Два близких по звучанию слова: грамота и грамотность. Все ли знают разницу между ними? На всякий случай вспомним: грамотность — определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка (Большой Энциклопедический словарь), а грамота (от греч. grammata, чтение и письмо) … о, тут, в соответствии с мнением того же авторитетного источника, очень много смыслов: 1) умение читать и писать:
2) Официальный письменный акт, удостоверяющий какое-либо международное соглашение или устанавливающий какие-либо правовые отношения (ратификационная грамота, верительная грамота и др.):
3) Письменный акт, официальный или частный, в России X — нач. XX вв., свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий (данная грамота, жалованная грамота и др.) или о совершении каких-либо сделок, установлении каких-либо отношений (купчая грамота, уставные грамоты и др.):
4) Старинное народное название всякого документа, письма (на иллюстрации — знаменитая берестяная грамота новгородского мальчика Онфима, жившего в XIII веке):
5) Документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле (похвальная грамота, почетная грамота):
6) В переносном смысле — филькина грамота (безграмотный, не имеющий юридической силы документ); китайская грамота (непонятный документ; незнакомое дело):
То есть получается, что грамотность — это умение пользоваться грамотой. И какое-то время у нас в стране с этим делом обстояло весьма неплохо. В соответствии с советскими учебниками по истории, сто лет назад, на момент свершения Октябрьской революции, грамотных в России было порядка 30 % (грамотным считался тот, кто умел расписываться). Взялись большевики за решение этого вопроса круто. Даже словечко новое придумали: «ликбез»;
Ликбез удался. Пропаганда велась очень мощная… Телевидения тогда не было, радио присутствовало отнюдь не везде, зато оклеить все вертикальные поверхности вот такими плакатами — это было вполне реально:
Учились и стар, и млад. Прививалась культура чтения… и кое-где даже и привилась…
В национальных республиках СССР тоже проводилась эта кампания…
Что показательно — задача была решена к концу 1930-х годов: количество грамотных достигло 87,4 % от населения страны (хотя до полного благополучия в этом плане было далеко — вплоть до конца 1980-х годов в СССР еще было некоторое количество людей, не умевших читать и писать).
Постепенно в стране сложилась культура уважительного отношения к грамотности. Это, разумеется, не означало, что каждый гражданин бывшего Союза писал и читал без ошибок, но… быть безграмотным считалось неприличным и достойным иронии, даже если ты — мультяшный персонаж, вроде Совы из «Винни-Пуха».
Прошли годы… Сменилось несколько поколений, пришел новый социально-экономический строй, появился Интернет со всеми его возможностями… Знаменитый советский «книжный» дефицит теперь кажется чем-то фантастическим. Люди стали меньше читать — книг, во всяком случае. А ведь если человек мало читает или читает тексты с орфографическими, пунктуационными и стилистическими ошибками, то правильный образ слова в его памяти не закрепляется. Откуда тут взяться грамотности, если мы видим все меньше правильных образцов и все время сталкиваемся с нарушениями норм правописания в магазинах…
…в уличной рекламе…
… в названиях остановок (а ведь это кто-то из чинов местного муниципалитета должен был утвердить!)…
… в объявлениях…
… в соцсетях…
… даже в учебниках!
Сейчас в СМИ часто встречается выражение: «педагоги бьют тревогу». Ну… как бьют — так, не очень интенсивно: те, кто получал образование (и отношение к безграмотности, как к явлению недопустимому и подлежащему неукоснительному искоренению) в советские годы, потихоньку уходят со сцены. Да и не могут они ничего кардинально изменить в этой ситуации. Более молодые — сами учились в сильно изменившихся условиях и нередко допускают те же ошибки, что и их подопечные. Конечно, для того, чтобы всем нам уж совсем не утонуть в пучине безграмотности, предпринимаются некие усилия. Например, родители нанимают своим детишкам репетиторов — не для того, чтобы подготовить к сдаче ЕГЭ, а чтобы ребенок вырос грамотным:
Благодаря мультимедиа-технологиям, на сегодняшний день существует масса возможностей для того, чтобы легко получить доступ к учебным ресурсам. Вот, например, на портале Института русского языка им. А.С. Пушкина любой желающий может подключиться к громадному веб-архиву вуза и найти там то, что для него полезно и интересно:
Бесплатное обучение русскому языку проводится для людей, приехавших на заработки из стран Азии:
Даже редактор «Word», и тот старается обратить внимание пишущего на ошибку, подчеркивая ее волнистой линией красного цвета!
А безграмотности все больше. И ошибаться больше не стыдно! Это вам не раньше, когда тебе указывают на ошибку, а ты — ой, извините…
Мне очень интересно: что это такое происходит? Как получилось, что на столь большом пространстве — пожалуй, на всей территории бывшего СССР — так быстро поменялась культура? И как в будущем отзовется нашим странам это явление? Ничего страшного? Или это очень плохо? Время покажет — и, думаю, довольно скоро. А пока что…
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Сама порой грешу и пишу с ошибками, хотя в школе по русскому языку были всегда хорошие оценки, даже экзамены хорошо сдала. Заметила, что с годами память притупляется, если раньше какие-то правила помнила превосходно, сейчас сомневаюсь, иду с вопросами к всезнающему Гуглу. А вот Ворд — это вообще коварная вещь, привыкаешь, что он на ошибки указывает, достаточно кликнуть по правой кнопочке мышки — появляется правильный вариант. А вот когда начинаешь писать на бумаге, тут-то проблемы и проявляются Кстати, на бумаге сейчас пишу настолько редко, что во время письма не успеваю сообразить, как написать правильно, а стереть-то уже не получиться, как в электронном документе.
А вот еще вспомнила одну вещь. С появлением всевозможных телефонных мессенджеров писать стали много и быстро, поэтому не всегда обращаешь внимание на ошибки, ведь чаще всего пишешь друзьям и родным, они-то поймут А потом постепенно привыкаешь к такому стилю.
Одна пожилая дама — учительница русского языка и литературы со пятидесятилетним стажем — говорила мне, что идеальный вариант — это когда человек вообще не вспоминает правила, а пишет грамотно автоматически. НО это и раньше встречалось не так уж часто (ну, идеал на то и идеал).
Что до письма на бумаге — по-моему, почти все, кому сейчас менее 50 лет, довольно редко пишут рукой (а тем более, молодежь). Что не есть хорошо — рука тесно связана с мозгом, и какие-то участки его, которые ранее отвечали за этот процесс, теперь просто не загружены.
Ох, Елена, с моими размышлениями на эту тему твоя статья перекликается. Сказать, что качество обучения оставляет желать лучшего, ничего не сказать. Оно просто ужасное. Во всяком случае в рядовых муниципальных школах. Да что говорить, если учебники и рабочие тетради выходят из типографии с ошибками!
С ростом беспризорности в стране, появились и неграмотные среди подростков. Бомжуют не только взрослые, но и дети. Это уже аукаются социальные реформы общества. Дальше будет только хуже.
Меня вот что беспокоит: онтогенетически письменная речь — самая поздняя. А ныне мы наблюдаем ее явный распад. Что дальше в очереди?
А времена то меняются. Раньше едешь где-нибудь в транспорте и видишь уткнутые носы в книжки. А сейчас они тоже уткнуты, но в свои гаджеты. Когда-то письма друг другу писали, а сейчас поговорил по мобильному или скайпу и особо не напрягаешься. Меня иногда спрашивают мои знакомые — зачем тебе морока с сайтом, ведь дохода то нет? Я смеюсь и говорю — чтобы буквы не забыть.
В гаджеты, да. Я иногда подсматриваю. Редко читают (хотя и это встречается). Чаще всего — слушают музыку или картинки смотрят.
Да что там безграмотность. Люди забыли (а может, и не знали никогда), как операции с дробями выполнять. Вот — отличый пример из ФБ, человек учится на 5-ом курсе (видимо, это можно назвать ВУЗом) на математика https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1366862990071194&set=a.173713886052783.41987.100002425177461&type=3
Наслаждайтесь!
Мне кажется, где-то с начала 90-х в школе с математикой стало неважно, а родители в это время пахали на трех работах и не могли детям помочь.
Похоже, кризис с русским языком наступил где-то в это же время и по той же причине
Русский сопротивлялся чуть дольше. Все же здесь без помощи взрослых проще было что-то делать. Другой вопрос, что еще и социальная жизнь изменилась катастрофически, а это всегда сказывается на знании родного языка.
Вот поэтому я все время говорю своим «детишкам» — читайте больше книг, они же предпочитают электронные. Правда зять книги читает, этого не отнять, а дочери чаще некогда, поэтому электронные предпочитает. Но ведь все правильно вы, Елена, написали — «если человек мало читает или читает тексты с орфографическими, пунктуационными и стилистическими ошибками, то правильный образ слова в его памяти не закрепляется.» Поэтому, часто и Ворд не помогает грамотно оформить статью. Хотя описки может каждый делать — в спешке, из-за невнимательности, по иным причинам.
Описки и опечатки — дело неизбежное. Мы все живем в стрессе нехватки времени — во много выдуманном, но от того не менее страшном. Я часто спрашиваю у молодежи: «А почему так важно как можно быстрее написать и отправить сообщение в соцсетях или в мессенджере, что изменится, если ты задержишься на несколько секунд и проверишь свой текст?». Ни разу еще ответа не получила…
Огрехи в написании текстов бывают у всех, я думаю. Однако, я заметила, чем больше пишешь, тем меньше грамматических и стилистических ошибок делаешь, даже при написании на бумаге. Хотя уж слишком редко кто бумажные письма отправляет — все больше электронные, а вот в них ошибки очень видны, даже «режут» глаза. Хотя, что уж греха таить — мы все не без греха.
Мне какое-то время назад попалась интересная статья о том, что в Финляндии стали активно заботиться о том, чтобы школьники как можно больше писали рукой. А ведь в смысле технологий Финляндия уже многих обогнала.
Если раньше заботились о том, что бы население становилось грамотнее, то сейчас, всеми силами стараются сделать обратное…
Страшно становится, когда открываешь некоторые детские книжки и учебники… В любом случае, каждый человек имеет возможность работать над собой и совершенствоваться, ведь все в наших руках!
Согласна. Только работать над собой будет тот, кто понимает. что ему это надо. А ныне большая проблема — человек даже не задумывается, что он что-то делает «не так». Я вот это имела в виду, когда писала в статье, что теперь быть безграмотным — не стыдно.
Безграмотный раньше не умел читать, или писать, а современный безграмотный это тот, кто даже не умеет включить проверку орфографии. Вот это уже весьма пикантно, ибо современные технологии позволяют, как минимум, правильно писать слова. Но беда даже не в этом, а в том, что нет тяги. Более того, считается нормальным и «прикольным» эти слова коверкать. Ну, чё, а потому чё… Пичалька. То есть искажение правильной орфографии это уже заявка на стиль.
Олбанский стиль? Где «многа букофф» и «выпей йаду»? Мне одно время казалось, что он отходит. Возможно, так оно и есть, но свое нехорошее дело он уже сделал.
Время сейчас замечательное. Потому что каждый получает то, чего он хочет. Нравится человеку тупить — он подписывается на глупые сообщества в контакте, не развивается, не читает ничего полезного, ничему не учится. И это его право. А если хочет человек развиваться, то есть для этого и сообщества и ресурсы и способы.
Ну, я не думаю, что на самом деле все так уж сильно поменялось. Просто сейчас безграмотность виднее стала, выпуклее, т.к. больше людей стало строчить в интернете все что в голову приходит. Раньше-то мы лишены были возможности их опусы видеть.
Вспомнила ужасно смешную историю по поводу безграмотности. Молодой человек получает смс от своей знакомой: «У меня умер папа. Сейчас едим его». Молодой человек в ступоре, не знает, что и думать. Потом только заметил, что сообщение разбилось на две части. Во второй части было написано: «хоронить».
История жутковатая. Надеюсь, вторая часть смс пришла скоро, и молодой человек не слишком долго находился в состоянии изумления.
По поводу «каждый получает то, чего он хочет». Я не против, но… с недавних пор меня грызет подозрение, что число таких товарищей неуклонно растет. А это означает, что «тупить» может стать нормой. И тогда придется, как минимум, жить с этим рядом — сбежать станет некуда. И это будет грустно.
Раньше, в советское время и постперестроечное, тоже не все в порядке было с грамотностью. Но отношение — да, оно было совсем другое. Безграмотность была не правилом, как сейчас, а исключением из правил. Кстати, Елена, а Вы не задумывались о том, что безграмотность стоит понимать шире — как непрофессионализм и спокойное отношение к нему? То есть просто произошло общее снижение планки, и то, что раньше было на грани фола, сегодня — норма.
Непрофессионализм — моя больная тема. Надо бы пост написать, но пока не удалось все мысли в кучку собрать.
Я думаю, что ситуация все-же изменится, сейчас это такой своего рода переходный период, разум и грамотность должны взять верх!
Пока что-то не видно. Но хотелось бы.
А меня еще больше, чем ошибки при письме, поражает то, что дети сейчас совершенно не знают историю. Они не знают, кто такой Ленин, Сталин. Даже не знают, когда началась война с фашистами. Им это не интересно и совершенно не стыдно. Что же у нас за образовательная система такая сейчас?
История — это отдельная тема. И тоже грустная. Наверное, у тех, чьи дети сейчас ничего не знают из истории собственной страны, была в свое время иллюзия, что эти знания приходят сами по себе. А у школы была иллюзия, что эти знания дают родители. Результат нехороший.
Елена, так школа сейчас не учит, а оказывает образовательные услуги. Ещё не так давно в школе не учили, а проходили. Часто мимо. Теперь и этого нет.
Ага, школа оказывает образовательные услуги, медицина — медицинские… Сплошная сфера услуг. Сервис, словом. А сфера сервиса в нашей стране, увы, никогда не цвела махровым цветом…
Я по натуре корректор и люблю красивые правильные тексты без ошибок. Когда читаю что-то, всегда отслеживаю, спотыкаюсь об ошибки, опечатки. И все-таки еще во времена ведения моего блога в ЖЖ пришла к мысли, что к современным проявлениям безграмотности не стоит относиться с излишней трагичностью. Да, ошибки везде — в рекламе, объявлениях, в журналах, книгах, в детских книгах. И теперь читая, очень редко можно полагаться на текст и проверять свои знания грамоты. Но время и правда другое. Раньше, чтобы напечатать книгу, ее вычитывали по 50 раз, и книг, конечно, было не так много, и государство было готово оплачивать этот труд, хотя и не слишком высоко, как я подозреваю. Не было столько печатной продукции, и всем занимались специально обученные люди. Ну и просто идея еще о позоре безграмотности. Пишешь с ошибками? Ну все, ужас-ужас.
В то время как далеко не все способны писать без ошибок, не положив на это жизнь. Кто-то легче обучается грамоте, но не у всех есть к этому способности, как и ко всему остальному — не все легко считают в уме, являются хорошими ораторами и обладают отличными физическими данными. Так что требовать, чтобы все были предельно грамотны и гнобить за каждую ошибку — ну не знаю, все равно что за поверхностью не видеть сути. Очень часто ведь важнее не как сказано, а что сказано. Да, согласна, когда сказано не только правильно, но и красиво, это в разы лучше, но в принципе, те, кто выходит уже в своей деятельности на более высокий уровень, и сами начинают это понимать и уделяют внимание и этому тоже. Однако полно и дельцов помельче, кто никогда не будет считать это важным. И что? Ходить и выражать им свое презрение?
И вот еще крайность — бывали когда-нибудь на форумах корректоров? Как посмотришь, из-за чего иногда возникают жаркие споры и думаешь, что люди иногда придают слишком много значения вещам совершенно несущественным, для смысла написанного никакого значения не имеющего. И готовы указывать на чью-то безграмотность только в стремлении доказать свое превосходство — ну, надо же хоть в чем-то.
Так что думаю, грамотность это хорошо и надо к ней стремиться, но и к реалиям нашего времени нужно относиться спокойно. Просто по-другому сейчас все.
Елена, про форумы корректоров даже никогда не слышала:) А вот насчет «доказать свое превосходство» — не уверена. У меня в процессе общения с людьми этой специальности возникло стойкое ощущение, что найденные ошибки причиняют им едва ли не физическую боль. И с их точки зрения «несущественные вещи» весьма существенны. Т.е. им не так уж важны люди, делающие ошибки, как сам факт нарушения правил и — с их точки зрения — поругания русского языка.
Относительно «выражать презрение» — нет, конечно. В любом случае каждый человек решает сам за себя — быть ему грамотным (или хотя бы производить впечатление грамотного) или нет. Меня во всей этой истории удивляет лишь то, как сильно изменилась культура за очень короткие сроки.
Так ведь вообще очень сильно изменилось все за последнее время )))
Форумы я, может, назвала неправильно, в жж есть сообщество, например, да и на сайтах по грамоте иногда попадаются обсуждения. Согласна насчет физической боли, но ведь и боль именно из-за того, мне кажется, что этому придается слишком много значения. На мой взгляд, язык — чтобы пользоваться, чтобы быть понятым, он живой, он постоянно меняется, поэтому ну нет особого смысла спорить о тридесятой запятой, что писал о ней Розенталь, а что еще кто-то другой. Но люди так стремятся быть правыми, быть правильными, знающими, и это иногда столько эмоций вызывает — просто повод ведь для выплеска всего остального.
Ну, у корректоров все больше крики боли не по поводу неправильно расставленных знаков пунктуации, а из-за орфографических ошибок:) Что придается много значения — наверное, это нормально, ведь в этом их жизнь (или, во всяком случае, лучшая ее часть).
Насчет изменений — помню, гуляла в Интернете статья академика Капицы — о том, что из-за резкого роста числа людей на Земле, те изменения, на которые ранее уходили столетия и десятилетия, теперь совершаются в кратчайшие сроки. Очень похоже на правду…
Это на самом деле печально. Даже в смс или в сообщения социальных сетей так неприятно читать тексты с ошибками. Расстраивает, честно. Катимся мы не понятно куда(((
Смс и соцсети — еще ладно. Я вот несколько раз на очень серьезных сайтах ошибки видела.
Увы, безграмотность уже становится частью нашей жизни И ведь многие не стыдятся своей безграмотности и считают это нормальным Я как-то снисходительно отношусь к ошибкам собеседников по Интернету, но вот когда моему ребёнку его учительница написала в тетради замечание с ошибкой, я, конечно, сильно задумалась
Я стараюсь относиться толерантно. Скрывать получается почти всегда. Но отношение, конечно, меняется.
Не могу сказать, что я особый грамотей. Еще в школе не запоминала правила, а выручало то, что много читала, поэтому все школьные сочинения, как и при поступлении в ВУЗ, ниже четверки не оценивали. При написании комментария к статьям могу допустить ошибку — описку и то, потому, что имею вредную привычку отправлять сообщение, не перечитав. Вот такая я — торопыга!
Вот то-то и оно — когда человек читает, он автоматически становится грамотным (в большинстве случаев), потому что запоминает зрительный образ слова. Тогда и правила особо не нужны.
Меня очень напрягает когда неправильно ударение ставят Прямо уши отрываются
Аналогично. Особенно если долго слушать приходится. Там же не только ударения неверные, а вообще интонации дискомфортны для слуха.