Несколько особняком от темы троллинга стоит тема агрессии в интернете. Но тролль — это отдельно взятый человек, который пытается психологически компенсироваться за счет других, оскорбляя и критикуя, и делает это всегда. То есть именно за этим он в интернет и ходит. И при всем, тролль — явление не массового характера. А сейчас порой складывается такое впечатление, что подавляющее большинство активных пользователей-комментаторов в принципе заходят в сеть для того, чтобы проявить агрессию.
Неважно, какова тема поста — семейная жизнь, кулинария, межнациональные браки, здоровье, взаимоотношения мужчины и женщины, история, воспитание детей с особенностями, туризм, проблемы пожилых людей или что-то еще.
Неважно и качество поста: он может быть содержателен и написан легким и изящным слогом, а может быть совершенно пустым и включать в себя громадное количество стилистических, пунктуационных и орфографических ошибок.
Неважно, какова цель автора: он хочет получить совет, проинформировать аудиторию о каком-то явлении, похвастаться или пожаловаться, заработать на количестве посетителей; а может быть, просто немножко попиарить себя, выбрав любую громкую тему и устроив шум.
Прочитав текст где-то на Дзене или в ВК, можно, конечно, сделать предположения о целях автора, но точный ответ на этот вопрос знает только он. Ну и, разумеется, комментаторы — во всяком случае, они так думают. И интересно ведь получается: коротенький пост (порой ну совсем из категории «ни о чем») собирает двести, триста, пятьсот комментариев. А что в тех комментариях? Та самая агрессия в виде оскорблений, сальных шуток, мата, «научно обоснованных» наездов на национальность, религию, расу, возраст, пол — сначала по адресу автора или описываемой в статье ситуации, а потом (по мере увеличения числа комментариев) — по адресу других комментаторов. Такие товарищи используют возможность безопасно сбросить на кого-нибудь свои страх, ненависть, боль, зависть… да еще и чувствовать себя при этом борцом за идею (опять-таки, неважно, какую идею — «чистоты расы», вежливого отношения к старикам или здорового образа жизни).
Каковы причины агрессии в интернете? Во-первых, мощное давление извне: регулярные плохие новости, растущие нестабильность и страх за будущее, падающее качество жизни (в первую очередь — ухудшение состояния здоровья). Есть такое умное слово, его нередко используют психологи: «контейнирование». Если объяснить его совсем примитивно, то это — умение человека так «упаковать» весь поступающий к нему снаружи негатив, чтобы тот не причинил вреда ни ему самому, ни кому-то другому. Так вот: контейнировать умеют единицы.
Во-вторых, большое количество обид. Чем старше мы становимся, тем больше у нас накапливается разочарований и несбывшихся надежд. Иногда виной тому мы сами, иногда — обстоятельства. Но себя обвинять не хочется, а обстоятельства — они ж нематериальны, как тут проявить агрессию? А тут как раз некто высказался в комментариях и… подставился.
Еще одно умное слово: «канализация». Нет, не та канализация, где фекалии (хотя в таком контексте можно подумать, что речь идет именно о ней), а движение чего-то (в данной ситуации — агрессии) по выделенному каналу. Обида, еще обида, еще обида. Обида на жизнь, на людей, на мироустройство. Агрессии становится все больше. Она просится наружу. И вот он, канал! Кажется, что сейчас станет легче. И, да, становится. Но до поры до времени.
В-третьих, трусость. 99,9 % того, что пишется в комментариях, авторы вряд ли рискнули бы сказать другому человеку в лицо — хотя бы из банального чувства самосохранения. Но будучи спрятанным за ником, находясь за тысячи километров от противника, легко сбросить напряжение и при этом никак за это не ответить.
Другой аспект трусости — даже когда обида совершенно конкретная и понятная: на тещу, на чиновника-бюрократа, на тирана-начальника — чтобы что-то изменить, с ними ведь отношения выяснять надо, и неизвестно еще, чем это может кончиться. А агрессия в интернете — недорогой способ отвлечься от настоящей проблемы и переключиться на выдуманную — ибо в реальности и сам оппонент, и его образ мыслей агрессору безразличны.
Что особенно плохо?
То, что агрессии становится больше и больше.
То, что люди, которые ее проявляют — не тролли, они реагируют так не всегда, а тогда, когда напряжение становится уж совсем невыносимым, но при этом — не осознают причин ни собственной, ни чужой агрессии.
То, что зачастую «агрессоры» не умеют себя контролировать, а так ведь и до инсульта доагрессироваться можно: «канализация» помогает не бесконечно, а сосуды все равно реагируют.
То, что всю эту брань читают — чем больше комментариев, тем выше рейтинг, чем скандальнее комментарии — тем больше интереса к публикации.
То, что происходит заражение агрессией — даже уравновешенный человек, погрузившись в подобное, может быть зацеплен за какой-то персональный «крючок».
Увы, но сейчас повлиять на эту ситуацию нельзя. Уговаривать, аргументировать, воспитывать — при общении с агрессивным человеком, да еще и в виртуальном формате — бессмысленно. Можно использовать «правило ананаса». Оно гласит: «Если мне не нравится ананас — я не ем ананас. Я не захожу к нему на страницу. Не читаю его твиттер. Не слежу за его жизнью и не обсуждаю ее». Правда, соблюдение этого правила не гарантирует того, что в один прекрасный день сам ананас не захочет высказать свое к вам отношение. Но рисков столкнуться с агрессией так будет меньше.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!