Последние года полтора я стала замечать некую тенденцию в поведении моих… нет, не клиентов, а тех, кто, вроде как, хочет обратиться за помощью. Но потом не обращается. Я называю для себя эту тенденцию так: «Вы хотите поговорить об этом?».
Выглядит это следующим образом: человек обращается по мессенджеру или электронной почте. Запрос трудный, это ясно сразу (в 90 % случаев — еще и на онлайн, что усложняет задачу). Страждущий подробно пишет (или отправляет голосовое сообщение) о том, как ему плохо и насколько он отчаялся. Я понимаю, что информации все равно недостаточно и предлагаю созвониться в определенное время, всякий раз подчеркивая, что это — бесплатно. Прямо вот так жирно подчеркиваю. И сознаю при этом, что такого рода созвон вполне-таки может превратиться в полномасштабную консультацию, где мне придется полностью выложиться — и вовсе не обязательно (а по опыту — даже наверняка) этот человек моим клиентом не будет. Почему? Потому что или онлайн в данном случае не годится; или клиент явно неплатежеспособен; или видно, что ему вообще не к психологу, а к психиатру; или по клинической картине сразу же можно сделать вывод: он не удержится в психотерапии, не сможет работать; или что-то еще… Но времена нынче непростые, и всякий раз мысль: «Вдруг у него совсем все плохо? А так — хотя бы подскажу, какие есть варианты решения проблемы». Короче, «Вы хотите поговорить об этом?» — «Да!!!». «Сможете мне завтра позвонить в период от… до…?» — «Да, конечно, обязательно!!!».
Наступает час Х. И тишина… Даже какой-то писулечки типа: «Извините, не могу / не хочу звонить», хоть без объяснения причин — нет. «Вы хотите поговорить об этом?» — «Так ведь уже ж поговорили!». Особенно часто почему-то так ведут себя позвонившие из Казахстана или Армении.
Можно было бы сейчас поныть на тему людской неблагодарности таких «обращенцев» и неуважения к специалисту; их инфантильности и недальновидности, но… не буду. Потому что это, по большому счету, не мое дело. Я о другом. Почему люди, которые — по их же уверениям — переживают тяжелый период, не пытаются воспользоваться шансом? «Вы хотите поговорить об этом?» — «Нет, уже не хочу…».
Версий у меня несколько:
Главная версия: «Вы хотите поговорить об этом?» — то есть, обратившись и проговорив / прописав свои проблемы, человек получает облегчение и ощущение, что он уже что-то сделал, проблема «болит» меньше. Ну вот как частенько бывает при обсуждении каких-то важных вопросов в чате мессенджера: покричали, поругались, надавали друг другу советов, рассказали о том, «как надо»… ничего не решили, но каждый остался с ощущением того, что что-то сделал.
Жаль только, что проблема-то так не решится. «Вы хотите поговорить об этом?» даже в психотерапии — лишь способ понять, что происходит и что ты по этому поводу чувствуешь. А дальше? Дальше уже работать надо.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!