Название этого поста следует понимать в самом, что ни на есть прямом смысле: речь в нем пойдет о том, что сильнее всего впечатлило меня за последние несколько месяцев. Да, я была в Турции. И, да — я видела там потрясающие по своей красоте мозаики.
А дело было так: у меня случилась внезапная поездка в Турцию — но не побережье, а вглубь страны. Маршрутик получился такой: Анкара — Чорум — Невшехир — Ургюп — Кайсери — Кяхта — Адьяман — Газиантеп — Антакья (Хатай) — Стамбул. Доехали почти до границы с Сирией, где мы так славно попутешествовали двенадцать лет назад; поплавали в Средиземном море, прошерстили все музеи и археологические памятники… Ну да, собственно, во многом ради музеев и памятников эта поездка и затевалась. И вот уже почти неделя, как я дома, но никак не отпускают меня мозаики.
Я вообще люблю этот вид искусства. Италия, Греция, Тунис, Марокко, Сирия — страны, в которых по сей день сохранились потрясающие образцы мозаик. Хотя, казалось бы, что такое мозаика? Просто выложенная из малюсеньких кусочков разноцветного «чего-то-там» картина. Но отчего же она так удивляет и так захватывает душу?
Не будучи искусствоведом, рискну предположить причины. Вот моя версия. Во-первых, в голове никак не укладывается, что это-таки не живопись, а мозаика: настолько сложен сюжет, точна передача движения и эмоций, прихотлива игра оттенков, а кое-где отчетливо заметен 3D-эффект. Я все время ловила себя на вопросе: «Ну вот как это они делали? Каааак?».
Во-вторых, при одной мысли о возрасте этих мозаик — а это, по большей части, II-IV вв. нашей эры — становится не по себе: сколько произошло с тех пор изменений на нашей горемычной планетке, а они вполне себе сохранились.
В-третьих, конечно, само собой думается обо всех людях, которые были причастны к этой красоте: ведь кто-то выбирал сюжет и делал заказ; кто-то выкладывал рисунок, кто-то любовался, выходя в свой дворик или прогуливаясь по залам общественного сооружения; кто-то, спустя много веков, раскапывал и реставрировал эту красоту… Сколько чувств и мыслей спрятано в каждой такой мозаике!
Самым интересным показался музей мозаик в Зевгме (Газиантеп). Такого музея я не видела нигде — ни у нас, ни в Европе. Представьте себе: громадное современное здание, построенное специально для музея. И внутри — мозаики, мозаики, мозаики… Ходишь там час, второй, четвертый, шестой… вот уже музей закрывается, но уходить не хочется.
Что порадовало: много посетителей. Девяносто процентов из них — местные (т.е. граждане Турции, но из других регионов). Приходят целыми семьями, с детьми. Все ведут себя спокойно, никто не спешит, никто никому не мешает (по ассоциации с нашими музеями это было как-то даже странно наблюдать). Селфи делают, но деликатно как-то, без фанатизма (меня несколько лет назад один русский джентльмен отпихнул со своего славного пути к селфи с Джокондой; до сих пор поражаюсь его тяге к прекрасному). С удовольствием помогают иностранцам — даже не зная иного языка, кроме родного, умеют очень точно понять суть вопроса или проблемы и предложить решение.
Еще есть замечательные музеи мозаик в Антакье, в Стамбуле. Там тоже богатые коллекции, но они поменьше, чем в Зевгме.
А вот это — мозаичный свод в Софийском соборе. Волшебство?
Красоту трудно, а, порой, и невозможно объяснить. И все же, как вы думаете: почему мозаики так привлекают?
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Страшно подумать, сколько же сил было вложено в эти мозаики, чтобы сохранить их в таком виде, в котором их сейчас можно видеть.
А возраст мозаик как определяли?
Если рядом нашли осколки керамики — то легко, т.к. знают, в какое время какая была керамика. Если керамики нет, определяют по стилю.
То есть если я сейчас создам мозаику стиля I-IV века, то она тем веком и будет датироваться?
Попробуй, это хорошая идея.
А как же наука? Что скажут на это ученые?
Ученые сначала будут ругаться, а потом разоблачат тебя.
С мозаикой у нас в России как-то без впечатлений. Просто иногда можно увидеть на внешней стороне стены картину из мозаики, которые чаще всего украшают Дома культуры, библиотеки. Но по возрасту не больше века, да и особой художественной ценности они не представляют.
Кстати, удивительно, но мне почему-то с детства нравилась даже советская мозаика — помните, всякие космонавты, рабочие, желтеющие нивы… хотя, конечно, это все была типовая работа.
Но вот, например, мозаика на некоторых станциях метро в Москве — «Комсомольской» кольцевой, «Киевской» — это ж реально произведение искусства.
А в это, древней мозаике, есть она особенность, которая сильно отличает ее от всех современных вариантов: там кусочки малюсенькие, поэтому, наверное, и удается настолько хорошо передавать «картинку».
Я мозаику тоже очень люблю. Прекрасные произведения искусства Вы сфотографировали! В метро наши художники тоже создали замечательные мозаики, когда бываю там, всегда любуюсь. Если мозаика создана из камня, а не из смальты, думаю, привлекает ещё и энергетика природного камня совместно с энергетикой художника. Я, например, природный камень обожаю любой, даже простые валуны и гальку.
Мозаика — это волшебство. Она ведь разная бывает — кто-то из кусочков перламутра выкладывает, кто-то — из злаков, из камешков, из синтетической смальты… Сам принцип работы удивительный.