ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ — КОГДА ТРАВА БЫЛА ЗЕЛЕНЕЕ

Есть такая поговорка: «Раньше трава была зеленее». О чем она?  О том, что для большого количества людей прошлое  — даже весьма неоднозначное — оказывается более привлекательным, чем настоящее и будущее. И чем дольше живет на белом свете человек, тем, образно говоря, зеленее трава у него в прошлом, а в настоящем и будущем ее вид приобретает все большее сходство с черно-белой фотографией.

1

Иван Ефремов, советский писатель-фантаст и крупный ученый-палеонтолог дает интересное объяснение этому феномену в своем романе «Лезвие бритвы» который был написан еще в 1963 году: «… мы запоминаем преимущественно хорошее, яркое, сильное, а длинные куски незначащей жизни тонут в одинаковой череде дней. Всегда и везде с осторожностью относитесь к воспоминаниям людей старшего поколения. Они вовсе не думают обманывать себя и других, но сами видят вместо прошедшей жизни мираж отобранных памятью ощущений и образов, окрашенных вдобавок тоскливым сожалением о днях выносливой и здоровой молодости, быстро отдыхающей, крепко спящей. И полагающей, что так будет всегда, что естественный конец всего живого ее или не касается, или скрыт в неведомой дали. В общем, получается, как в литературном произведении. Жизнь как будто и настоящая, реальная, но в то же время концентрированная — большие переживания и впечатления заслоняют собой медленные тоскливые дни с их мелкими разочарованиями».

2

До сих пор вспоминаю эпизод, случившийся еще во времена обучения в  моем первом вузе. Предмет был — физиология. В процессе изучения темы работы человеческих анализаторов (проще говоря — пяти органов чувств), наш преподаватель привел пример: «Вот очень часто бывает так, что пожилые люди жалуются на еду — мол, она стала какая-то невкусная, не такая, как раньше. Начинают ругать продукты, говорят, что раньше они были намного лучше. Ну, продукты, конечно, вкуснее не становятся, это факт. Но причина проблемы — другая. С возрастом многие люди почти утрачивают обоняние. То есть они едят, а еда — в их восприятии — не пахнет. И это и в самом деле невкусно. Представьте себе, что вы сильно простудились, у вас заложен нос, а вас угостили ароматной свежей клубникой. Много вы удовольствия получите?».

3

Ладно еще еда, но ведь ностальгия по прошлому, в котором все было прекрасно, почти что полностью парализует активность в дне сегодняшнем. Почему? Потому что человек уверен, что самое лучшее в его жизни уже было (даже если он этого не понимал, точнее — особенно если он этого не понимал). И живет он не сейчас, а тогда. И что самое печальное, в некоторых случаях он имеет для этого много объективных оснований: старость, тяжелую болезнь, потерю близкого человека…

4

Также вполне объяснимо, когда взрослые люди тоскуют по своему детству — тому золотому времени, когда ответственность за нас нес кто-то другой, и казалось: так будет всегда.

6f02d91aba3ee4a3689d54ff3ee7a424

Сегодня в  соцсетях создано немало групп, в которых можно всласть поностальгировать по прошлому. Объединяет эти группы несколько общих признаков: а) умиленные вздохи по чему-то,  что осталось в детстве и юности  — чаще всего, это какие-то предметы из прошлого (и не факт, что своего, часто — из прошлого родителей):

5

б) полнейшее отрицание того, что и в прошлом были свои недостатки:

6

в) размещаются, в основном, картинки, а текст только в комментариях — такое впечатление, что то самое «клиповое мышление», которое констатируют у молодежи, добралось и до старших поколений.

7

А под картинкой нередко размещается призыв: «Кто помнит — ставь лайк! Посмотрим, сколько нас!». Лайкают исправно. Правда, через какое-то время начинаешь понимать, что одна и та же картинка появляется в ленте группы с интервалом в 4-6 дней.  В первый раз улыбаешься, во второй и третий  — тоже, а вот в двадцатый это уже и не радует. Обесценивание какое-то происходит: ну сколько ж можно повторять одно и тоже?

9

Вредничаю я. Ничего нет плохого в том, чтобы вспомнить прошлое. Более того, я абсолютно согласна с Ломоносовым.

8

Да ведь только он-то об исторической памяти, а не об идеализированных «вырезках» из собственного жизненного опыта! Впрочем, иногда картинки, которые размещают в «ностальгических группах», относятся именно к категории исторической памяти. Самые распространенные темы: Великая Отечественная война, Космос, искусство, русская история (здесь уже все весьма неоднозначно — очень много фантазий на вольную тему), знаковые фигуры — писатели, артисты, военачальники, ученые, музыканты… Но таких публикаций намного меньше, да и реакция на них обычно такая: «Помним!». В общем, отношение, как к памятнику прекрасного прошлого…

10

И где-то между строк витает грустное умозаключение:

11

Почему я вообще решила написать на эту тему? Дело в том, что я много общаюсь с молодежью и людьми среднего возраста — то есть теми, кому еще жить да жить. Общаюсь в самом прямом смысле: провожу интервью,  обучаю, консультирую. А в процессе всего этого невозможно не выйти на систему ценностей человека, его жизненные цели, его надежды. И все чаще и чаще на этом участке работы я встречаюсь с подходом, который для себя называю: «вперед, в прошлое!». Все, о чем говорит человек, находится  в прошлом (еще раз подчеркиваю, порой — и не его прошлом). И там, в прошлом, все хорошо. И было бы замечательно, если бы то прошлое стало сегодняшним настоящим. А оно — не стало. И понятно, что уже не станет. Значит, можно не ставить целей, не напрягаться, не двигаться вперед — ибо зачем?

12

Хочется надеяться на то, что  это — просто усталость наших людей после очень тяжелого периода в истории. Очень боязно за молодых: прошлое, отображенное в народной памяти  — мощнейший ресурс. Но пользоваться им лучше бы поосторожней — для того, чтобы жить, а не для того, чтобы убегать от реальности в прошлое и, любуясь там не траву, что зеленее сегодняшней, оправдывать прошлым свое бездействие в настоящем.

13

Что вы об этом думаете?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

85 Comments

  1. Евгений 16.02.2017

    Сейчас заплачу)
    Нужно работать, а из прошлого важен опыт и ошибки. Поровести ревизию… переставить приоритеты. Где нам было хорошо ушло, можно создать новое хорошо)

    • Можно создать новое «хорошо» — только тут рабоать надо. Для многих выход — объявить себе, что нового «хорошо» в принципе быть не может и, соответственно, уйти в плоскость ностальгии по прошлому.

      • Евгений 21.02.2017

        Людей не желающих работаь тоже можно понять. Они не понимают причин и не понимают за что они должны платить, что им делать, и что это им даст в перспективе. Люди склонны выбирать, в большинстве, быстрый эффект и сиюминутную выгоду, таблетку. Тем более по тв постоянно идет реклама фармакологии.

        • Только уж очень часто получается, что перелом ноги лечат таблеткой болеутоляющего… причем, в громадной дозе.

    • bytrina 25.03.2017

      Говорят, что все новое это хорошо забытое старое, однако старое было настоящим и таким хорошим, что многие наши люди вспоминают о нем с огромной любовью и сожалением, а вот новое не смогло стать тем, о чем многие мечтали и надеялись увидеть, увы.

      • Интересно, а те, кому сейчас 20-25 лет тоже будут через несколько десятилетий тосковать по нынешнему времени? Ведь «трава зеленее» и дальше должна работать?

  2. Настя 16.02.2017

    Я наверное тоже из тех кто, немного застрял в своем прошлом)) Осознаю это сама, значит, проблему решить получиться кода-нибудь, я надеюсь :-). Причиной тому служат не только добрые и светлые воспоминания, но и страх за будущее. Вокруг все так нестабильно. Понимаю, что глупо беспокоиться о том, что еще не случилось, накручивать себя, но и не думать совсем — тоже нельзя :-) Вот и получается, что в прошлом было все так беспечно и радостно, что волей-неволей тянет туда. Думаю, и люди, как я, стараются, зацепиться и сохранить то приятное чувство.

    • Вспомнилось: Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в Городок…»:)

      Сохранить — здорово. Но для чего? Напрашивается вывод — чтобы было лучше и легче в настоящем, чтобы появились силы для будущего. А в реале у части людей получается по-иному, наоборот, вся жизнь и все силы уходят туда, в воспоминания прошлого.

      • Eric 20.02.2017

        Все мы маргиналы немножко)))))) Но поспешу Вас расстроить, стабильности нет нигде, и никогда не было))
        Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис. Остап Ибрагимович Бендер-бей.

        • После того, как я поработал с рядом страховых компаний и узнала механику изнутри, я поняла, что, увы, и страховой полис не дает полного спокойствия:)

  3. Наталья 16.02.2017

    Елена, тут, наверное, свою роль играет то, за что ты цепляешься а прошлом. Согласитесь, ценности тогда были другие. Я цепляюсь не за время и вещи. Я цепляюсь именно за ценности. У каждого свои приоритеты.
    Да, мы многого не знали. Но мы гордились страной. А сейчас этой гордости нет.
    Я не говорю о том, что нужно всё идеализировать. Просто нужно помнить то хорошее, что было. И хранить это в душе.

    • Идеализировать — да, очень опасно. И относительно ценностей — тоже согласна. Но, знаете, ведь ту гордость за страну у нас уже никто и никогда не отнимет. И в ней скрыто очень много ресурсов для тех, кто живет сейчас и будет жить дальше. А я нередко встречаюсь с тем, что как раз былые успехи и былая культура приводятся как объяснение тому, что, поскольку теперь все по-другому, и стремиться уже не к чему.

      • Наталья 18.02.2017

        Такой подход, по меньшей мере, кажется странным. Есть планка, которую уже достигали. Нужно стремиться к таким же, или даже лучшим, результатам.

        • Что-то меня понесло на странные ассоциации. Стишок вспомнила:
          За уши зайца
          Несут к барабану.
          Заяц ворчит:
          — Барабанить не стану!
          Нет настроения,
          Нет обстановки,
          Нет подготовки,
          Не вижу морковки.

          У части людей в этом вопросе логика приблизительно такая же.

      • Владимир 01.12.2017

        Наталья
        16.02.2017
        «Елена, тут, наверное, свою роль играет то, за что ты цепляешься а прошлом. Согласитесь, ценности тогда были другие. Я цепляюсь не за время и вещи. Я цепляюсь именно за ценности. У каждого свои приоритеты».
        Согласен! Ценности были другие. Не у всех: партноменклатура свои ценности имела, но был страт людей с близкими мне ценностями. А сейчас даже люди, должные быть мне близкими, спокойно, даже апатично принимают атмосферу вранья и отсутствие стремления создавать материальные и духовные ценности. Главное: перепродать что-нибудь с маржой.

  4. Иннокентий 16.02.2017

    Может и тут стоит поискать виноватых? Мне например это напомнило финансовый кризис в США первой половины прошлого столетия — везде безнадёга… Руководство приняло решение — финансировать артистов, художников — в общем — творчество и искусство. И это помогало людям — давало надежду, могло снимать в некоторой мере стресс в настоящем. Я полагаю, что решение сработало.
    А что сейчас есть в РФ, или шире — СНГ. Есть артисты, есть ещё артисты совецкой и постсоветской эпохи. Ну да их финансируют — они выступают или что-то создают. Получив деньжата — многие ли остаются в РФ/СНГ? Есть тенденция — пукупки дома на калифорнийском берегу (по сути вывоз денег из страны). Получается замкнутый круг. Я полагаю что все процессы управляемы — и «зелёная трава» тоже. Нет условий для процветания. И винить Артистов, я считаю — нельзя, — а разве им в РФ/СНГ создали условия для вложения заработанных средств? Практика показывает — что похоже — нет.

    • Артисты — сложная для меня тема. На мой взгляд, еще И.В. Сталин сделал непростительную ошибку, сильно «приподняв» во мнении социума людей искусства.

      • Иннокентий 20.02.2017

        Неа, я не за «приподнятие» людей (нафиг-нафиг). Пущай просто делают искусство -) (хотя тема действительно серьёзная). Сами себе зарабатывают известность, а не по «приказу из кабинета» становятся знаменитыми. И что бы были нормальные условия для вложения заработанных средств — и не приходилось их вывозить.

        • Да тут, мне кажется, не вполне ясно, что было раньше, курица или яйцо, сначала вывоз средств или сначала отсутствие условий для вложения…
          А тема серьезная, да. Люди искусства очень сильно напортили стране за последние 25 лет.

          • Иннокентий 23.02.2017

            Вот сори Елена, может я, как чуть-чуть учёный, порой подмечаю такие аспекты — на которые не стоит обращать внимания: не важно кто был раньше, важно — предпринять что-то. (Это извините, как с тем — что было первым — духовное или материальное начало — и 2 глобальные школы философов спорят об этом — а нахождение ответа на вопрос не даст никаких практических результатов..) Значит кому-то стоит почитать ленту комментов — и обеспечить условия для вложения).
            А то, что они напортили — согласен, но тут ещё вопрос — что там за искусство… какого оно качества.. Эти все процессы управляемы — поэтому и этим «искусством» управляют.

          • Знаете, мне кажется, в нашей стране всегда, во все времена, «вложения» были занятием рискованным. Наверное, проще искать обходные пути, как они и делают.

  5. Ирина 16.02.2017

    Я всегда с тоской вспоминаю прошлое. Мне часть хочется вернуться туда именно потому что ВСЕ БЫЛИ ЖИВЫ.

    • Думаю, что с Вами многие согласятся. И я в том числе. Потери неизбежны, но привыкнуть к отсутствию любимых людей — невозможно.

  6. Татьяна 17.02.2017

    О, Елена! Не очень то радужную перспективу нарисовали для пожилых людей, что-то она меня совсем не порадовала эта черно-белая трава. :) Я не любительница ностальгировать и не лайкаю под призывами из прошлого, но часто ловлю себя на мысли, что во времена моей молодости человек был более защищён. Была какая то уверенность в завтрашнем дне. И не было такого вопиющего расслоения общества. Те, кто имел большие деньги особо не выпячивал своё богатство, а те у которых их было маловато — не чувствовал себя униженным и оскорблённым.

    • Наталья 17.02.2017

      Татьяна, тут я с Вами согласна. Именно защищённости не хватает сегодня.

      • Наталья и, похоже, ТАКОЙ, какая была, уже и не будет. Надо привыкать. Иначе все силы будут уходить именно на поиски стабильности.

        • Наталья 18.02.2017

          Елена, я привыкла. Уже много лет не рассчитываю на государство. Только на себя и свои силы.
          А под защищённостью я имею ввиду нестабильность в плане законности. Не знаешь, каких сюрпризов ждать от власти.

          • Нестабильность выматывает, согласна. Я тоже ориентируюсь только на свои силы. И многие так. Но сразу возникает закономерный вопрос: «А если что со мной — то как?».

    • Все, что Вы написали, Татьяна — абсолютная правда. Но времена изменились кардинально. А жизнь все равно продолжается, и ее надо жить, а не существовать (извините за неправильную грамматическую форму, но по-другому не получается выразиться).

      Насчет травы — к счастью, она не у всех людей бледнеет или обесцвечивается:)

  7. Татьяна 17.02.2017

    Ностальгируя о прошлом, люди как-то не задумываются, что та «зеленая трава» была окружена другими условиями… Вполне возможно, что она выделялась на землистом фоне остального. И почему-то о том «землистом» предпочитают не вспоминать.
    Жизнь динамична, и перемены в ней должны происходить. Перемены, направленные на новое, а не на возврат прошлого. Ведь никто же не хочет возвращаться к стиральной машинке активаторного типа, и тем более, к стиральной доске :) Так и в развитии общества — важно учитывать современную ситуацию развития, ИМХО.

    • Наверное, раньше была своя «трава» и свой «землистый фон», а теперь они видоизменились… Перемены произошли очень быстро, думаю, что большая часть людей просто не успели к ним приспособиться.

      Кстати о стиральной доске или древней стиральной машинке — их фотки тоже часто постят в соцсетях с вопросом: «Кто знает, что это такое», но, Вы правы, я еще ни разу не встречала коммента типа: «И стирала намного лучше современных машинок»:)

  8. forourmen 18.02.2017

    Не думаю, что за бездействие в настоящем, виновато прошлое. Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины! По большому счету, подымая архивы памяти, человек вспоминает только хорошее, потому что, плохое вспоминать а) Не хочется б) Можно испортить диалог и показать себя с ворчливой стороны и в) как вы и написали, некоторые склепы памяти заколочены намертво и ключи намеренно и безнадежно утеряны. Я писал об этом ранее и вновь повторюсь, скорей бы изобрели выборочный стиратель памяти, многим стало бы жить легче, не стало бы наркоманов, депрессии, самоубийц, тюрем и пр.

    • Стиратель памяти — это как в фильме «Люди в черном»? Опасная штука:)

  9. Larisa 18.02.2017

    Я тоже обратила внимание на избирательную особенность памяти — помнить только приятные моменты и напрочь забывать о плохих. Я не молода, но не ностальгирую о прошлом, только о тех, кто безвременно ушел… это грустно. Но жизнь продолжается и сравнивать ее теперешнюю с прошлой, по-моему нонсенс.

    • Да, попытки войти в одну и ту же воду дважды редко кому удаются. А тем более — в наше время, после такого мощного перелома в истории. Ведь поменялось абсолютно все.

  10. Возможно многие не согласятся со мной, но страдать о том, что когда то хлеб и масло стоили копейки и на шестьдесят рублей можно было жить месяц, думаю, глупо. Жизнь продолжается и в ней, как и с нами, происходят изменения, а какие они будут, зависит только от нас самих. Это касается всего абсолютно — внешности, личной жизни, нашего быта и наших праздников. Просто «умиляют» меня страдания пользователей интернета о трешках, о Сталине, возврата прежнего хотят… Глупо — вокруг столько прекрасного и зеленого, кстати, только нужно уметь все это видеть, а не страданиями о прошлом упиваться.

    • Получается, что упиваться страданиями — проще. ПО крайней мере, для части людей. А возврат к прошлому — какой смысл обсуждать то, что в принципе невозможно?

  11. Это выражение о траве, которая была зеленее, мне кажется, еще и о нашей настоящей чувствительности, восприимчивости к окружающему миру. Все изнашивается, яркость восприятия теряется. Вот мне никак не удается вернуться к тому восприятию музыки, которое было у меня было лет 20-25 назад. Боюсь, уже и не вернуть той способности слышать и чувствовать объем, глубину, структуру. Однообразная жизнь, наполненная стрессами, лишила зрения, слуха, да наверное, и остальных чувств тоже )

    По ассоциации со статьей вспомнился фильм с Сэндлером, Пульт, если не ошибаюсь, в котором главный герой решил промотать «куски незначащей жизни» — своей собственной, оставив лишь приятные моменты. Увы, это его не спасло…

    Стихотворение про елку в вате тронуло.

    • Да, вот мой преподаватель, о котором я в статье упоминала, об этом и написал — что острота восприятия падает. Но, с другой стороны, не у всех же…
      «Пульт» очень люблю. Особенно сцена с прощанием с родными трогает.

  12. Алла 18.02.2017

    Я тоже грешна в этом плане. Ностальгирую по человеческой доброте…Честно. Сейчас часто ловлю себя на том, что как-то размывается это понятие.
    Недавно у нас на работе случилась неприятность с одной сотрудницей… На призыв помочь откликнулись люди только старшего возраста. Молодежь ответила «почему я должен этим заморачиваться. Это ее проблемы». Грустно это.
    Как то все живут, как в автономном плаванье. Пофигизм сейчас культивируется, как положительный момент.
    Я когда-то устраиваясь на новую работу отвечала на вопросы. И в ступор меня поставил вопрос: вы обладаете здоровым пофигизмом. На просьбу уточнить был ответ: я могу на вас кричать, могу унизить, могу послать, но вы при этом должны оставаться улыбчивой и жизнерадостной.
    Я не обладаю здоровым пофигизмом … совершенно.

    • Алла, так это уже не пофигизм, а мазохизм или просто неадекват, когда «я могу на вас кричать, могу унизить, могу послать, но вы при этом должны оставаться улыбчивой и жизнерадостной». Логичнее либо обидеться, либо пристукнуть:). Кстати, сам автор этого вопроса точно не обладает здоровым пофигизмом, раз может кричать и посылать, находясь на работе.
      По доброте я тоже тоскую. Когда выезжаю из Москвы — уже полегче, люди в регионах гораздо сердечнее. А уж если на Кавказ — там просто сказка. Хотя и там культура начинает меняться.

  13. Андрей 18.02.2017

    А еще британские учёные выяснили, что число счастливых людей заметно растет после 45 лет. Так что прошлое прошлым, а не все в нем. У меня было весьма интересное прошлое и, надеюсь, будет столь же потрясающее будущее. Вот только что делать с настоящим? От настоящего никуда не денешься и его надо превратить в светлое прошлое 😉

    • Хи… мы тут в одном из постов обсуждали, что настоящее длится 40 секунд. Так что можно не напрягаться — оно само превратится в светлое прошлое.

  14. Елена 19.02.2017

    Я из своего прошлого помню все, оно было нелегким, пьянство отца, смерть мамы, тяжелая учеба параллельно с ночной работой. Возвращать мне его не хочется)) Иногда только думается, интересно, что я совершила такого ужасного, что сейчас отрабатываю по полной?) Были и счастливые моменты, и вспоминать о них очень приятно, но возвращать их тоже не хочется) Потому что сейчас другие цели и планы, а они выполнятся однозначно, а потом будут другие… Наверно, я живу будущим

    • Знаете, Елена, я встречала людей, которые после определенного возраста вспоминали аккурат про то, о чем Вы написали, с такой ностальгией… мне аж не по себе стало. Наверное. люди начинают жалеть даже о тяжелом прошлом, когда им кажется, что нет будущего.

      • land_driver 25.05.2017

        Может, просто все было не так ужасно, как они это рассказывали? Просто хотели, чтобы их пожалели?

        • Всяко может быть. Но обычно хотят, чтобы их пожалели, те, кто ощущает, чтоб жизнь с ними поступила несправедливо.

  15. Лада 19.02.2017

    Хорошая тема о трате энергии на «зелёную траву», как Вы, Елена, уже и отметили.
    Что-то было лучше, а что-то хуже, чем сейчас, — так это всегда и во все времена. О том, что хорошо там, где нас нет, и о «прекрасном прошлом» ещё в 19 веке Чехов, например, писал. О том, какими люди стали, можно найти цитаты и более раннего периода.
    Но мы забываем о том, что живём в уникальное время космического масштаба, когда меняется абсолютно всё. Требования к развитию человека по сравнению с прошлым возросли многократно. Те, кто не способен меняться, ностальгирует по временам застоя, когда было «пусть хуже», но «стабильнее». У них трава – самая зелёная. Если человек развивается, несмотря на возраст, его жизнь прекрасна Сегодня. Не зависимо от игр правительства, от пенсии в 6 тыс. рублей, от того, что будет дальше, и пр.
    Соответствовать новым вибрациям непросто, но доступно каждому. Мир, как и прежде, открыт для всего желаемого, — вот только в рамках своего предназначения, от которого многие ушли в сторону. Отсюда и «ностальгия» (и наоборот).

    • Лада, я опять про тему сил на развитие: не у всех они есть. Ведь даже сама по себе ориентация на постоянную стабильность говорит о слабости.
      А относительно «времени космического масштаба», мне кажется, мало кто думает за суетой. Если бы можно было сделать так, чтобы хотя бы на несколько минут люди остановились и задумались об этом…

      • Лада 21.02.2017

        Да, слабость не только оттого, что люди тратят силы на желание стабильности или на ностальгию (хотя в норме – это классное состояние, способствующее написанию, например, стихов)). Но и на ту же суету, на «пережёвывание», на вмешательство в жизнь других (своих взрослых детей, например) и т.д. и т.п. Поэтому энергии на себя не хватает, начинаются всякие болезни, и уже не до развития: импульс в виде идеи в нужное время уже не проходит, так как нужные частотные характеристики для резонанса с идеей своевременно не наработаны.
        В гороскопе человека очень хорошо видно, когда время упущено, а когда есть повторные, проверочные на готовность идти дальше, ситуации. У меня есть статья «откуда наши болезни», — там я как раз рассматриваю один из таких примеров. Такому человеку, понятно, не то, чтобы до интересов космического масштаба, но и не до масштаба собственных (запланированных программой) интересов. Человек же, реализующий своё предназначение, гармонично вписывается в окружающий мир. И ему, кстати, вовсе не обязательно знать всякие там названия, типа переход, частоты-вибрации, циклы развития и т.п.)) Он просто счастлив настоящим, — а это и есть наша цель.

        • Лада, а дайте, пожалуйста, здесь ссылочку на ту статью про болезни:). Пусть народ почитает.

          • Лада 25.02.2017

            Да, пожалуйста :) В принципе, на сайте в правой колонке есть окно Поиска, куда можно забить эти или другие нужные для поиска слова. Статья «Откуда наши болезни», в которой этот вопрос рассматривается с точки зрения астрологии, находится по адресу: http://astro-spirit.ru/voprosyi-astrologii/otkuda-nashi-bolezni

          • Лада, спасибо. Я лишний раз убедилась в том, что у каждого из нас — свой путь, и лучше ему следовать (в том числе — и для здоровья).

  16. Евгения 20.02.2017

    Сейчас действительно всё изменилось кардинально. Так, например, наше детство было больше похоже на детство наших родителей, чем у нынешних детей — на наше. И этот факт нужно принимать. А вообще, интересно, что же будет дальше))) И нечего уж так сильно цепляться за прошлое. Хотя, поностальгировать иногда бывает приятно.

    • Пожалуй, такого разрыва в культуре еще не было на памяти человечества, и нынешние детишки — пример тому. Но я надеюсь, что общего у нас с ними все же больше, чем различного:)

  17. Надежда 20.02.2017

    Здравствуйте, Елена! Я думаю, что с возрастом, почти все ностальгируют о прошлом. Прошлое это молодые годы, энергия, здоровье, веселые приключения.Но Лада права, если человек и после 50 развивается, то цепляться за прошлое просто некогда.

    • Здравствуйте, Надежда! Наверное, ностальгировать о прошлом, начиная с какого-то возраста, нормально — чем больший кусок жизни мы прожили, тем больше мы можем вспомнить. Но когда люди в принципе уходят в прошлое и перестают жить сегодня — это тяжело, и для них, и для окружающих.

      • land_driver 03.03.2017

        Бывает, встретишь своего давнего знакомого, со школы, например, а поговорить особо и не о чем…

        • Наталья 03.03.2017

          Вот по этой причине я не люблю вечера встречи выпускников. Радость от встречи проходит быстро. А осадок остаётся надолго.

          • А я, кстати, ни разу после школы и вуза и не ходила на такие встречи. Когда появились социальные сети, мой супруг одно время довольно интенсивно посещал эти посиделки, но ему быстро надоело — все воспоминания в прошлом.

          • Наталья 04.03.2017

            Елена, раньше было интереснее на таких встречах Было искреннее желание узнать, что нового произошло в жизни одноклассников. Сейчас же такие встречи превратились в «Ярмарку тщеславия» — кто на чём ездит, что имеет, где отдыхал в последний раз, куда детей пристроил…
            И каждый, как глухарь на току, только о себе любимом.

          • А сейчас идет такая мощная пропаганда персонального успеха, что люди стараются соответствовать. Благодаря соцсетям, куда каждый выставляет фотки типа «что ел — куда ездил — что купил — с кем был» у людей возникает комплекс неполноценности, кажется что все крутые, а я — так себе. Вот и стараются выпендриться, кто как может. Где уж тут другого человека послушать, самое главное — со своей волны не сбиться.
            Кстати, ведь многие люди — кто и в самом деле интересен друг другу — прекрасно общаются и без вечеров выпускников, и без соцсетей.

        • Ну почему, можно школу повспоминать. На полчасика хватит.

  18. Ну нет, моя трава из прошлого не зеленее и это не значит, что не было в нём, в прошлом, хорошего. Было конечно же, но не страдаю я этим — ностальгией, мне нравится жить сегодня и сейчас. А хорошие моменты жизни, близкие люди, которых уже нет — всё это помнишь и ценишь, что это было.

    • На мой взгляд, Ваша позиция, Елена — самая полезная для человека. К сожалению, она присуща не многим, а лишь некоторым.

  19. andi 20.02.2017

    По поводу продуктов, которые не становятся вкуснее, не согласен. С ароматизаторами и добавками продукты становятся настолько «вкусными», что «та самая колбаса» будет казаться пресной. Почему «вкусные» в кавычках? Представим человека, который бросает очень много соли во всё, что есть. Ему обычная, нормально посоленная, пища будет казаться пресной. По сути, сейчас наблюдается то же самое.
    И когда говорят, что «вот раньше газировка была!», воспринимаю это скептически. Что было из сладостей? Шоколадные конфеты очень дорогие, только по праздникам. На каждый день если только карамельки. И сахар. Какой в этом случае будет вкус у газировки, где на 100 грамм несколько ложек сахара? Плюс, как в статье сказано, ухудшение обоняния.
    Подумалось чего-то, что не могу вспомнить, что же раньше было вкуснее, чем сейчас.
    По прошлому в целом. Вопреки всем невзгодам была Идея и Уверенность в дне завтрашнем. Сейчас люди лишены и того, и другого. Вроде всё есть, всё можно купить, но как же страшно это всё потерять. Подскочит курс доллара, уволят с работы, и всё, жизнь рухнула. Раньше трудоустраивали независимо от желания. И без еды и крова остаться было вроде как нереально. Что в таком контексте лучше: иметь возможности и бояться их потерять или следовать к Цели и знать, что будет своё жильё и пенсия, на которую можно нормально прожить?

    • Анди, привет! Знаешь, когда я читала советские книжки времен 30-х годов, меня страшно удивлял тот факт, что, например, варенье или печенье считалось лакомством, а яблоки шли на счет. Я до сих пор так и не знаю ответа — то ли дорого было, то ли в продаже не имелось, то ли что-то еще. У меня в детстве присутствовали ограничения со стороны родителей на газировку, конфеты. Точно знаю, что не по причине их дороговизны, а что это «вредно» — мне тоже не говорили.
      Я не знаток пищевой химии, все, что по поводу действия добавок в продукты могу сказать: читала, что проблема заключается в том, что химически синтезированные вещества встраиваются в обмен веществ. И, соответственно, организм перестает напрягаться, чтобы извлечь из обычной еды то полезное, что в ней находится — ведь он уже знает, что такое легкоусвояемый вариант. Что раньше было вкуснее? Овощи и фрукты. Сыр. Масло. Творог (это я все о магазинных продуктах). Думаю, что их фальсифицируют сильнее всего. Кстати, ты читал «Час быка» Ивана Ефремова? Там на эту тему много.
      Твоя завершающая фраза: «Что в таком контексте лучше: иметь возможности и бояться их потерять или следовать к Цели и знать, что будет своё жильё и пенсия, на которую можно нормально прожить?» — спорить не о чем, конечно, лучше второй вариант. Другое дело, что он ушел в небытие.

  20. Анна 22.02.2017

    Ностальгия по прошлому дарит приятные моменты. Иногда смотришь картинки шоколадных фантиков или фото детей 90-х годов, которые играют в скакалку или другие игры, ненароком проскакивает улыбка. Как же все это приятно и уже так далеко.

    • Я тоже с удовольствием окунаюсь в такие воспоминания. Кстати, у моей сестры еще во времена нашего детства был такой маленький золоченый сундучок, куда она складывала фантики от шоколадных конфет. Надо будет поинтересоваться, цел ли он.
      Только, уходя в такие приятные моменты, хорошо бы не застрять в них, отрицая жизнь сегодняшнюю и завтрашнюю.

  21. land_driver 23.02.2017

    А вот для меня мой ВУЗ никогда не будет первым или последним, для меня он всегда ЕДИНСТВЕННЫЙ, несмотря ни на что (я имею в виду обучение в других местах)

    • Ну, МИФИ точно заслуживает права быть первым, единственным и неповторимым.

  22. Елена 25.02.2017

    Меня это все сильно раздражает. Я имею в виду зацикливание на прошлом. Такое ощущение, что люди с ума посходили. На самом деле раньше у них было много энергии, гормональные всплески, хорошее здоровье, вся жизнь впереди и радужные надежды. А сейчас впереди только старость, болезни и смерть. А у многих еще и существование на нищенскую пенсию. Можно подумать, что она раньше была королевской. И я не понимаю, как можно этого не понимать, порой люди в полнейший неадекват скатываются.

    • Если говорить об очень пожилых людях, то все логично, хотя, слава богу, отнюдь не все они зацикливаются на прошлом. Но как объяснить такое поведение у тех, кому сейчас 35-45 лет?

  23. Согласна, в прошлом все кажется лучше, потому что плохое забывается, а хорошее лелеется. А те, кому нечем заполнить настоящее, начинают слушать тех, кто рассказывает о прошлом. Думаю, это печально. Но наверное, люди всегда отчасти были, есть и будут такими — надо и поныть, и поностальгировать, и свалить с себя всю ответственность. Главное, чтобы мы сами были настроены правильно и по возможности делились этим настроем с другими )))

    • У меня была одна старшая коллега, которая периодически меня предупреждала: «Так, а теперь ты меня слушай, а я буду двадцать минут ныть». «Поныв» — о том, насколько все раньше было проще, лучше и веселее, она опрокидывала стопку коньяку, закусывала лимоном и добавляла: «А между прочим, и сейчас тоже очень интересно жить!».

  24. land_driver 26.02.2017

    И чего тебя на прошлое вдруг потянуло? Лучше напиши пост, как там хорошо нам всем будет в будущем, а то пессимизм уже зашкаливает

  25. Олли 05.03.2017

    У нас с сестрой есть такое определение качества — «как в детстве» :) Например, что-то вкусное — ты смотри-ка, вкус как в детстве :) Но и правда, не потому что в детстве всё было вкуснее (ага, особенно замороженное какао в раскисшем бумажном стаканчике, которое почему-то называли мороженым :) ), а потому что восприятие мира было иным :)

    Меня в этих «группах памяти» больше всего раздражает, что создавали их и участвуют не только те, кто действительно жили в «то» время, но и молодёжь, рождённая в 90-2000х. Что они там помнят из советского? :)

    • Думаю, ничего не помнят. По идеализированным рассказам старшего поколения выстраивают свои фантазии.

      • Олли 06.03.2017

        Вот именно :( Ага, родились в конце 90-х и давай ностальгировать по Союзу :)

        • Так это же самое то для ностальгии! Ностальгия по неведомому! А то вот Вы как начнете ностальгировать, да как вспомните то самое замороженное какао под видом мороженого — так желание тосковать и пройдет:). А если у человека в собственном опыте такого не было, так можно включить фантазию на полную катушку. Этакий эскапизм получается, уход в прошлое.

  26. Это естественно, что люди ностальгируют о прошлом, когда не только трава была зеленее и деревья большими, но и о годах юности, которых, увы, уже не вернуть. И то, что это все в прошедшем времени, надо осознавать. Где-то вычитала умное высказывание: не оглядывайся часто назад, иначе споткнешься и упадешь.

    • Мне кажется, что некоторые оглядываются назад так часто, что вынуждены остановиться…

Comments are Disabled