БЕЗГРАМОТНОСТЬ? НЕ СТЫДНО!

Два близких по звучанию слова: грамота и грамотность. Все ли знают разницу между ними? На всякий случай вспомним: грамотность — определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка (Большой Энциклопедический словарь), а грамота (от греч. grammata, чтение и письмо) … о, тут, в соответствии с мнением того же авторитетного источника, очень много смыслов:  1) умение читать и писать:

1

2) Официальный письменный акт, удостоверяющий какое-либо международное соглашение или устанавливающий какие-либо правовые отношения (ратификационная грамота, верительная грамота и др.):

2

3) Письменный акт, официальный или частный, в России X — нач. XX вв., свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий (данная грамота, жалованная грамота и др.) или о совершении каких-либо сделок, установлении каких-либо отношений (купчая грамота, уставные грамоты и др.):

3

4) Старинное народное название всякого документа, письма (на иллюстрации — знаменитая берестяная грамота новгородского мальчика Онфима, жившего в XIII веке):

4

5) Документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле (похвальная грамота, почетная грамота):

5

6) В переносном смысле — филькина грамота (безграмотный, не имеющий юридической силы документ); китайская грамота (непонятный документ; незнакомое дело):

6

То есть получается, что грамотность — это умение пользоваться грамотой. И какое-то время у нас в стране с этим делом обстояло весьма неплохо. В соответствии с советскими учебниками по истории, сто лет назад, на момент свершения Октябрьской революции, грамотных в России было порядка 30 % (грамотным считался тот, кто умел расписываться). Взялись большевики за решение этого вопроса круто. Даже словечко новое придумали: «ликбез»;

7

Ликбез удался. Пропаганда велась очень мощная… Телевидения тогда не было, радио присутствовало отнюдь не везде, зато оклеить все вертикальные поверхности вот такими плакатами — это было вполне реально:

8

Учились и стар, и млад. Прививалась культура чтения… и кое-где даже и привилась…

9

В национальных республиках СССР тоже проводилась эта кампания…

10

Что показательно — задача была решена к концу 1930-х годов: количество грамотных достигло 87,4 % от населения страны (хотя до полного благополучия в этом плане было далеко — вплоть до конца 1980-х годов в СССР еще было некоторое количество людей, не умевших читать и писать).

11

Постепенно в стране сложилась культура уважительного отношения к грамотности. Это, разумеется, не означало, что каждый гражданин бывшего Союза писал и читал без ошибок, но… быть безграмотным считалось неприличным и достойным иронии, даже если ты — мультяшный персонаж, вроде Совы из «Винни-Пуха».

12

Прошли годы… Сменилось несколько поколений, пришел новый социально-экономический строй, появился Интернет со всеми его возможностями… Знаменитый советский «книжный» дефицит теперь кажется чем-то фантастическим. Люди стали меньше читать — книг, во всяком случае. А ведь если человек мало читает или читает тексты с орфографическими, пунктуационными и стилистическими ошибками, то правильный образ слова в его памяти не закрепляется. Откуда тут взяться грамотности, если мы видим все меньше правильных образцов и все время сталкиваемся с нарушениями норм правописания в магазинах…

13

…в уличной рекламе…

13а

… в названиях остановок (а ведь это кто-то из чинов местного муниципалитета должен был утвердить!)…

14

… в объявлениях…

15

… в соцсетях…

16

… даже в учебниках!

17

Сейчас в СМИ часто встречается выражение: «педагоги бьют тревогу». Ну… как бьют — так,  не очень интенсивно: те, кто получал образование (и отношение к безграмотности, как к явлению недопустимому и подлежащему неукоснительному искоренению) в советские годы, потихоньку уходят со сцены. Да и не могут они ничего кардинально изменить в этой ситуации. Более молодые — сами учились в сильно изменившихся условиях и нередко допускают те же ошибки, что и их подопечные. Конечно, для того, чтобы всем нам уж совсем не утонуть в пучине безграмотности, предпринимаются некие усилия. Например, родители нанимают своим детишкам репетиторов  — не для того, чтобы подготовить к сдаче ЕГЭ, а чтобы ребенок вырос грамотным:

18

Благодаря мультимедиа-технологиям, на сегодняшний день существует масса возможностей для того, чтобы легко получить доступ к учебным ресурсам. Вот, например, на портале Института русского языка им. А.С. Пушкина любой желающий может подключиться к  громадному веб-архиву вуза и найти там то, что для него полезно и интересно:

19

Бесплатное обучение русскому языку проводится для людей, приехавших на заработки из стран Азии:

20

Даже редактор «Word», и тот старается обратить внимание пишущего на ошибку, подчеркивая ее волнистой линией красного цвета!

21

А безграмотности все больше. И ошибаться больше не стыдно! Это вам не раньше, когда тебе указывают на ошибку, а ты — ой, извините…

22

Мне очень интересно: что это такое происходит? Как получилось, что на столь большом пространстве — пожалуй, на всей территории бывшего СССР —  так быстро поменялась культура? И как в будущем отзовется нашим странам это явление? Ничего страшного? Или это очень плохо? Время покажет — и, думаю, довольно скоро. А пока что…

23

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

40 Comments

  1. Ответить
    Настя 19.06.2017

    Сама порой грешу и пишу с ошибками, хотя в школе по русскому языку были всегда хорошие оценки, даже экзамены хорошо сдала. Заметила, что с годами память притупляется, если раньше какие-то правила помнила превосходно, сейчас сомневаюсь, иду с вопросами к всезнающему Гуглу. А вот Ворд — это вообще коварная вещь, привыкаешь, что он на ошибки указывает, достаточно кликнуть по правой кнопочке мышки — появляется правильный вариант. А вот когда начинаешь писать на бумаге, тут-то проблемы и проявляются :-) Кстати, на бумаге сейчас пишу настолько редко, что во время письма не успеваю сообразить, как написать правильно, а стереть-то уже не получиться, как в электронном документе.
    А вот еще вспомнила одну вещь. С появлением всевозможных телефонных мессенджеров писать стали много и быстро, поэтому не всегда обращаешь внимание на ошибки, ведь чаще всего пишешь друзьям и родным, они-то поймут :-) А потом постепенно привыкаешь к такому стилю.

    • Ответить

      Одна пожилая дама — учительница русского языка и литературы со пятидесятилетним стажем — говорила мне, что идеальный вариант — это когда человек вообще не вспоминает правила, а пишет грамотно автоматически. НО это и раньше встречалось не так уж часто (ну, идеал на то и идеал).
      Что до письма на бумаге — по-моему, почти все, кому сейчас менее 50 лет, довольно редко пишут рукой (а тем более, молодежь). Что не есть хорошо — рука тесно связана с мозгом, и какие-то участки его, которые ранее отвечали за этот процесс, теперь просто не загружены.

  2. Ответить
    Наталья 19.06.2017

    Ох, Елена, с моими размышлениями на эту тему твоя статья перекликается. Сказать, что качество обучения оставляет желать лучшего, ничего не сказать. Оно просто ужасное. Во всяком случае в рядовых муниципальных школах. Да что говорить, если учебники и рабочие тетради выходят из типографии с ошибками!
    С ростом беспризорности в стране, появились и неграмотные среди подростков. Бомжуют не только взрослые, но и дети. Это уже аукаются социальные реформы общества. Дальше будет только хуже.

    • Ответить

      Меня вот что беспокоит: онтогенетически письменная речь — самая поздняя. А ныне мы наблюдаем ее явный распад. Что дальше в очереди?

  3. Ответить
    Татьяна 19.06.2017

    А времена то меняются. Раньше едешь где-нибудь в транспорте и видишь уткнутые носы в книжки. А сейчас они тоже уткнуты, но в свои гаджеты. Когда-то письма друг другу писали, а сейчас поговорил по мобильному или скайпу и особо не напрягаешься. Меня иногда спрашивают мои знакомые — зачем тебе морока с сайтом, ведь дохода то нет? Я смеюсь и говорю — чтобы буквы не забыть. :)

    • Ответить

      В гаджеты, да. Я иногда подсматриваю. Редко читают (хотя и это встречается). Чаще всего — слушают музыку или картинки смотрят.

  4. Ответить
    land_driver 19.06.2017

    Да что там безграмотность. Люди забыли (а может, и не знали никогда), как операции с дробями выполнять. Вот — отличый пример из ФБ, человек учится на 5-ом курсе (видимо, это можно назвать ВУЗом) на математика https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1366862990071194&set=a.173713886052783.41987.100002425177461&type=3
    Наслаждайтесь!

    • Ответить

      Мне кажется, где-то с начала 90-х в школе с математикой стало неважно, а родители в это время пахали на трех работах и не могли детям помочь.

      • Ответить
        land_driver 23.06.2017

        Похоже, кризис с русским языком наступил где-то в это же время и по той же причине

        • Ответить

          Русский сопротивлялся чуть дольше. Все же здесь без помощи взрослых проще было что-то делать. Другой вопрос, что еще и социальная жизнь изменилась катастрофически, а это всегда сказывается на знании родного языка.

  5. Ответить
    Larisa 19.06.2017

    Вот поэтому я все время говорю своим «детишкам» — читайте больше книг, они же предпочитают электронные. Правда зять книги читает, этого не отнять, а дочери чаще некогда, поэтому электронные предпочитает. Но ведь все правильно вы, Елена, написали — «если человек мало читает или читает тексты с орфографическими, пунктуационными и стилистическими ошибками, то правильный образ слова в его памяти не закрепляется.» Поэтому, часто и Ворд не помогает грамотно оформить статью. Хотя описки может каждый делать — в спешке, из-за невнимательности, по иным причинам.

    • Ответить

      Описки и опечатки — дело неизбежное. Мы все живем в стрессе нехватки времени — во много выдуманном, но от того не менее страшном. Я часто спрашиваю у молодежи: «А почему так важно как можно быстрее написать и отправить сообщение в соцсетях или в мессенджере, что изменится, если ты задержишься на несколько секунд и проверишь свой текст?». Ни разу еще ответа не получила…

  6. Ответить

    Огрехи в написании текстов бывают у всех, я думаю. Однако, я заметила, чем больше пишешь, тем меньше грамматических и стилистических ошибок делаешь, даже при написании на бумаге. Хотя уж слишком редко кто бумажные письма отправляет — все больше электронные, а вот в них ошибки очень видны, даже «режут» глаза. Хотя, что уж греха таить — мы все не без греха.

    • Ответить

      Мне какое-то время назад попалась интересная статья о том, что в Финляндии стали активно заботиться о том, чтобы школьники как можно больше писали рукой. А ведь в смысле технологий Финляндия уже многих обогнала.

  7. Ответить
    Алина 19.06.2017

    Если раньше заботились о том, что бы население становилось грамотнее, то сейчас, всеми силами стараются сделать обратное…
    Страшно становится, когда открываешь некоторые детские книжки и учебники… В любом случае, каждый человек имеет возможность работать над собой и совершенствоваться, ведь все в наших руках!

    • Ответить

      Согласна. Только работать над собой будет тот, кто понимает. что ему это надо. А ныне большая проблема — человек даже не задумывается, что он что-то делает «не так». Я вот это имела в виду, когда писала в статье, что теперь быть безграмотным — не стыдно.

  8. Ответить
    Андрей 20.06.2017

    Безграмотный раньше не умел читать, или писать, а современный безграмотный это тот, кто даже не умеет включить проверку орфографии. Вот это уже весьма пикантно, ибо современные технологии позволяют, как минимум, правильно писать слова. Но беда даже не в этом, а в том, что нет тяги. Более того, считается нормальным и «прикольным» эти слова коверкать. Ну, чё, а потому чё… Пичалька. То есть искажение правильной орфографии это уже заявка на стиль.

    • Ответить

      Олбанский стиль? Где «многа букофф» и «выпей йаду»? Мне одно время казалось, что он отходит. Возможно, так оно и есть, но свое нехорошее дело он уже сделал.

  9. Ответить
    Наташа 20.06.2017

    Время сейчас замечательное. Потому что каждый получает то, чего он хочет. Нравится человеку тупить — он подписывается на глупые сообщества в контакте, не развивается, не читает ничего полезного, ничему не учится. И это его право. А если хочет человек развиваться, то есть для этого и сообщества и ресурсы и способы.
    Ну, я не думаю, что на самом деле все так уж сильно поменялось. Просто сейчас безграмотность виднее стала, выпуклее, т.к. больше людей стало строчить в интернете все что в голову приходит. Раньше-то мы лишены были возможности их опусы видеть.
    Вспомнила ужасно смешную историю по поводу безграмотности. Молодой человек получает смс от своей знакомой: «У меня умер папа. Сейчас едим его». Молодой человек в ступоре, не знает, что и думать. Потом только заметил, что сообщение разбилось на две части. Во второй части было написано: «хоронить».

    • Ответить

      История жутковатая. Надеюсь, вторая часть смс пришла скоро, и молодой человек не слишком долго находился в состоянии изумления.
      По поводу «каждый получает то, чего он хочет». Я не против, но… с недавних пор меня грызет подозрение, что число таких товарищей неуклонно растет. А это означает, что «тупить» может стать нормой. И тогда придется, как минимум, жить с этим рядом — сбежать станет некуда. И это будет грустно.

  10. Ответить
    OKS-It 21.06.2017

    Раньше, в советское время и постперестроечное, тоже не все в порядке было с грамотностью. Но отношение — да, оно было совсем другое. Безграмотность была не правилом, как сейчас, а исключением из правил. Кстати, Елена, а Вы не задумывались о том, что безграмотность стоит понимать шире — как непрофессионализм и спокойное отношение к нему? То есть просто произошло общее снижение планки, и то, что раньше было на грани фола, сегодня — норма.

    • Ответить

      Непрофессионализм — моя больная тема. Надо бы пост написать, но пока не удалось все мысли в кучку собрать.

  11. Ответить

    Я думаю, что ситуация все-же изменится, сейчас это такой своего рода переходный период, разум и грамотность должны взять верх!

  12. Ответить
    Алла 26.06.2017

    А меня еще больше, чем ошибки при письме, поражает то, что дети сейчас совершенно не знают историю. Они не знают, кто такой Ленин, Сталин. Даже не знают, когда началась война с фашистами. Им это не интересно и совершенно не стыдно. Что же у нас за образовательная система такая сейчас?

    • Ответить

      История — это отдельная тема. И тоже грустная. Наверное, у тех, чьи дети сейчас ничего не знают из истории собственной страны, была в свое время иллюзия, что эти знания приходят сами по себе. А у школы была иллюзия, что эти знания дают родители. Результат нехороший.

      • Ответить
        Наталья 02.07.2017

        Елена, так школа сейчас не учит, а оказывает образовательные услуги. Ещё не так давно в школе не учили, а проходили. Часто мимо. Теперь и этого нет.

        • Ответить

          Ага, школа оказывает образовательные услуги, медицина — медицинские… Сплошная сфера услуг. Сервис, словом. А сфера сервиса в нашей стране, увы, никогда не цвела махровым цветом…

  13. Ответить

    Я по натуре корректор и люблю красивые правильные тексты без ошибок. Когда читаю что-то, всегда отслеживаю, спотыкаюсь об ошибки, опечатки. И все-таки еще во времена ведения моего блога в ЖЖ пришла к мысли, что к современным проявлениям безграмотности не стоит относиться с излишней трагичностью. Да, ошибки везде — в рекламе, объявлениях, в журналах, книгах, в детских книгах. И теперь читая, очень редко можно полагаться на текст и проверять свои знания грамоты. Но время и правда другое. Раньше, чтобы напечатать книгу, ее вычитывали по 50 раз, и книг, конечно, было не так много, и государство было готово оплачивать этот труд, хотя и не слишком высоко, как я подозреваю. Не было столько печатной продукции, и всем занимались специально обученные люди. Ну и просто идея еще о позоре безграмотности. Пишешь с ошибками? Ну все, ужас-ужас.
    В то время как далеко не все способны писать без ошибок, не положив на это жизнь. Кто-то легче обучается грамоте, но не у всех есть к этому способности, как и ко всему остальному — не все легко считают в уме, являются хорошими ораторами и обладают отличными физическими данными. Так что требовать, чтобы все были предельно грамотны и гнобить за каждую ошибку — ну не знаю, все равно что за поверхностью не видеть сути. Очень часто ведь важнее не как сказано, а что сказано. Да, согласна, когда сказано не только правильно, но и красиво, это в разы лучше, но в принципе, те, кто выходит уже в своей деятельности на более высокий уровень, и сами начинают это понимать и уделяют внимание и этому тоже. Однако полно и дельцов помельче, кто никогда не будет считать это важным. И что? Ходить и выражать им свое презрение?
    И вот еще крайность — бывали когда-нибудь на форумах корректоров? Как посмотришь, из-за чего иногда возникают жаркие споры и думаешь, что люди иногда придают слишком много значения вещам совершенно несущественным, для смысла написанного никакого значения не имеющего. И готовы указывать на чью-то безграмотность только в стремлении доказать свое превосходство — ну, надо же хоть в чем-то.
    Так что думаю, грамотность это хорошо и надо к ней стремиться, но и к реалиям нашего времени нужно относиться спокойно. Просто по-другому сейчас все.

    • Ответить

      Елена, про форумы корректоров даже никогда не слышала:) А вот насчет «доказать свое превосходство» — не уверена. У меня в процессе общения с людьми этой специальности возникло стойкое ощущение, что найденные ошибки причиняют им едва ли не физическую боль. И с их точки зрения «несущественные вещи» весьма существенны. Т.е. им не так уж важны люди, делающие ошибки, как сам факт нарушения правил и — с их точки зрения — поругания русского языка.
      Относительно «выражать презрение» — нет, конечно. В любом случае каждый человек решает сам за себя — быть ему грамотным (или хотя бы производить впечатление грамотного) или нет. Меня во всей этой истории удивляет лишь то, как сильно изменилась культура за очень короткие сроки.

      • Ответить

        Так ведь вообще очень сильно изменилось все за последнее время )))
        Форумы я, может, назвала неправильно, в жж есть сообщество, например, да и на сайтах по грамоте иногда попадаются обсуждения. Согласна насчет физической боли, но ведь и боль именно из-за того, мне кажется, что этому придается слишком много значения. На мой взгляд, язык — чтобы пользоваться, чтобы быть понятым, он живой, он постоянно меняется, поэтому ну нет особого смысла спорить о тридесятой запятой, что писал о ней Розенталь, а что еще кто-то другой. Но люди так стремятся быть правыми, быть правильными, знающими, и это иногда столько эмоций вызывает — просто повод ведь для выплеска всего остального.

        • Ответить

          Ну, у корректоров все больше крики боли не по поводу неправильно расставленных знаков пунктуации, а из-за орфографических ошибок:) Что придается много значения — наверное, это нормально, ведь в этом их жизнь (или, во всяком случае, лучшая ее часть).
          Насчет изменений — помню, гуляла в Интернете статья академика Капицы — о том, что из-за резкого роста числа людей на Земле, те изменения, на которые ранее уходили столетия и десятилетия, теперь совершаются в кратчайшие сроки. Очень похоже на правду…

  14. Ответить
    Anna 27.06.2017

    Это на самом деле печально. Даже в смс или в сообщения социальных сетей так неприятно читать тексты с ошибками. Расстраивает, честно. Катимся мы не понятно куда(((

  15. Ответить
    Олли 30.06.2017

    Увы, безграмотность уже становится частью нашей жизни :( И ведь многие не стыдятся своей безграмотности и считают это нормальным :( Я как-то снисходительно отношусь к ошибкам собеседников по Интернету, но вот когда моему ребёнку его учительница написала в тетради замечание с ошибкой, я, конечно, сильно задумалась :)

    • Ответить

      Я стараюсь относиться толерантно. Скрывать получается почти всегда. Но отношение, конечно, меняется.

  16. Ответить

    Не могу сказать, что я особый грамотей. Еще в школе не запоминала правила, а выручало то, что много читала, поэтому все школьные сочинения, как и при поступлении в ВУЗ, ниже четверки не оценивали. При написании комментария к статьям могу допустить ошибку — описку и то, потому, что имею вредную привычку отправлять сообщение, не перечитав. Вот такая я — торопыга! :-)

    • Ответить

      Вот то-то и оно — когда человек читает, он автоматически становится грамотным (в большинстве случаев), потому что запоминает зрительный образ слова. Тогда и правила особо не нужны.

  17. Ответить
    Светлана 04.07.2017

    Меня очень напрягает когда неправильно ударение ставят :) Прямо уши отрываются :)

    • Ответить

      Аналогично. Особенно если долго слушать приходится. Там же не только ударения неверные, а вообще интонации дискомфортны для слуха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *