Чуть раньше уже говорилось о том, насколько значимо найти «своего» психолога — то есть специалиста не только хорошего, но и такого, к которому лежит душа и с которым хочется работать. И не менее важно — обратившись, вовремя понять, если что-то пошло не так. Один из признаков «не так» — когда психолог начинает давать советы.
Давайте разберемся, а что это такое: давать советы? Это значит — предлагать какой-то способ действий конкретному человеку. Что же в этом плохого? В обыденной жизни — ничего, и многие из нас так время от времени и поступают. Более того, очень часто наши близкие или даже не очень близкие люди сами обращаются к нам с просьбой что-то посоветовать. Чаще всего человек просит совета там, где он не знает, какой сделать выбор. И есть одно негласное правило: психологическая ответственность за результат — на советчике. И если результат следования совету был хороший, то все в порядке. А если нет? Тогда виноват советчик. Многие люди это бессознательно знают и, обращаясь за советом, автоматически перекладывают ответственность за возможную неудачу на советчика: «Я все сделал так, как ты сказал, и вот что получилось!». Кстати, именно поэтому некоторые люди, однажды столкнувшись с подобными обвинениями, больше никому ничего не советуют. Но их меньшинство: большая часть «советчиков» готовы советовать всегда, в том числе — и когда их об этом не просят. Почему? Потому что статус человека, который дает советы, по умолчанию выше статуса того, кому советуют. Мелочь, а приятно.
Вернемся к теме психолога, который дает советы. Базовым принципом целенаправленной психологической работы являются осознанность и самостоятельность в принятии клиентом решений. Если клиент просит совета и получает его, это означает, что его работу выполнил психолог. Это происходит даже в том случае, если совет — замечательный, продуманный и нетривиальный. А ведь может оказаться так, что и сам совет — так себе… Советуют-то люди всегда со своей колокольни, не имея возможности увидеть все детали ситуации другого человека, и то, что было правильным для одного, для другого может оказаться весьма вредным. Профессионал не может этого не знать.
Но хуже всего, если психолог начинает навязывать клиенту свои советы: как себя вести, как одеваться, как чувствовать: «А вы не реагируйте так!», «Да наплюйте вы на него / на нее!», «Сходите к хорошему парикмахеру и визажисту, купите новое платье, это вам не идет!». У специалиста, позволяющего себе подобное, серьезные проблемы, которые ему срочно надо решать.
И все же есть «НО». Психолог иногда дает — нет, не советы — рекомендации. А еще — и это важная часть его работы с клиентом — психолог использует элементы экспертного консультирования. Поговорим об этом подробнее.
Рекомендации — это мягко предлагаемый набор требований к поведению клиента на тот период времени, пока он работает с психологом. Например: целенаправленно свести к минимуму контакты с человеком, общение с которым вредит. Или: не употреблять алкоголь. Или: вести дневник, в котором надо отмечать каждую ситуацию, имеющую отношение к проблеме, от которой клиент хочет избавиться. Рекомендации даются для того, чтобы максимально облегчить и ускорить процесс положительных изменений в поведении и психологическом самочувствии клиента. Если они соблюдаются — совместная работа продвигается. Если клиент ими манкирует, высока вероятность «застревания» в терапии и долгого отсутствия результата.
Что такое экспертное консультирование проще всего объяснить на отвлеченном примере. Например, если человеку нужен совет юриста, он обращается к юристу. Если нужен совет специалиста по дизайну — он обращается к дизайнеру. То есть когда человек понимает, что не владеет информацией в какой-то специфической области, он ищет того, кто может проинформировать его по интересующему вопросу.
А с психологией все гораздо сложнее. Из-за большой ее популярности у многих людей складывается впечатление, что они прекрасно разбираются в этой, прямо скажем, сложной области. А в последние десятилетия положение усугубляется еще и общим снижением уровня образования, всеобщим информационным стрессом, кажущейся доступностью любой информации. Поэтому часто бывает так, что взрослые дееспособные люди не знают простейших вещей о том, как функционирует человеческая психика, о законах межличностной коммуникации, об особенностях восприятия в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта. И поскольку не знают — выдвигают нереалистичные ожидания и в отношении самих себя, и в отношении других людей. Со стороны это может выглядеть даже забавно: «Я хочу встретить хорошего человека, влюбить его в себя и выйти замуж, и не позже, чем через два месяца», или: «Мне надо срочно взять под контроль свое питание и за три месяца похудеть на сорок килограммов», или: «Я хочу напрочь забыть неприятную информацию — как будто ее никогда не было в моей жизни». Вот тогда психологу и приходится заниматься экспертным консультированием, объясняя клиенту, как устроен процесс, в который тот никак не может вписаться. В ряде случаев приходится читать мини-лекции, приводить примеры, давать ссылки на книги, статьи, видеокурсы, рассказывать, какими способами могут решаться трудные жизненные ситуации, схожие с ситуацией клиента. И все это — экспертные советы, но не советование. Раньше, еще лет пятнадцать-двадцать назад, подобное не приветствовалось. Но сегодня без экспертного консультирования в психологической работе обойтись трудно, а в ряде случаев — невозможно.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!