Несколько лет назад нашей семье довелось провести отпуск на Крите. Все было прекрасно, и хотя мне очень хочется от души похвалить это замечательное место, я воздержусь, поскольку тема у нас другая. Дело в том, что Крит — остров небольшой, взлетно-посадочная полоса — короткая. Самолет подлетает со стороны моря, садится, народ рукоплещет, а потом, едва дождавшись остановки, вскакивает и спешит на воздух, к солнышку. Добавлю, что аэрофобией я не страдаю, поэтому специфика посадки на Крите никогда не была для меня проблемой.
Так было и на этот раз, но с некоторым дополнением: самолет при посадке довольно сильно тряхнуло. Не очень сильно тряхнуло — никто не пострадал, вещи с полок не посыпались. Через пару секунд в салоне послышались смешки и более или менее остроумные шутки, но поскольку самолет спокойно двигался вперед, потихоньку снижая скорость, все переключились на скорый выход. Если и были среди нас пассажиры с аэрофобией, то они не успели проявиться.
Обратно в Москву, мы летели почти в той же компании. И сколько же всего интересного, стоя в очереди на регистрацию, я услышала о том, как две недели назад наш самолет совершал посадку! Вдруг выяснилось, что ситуация была аварийная, что у нас почти загорелся мотор, что три человека увезли прямо от трапа с сердечными приступами. Я на всякий случай уточнила: это о каком рейсе идет речь? Никакой ошибки — именно о том, на котором мы прилетели на Крит. В довершение всего девушка, которая все это мне рассказывала, добавила: «Да ведь вы, кажется, тоже летели этим самолетом — неужели не помните?». Не было никаких сомнений — она верила в то, что говорила. Но я-то точно знала, что не было всех перечисленных ею ужасов. И буквально через минуту все прояснилось — рассказчица прокомментировала свое повествование: «Вот мне все говорят: у тебя аэрофобия, лечись! А что тут лечиться, если и так ясно: самолеты самый опасный вид транспорта! Я вот лет семь не летала, а теперь, после этого случая, еще столько же летать не буду. Страшно!». На мой взгляд, страшно другое: жить под гипнозом страха полетов и ничего с этим не делать. Но я тогда не стала развивать эту тему.
Аэрофобия. Раньше это слово было экзотикой, но с ростом мобильности немалой части человечества многим из нас пришлось лично познакомиться с этой напастью. Аэрофобия, страх передвижения на самолете (вообще — на любом летательном аппарате, но чаще всего — на самолете), может возникнуть в результате сильного испуга в процессе воздушного путешествия, и неважно, насколько серьезной была причина этого испуга. Некоторые люди, даже не имея в собственном жизненном опыте травмирующих переживаний, сильно напрягаются, если оказываются перед необходимостью куда-то лететь, и это не так уж и странно: СМИ регулярно оповещают нас о том, где и когда упал очередной самолет, и сколько было жертв. Воистину, многия знания — многия печали: поневоле с ностальгией вспомнишь то время, когда информация об авиакатастрофах замалчивалась… Летать-то все равно приходится!
Причины аэрофобии могут быть разными. Например, кого-то в самолете укачивает и тошнит — и это довольно неприятное ощущение.
Есть люди, подверженные страху высоты. Им будет неприятно смотреть даже на такую картинку, а уж осознавать, что самолет летит на высоте в 12 километров — совсем ужас-ужас-ужас. Кстати, самый частый запрос на гипноз от аэрофобии обычно звучит как-то вроде просьбы избавить от страха высоты.
Кто-то ничего не имеет против полетов днем, но не может перенести все то же самое, но ночью.
Сравнительно недавно возникшая разновидность аэрофобии — боязнь захвата самолета террористами.
Страх смерти в результате падения самолета.
Боязнь замкнутого пространства (а высота, собственно, и не при чем) — ведь с самолета, как и с подводной лодки, никуда не денешься, пока он не приземлится, и не скажешь: «Откройте окошко или дверь, мне страшно!».
Выраженная аэрофобия предполагает, что человек вообще не станет летать. То есть вопрос о передвижении посредством самолета в принципе не рассматривается. Совсем. Такие люди если куда-то и едут, то в качестве транспорта выбирают поезд, автобус, автомобиль… Это хлопотно. К слову, люди с такими особенностями сильно обижаются, когда кто-то говорит им о вторичной выгоде (то есть выгоде от существующей проблемы в виде жалости, беспокойстве со стороны близких, усиленной заботе и т.п.) аэрофобии — мол, тут одни минусы, а плюсы-то где?!
Другие «аэрофобы» — большая часть — таки летают. И, честно говоря, порой складывается такое впечатление, что им гораздо хуже, чем предыдущей группе. Тоска, страх, паника и ужас в самолете, ощущение потери контроля, обостренное внимание к каждому новому звуку, к выражению лица стюардесс, самому процессу полета. Многие стараются глушить этот страх алкоголем. Получается не очень.
В восприятии такого пассажира самый обычный полет превращается в череду фигур высшего пилотажа, состоящую из «петли Нестерова»…
… «фиксированной бочки»…
… и «штопора».
А летать все равно надо… И потому, наверное, как только приближается время новогодних или летних каникул, ласточками, извините за сарказм, летят к психотерапевтам клиенты с аэрофобией. Хотя, среди них бывает немало и тех, кому надо летать по роду профессиональной деятельности — эти приходят в течение всего года. И очень часто такие клиенты ищут именно гипноз. Думаю, это происходит потому что страх полета — практически неуправляем, уговоры, логические выкладки и пример близких на него не действуют. А разговорный (да и традиционный, директивный) гипноз имеет репутацию метода, который работает и там, где другие — бессильны. И это во многом верно.
Расскажу об одном таком случае. Ко мне обратилась моя коллега с обычным запросом: с одной стороны, и путешествовать хочется, и по работе требуется, с другой — «на борт самолета без фляжки с коньяком зайти не могу» (тогда еще пропускали). Женщина очень разумная, но когда начинает рассказывать о своем отношении к полетам, становится заметно, что ей весьма не по себе: бледность, испарина, сбивчивая речь — и это только при рассказе, что же в самом-то самолете бывает? Буквально через неделю ей надо было лететь на конференцию в приморский город на Юге России. А еще через какое-то время был запланирован отпуск — и не где-нибудь, а на Кубе (это напрямую — около 12 часов полета, если кто не в курсе). Куба вообще была мечтой ее жизни, и отказываться от мечты совсем не хотелось.
Странноватый выбор места отдыха для человека с аэрофобией, не правда ли? Почему Куба? Как выяснилось, потому, что для моей коллеги, как и для Фиделя Кастро, «Куба — любовь моя!».
Поговорили о Кубе. Точнее, о ее стереотипах о Кубе, куда она собиралась впервые. Океан. Песок. Яркое небо. Солнце. Буйство красок. Атмосфера праздника. Архитектура. Цветущие деревья и кустарники. Богатство запахов и вкусов. Непривычная для москвичей приветливость местных жителей. Удивительная история страны, которая выдержала невиданной силы давление и не сломилась. И снова океан, небо, солнце…
Собственно, мне уже и делать было нечего, потому что, рассказывая о Кубе, моя клиентка спонтанно вошла в транс (у нее на тот момент имелся значительный опыт работы в гипнозе). Она говорила все медленнее, а потом замолчала, закрыв глаза и улыбаясь чему-то. Мне оставалось только вернуть ей ее же слова, прибавив к ним кое-что: — И можно в воображении оказавшись там, на Кубе, увидеть океан… и услышать его шум… и ощутить его запах… и пройтись по песку… и увидеть его цвет… и почувствовать его под ногами… и, может быть, прикоснуться к нему рукой… и подставить кожу солнцу… и удивиться тому, какое оно горячее и яркое… и посмотреть на буйство красок… ощутить атмосферу праздника… полюбоваться на архитектуру… и полюбоваться цветущими деревьями и кустарниками… и вдохнуть их аромат… и получить удовольствие от богатства запахов и вкусов… и просто пообщаться с местными жителями… и вместе с ними ощутить гордость за историю Кубы… и опять вернуться к океану, небу, солнцу… и можно ощутить радость от встречи с Кубой… и эта радость начинается прямо сейчас… и продолжается все время, пока ты не окажешься там, на берегу океана… и когда ты думаешь об этой поездке….и когда ждешь посадки на самолет… и когда летишь… и когда выходишь на кубинскую землю и вдыхаешь кубинский воздух…
Потом шла стандартная концовка сеанса. Когда коллега вышла из транса, она все забыла — сама собой развилась амнезия. Это был хороший признак, и я про себя порадовалась.
Что было дальше? Напомню: кроме Кубы, была еще и поездка на конференцию, и до нее оставались считанные дни. Вот как коллега рассказала об этой поездке: — Я беспокоилась, конечно, но как только я вошла в самолет и уселась в кресло, в памяти всплыли мечты о Кубе. Короче говоря, я устроилась поудобнее, быстренько закрыла глаза и ушла в транс, и вернулась в реальность лишь тогда, когда самолет сел. Обратная дорога получилась точь-в-точь такой же. Я просто ни о чем не думала, а летела себе и летела…
Поездка на Кубу состоялась. Все прошло удачно. Коллега рассказывает: — А вот с полетом на Кубу получилось еще интереснее. Тут я все помнила, все контролировала. И — не поверишь! — получала от этого долгого полета настоящее удовольствие! Страха не было совсем. Я облазила весь самолет, нормально поела, поспала, пожалела бледно-зеленых от страха товарищей — моих бывших коллег по аэрофобии… И считала минуты до прилета — не потому что было страшно, а потому что «Куба — любовь моя!».
С тех пор прошло уже несколько лет. Героиня этого поста по-прежнему много летает. С удовольствием летает.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Спасибо, Алёна, что напомнила мне эту историю. Мне кажется, это было сто лет назад. Как любой дисциплинированный клиент, я забыла,как и когда избавилась от страха полета. Теперь-то кажется, что это произошло само собой и я очень люблю летать. Вот и сейчас только что вернулась из путешествия и от полета остались приятные воспоминания, хотя и рейс задержали, и погода была сложная.
Здорово, что есть такое приятное лекарство как гипноз. Спасибо тебе!
Ты — образцовый клиент! Люблю тебя:)
Это взаимно! Срочно ищу запрос и прошусь на сеанс!,😀
Был бы клиент, а запрос — найдется! Приходи!
Забавно-то как. У меня вот лёгкая аэрофобия развилась после того, как я сломался сам. Однако знание статистики и истории вопроса воздухоплавания говорят нам о том, что современный воздушный транспорт является самым надежным среди прочих видов передвижения. И вся его опасность только акцентируется из-за массовости жертв, если что-то случается. А вот аварии с автобусами, где гибнет 1-20 человек, мы склонны пропускать мимо ушей. Подумаешь, где-то там в Турции, или в Средней Азии. Но проблемка еще та. Был один известный футболист, который даже не выезжал на матчи, если не было альтернативного способа добраться. Но ему подобный страх прощали, ибо играл он хорошо. Но техника избавления весьма интересная.
Легкая аэрофобия купируется коньяком:) А если серьезно, то многие люди, в реальности столкнувшиеся с угрозой жизнью и здоровью, начинают по-другому относиться к к тому и другому. Иногда — даже чересчур серьезно. Но со временем это проходит.
Коньяк говорите? К сожалению, из-за горстки весьма тупоумных граждан теперь нормальному аэрофобу весьма сложно пропустить пару стаканчиков в самолёте. Разве только найти бар в аэропорте, но и они встречаются не в каждом месте.
Да, запретить-то алкоголь — запретили, но народ как-то выходит из положения: мне кажется, что сейчас пьяных дебошей на борту самолета стало в разы больше, чем лет пять назад. Гипноз проще. Даже если не поможет глобально, как в случае со Светой, по крайней мере, можно будет летать, тревожась лишь в меру.
В юности у меня не было никаких фобий, но с тех пор многое произошло и появились страхи. Иногда буквально паника охватывает и ничего поделать не могу до тех пор, пока не удостоверюсь в том, что все в порядке. Понимаю, что это ненормально, стараюсь сдерживаться, но… Теперь знаю, что в крайнем случае может помочь гипноз ))
Страх за свою жизнь, пусть даже иррациональный — не скажу, что естественно, но вполне объяснимо. Вы, Настя, имейте в виду, что обычно происходит так: пока человек может жить с тем или иным страхом (иной раз — всю жизнь, и ничего), он ничего не меняет. А как только появляется мощная мотивация к нейтрализации этого страха — можно работать — хоть в гипнозе, хоть в гештальте, хоть в психоанализе. Так что в каком-то смысле тут решаем не мы:)
Мне полеты раньше нравились очень — уже только за те виды, которые открываются, когда летишь над облаками. Сейчас летать, мягко говоря, опасаюсь, уж слишком много в последние годы катастроф было. Благо, и летать сейчас пока некуда.
А я и до сих пор люблю самолеты. Как в детстве появилось вот это ощущение праздника от предстоящего полета, так и не проходит. Конечно, всю процедуру сейчас сильно усложнили. А что до катастроф — увы, статистика не радует. Но здесь уж только вспоминать поговорку «Кому суждено быть повешенным, тот не утонет».
Мой свекор боялся высоты — ему страшно было смотреть вниз из окна третьего этажа. А уж на мост, он даже и не рисковал взбираться. Мост проходит над ЖД путями и все заставлено вагонами. Он предпочитал ожидать меня со свекровью сидя у моста (иногда пару часов) пока мы все дела на той стороне переделаем! О перелетах и речь не шла — он в сторону самолетов и смотреть боялся!
Я однажды, катаясь на колесе обозрения (кабинки были наглухо застеклены) наблюдала такой приступ страха высоты. Было очень страшно за человека, казалось, он вот-вот умрет. Когда кабинка спустилась вниз (все очень быстро происходило), почти сразу все прошло.
Здорово вы, Лена, избавили от страха полетов Светлану! Я же, не зная о методике ничего, поступала аналогично — если нужно было лететь куда либо на отдых, я просто представляла все прелести курорта — лазурное море, белый песочек, вкусняшки в кафе прибрежном, удобный номер в отеле — ведь часто летали с дочкой в уже знакомые места. Мне помогало, я расслаблялась и полет проходил незаметно. Может быть и я полностью избавилась от этой фобии…
Это точно, когда понимаешь, к чему движешься — очень резко возрастает мотивация!
Как хорошо, когда все хорошо кончается ))) И когда люди находят способы справиться со своим страхом, и жизнь становится в радость. И здорово, что гипноз может помочь там, где ничто другое не помогает!
Я думаю, и другие методы могли бы помочь. И вообще, если проблему решать, то она чаще всего решается. Но гипноз — это реально быстрее и комфортнее для души.
Я как-то никогда не боялась летать. Мне всегда нравилось, что полёты значительно сокращают пребывание в пути следования к месту назначения. А вот с лифтами, когда нахожусь там сама, у меня бывают иногда заморочки — не люблю закрытых пространств. Наверное, мало у кого не бывает фобий, хоть маленькие — но есть, или я не права?
У нас в Москве сейчас лифты часто ломаются, особенно в новых домах. Заходишь — и думаешь: нормально доедешь или нет? Так что вероятность застрять — куда выше, чем упасть вместе с самолетом.
А фобия — это же медицинский термин. В просторечии мы так называем заметное душевное неудобство, но правильнее, пожалуй, так: если такая особенность сильно мешает жить и никак не контролируется, пора лечить. Во всех остальных случаях люди поступают по-разному, многие обходятся без лечения и прекрасно себе живут.
Давненько никуда не летала, но если придется для поездки выбирать — самолет или поезд, выберу первый вариант. Аэрофобией не страдаю. Парадокс: большинство людей умирает в собственных постелях, однако, никто не боится ложиться спать в них!
Да тут логики нет, мне кажется. Аэрофобия, как и любая фобия, иррациональна. Лететь пять часов или ехать пять дней — большая разница, первый вариант намного удобнее. И если человек не его выбирает, это значит, что «что-то пошло не так…»
Какая интересная история. Я вот тоже боюсь летать, а приходится!!
Если приходится, то лучше что-то сделать с этой боязнью:)
Наверное, у каждого человека есть такие страхи. Не обязательно страх летать. Как с этим бороться, непонятно. Просто пережить… Я всегда себе говорю: все проходит и это тоже продет. Это надо просто пережить, хоть и трудно.
Алла, можно пережить. Многие так и делают. И можно приложить усилия для того, чтобы избавиться от того или иного страха. Другое дело, что не очень это принято в нашей культуре.
Такое ощущение, что страх перед полетами у нас как-то сознательно навязывают: только возникнет какая-то проблема с нашим самолетом, как вдруг выясняется, что именно в это же время по всему миру взорвались, упали, неудачно приземлились еще несколько самолетов аналогичных конструкций.
Может, это просто фильтры срабатывают — так бы не обратила внимания, а когда есть реальный страх, вся информация под него подгоняется. Я помню, когда несколько лет назад под машину попала, потом месяца три то сообщения об авариях «случайно» находила, то фиксировала нарушения ПДД со стороны водителей и пешеходов.
У меня одно время был очень сильный страх полётов, я даже записывалась на онлайн консультации по избавлению от него. Ирония была в том, что я в это время находилась в Таиланде, откуда мне предстояло в скором времени лететь в Малайзию, потом снова в Таиланд, а потом через некоторое время — из Таиланда домой несколькими самолётами.
Так вот, когда мы летели в Малайзию, возникли проблемы с приземлением, возможно, ничего серьёзного, но для человека с аэрофобией страшно После этого полёта меня как будто отпустило, и я уже не боюсь летать так сильно, как было раньше.
Из Таиланда лететь с аэрофобией — то еще удовольствие. Наверняка должно было получиться — «или пан, или пропал».
Мы на такие длинные перелёты, типа Таиланда или Японии, берём билеты на ночные рейсы. Чтобы заснул в начале рейса, проснулся и — опа — уже прилетел А вот из Тая в Малайзию летают самолётики-лоукосты, там пара часов лёту максимум, но по страху, как весь перелёт из России Один раз, летели с какими-то пилотами-юмористами (не в тот раз, когда были проблемы с посадкой), они перед приземлением включили на весь салон тяжёлый рок, в котором были слова: «кому-то сейчас придётся умереть»
Пилоты иной раз любят приколоться. Возможно, они в силу профессии просто не в состоянии понять, что кто-то может бояться летать.
Я самолетами только в детстве летала, сейчас даже не знаю, какое у меня отношение к такому способу передвижения.
Вот еще вспомнилось в связи с этим: «Летайте самолетами «Аэрофлота», их осталось совсем немного!» : )
В детстве летать совсем прикольно было. Тогда как-то меньше на тему аэрофобии заморачивались — то ли летали меньше, то ли самолеты падали реже, то ли информации о катастрофах было меньше.
Для детей того времени, наверное, самым большим страхом была темнота или кто-то невидимый, кто живет под кроватью и может схватить за ногу или за руку. А то, что полетов на самолете можно бояться — детям даже в голову не приходило. Ведь действительно, тогда в новостях старались показывать что-то патриотичное и вдохновляющее, а не катастрофы.