УМНЫЕ ВСЕ СТАЛИ…

«Умные все стали до невозможности» — мелькнуло у меня в голове в процессе общения по WhatsApp с потенциальной клиенткой. Это случилось после того, как на стандартный вопрос о том, к какому результату она хочет прийти в ходе нашей с ней работы, женщина по имени Марина ответила голосовым сообщением: — Во-первых, мне нужно безопасное пространство, где я могла бы выплеснуть свои негативные эмоции. Во-вторых, я надеюсь, что вы, как профессионал, не станете давать мне советов. В-третьих, мне нужен именно гипноз, поскольку я знаю, что  мою проблему получится решить только если я буду в состоянии транса. В-четвертых, вас рекомендовали, как специалиста, который умеет работать с контр-переносом. В-пятых, я не могу тратить на работу с психологом много времени, а вы пишете, что гипноз — это быстрый метод.

s1200

Я таки прогнала мысль о слишком умных клиентах и попыталась разобраться в собственных мыслях и ощущениях от этого текста. Что показалось странным? Наличие клише типа «безопасное пространство», «выплеснуть негативные эмоции» и «контр-перенос» — большинство клиентов разговаривает совсем другими словами. Еще — сам факт наличия такого длинного, нумерованного списка: вы попробуйте-ка навскидку придумать аргумент за или против чего-то, состоящий из пяти пунктов! Да к тому же — изложить их таким умным языком!  И, конечно, давненько уже меня так не «строили», обращаясь за помощью…

Я прослушала сообщение Марины еще несколько раз. После третьего я поняла, что ни до чего хорошего все равно не додумаюсь, поэтому надо приглашать клиентку на встречу и смотреть на месте.

Пригласила. Встретились. Хорошо одетая женщина 35 лет. Энергичная, быстрая, точно, что не депрессивная. Про таких обычно говорят: «Знает, чего хочет». Чаще всего клиенты такого типа приходят из бизнес-среды. Так оно и оказалось: руководитель крупного подразделения в коммерческой компании, отнюдь не психолог.

Для начала Марина покритиковала выражение лица администратора в психологическом центре и пейзаж на стене комнаты, в которой мы работали. Потом — наверное, чтобы поднять мне тонус и выразить доверие — сообщила, что она проверила подлинность моих дипломов и сертификатов, и что с ними все в порядке.

Дальше мы стали говорить о ее проблеме. И тут произошло то, что происходит всегда: резко сменился тон. Ведь когда человек честно рассказывает о том, что его по-настоящему тревожит, он не старается произвести впечатление своей продвинутостью, а говорит простым языком, без пафоса, без терминологии, без «домашних заготовок». Голос Марины стал тише, речь — медленнее, внимание переместилось во внутренний фокус, и даже пейзаж на стене перестал ее раздражать.

Проблема оказалась в сфере взаимоотношений с бывшим мужем и его участия в воспитании общего ребенка. С этой проблемой часто обращаются — и женщины, и мужчины. Стали разбираться, раскладывать все по полочкам, сделали пробное упражнение. Договорились о следующей встрече. В итоге работали три месяца, и проблему с отцом ребенка Марина благополучно решила.

На последней встрече я не удержалась и спросила у Марины, как она формулировала свой запрос из пяти пунктов, приведенный в начале этого поста, и почему сформулировала именно так, а не иначе. Этот момент весьма меня интриговал: дело в том, что  за все три месяца  совместной работы Марина ни разу более не излагала свои мысли в таком стиле. Услышав мой вопрос, Марина слегка смутилась, а потом сказала:

— Я никогда раньше не работала с психологом. Идти было страшновато, тем более, на гипноз. Я перелопатила уйму статей о том, как выбирать себе психолога и как его оценить, когда он выбран. Вас мне рекомендовали, но я все равно очень боялась, что отношения не сложатся, что буду выглядеть какой-то дурочкой. Поэтому я заранее подготовила ответ — я же знала, что вы меня о целях работы спросите. И слова всякие умные вставила, чтобы убедительнее было.

В общем, иногда очень странные поступки объясняются очень простыми причинами. А я и по сей день не знаю, как к подобному относиться. С одной стороны — замечательно, что человек вдумчиво подошел к серьезному вопросу выбора специалиста. Непрофессионалов и шарлатанов в моей области и в самом деле очень много. С другой — хорошо, что вообще дошло до встречи и последующей работы: иной раз, увидев, что клиент уже поставил себе диагноз и назначил «лечение», и задумаешься — а нужна ли ему моя помощь, если он и так все про себя знает?

А вы как думаете? Как вести себя, впервые обращаясь к психологу? Умничать или быть попроще?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

17 Comments

  1. Ответить
    Svetta 22.10.2019

    Какая яркая картинка! Наверное, хорошо , когда человек серьезно выбирает врача или психолога. Но твоё недоумение мне понятно, любой бы удивился от такого списка. Хорошо, что все хорошо закончилось!

    • Ответить

      Серьезно что-то выбирать — дело хорошее. И для того, чтобы в нем преуспеть, надо не только знать критерии выбора, но и уметь ими пользоваться (т.е. оценивать информацию). А с этим у большинства людей — никак. Поэтому очень легко уйти во внешнее, формальное.

  2. Ответить
    land_driver 23.10.2019

    Теперь я понимаю, что правильно, что у тебя все дипломы выложены на сайте, и не зря мы с ними мучались, чтобы все красиво было

    • Ответить

      Да, дипломы периодически смотрят. Но только эта дама призналась, что проверяла. Кстати, жаль, я не спросила — как именно проверяла.

  3. Ответить

    Я какое-то время назад пришла к такому выводу: когда человек ведёт себя в роли всезнающего, умного — это маска, за которой прячется слабость. А человек привык показывать только сильную свою сторону. Вот и тут пытается «не ударить в грязь лицом» и показать своё место. Поначалу))) Не быть собой, а быть сильным. И это скорее всего и есть крик о помощи.

    • Ответить

      Согласна. «Имеющий мускус в кармане не кричит об этом на весь базар, ибо запах мускуса говорит сам за себя». Соответственно, тому, у кого все в порядке, нет нужды активно демонстрировать это окружающим.
      Чего не понимают люди, которые так себя ведут, но при этом обращающиеся за экспертной помощью — что этак можно спровоцировать или отказ, или предвзятое отношение. Потому что эксперт — врач, психолог, учитель и т.п. — наверное, проработанный и закаленный в коммуникации, но все-таки, тоже человек.

  4. Ответить

    Марина ответственно подошла к выбору специалиста. К сожалению, многие люди, как губка, впитывают в себя информацию из интернета, не удосуживаясь ее проверить и проанализировать.А вы,Елена, молодец, не встали в позу, мол, кто ты такая, что задаешь мне, специалисту, подобные вопросы, то есть психолог и большой буквы!

    • Ответить

      Елена, спасибо:)
      Да, в общем, у меня работа такая, что и обращаются-то тогда, когда плохо — от хорошей жизни к специалистам моего профиля не ходят. То есть то, что человек в неадеквате — скорее норма. Но иногда неадекват выражается жестковато. Тут могут нервы не выдержать.
      А есть еще одна категория клиентов (они ко мне не попадают, такие по большей части на государственных психологах отрываются) — они уверены, что психолог должен что-то сделать, чтобы им помочь, но сами предпринимать ничего не хотят, даже пустяковое домашнее задание игнорируется.

      • Ответить
        AS 28.10.2019

        А вот мне всегда было интересно, как врач или психолог находят в себе силы не послать наглеца или хама, который пытается диктовать свои условия. Поделитесь?

        • Ответить

          Это во многом вопрос привычки. И потом, с годами вырабатывается что-то вроде чуйки: как-то интуитивно, наверное, понимаешь, с чем имеешь дело — с хамством или со страхом. Если хамство — тогда все в сад.

  5. Ответить

    Да уж, с такими людьми тяжело общаться. Они сначала окружающих опустить стрнмятся, чтобы самим выше казаться. А государственным психологам вообще посочувствовать можно, после некоторых клиентов самим помощь потребуется.

    • Ответить

      У государственных психологов и нагрузка сейчас огромная. Восемь-десять человек в день — это очень много, даже если обходится без сильного неадеквата. Еще лет пять назад народ к психологам почти не обращался, а теперь запись чрезвычайно плотная.

  6. Ответить
    Civetta 28.10.2019

    Классика жанра: испугавшись, стараться испугать своей крутостью других. По-человечески понятно, только почему люди не задумываются о том, что не сантехником общаются или разносчиком пиццы — те, в крайнем случае, или засор плохо прочистят или в пиццу плюнут (что, между прочим, тоже неприятно и может доставить проблемы). Психолог — тот человек, который будет ковыряться в твоей душе. Типа виртуального хирурга. Уж с ним-то не стоило бы прямо сразу портить отношения, доказывая свою независимость и продвинутость, стараясь его же при этом принизить. Или они не понимают, что это может обидеть и разозлить?

    • Ответить

      Я думаю, не понимает. Такое понимание — он ведь из области умения предвидеть последствия своих поступков. А нынче у людей с этим плохо.

    • Ответить

      А мне как раз по-человечески непонятно. Хотя смертный грех гордыня присущ только человеку.

  7. Ответить
    ЛЮДМИЛА 31.10.2019

    Наверно не просто не поддаться эмоциям при работе с такими умными клиентами :)

    • Ответить

      Уже в работе — ничего, там не страшно, если клиент вдруг скажет или сделает что-то странное. Но ведь до работы еще дойти надо:) А иной раз — особенно если в переписке — прямо сразу и тянет вежливо отказаться от совместного будущего…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *