С появлением Интернета и вовлечением множества людей в групповое виртуальное общение в нашей жизни возникло и понятие интернет-тролля. В интернет-терминологии «тролль» — это человек, который размещает хамские либо провокационные сообщения на форумах или при комментировании в соцсетях, мешает цивилизованному общению, старается оскорбить его участников, вызвать конфликт или вообще увести суть обсуждения в сторону.
Появился и термин, обозначающий действия тролля: «троллинг». Кстати, весьма интересна этимология этого термина: буквально троллинг, от англ. trolling — блеснение, это ловля рыбы на блесну. Аналогия не очень-то уважительная по отношению к тем, кто попадает на крючок к троллю, но весьма точная. Т.е. совпадение названия человека, который занимается троллингом, с названием мифологического существа из скандинавских сказок — случайность.
Эффект интернет-троллинга заинтересовал многих ученых и за рубежом, и у нас в стране. Под эти исследования выделялись серьезные гранты, а выборка, на которой они проводились, была очень большой (ведь это интернет, масштабы огромные). К чему же пришли ученые? Во-первых, к тому, что довольно часто тролли — это психически больные или «пограничные» (на грани психического заболевания) люди или озлобленные подростки, которые таким образом «лечатся», выплескивая свой негатив на окружающих и наблюдая за болезненной реакцией части из них. Собственно, негативные эмоции других людей — и есть их цель.
Во-вторых, интернет-тролль не заинтересован в поисках истины, поэтому дискутировать с ним бесполезно. Интернет-сообщество даже выработало специальное правило на сей счет: «Не корми тролля!».
В-третьих, тролль практически всегда анонимен и с удовольствием этим пользуется. Ведь куда безопаснее для здоровья атаковать все и вся, сознавая свое инкогнито, чем делать то же самое по отношению к людям, которые тебя хорошо знают и вполне могут жестко ответить.
Кстати, поскольку жизнь на месте не стоит, троллинг появляется и в других ипостасях. Например, помимо чисто субъективных проявлений, троллинг используется в информационных войнах. В этом случае цель применения троллинга — целенаправленное переключение внимания аудитории от опасных, с точки зрения инициатора информационной войны, тем, и превращение цивилизованного обсуждения в скандал. Чаще всего методом троллинга производится вброс явной клеветы, компромата, слухов, полуправды и т.п.
Кроме того, троллинг в соцсетях пытаются применять интернет-маркетологи — при попытках либо «утопить» конкурентов, либо продвинуть свой продукт / услугу. Но зачастую даже неискушенному пользователю становится понятно, ради чего все это делается.
Но последние два варианта, пожалуй, не троллинг в его изначальном его виде, ибо цель — хотя и не слишком благая, здесь имеется, а неприятности окружающим — это средства достижения цели. Почему тролли — тролли? Почему они компенсируются именно таким образом, и как нейтрализовывать их воздействие — кроме, разве что, случаев, когда речь идет о персональных нападках: тут обычно оказывается дешевле не реагировать. Здесь надо уточнить момент относительно «нейтрализовывать» — зачем, если тролля можно просто «не кормить», т.е. игнорировать? А затем, что тролли, увы, бывают убийственно убедительными. И яд, извергаемый троллем, может быть чрезвычайно опасен для впечатлительных или малосведущих людей.
Итак, почему тролли — тролли?
Очень часто тролль — невоспитанный человек или, проще говоря, хам в самом, что ни на есть первозданном виде, подобно своему библейскому пра-пра-пра-предку. Напомню, в Библии Хам, сын Ноя, хотя и не из подлых соображений, посмеялся над собственным отцом. Результат оказался печальным: Ной проклял все потомство Хама. Тролль-хам, в общем, не собирается никого обижать, но это получается как-то само собой. На обвинения в троллинге очень обижается и на некоторое время замыкается в себе.
Нередко оказывается, что тролль, фигурально выражаясь, лечит свое израненное сердце. Большая Несправедливость, допущенная жизнью по отношению к нему — потеря близкого человека, здоровья, статуса, уважения к себе. Особенно часто — именно уважения к себе: трудно представить, что такой человек станет уважать других. Это довольно часто проскакивает в текстах тролля — он просто не хочет верить в то, что в жизни есть еще что-то, кроме грязи и боли, и мечтает о том, чтобы окружающие думали так же.
«Вылечиться» таким образом тролль не может. Понимая или предполагая, что причинил кому-то боль, он ощущает сильный душевный подъем. Но… облегчение его боли бывает кратковременным, а потом все начинается вновь — и с утроенной силой. И понять того, что он движется по прочному кругу, тролль тоже не может, поэтому будет продолжать, ибо это — его способ жить. И так — пока кто-то или что-то извне не остановит его: болезнь, изменение жизненных обстоятельств, закон или что-то еще.
Хотя у читателя может возникнуть такое впечатление, я не призываю жалеть и понимать троллей. Если получается так, что без взаимодействия с ними не обойтись, жалость будет очень плохой советчицей. Поэтому надо сначала оценить свои силы — хватит ли их на столь нервозатратное общение? Если есть сомнения — лучше поберечь здоровье.
Если сил хватит, и принято решение вступить в бой, то желательно сразу определить для себя тот предел, дальше которого нельзя двигаться. Границу обозначить и «пограничников» назначить: по каким признакам (количество времени, количество комментариев, собственное душевное состояние и т.п.) надо сделать вывод о том, что пора прекращать борьбу со злом и сворачивать общение?
Далее, памятуя, что перевоспитывать тролля — бессмысленно, отвечать только в общей ветке. И непременно публично уточнять, кто является адресатом — не столь уверенный в своих словах оппонент, а тот (те), кто может поверить его словам: «Пишу это не для … (ник тролля), а для всех тех, кто читает эту переписку». Замечательно, если свою аргументацию удается подкрепить ссылкой на действительно серьезные источники, а не Википедию, интернет-гуру или журналистов, которые вещают самоуверенно, пишут хлестко, но специалистами — даже в минимальной степени — в теме спора не являются. Но при этом стоит помнить и афоризм философа Спинозы: «Ссылка на авторитет — не есть довод», а посему не злоупотреблять такими ссылками.
Вступив в бой, «не кормить тролля» — дважды-трижды перечитать каждый из своих комментариев перед тем, как нажать кнопку «отправить». Лексика, логика, стиль, орфография, пунктуация — все важно. Воины Добра должны быть безупречны.
К сожалению, пока надежды на то, что количество троллей в интернете станет уменьшаться — нет. Давление на людей сейчас таково, что тех, кто не выдерживает и приближается к потере человечности, будет становиться больше. Это надо помнить и быть готовыми ко встрече с троллем.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!