ИНДУСТРИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ» ТРЕНИНГОВ

Глава 13

 Глава 14

Слово «тренинг» уже прочно вошло в наш язык. Раньше, в начале 90-х, многие люди, услышав его, недоумевали: что ж это за тренинг такой? Что-то типа тренировки? А потом в нашу жизнь пришли психологические тренинги, бизнес-тренинги, тренинги личностного роста, «женские» тренинги, и огромное количество мероприятий, которые тренингами не являются, но продаются именно в этой «обертке». Так что же это такое: тренинг?

Тренинг — это метод обучения, при использовании которого участники могут попробовать сделать то, чего они раньше не делали (или делали, но у них плохо получалось), причем — в безопасной обстановке и с последующим экспертным разбором всех находок и ошибок (экспертом выступает ведущий). Дополнительным плюсом тренинга, как метода обучения, является еще и то, что каждый участник может не только сам «попробовать» что-то сделать по-другому, но и посмотреть, какие модели поведения используют другие люди.

Отвлечемся ненадолго. Чтобы не уходить в фантазии о невиданной эффективности этого метода обучения, следует провести границу между двумя близкими по смыслу понятиями, которые часто путают. Эти понятия —  умения и навыки. Чем умение отличается от навыка? Тем, что уметь — не означает делать что-то легко, уверенно, автоматически. Например, многие люди умеют разговаривать на иностранном языке и, находясь за границей, при необходимости могут объясниться. Но гораздо меньшее число из них обладают навыком разговорной речи. Для того же, чтобы такой навык появился, человеку надо побольше разговаривать на этом языке — тренироваться, одним словом. Тогда умение перейдет в навык.

 На тренинге времени на многократное повторение каждого актуального умения нет — хорошо, если само умение присутствует. Поэтому тренинг — это не тренировка навыка (исключение — лишь корпоративные бизнес-тренинги, на которых сотрудники компании, проводящей обучение, отрабатывают какие-то стандартные схемы взаимодействия с клиентами, партнерами, коллегами и т.п.). И надеяться на то, что за два-четыре-шесть или даже десяток дней занятий можно полностью овладеть каким-то навыком, не стоит.

Теперь о том, что такое психологический тренинг. Интересно, что чаще всего психологический тренинг — и не очень-то тренинг даже. А что же тогда? Иногда тренинг — по сути, психотерапевтическая группа. Собираются разные люди, есть один или два ведущих, заранее обозначается тема встречи — например, отношения с пожилыми родителями или проблема низкой самооценки. Ведущий дает некое  количество теоретического материала, предлагает выполнить специально подготовленные упражнения. Упражнения построены так, чтобы люди могли столкнуться именно с теми ситуациями, поведение в которых в повседневной жизни вызывает у них дискомфорт. Далее участники честно делятся своими впечатлениями и ассоциациями, которые появились у них в ходе работы, ведущий же направляет дискуссию и плавно выводит группу на следующее упражнение. По окончании тренинга каждый дает обратную связь: что понравилось, что не понравилось, что из нового точно  будет использоваться, что показалось очень трудным и т.п.

Чем подобный тренинг отличается от классической психотерапевтической группы? Группа обычно работает в долгосрочном формате — скажем, раз в неделю или две недели в течение года-полутора лет. Ведущий — а это всегда квалифицированный психотерапевт — заранее знает, кто придет в его группу. Кроме того, он имеет возможность отслеживать динамику изменений в поведении участников в течение всего срока работы группы.

Тренинг чаще всего длится 1-2-3 дня, в онлайне может быть и подольше, и тогда его называют марафоном. Изредка организуются и долгосрочные программы — например, раз в месяц-полтора в течение полугода-года, группа «закрывается» (то есть новые люди в нее не приходят), и тогда различие с психотерапевтической группой будет совсем небольшим.

Кто участники — ведущий не всегда знает. Принцип такой: кто заплатил, тот и участник. С каким «багажом» приходит  каждый человек на тренинг, и в какой момент он захочет его распаковать — заранее неизвестно.

Люди, входящие в психотерапевтическую группу, сознают, что у них есть психологические проблемы, что они проходят лечение, и что их коллеги по группе — тоже люди, которые обратились за психотерапевтической помощью. На психологическом тренинге бывает по-разному. Могут присутствовать люди случайные: «Мне просто интересна эта тема». Могут присутствовать люди с заболеваниями, которые должен лечить врач-психиатр,  и этим участникам жестко противопоказаны основные особенности тренинга: темп, многолюдность, эмоциональность, стресс — даже незначительный. Могут присутствовать люди, травмированные именно в области темы тренинга, и потому игры и упражнения могут спровоцировать у них очень болезненную реакцию. И здесь многое будет зависеть от ведущего — как-то он справится со всеми сюрпризами, которые преподнесет ему состав группы?

Очень важное различие  между психологическим тренингом и психотерапевтической группой — вопрос конфиденциальности. В группе есть правило, используемое по умолчанию: «Любая информация о любом участнике обсуждается только в пространстве группы и никогда не выносится за его пределы». На тренингах такое условие тоже нередко озвучивается ведущим. Но вот нарушается оно довольно часто — может быть, потому что люди не успевают лучше узнать друг друга. Поэтому ситуация, когда чей-то откровенный рассказ о себе и своих проблемах уже вечером тренингового дня попадает в соцсети, да еще и с указанием на авторство и фото — к сожалению, не редкость.

Но в целом, если психологический тренинг организован по принципу психотерапевтической группы — это хороший вариант. О том, для кого он подходит — чуть позже.

Порой психологическим тренингом называют семинар или лекцию длиной в два дня. Само слово «тренинг» здесь — маркетинговый ход, поскольку известно, что люди на него хорошо реагируют. Если участникам повезет — еще будут игры и упражнения с «разбором полетов». Если же не повезет — то придется сидеть и слушать, а потом приводить в порядок спину.

В лекции или семинаре ничего плохого нет. Напротив, в последние годы наблюдается такой жестокий дефицит достоверной, не фейковой, информации в области законов человеческих отношений, взаимодействия с людьми других поколений, да и функционирования психики в целом, что сам факт просвещения в этой сфере — уже благо. Но человек на таком мероприятии получит не навыки, и даже не начатки навыков,  а только знания. Ну и, конечно, если будет не одна лишь теория, он получит возможность увидеть, как действуют в трудных для него ситуациях другие люди, и как он смотрится в их глазах.

Самый неприятный вариант — «психологический» тренинг (именно так, в кавычках), он же «тренинг личностного роста». И, к сожалению, этот вариант — самый массовый.

Цель такого тренинга — не психологическая или психотерапевтическая помощь участникам, не обучение их новым навыкам, не предложение им новых знаний или мотивация на самосовершенствование. А что же тогда? Все просто: деньги, которые получат организаторы, плюс, может быть, удовлетворение их нездоровых амбиций. Но в основном — деньги. Деньги сейчас, за этот тренинг, и деньги потом — за следующий, когда выяснится, что «надо еще поработать над собой». И скидочка по акции «приведи друга». Мало кто об этом задумывается, но ведь это — индустрия, и специфика ее такова, что, вложив, в общем, не очень большие средства, можно получать прибыль, которая в разы превышает инвестиции.

Признаки «психологического» тренинга:

  • Много рекламы — такое ощущение, что она транслируется из каждого утюга: «Ученые долго скрывали, но…», «Наконец-то стало известно, как…», «Такого еще никогда не было…»;
  • Абсолютно нереалистичные обещания решить все имеющиеся проблемы участников за время тренинга, «просветлить» их, «указать путь», научить зарабатывать или просто «привлекать к себе» огромные деньги, сводить с ума толпы людей противоположного пола, никогда не болеть, легко и без напряжения общаться в любой ситуации и т.п.;
  • Указание на эксклюзивность того метода будущих судьбоносных изменений, который будет использоваться на тренинге: «Супертехнология спецслужб», «Тайные знания египетских жрецов, возрожденные в наши дни», «Передовые разработки нейронаук», «Мгновенный гипноз» и т.п. — насколько у организаторов хватит фантазии;
  • Расплывчатая информация о ведущем (ведущих): много звонких титулов и сногсшибательное портфолио, которые невозможно проверить, и практически ничего — о реальном образовании и реальном опыте работы;
  • Взахлеб-хвалебные отзывы в интернете — на сайте проекта, в группах проекта в соцсетях и т.п., но при этом — полное отсутствие отзывов или очень много негатива на независимых ресурсах.

Все это можно заметить еще до участия в таком тренинге. На самом мероприятии явными признаками недобросовестности организаторов будут:

  • Расходование большого количества времени на пиар-акции — буквально в каждый удобный и неудобный момент участникам рассказывают, как им повезло, что они сюда попали; как сильно изменится к лучшему их жизнь после тренинга; какой замечательный у них ведущий; какие известные люди уже прошли тренинги и по сей день благодарны организаторам… ближе к концу пойдет реклама следующего тренинга;
  • Группа явно укомплектована «с бору по сосенке» — то есть никакого отбора не производилось, каждый, кто оказался в состоянии заплатить — участвует;
  • Постоянный самопиар ведущего — вместо работы с заявленным в программе материалом, разбором упражнений, ответов на вопросы участников он все время сбивается на свои прошлые достижения, награды, открытия и т.п.
  • Явный непрофессионализм ведущего — уход от ответов на вопросы, высмеивание или унижение кого-то из участников или, напротив, беспрерывная позитивная эмоциональная «накачка» группы («Вы лучшие!», «Вы уникальные!», «У вас точно все получится!»);
  • Отсутствует «разбор полетов» — все время уходит на теорию или упражнения или и то, и другое, но без специальных остановок для осмысления пройденного материала и саморефлексии;

Еще одним дополнительным критерием для определения низкого качества тренинга может служить чувство неудовлетворенности, которое начинает разрастаться приблизительно с того момента времени, как тренинг перевалит на свою вторую половину. Но столь чувствительны лишь некоторые люди. Все остальные придут «избавляться от застенчивости», «привлекать деньги», «повышать коммуникабельность», «прокачивать мозг», «расширять сознание», «осваивать тайные женские практики, которые от нас долго скрывали» еще и еще раз.

Мотивация организаторов «психологических» тренингов понятна. Но ради чего люди тратят время и деньги, на что надеются, когда вновь и вновь записываются на «психологический» тренинг, марафон, воркшоп, прямой эфир? Почему вновь и вновь верят обману? На чем базируется такое доверие?

Большинству хочется надежды, любви, внимания, заботы — пусть даже в виде суррогата. Многие мечтают об эмоциональной встряске. Некоторые надеются развеять скуку. Для кого-то важно просто побыть среди людей, послушать чужие жизненные истории и прийти к выводу, что бывает и хуже, чем у него. Но официальная причина посещения «психологического» тренинга, та, которую озвучивают себе его участники — новые знания, личностный рост, самосовершенствование. А еще — надежда на чудо. На то, что можно, просто заплатив за участие, решить многолетнюю проблему; совершить то, что в принципе невозможно совершить; понять что-то такое, что позволит в момент разбогатеть, похудеть, выйти замуж, найти общий язык с супругом, резко взлететь по карьерной лестнице… самое главное — быстро, не напрягаясь, не работая над собой. Организаторы ведь именно это и обещают. Индустрия работает.

Так что же, тренинги вредны и посещать их толку нет? Ни в коем разе. Сама форма работы на тренинге — одна из наиболее прогрессивных, на нем действительно многое можно узнать, а кое-чему — и научиться. И психологические тренинги — без кавычек психологические — могут быть весьма полезными, если… Если инструмент тренинга используется для решения той задачи, которую можно так решить.

В чем же может помочь психологический тренинг? Тренинг — хороший помощник в ситуации, когда надо понять, как что-то работает, и попробовать это сделать самостоятельно, сравнивая с тем, как делают другие. Если при этом еще получать грамотно сформулированную обратную связь от ведущего и других участников, то еще лучше. Это как раз то, на что в обычной жизни не хватает ни времени, ни поддержки, ни права на ошибку.

Например? Например — понять причины собственной безотказности и научиться отказывать тогда, когда это требуется.

Научиться правильно задавать вопросы и обрабатывать ту информацию, которую предоставляет собеседник.

Понять что-то важное о себе, своей семье, своих корнях и причинах того, почему какие-то события в жизни повторяются вновь и вновь.

Овладеть навыками работы со своим стрессом, подобрать самые подходящие антистрессовые упражнения.

Осознать важность наличия в жизни четкой цели и попробовать  в деле инструменты эффективного целеполагания.

А научиться быть счастливым, богатым, безумно притягательным для представителей противоположного пола и т.п. с помощью обучения на тренинге нельзя. И, пожалуй, скорее «к счастью», чем «к сожалению».

Глава 15

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *