Такое впечатление, что городское население Земли сегодня разделилось на тех, кто заболел коронавирусом, тех, кто сидит в карантине, поскольку мог подцепить эту инфекцию, и тех, кто самоизолировался. Хуже всех, конечно, тем, кто заболел, и их близким. Но и тем, кто на карантине не позавидуешь, пытка неизвестностью — одна из самых страшных. Так что по сравнению с первыми двумя категориями самоизолирующиеся — прямо-таки в шоколаде. В конце концов, лежи и смотри телевизор, или читай, или отсыпайся, или режься в игры, или общайся с друзьями в соцсетях или чате мессенджера. И все это — не сходя с дивана. Тем не менее, кажется, многие от такого времяпрепровождения уже как-то подустали и находятся отнюдь не в самом радужном настроении, а мы ведь — только в начале «коронавирусных» каникул…
Я, конечно, сильно преувеличиваю достоинства вынужденного отдыха. Во-первых, общая обстановка и правда крайне тревожная, что будет дальше с экономикой, экологией, качеством жизни, можно лишь предполагать, а предположения — одно другого хуже; и это не радует.
Во-вторых, неизвестность, связанная со зловредным вирусом и опасностью заболеть, относится не только к тем, кто находится на карантине. И еще тяжелее сознавать, что может заболеть кто-то из родных или друзей, хотя в текущий момент времени, вроде, все в порядке.
В-третьих, не у каждого из нас есть место, где можно улечься на тот самый диван и получать удовольствие от спонтанно образовавшегося отпуска. У кого-то жилплощадь маленькая и народу вокруг много — ведь вся семья дома; кто-то вообще в общежитии живет или комнату снимает, а потому раньше приходил только ночевать; кто-то (и таких немало), находясь в самоизоляции, все равно должен активно работать, и тут не до дивана, поскольку многие партнерские связи оказались нарушенными…
В-четвертых, обостряются все конфликты с теми, кто рядом — родителями, супругами, детьми, братьями-сестрами и прочими родственниками, соседями и т.п. — то есть с теми, кто точно так же находится в режиме самоизоляции и точно так же устал, нервничает, боится будущего. В семейных системах конфликты встречаются часто, но если сообщество живет по определенному графику, то вероятность резких вспышек не слишком высокая. А вот когда все вдруг оказались вместе на небольшой, как правило, территории, а привычный ритм жизни нарушается, может очень быстро возникнуть свара, переходящая в полномасштабную войну. Теснота много чего может спровоцировать. Вот забавная история, хорошо иллюстрирующая эту тему. Ее мне недавно рассказала клиентка. Анастасии тридцать восемь лет, она не замужем, живет вместе с мамой в двухкомнатной квартире. Отношения с мамой хорошие, ссор и разногласий почти не бывает, тем более — рабочий график у обеих настолько напряженный, что у них и поговорить – чаю вместе попить обычно времени нет. Анастасия:
— Я слегка беспокоилась, что мы с мамой будем друг другу мешать, но обошлось: и ей, и мне, такую гору работы навалили, что почти все время сидим и головы не поднимаем. Зато кот, бедняга страдает. У нас большущий такой вальяжный перс. И вот от нашей с мамой самоизоляции у него жуткий стресс. Раньше он целый день был полным хозяином в доме: захотел — поспал, захотел — поел, захотел — поиграл, захотел — когти поточил. А теперь — две женщины в доме. Круглосуточно. Диван занят, кресло занято, не поспишь. С кровати гоняют. По телефону разговаривают громко, а он шума не любит, шипеть начинает. Когти точить об стену не позволяют. Мама его несколько раз вычесывать пыталась — так он совсем разобиделся. Полная ломка привычного уклада…
Заметьте, это про кота! И места в квартире, судя по всему, достаточно. А если на те же две комнаты приходится пять-шесть-семь человек «самоизолянтов»?! Тут и святые рискуют разругаться.
В-пятых — об этом пока мало кто задумывается — в самоизоляции люди мало двигаются: мало места, есть риск кому-то помешать, а через какое-то время и тело уже напрягаться не хочет. Жители большого города и так в большинстве своем подвержены гиподинамии, но в обычном жизненном формате они все-таки ходят — хотя бы до магазина или станции метро, ну и на работе тоже. А такое резкое ограничение подвижности — стресс в самом, что ни на есть прямом смысле: кровеносные сосуды начинают жить в совсем другом режиме, и нельзя сказать, чтобы этот режим был им полезен. И это значит — через какое-то время полезут проблемы с самочувствием.
А что, собственно, можно сделать, чтобы нейтрализовать или сгладить воздействие этих обстоятельств? С первым пунктом — ничего. Со вторым — беречь свою психику, сознательно ограничивая поступление новостей (если будет что-то очень важное, то все равно это станет известно) и тщательно фильтруя источники их поступления. Еще помогает навык остановки потока мыслей — по методу Скарлет О’Хара: «Я подумаю об этом завтра».
Третий пункт — про наличие физического места для самоизоляции в условиях маленькой / неблагоустроенной территории и большого количества таких же страдальцев вокруг. Частично проблема решается вежливым, но твердым обозначением своего «участка» и, если это необходимо, времени пребывания на нем: «Я полежу часок, потом уступлю диван тебе» / «Я досмотрю этот фильм и потом пойду работать за компьютер, а к телевизору сядешь ты». Кстати, нелишними могут оказаться такие «хитрости» для «одиночества в компании», как беруши, наушники; расположение в пространстве так, чтобы лишний раз никого не видеть; периодическое проветривание помещения, чтобы не беспокоили запахи и т.п. Проблема решена не будет, но острота ее несколько снизится.
Четвертый пункт — самый сложный, тем паче, что корни его тянутся из прошлого. Самое мудрое — в начале процесса самоизоляции, не дожидаясь первого скандала, предложить общие правила. Не факт, что это будет воспринято с энтузиазмом, но выбор маленький: или правила общего жития на период самоизоляции будут приняты быстро, в результате чего удастся сохранить нормальные отношения; или их придется вырабатывать долго, «с кровью», а отношения в итоге окажутся сильно подпорченными. И не пугайтесь: нормально, если первая реакция близких на предложение о правилах почти всегда — отрицательная («Мы же родные люди, неужели будем ссориться?! Зачем какие-то правила, будем договариваться и уступать друг другу!»), слушать начинают только после нескольких заходов.
Наконец, проблема гиподинамии. И вот эта проблема — совсем даже не проблема, потому что организовать себе физическую активность — просто: надо лишь постелить на пол коврик и сделать в течение дня десяток-другой упражнений. Но этим меры тоже надо предпринимать как можно раньше: привыкнув к малоподвижности, тело будет сопротивляться тем сильнее, чем больше получило возможности лениться.
Кстати, один из советов на тему «как пережить самоизоляцию» — это: «Думайте о том, что это не навсегда». Да, это помогает. Но — это, наверное, связано с моей профессией — мне то и дело звонят и пишут люди, которые не могут заставить себя поверить в то, что коронавирус и все, что с ним связано когда-то пройдет. И вот им помогает фиксация на коротком результате, на механических делах, на маленьких победах. Прилично прожить текущий день — это, знаете ли, тоже немало.
А вы как проживаете самоизоляцию? И что будете делать, если выходить на улицу будет совсем нельзя?
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Вторую неделю самоизолируюсь. Хорошо, что места хватает и тишины. Дел много, но движения все равно не хватает. Делаю гимнастику. На улице солнышко, хочется погулять. Но понимаю, что правила придумали не просто так. И да, все не навсегда. 😍
Помнишь, был замечательный еврейский анекдот-притча на тему «не навсегда»?
Абрам приходит к раввину: — Ребе, помоги, все плохо: машину разбил, квартиру ограбили, с работы уволили, денег нет – весь в долгах, жена к любовнику уходит, дети от рук отбились, теща орет, здоровья нет, друзья отвернулись … ну и т.д.
Раввин: — Все понятно, Абрам. Мой тебе совет – повесь табличку…
Абрам: — Ребе, какую табличку!?! Я к тебе с бедой пришел, за советом! Жизнь рушится, если не поможешь – завтра же из окна выброшусь или вены вскрою!
Раввин: — Я все понял, Абрам. И говорю – повесь табличку…
— Какую?
— «Так будет не всегда»
Ну, что делать – Абрам заплакал и ушел домой. Погоревал — а сделал так, как посоветовал раввин.
Через год вбегает Абрам в синагогу: — Ребе, спасибо! Табличка помогла: — устроился на новую работу, повысили в должности, денег немерено – еще все должны, жена вернулась – дома меня любит, форшмак готовит, дети в колледже на «отлично» учатся, тещу на виллу в Грецию отправил, две квартиры купил, три машины, куча новых друзей, хожу в спортзал, в бассейн, в сауну, мой личный врач говорит – здоров как бык! Как тебя отблагодарить за все это?
Раввин: — Молодец, Абрам. Так все и должно быть. А мне ничего не надо…
Абрам: — Как не надо, ребе, это ж все от твоей таблички! Проси что хочешь!
Раввин: — Хорошо, Абрам. У меня только одна просьба…
— Какая?
— ТАБЛИЧКУ НЕ СНИМАЙ.
Ох да… Притча что надо… А ведь забываем периодически, что все не навсегда… Все проходит… Пойду напишу и повешу😊
Сельская провинция — это не теснота городская. Пока особой трагедии в селах из-за коронавируса не наблюдается. Конечно, люди ограничивают контакты, но те у кого приусадебный участок, где можно оперативно снять физической активностью любое раздражение.
Ну да, земля скучать не дает. Хочешь ты или не хочешь, а подвигаться придется — значит, и уровень стресса ниже.
У нас как раз многие сейчас на дачи отправились «самоизолироваться». Погода хорошая, так что самое время
А я так и не поняла, кстати, можно было на дачу уезжать или нет. Хотя, конечно, на даче должно быть однозначно попросторнее, чем в квартире. Но с медициной похуже в случае чего.
Скоро народ устанет от компьютеров и потянется на свежий воздух. Как раз и лето настанет
Чего-то не очень пока похоже на лето…
Лучше всего, наверно, самоизолироваться на даче (по правилам можно, с 15 по пропуску), если есть возможность … Движение на свежем воздухе полезно во всех аспектах !
Дачи не у всех есть. А так — конечно, лучше.