут существовать.
Ну, после распада СССР люди накушались национальных проблем, поэтому хотят жить спокойно.
Грамматика коми-пермяцкого языка для меня просто непостижима. я до сих пор не могу освоить грамматику английского языка (при всем усилии дочери, хорошо знающей английский), наверное языки, это не мое. А что говорить о грамматике предложенного? Хотя считается, что труден русский язык…
Носители языка всегда страшно удивляются, когда кто-то им говорит, что их язык — трудный. Я до сих пор вспоминаю свою беседу с венгром по национальности (это родственный коми-пермяцкому язык, очень трудный в изучении), который уверял меня, что легче венгерского только итальянский. Поскольку у меня-то как раз итальянский, услышать такую параллель мне было весело.
Вот с интересом прочел статью, просмотрел сделанные снимки, а ведь и вправду, как мало мы (молодое поколение) знаем о истории нашей родины, наших соседей и даже истории своего рода. И самое печальное в этом то, что мало кого данный факт беспокоит. Меня это затрагивает только при прочтении подобных вещей, а это ведь плохо. И даже пытаясь найти оправдание такому отношению, становлюсь в тупик ибо не понятно, я сам виноват, толь меня так воспитали, или система сейчас такая?
Сам человек некоторым вещам не научится. Так что, скорее всего, не воспитали потому что сейчас система такая:). Если аспект истории межнациональных отношений для Вас хоть немножко важен — не пропустите этот момент на своих собственных детях и внуках.
Вот очень нужное замечание! «На своих собственных детях и внуках».
Хочу высказаться, как я понимаю «единство» и «патриотизм» и вот это вот все.
Патриотизм — это любовь к своей Родине, уважение предков, уважение народных традиций, а не навязчивая лояльность к власти. Как «воспитать патриотизм»? Патриотизм не воспитаешь по методу «собака Павлова».
Это должно прививаться с малых лет в семье через любовь и уважение к матери и отцу, через уважение к старикам, на примере отношений близких. Затем социализация, вхождение в коллектив (для меня это спорный вопрос).
Не могу отвечать за всех детей, но знаю, что мой ребенок никогда никого не унизит по национальному принципу, потому что воспитан так именно в семье, а затем уже в школе. И Великая Отечественная война здесь совсем не замешана, хотя для дедовских орденов мы вместе шили подушечку.
Относительно путешествий. Чтобы путешествовать по России и показывать ребенку Родину нужно быть как минимум миллионером:) Легче его свозить в Европу, в Азию… Многие ли были на Северном Кавказе? Сколько тут красивого и интересного? Я всю жизнь мечтаю о Камчатке или Сахалине…
Я думаю, Лена, патриотизм — это, прежде всего, целенаправленное воспитание человека, и этому нельзя научить — это можно только передать. Очень многое идет от семьи, не менее важны традиции региона, где человек родился и вырос. Насчет коллектива — думаю, многое будет зависеть от того, какой коллектив:)
Про путешествия по России — больной вопрос. На Северном Кавказе-то я бываю, а вот Камчатка так и остается мечтой (а когда гляну на стоимость билетов — так и кошмаром).
Заинтересовал коми-пермяцкий язык с 17 падежами. Оказывается есть еще две подобные падежные системы: удмуртский язык — 15 падежей, коми-зырянский — 16. Откуда такой сложный язык? Учитывая исторические тенденции упрощения всех мировых языков, возможно это остатки древнего уральского праязыка?
Я не лингвист, к сожалению, ответить на этот вопрос не могу. Но меня он тоже заинтересовал, буду искать информацию.
В России, пока раскачаются, десятилетия пройдут. Приведу пример. У нас с мужем был дом в деревне, в 70 км от Гагарина, поэтому мы туда ездили на рынок и за свет платить. Так мужу (итальянцу) было непонятно, почему до сих пор этот город так запущен, нет туризма, гостиница ужасная, дороги отвратительные, никакой рекламы или информации… Это ведь город, где родился Юрий Гагарин — человек, который первым совершил полет в космос! В Америке или в Европе такой город жил бы припеваючи одним туризмом. А что в России?
В России даже поговорка есть: «Не хлебом единым…». И в категорию «хлеб» попадает очень многое. Остается только надеяться на другую поговорку — «В России долго запрягают, но быстро ездят».
Насколько грамотно написана статья!!! В ее конце у меня появилось ощущение, что я побывала в этих краях на экскурсии, и при том во всех местах, которые есть на фото! Там все и за неделю не обойти в реальности! Молодец!!!
Там очень хорошая организация была. Но при этом меня все время преследовало ощущение жуткой спешки.
Насыщенная программа получилась, увлекательная. Пермский край — моя родина, в Перми подолгу бывал неоднократно, но и половины того, что Вы сфотографировали, не видал ) Будет на что обратить внимание в следующий раз.
Хороший очень город. Доброжелательный и интеллигентный. Я думаю, что и мне еще будет что там посмотреть:)