Одной из особенностей техники гипнотической возрастной регрессии является некоторая ее громоздкость — она практически всегда требует очень большого количества времени, раза в три-четыре больше, чем другие техники разговорного гипноза. Это, понятное дело, не повод для отказа от техники: результат все равно будет, причем, именно регрессия обычно дает самые лучшие результаты.
Другая особенность использования этой техники — как я уже рассказывала в первой части этого поста — заключается в том, что тот, кому она нужна и наверняка поможет, зачастую не знает о существовании этой «волшебной таблетки». А иногда — знает, но не верит, что она может облегчить ему жизнь. Поэтому моя задача — еще и «продать» клиенту идею.
Есть еще и третья особенность техники гипнотической возрастной регрессии — некоторая ее непредсказуемость. Фигурально выражаясь, начиная работу в таком формате, можно предполагать возможные варианты развития регрессии, но при этом держать в уме и принцип «куда кривая вывезет». Иной раз бывают такие сюрпризы, какие, сто лет будешь думать — не придумаешь… Впрочем, пресловутая «кривая» все равно вывезет, и тот ход событий, который был организован бессознательным клиента, всегда оказывается самым эффективным.
Параллельно с техникой гипнотической возрастной регрессии порой используется еще и техника гипноанализа. Это оказывается актуальным, если человеку надо получить ответ на вопрос о каких-то событиях в прошлом, которые, как он считает, по сей день аукаются ему в настоящем, а самостоятельно вспомнить он не может. Кстати, к гипноанализу у народа доверия больше, чем к регрессии. Наверное, срабатывает старинный стереотип: знаешь, каковы корни проблемы — можешь ее решить (или она вообще сама собой решится волшебным образом).
Все слышали о таком понятии, как психологическая выгода. Но чем могут быть психологически выгодны травмирующие события в прошлом, и почему отнюдь не все люди готовы не только жаловаться на душевную боль, не только предпринять разок-другой усилия для того, чтобы изменить ситуацию, а действительно постараться как-то повлиять на источник этой боли? Да, прошлое нельзя изменить, но можно изменить отношение к нему, и человеку станет намного легче дышать… И это многие понимают, но… ничего не делают. Кто-то потому что позиция Жертвы, которой все должны, весьма удобна, а свои жизненные сложности можно объяснить тем, что «рос без отца» или «старшего брата родители любили больше»…
… кто-то — потому что не хочется отдавать такое богатство переживаний — пусть и негативных — в обмен непонятно на что…
… еще кто-то — поскольку не верит в то, что ему можно как-то помочь, а все действия в этом направлении заранее обречены на развитие по модели «шило на мыло»…
Заметьте, пожалуйста: до меня-то доходят люди, которые все же хотят что-то изменить в своей жизни. На то, чтобы обратиться за психологической помощью тоже, знаете ли, не каждого хватит! Но даже обратившись с запросом на разговорный гипноз, «клиенты с прошлым» тянут за собой длинный шлейф сомнений, сожалений, опасений… И самые длинные шлейфы — у тех, кто выдвигает претензии к своим родителям. Причем, речь никогда не идет о родителях-маргиналах — алкоголиках, наркоманах, злостных нарушителях закона и т.п. Практически всегда в анамнезе (и по их же собственной оценке!) у таких клиентов — нормальная родительская семья, вполне себе адекватные братья-сестры, любящие бабушки-дедушки, в общем, более-менее благополучное детство…
Один из самых первых таких клиентов достался мне от коллеги, который специализировался в психоанализе. Коллега, обратившись ко мне, сказал буквально следующее:
— Мы с ним работаем же три года. Проработали все детство, юность, молодость… Налицо серьезные подвижки, и при этом есть серьезное «НО»: прошлое для него — источник постоянных сожалений, переигрывания ситуаций, а при малейшем ухудшении здоровья (у него и с соматикой не все в порядке) он окончательно проваливается в жалость к самому себе и очень убедительно — так, что даже я начинаю верить — доказывает, что события тридцати-сорокалетней давности навсегда определили ход его жизни. И, ход этот, как ты понимаешь, в его восприятии — скверный, безрадостный, безысходный… ну, и так далее. Нужен гипноз. Попробуешь?
Я согласилась. В назначенный день и час пришел клиент — Даниил, мужчина 43 лет, владелец небольшого бизнеса, трижды женатый и разведенный муж, отец пятерых детей. Человек аналитичного склада мышления, любит все «раскладывать по полочкам»; пробыв три года в психоанализе, научился говорить о своих чувствах, но, слушая его, я сначала должна была убедить себя, что он говорит, а не читает по бумажке — такое было странное ощущение от его рассказа о себе.
Но это ощущение ушло, когда он стал рассказывать о своих причинах обращения к разговорному гипнозу:
— Я все время чувствую, как прошлое не отпускает меня. Да, да, я понимаю, звучит театрально, но это именно так. И ведь у меня в прошлом не было никаких особых катастроф — нормальная советская семья, спокойный и непьющий отец, добрая и умная мама, старшие брат и сестра. Можно даже сказать, что я был любимчиком — самый младший, у меня с сестрой разница в двенадцать лет была, а с братом — аж в шестнадцать. Болел я часто. Я ведь раньше срока родился, шестимесячным. Таких детей тогда особо не умели выхаживать, но мне повезло, выжил. Денег в семье не то, чтобы не хватало, но не пошикуешь. Все время ограничения — «это мы себе не можем позволить». А в школу пошел — это стало сильно чувствоваться: сейчас дети айфонами меряются, а тогда это были кассетные магнитофоны… Завидовал я очень тем, кто мог себе такие игрушки позволить. После школы поступил в вуз, еще пока был студентом, уже организовал маленький бизнес. Но не везло мне на людей никогда, ни на родных, ни на партнеров, ни на подчиненных. Не любят меня люди. Я — вечная персона нон грата.
Между прочим, когда мне было уже лет тринадцать, я случайно подслушал разговор мамы с ее сестрой. Они обо мне говорили. Тетя сказала что-то вроде: «Вот видишь, какой хороший мальчик получился, а ты аборт хотела делать, еле тебя уговорила рожать». А я уже знал, что такое аборт и понял, что меня-то и не хотели! Поэтому я всю жизнь чувствую себя никому не нужным, а вспоминая прошлое, все вижу в черных тонах.
Я потом как-то забыл этот эпизод. А когда обратился к Павлу Андреевичу (так зовут моего коллегу-психоаналитика) и мы стали прорабатывать мое детство, это воспоминание дало ключ ко всем проблемам в моей жизни.
Ой, как же я боюсь таких «ключей ко всем проблемам»! Хотя… иногда как раз на таком «ключе» и можно выстроить стратегию помощи — с использованием гипнотической возрастной регрессии, конечно.
Даниил между тем продолжал:
— А недавно я понял, что больше не хочу так жить. В одной книге, написанной известным психотерапевтом, я прочитал такую фразу: «Моя жизнь проходит восемь лет назад», это его пациентка о себе так сказала. Моя же жизнь — вообще застряла на этапе до моего рождения. Я часто задумываюсь: почему мои родители не хотели еще одного ребенка? И почему мама все-таки послушалась свою сестру и родила меня? Или просто сроки все пропустила? И как сложилась бы моя жизнь, если бы я был ребенком желанным? Наверное, я и родился бы в срок, и болел бы меньше, и бизнес бы развернул гораздо шире, и семья у меня была бы крепкая… Глупо, да? Мужику пятый десяток, а он о таких вещах думает… И я понимаю, что никто мне на эти вопросы не ответит, потому что прошлое не изменишь, да и родителей уже нет. Вот, Павел Андреевич посоветовал гипноз. Я пришел к вам. А о чем просить, чего хотеть — и не соображу.
Все показания к использованию техники регрессии присутствуют. Спрашиваю:
— А если бы вы вернулись в прошлое и получили ответы на те вопросы, которые вас беспокоят, что бы это изменило?
Даниил, очевидно, такого вопроса не ожидал. На его лице отобразилось недоверие: мол, я вас за приличного специалиста держал, а вы какую-то чушь спрашиваете! Но хорошее воспитание победило, и он нехотя ответил:
— Во-первых, появилась бы определенность. Значит, я перестану тратить силы на поиск ответа. Во-вторых, возможно, что ответ такой, который я не смог просчитать. Значит, были какие-то обстоятельства, которые были для моих родителей очень важными, и мне надо их знать. И, в-третьих, у меня, когда я вспоминаю тот разговор между мамой и тетей, нередко появляется чувство, что я вспомнил не все, что там было что-то еще. Значит, есть вероятность, что у моего «ключа» не хватает какой-то бороздки, и потому я не могу открыть им нужную дверь.
Сказано достаточно. Надо работать. Предлагаю:
— Даниил, в гипнозе есть специальная техника, которая называется техникой возрастной регрессии. Можно будет — виртуально, разумеется — постепенно вернуться в прошлое. Вы назвали два события, которые, по вашему мнению, оказали большое влияние на вашу жизнь. Одно из них — тот самый разговор мамы с тетей, а второе — то, что случилось до вашего рождения, когда принималось решение о том, оставлять ребенка или нет. С помощью техники вы сможете вновь увидеть, услышать, почувствовать, осознать то, что тогда происходило. И все это будет происходить одновременно в двух ракурсах — с позиции вас сегодняшнего, с имеющимся жизненным опытом и знанием того, что было со всеми участниками событий дальше; и с позиции вас-ребенка. Техника не позволяет попасть в то время, когда вы еще не родились или родились, но были еще совсем маленьким. Но можно будет максимально приблизиться к нему и взять оттуда все, что имеет отношение к важной для вас теме.
По-моему, Даниил согласился только из-за того, что ему было неудобно разочаровывать своего психотерапевта, который возлагал на гипноз определенные надежды. Начали работать.
Всего потребовалось четыре сдвоенные сессии. Подробное описание того, как это происходило, потребовало бы небольшой книги. Возможно, что я когда-нибудь напишу эту книгу (и будет у меня — коллеги-эриксонианцы поймут — свой «Человек из февраля»). А здесь я расскажу о схеме работы.
Когда мы завершили работу, на каждый из вопросов, которые мучили Даниила, был получен ответ. Разрешения на то, чтобы описать, какой был ответ, я от Даниила не получила, поэтому завершаю пост его фразой: «Эта ваша регрессия — очень хорошая штука. Я понимаю, что, по большому счету, вокруг меня ничего не изменилось. Но точно — что что-то изменилось во мне. Я чувствую, что все было по-другому, не так, как я думал раньше. И мне просто больше не хочется думать о прошлом. Можно сказать, оно меня отпустило… или, пожалуй, я его отпустил».
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Как здорово, что гипноз помогает людям отпустить проблему, которая так долго мучила. Все-таки немного любопытно, что же было в том разговоре упущено. Первое, что приходит в голову — это опасение родителей за финансовую сторону при рождении ребёнка, так как герой говорит, что они не шиковали. Да и возраст матери мог вызвать опасения. Вероятно, герой сам себя накрутил, ведь в детстве его безусловно любили.
Иногда человек понимает, что его любили, лишь спустя десятилетия.
А что касается деликатной проблемы прерывания беременности — в СССР не очень было с контрацепцией, аборт был весьма распространенным явлением. Тем более, когда речь шла уже о третьем ребенке в «городской» семье. В том поколении таких детей — которых могло бы и не быть — весьма приличное количество.
От героя этого рассказа информация скрывалась, он все же случайно узнал. Я все равно не могу понять, отчего родители допускали, что ребенок о таком (о том, что его могло и не быть) узнавал. Ведь большая-то часть детей узнавала это именно от родных, а не от дяди на улице.
А тогда к этому проще намного относились. Аборт не считался таким уж грехом. Так что, наверное, и говорили из самых лучших побуждений, чтобы дитятко жизнь ценило и родителям было благодарно, что оставили. Сейчас, конечно, как дикость воспринимается. А этот мужчина, Даниил, он же где-то в 70-х годах родился.
Какая интересная мысль — «чтобы дитятко жизнь ценило и родителям было благодарно, что оставили»! Спасибо за идею:)
Это, похоже, в те времена было едва ли не обычным делом — не слишком тщательно скрывать такую информацию. Я все пытаюсь увязать это с советской закрытостью тем секса и деторождения — и никак не получается.
Сколько же мы сами себе проблем придумываем! Хорошо, что если уж сам не справляешься, можно обратиться и получить помощь. Было бы желание меняться!
Из тех, кому реально нужна помощь, к сожалению, обращается менее десяти процентов. И то хорошо, впрочем, раньше было меньше.
Хорошо, что такая техника способна помочь человеку что-то понять, и отпустить, и, прежде всего, перестать зацикливаться на определенной проблеме, а идти дальше.
После Вашей статьи я задумалась над тем, что бы я хотела сказать себе маленькой, и даже не придумала.
Мне кажется, что эта техника даже в большей степени не про «понять», а про «отпустить». Понимать-то про себя многое понимаем…
Четыре сдвоенные сессии! Это сколько же ты с ним на самом деле занималась?
Восемь часов. Для регрессивных техник это еще не предел:) Там процесс долго разворачивается, а потом ведь его надо еще и свернуть в том же порядке!
Такие люди, как вы, Елена, очень нужны в наше время. Люди на очень многом зацикливаются и без помощи уже не могут освободиться от проблем.
Спасибо, Ольга!
Судя по тому, как развивается ситуация, без работы в ближайшие десятилетия я не останусь:(
Спасибо за интересный случай, Елена. Он показывает, как казалось бы сильные и успешные снаружи люди на самом деле беспомощны и слабы. Работа над собой — это самая сложная на свете работа. И если с ней справляешься — жизнь удалась. А у вас двойной труд — работать над собой и над другими..
Читаю, и мне кажется, Лена, что вы та самая фея, которая может повернуть время вспять … ну хотя бы виртуально. Наверное, каждому из нас не помешало бы увидеть события свое жизни с разных ракурсов. Очень интересно было читать.
Фея? Вот так еще никто не называл! Спасибо!
А вообще, конечно, ретроспектива своей жизни иногда удивляет — понимаешь, что на какие-то события теперь среагировал бы совсем по-другому.