Ну что ж, поздравляю вас: отходняк после самоизоляции стартовал. Народ выбрался из дома, кое-кто уже и потусовался от души, многие ходят на работу. Надо же, оказывается не так уж и много времени мы взаперти сидели, и не столь уж многое изменилось в мире — а то все пугали, пугали… Но все чаще мне пишут и звонят люди с жалобой, не запросом даже: «Я не знаю, как теперь жить». И я сначала — пока процесс таких обращений не принял характер потока — отвечала вот в таком духе:
Потом стало ясно, что дело нешуточное. Разумные и трезвые люди почему-то потеряли жизненные ориентиры. Говоря словами одной из клиенток, «ощущение ежика в тумане — все, что раньше казалось важным, теперь не заводит, а новых целей не появилось; да и планировать что-то не то, чтобы страшно, но как-то бессмысленным кажется…». И это — не депрессия, пока, во всяком случае. Это — один из вариантов постстрессовой реакции.
Предвижу возражения: ведь совсем не все паниковали, переживали, сидели без движения и мучились от грядущей неизвестности. Большое количество людей продолжали работать — кто-то в онлайне, а кто-то и оффлайна не прервал; выполняли свои обязательства перед другими; многие волонтерили… И именно из этой группы людей идут жалобы на состояние «ежика в тумане». Слабость. Слезливость. Утомляемость. Обида на жизнь. Ощущение тупика. Там, где шумел зеленый лес, остаются лишь голые обожженные стволы. Почему?
Представьте себе такую ситуацию: вы — умный, зрелый, спокойный человек. Вы умеете контролировать свои эмоции, и вы точно не поддались панике во время разгона и пика коронавирусной эпидемии. Вы все время были заняты серьезным делом, видели результаты от своей работы, да и времени на то, чтобы паниковать, у вас не было. Откуда ж тогда взяться такому явному постстрессовому синдрому? Приведу метафору. Каким бы сильным и рациональным человек не был, каким бы замечательным самоконтролем ни обладал, подышав в течение длительного промежутка времени отравленным воздухом, он заболеет — точно так же, как и все остальные — не умные, не зрелые, не спокойные.
Это физиология, которая у всех работает более или менее одинаково. И тот факт, что сам период страха и неопределенности был прожит легче, чем у тех, кто послабее, не предполагает отсутствия пострессовой реакции. И — да, у сильных людей она так и выглядит: когда боролся, поддерживал, двигался вперед, все было нормально, а когда опасность стала слабее — превратился в «ежика в тумане».
Почему люди попадают в это состояние? И каковы перспективы выхода из него?
Почему попадают — надо отдохнуть. Организм очень много отдавал. Если продолжить жить в том же режиме, то истощение неминуемо. Некоторое время полезно побыть «вещью в себе» — у сильных людей именно так происходит восстановление.
Каковы перспективы выхода? Сроки выхода индивидуальные, но обычно не особо длинные — в пределах трех-четырех месяцев, если не геройствовать и продолжать быть «ежиком в тумане». В этот период важно побольше отдыхать, контролировать тему здоровья, потому что могут обостриться имеющиеся соматические заболевания, и — самое главное — не спасать мир. Постстрессовый синдром постепенно уйдет. И тогда возвращение будет полным.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Все ясно, пора начинать думать о том, куда бы подальше уехать из этого города. А то процесс может затянуться…
Боюсь, что сейчас ситуация такова, что стресс везде дотянется. В небольших городах, конечно, попроще, но не сказать, чтобы намного лучше люди все это перенесли.
Хорошо, хоть между регионами можно передвигаться, границы внешние закрыты.
Ограничения из-за коронавируса естественно напрягают психику. Но. честное слово, человек провинции менее уязвим, чем человек городских «каменных джунглей». Собственно говоря сельский уклад жизни таков, что даже в режиме самоизоляции надо трудиться и некогда заниматься самокопанием из-за нереальности ёжика в тумане. Всем УДАЧИ!
Есть такое дело. Многие люди рвутся в столицу, но в период каких-то катаклизмов именно здесь бывает особенно скверно — просто потому что город большой и народу немерено. У нас все, кто мог, на дачи уехали. НО дачи-то не у всех есть. А без воздуха и движения и здоровье летит, и крыша едет.
Как я понимаю, речь идёт о четвёртом типе реакции на стресс. То есть тот тип, который преобладает в МЧС? Что же делать тем, у кого мир продолжает требовать спасения? У нас, к слову, признали организацию непрерывного цикла, а значит никаких премиальных, а стресс зашит в трудовом процессе. Хотя состояние ёжика в тумане, или безотчётной тревожности, наступает регулярно в начале отпуска.
Ну да, после длительного напряжения расслабление — тот еще стресс.
А мир требует спасения — помнишь, в первом фильме «Люди в черном» старший агент говорит младшему: «Всегда надо спасать мир, всегда что-то происходит».
Размышляла на эту тему) Мне кажется причина в том, что человек разучился жить. Он все время что-то планирует, ставит перед собой задачи. Держит себя в бесконечном напряжении.
Соглашусь с Алексеем. Надо найти занятие, хотя бы на время, где надо будет большее делать руками и меньше думать головой.
Делать что-то руками — очень полезное занятие.
А напряжение человека — в чем-то дело его собственных рук, в чем-то — игры социума. Ведь очень большое количество вещей можно в принципе не делать, и ничего плохого не будет. Но люди продолжают тратить на это жизнь.
Тема, конечно, сложная. Но в любом случае человек для себя сам и цели ставит, и решает, что для него важно. Возможно, такая перезагрузка была необходима, чтобы люди остановились и подумали. А те, кто «спасал мир», найдут для себя применение в чём-нибудь другом, в мире всегда найдётся, кого спасать.
Так «спасателей» сейчас самих спасать надо. Вы правы, Ольга, им надо остановиться и отдохнуть. Но люди все деятельные, рвутся опять на подвиги, а сил-то и нет.
Больше всего страх неизвестности людей подкашивает.
Страх неизвестности — да, страшная штука. Очень много ресурсов поглощает это постоянное напряжение и подспудное ожидание удара.