О том, почему я начала развивать рубрику «Мои ответы с Яндекс Кью» — тут
Вопрос:
Почему у одних всё получается, за что ни возьмутся, а у других вечно неудачи и неорганизованность — это врождённое или воспитание?
Ответ:
Во-первых, много чего человеку дается или не дается еще до рождения: я имею в виду особенности функционирования психики, сильный или слабый тип нервной системы, высокий или низкий уровень самоконтроля, способность быстро усваивать, перерабатывать и использовать информацию. Ведь все это закладывается еще во внутриутробный период и частично зависит от наследственности (т.е. родителей и прочих предков), а частично — от течения беременности мамы.
Во-вторых, многое зависит от воспитания в семье. Какие-то вещи усваиваются автоматически, просто потому что они все время перед глазами, т.е. родителям даже учить чему-то не надо: дети автоматически повторяют привычную модель. Приняты в семье внимание к деталям, традиция все доводить до конца, перепроверять результаты, разбирать и учитывать свои ошибки — велика вероятность того, что ребенок это будет воспроизводить — и пока он живет с родителями, и когда повзрослеет и станет жить отдельно. И даже если есть значительные проблемы в исходных качествах ребенка (быстрая истощаемость, разбросанность, не особо высокие интеллектуальные способности и т.п.), хорошие родители и (гораздо реже) учителя могут сотворить чудеса, привив маленькому человеку те качества, которые, вроде как, по умолчанию и не предполагались. Кстати, в последние десятилетия в этом пункте немало проблем: с конца 80-х — начала-90-х гг. жизнь так резко изменилась, что дети в прямом смысле перестали видеть своих родителей, следовательно, и примеры взять неоткуда.
В-третьих, есть еще самовоспитание. Человек может сделать очень многое сам. Если захочет. Но это трудный путь. Проще развести руками и сказать, что, мол, не повезло мне, вот такой неорганизованный я уродился, и родители меня неправильно воспитывали.
------------------
------------------
Дополнение к посту спустя почти 5 лет.
По поводу «во-первых»: удивительно, но сейчас уровень неосведомленности о том, как развивается и работает человеческий организм, стал очень высоким. И махровым цветом расцветает магическое мышление. Поэтому нередко бывает так, что, зная об определенных объективных ограничениях человека, окружающие (родители, друзья, супруги, да и сам он порой) уверены — мол, это ничего не значит, надо только «научиться мечтать».
По поводу «во-вторых»: в последние лет десять выросло поколение людей, которые активно интересовались темой психологии, т.е. читали популярные статьи, слушали подкасты, ходили на тренинги, посещали (именно посещали, 2-4 раза) психологов. И отсюда нежданно-негаданно появилось много проблем. Не говоря уж о том, что в сфере популярной психологии чрезвычайно много шарлатанства, а посему стать жертвой агрессивного «психпросвета» довольно легко, многие люди попадают в ловушку обвинения родителей. Иной раз в соцсетях натыкаюсь на такое мазохистическое сладострастие тех, кто повествует о претензиях к своим родителям и обвиняет их в том, что жизнь не сложилась поскольку в детстве те что-то делали не так… И чаще всего речь не о родителях-алкоголиках или наркоманах, нет. Нарушение границ, абьюз, гиперопека, холодная мать, мерцающий отец, токсичные близкие — вот эти выражения встречаются часто. Начинаешь выяснять: что находится, например, за выражением «токсичные близкие», так обычно сперва ответить не могут, а потом приводят примеры, краткая суть которых в нежелании старших поклоняться ребенку или разрешать ему делать все, что тот захочет.
По поводу «в-третьих»: для того, чтобы захотеть, нужны а) осознание необходимости перемен; б) понимание того, какие это должны быть перемены; в) душевные и физические силы на запуск, поддержание процесса; ну и, конечно, доведение его до конца, желательно победного. И если с а) и б ) еще хоть как-то получается разобраться, то для реализации в) нужны силы, которые ныне мало у кого имеются.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!