Для затравки — несколько цитат, и тут не будет ничего ни про психологов, ни про психологические службы в вузах. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям», — это сказал Сократ в V веке до нашей эры. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна», — это сказал греческий поэт Гесиод в VIII веке до нашей эры. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек», — это высказывание принадлежит египетскому жрецу и сделано примерно за 2000 лет до нашей эры. «Молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру», — эта надпись сделана в Вавилоне 5000 лет тому назад.
В общем, судя по всему, с молодежью было плохо всегда. Но это «плохо» в наши дни повернулось другой гранью. Российская академия образования провела исследование с участием почти 22 тысяч студентов первых курсов из 22 вузов в восьми федеральных округах. Выяснилось, что у 20,9 процента первокурсников есть эмоциональные проблемы, связанные с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частой сменой настроения, тревожностью. У 8,7 процента есть нарушения поведения, в том числе во взаимодействии с однокурсниками. Короче, по приличному проценту студентов плачет психолог. И не один.
Виноватым во всем объявили, как водится интернет. Тот факт, что взрослые благополучно предоставили негативным процессам развиваться, как-то остался в стороне. И на помощь зовут психологов. К 2025 году в нашей стране обещают создать службу психологической помощи студентам и преподавателям вузов. Планируется в каждом вузе создать специальное подразделение. Основная задача психологов — помощь студентам и (что удивительно) сотрудникам в социальной адаптации. То есть по факту — выполнять работу родителей и школьных педагогов, да еще и с опозданием на 10-15 лет. Финансировать все это начинание обещают из госбюджета и средств вузов (у кого они есть).
Прочитала эту новость, опубликованную в «Парламентской газете» от 15.09.22 и подумала: «Давно пора!». Жареный петух-то, похоже, уже начал клеваться, раз психологов вспомнили. Как вам вот эти строчки: «…развивать систему психологического сопровождения обучающихся и преподавателей необходимо в связи с увеличением противоправных действий студентов, проявлением агрессии, неумением решать конфликты мирным путем, без насилия»? Похожее, что психологической службе в вузах таки быть?
В общем, по факту мы имеем две новости: одну хорошую, другую плохую. Хорошая — проблему решили решать. Плохая — вот совсем непонятно, откуда на это возьмутся ресурсы: специалисты психологической службы вуза; деньги на более-менее адекватную оплату их труда; помещения для работы — там довольно много требований к условиям. В каком формате будет проходить работа с молодыми людьми? Ясно, что онлайн и с группой — проще, чем офлайн и индивидуально. А будет ли у психолога возможность выбора? А не забюрократизируют ли все сразу — так, что психолог станет думать не о том, чтобы качественно выполнить свою работу, а о том, чтобы правильно отчитаться и не подставиться самому или не подставить свой вуз? А не превратится ли психолог в орудие борьбы с неугодными студентами или преподавателями? И не скажется ли введение службы психологической помощи в вузе на оплате обучения?
Обо всем этом мы узнаем очень скоро. А пока — лиха беда начало. Ждем-с.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled