КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ЗНАК ВРЕМЕНИ

В ноябре этого года я получила неожиданный привет из прошлого. Ко мне обратились из тренингово-консалтинговой компании, с которой я весьма успешно сотрудничала во времена работы в сфере управленческого консультирования, и предложили поучаствовать в проекте. Участие это должно было выражаться в подготовке и записи (в профессиональной студии) десяти видеороликов на тему «клиповое мышление». Целевая аудитория — обычные люди, которые заинтересовались тематикой клипового мышления. Заказчик   крупное и уважаемое образовательное учреждение — не  планирует коммерчески использовать материал; это, так сказать, развивашка для взрослых. И вот вчера я записывала эти самые видеоролики.

Перед тем, как прийти на запись, надо было в весьма сжатые сроки подготовить текст… Точнее, десять (!) текстов — по числу видеороликов. А ради этого пришлось перелопатить уйму литературы по клиповому мышлению — от наивных размышлений журналистов, которые пишут с орфографическими и стилистическими ошибками, до научных статей видных ученых и материалов междисциплинарных исследований. По ходу всего этого случилось много озарений, в голове сложились некоторые паззлы, а до кучи я еще осознала, что  и сама грешу  клиповым мышлением. В общем, было весело. Делюсь.

03-allahi-taniyalim-1-ahmed-hulu

И вот как каким интересным выводам я пришла после того, как подготовила  и озвучила на камеру этот материал.

Клиповое мышление — скорее удачная фигура речи, чем научный термин. Есть понятие «клиповая культура», запущенное в оборот несколько десятков лет назад известным социологом Элвином Тоффлером. Есть весьма интересные и глубокие размышления современного отечественного философа Федора Гиренка, опубликованные им почти десять лет назад в «Литературной газете». Есть эффект «клипового» восприятия информации, который ныне распространен весьма широко. Но понятие «мышление» — очень неоднозначное, да и реальных исследований в сфере «клиповости» пока довольно-таки мало. Поэтому, как в известном не слишком приличном анекдоте, явление (в анекдоте другое слово) есть, а слова — нет.

Что обычно подразумевается под выражением «клиповое мышление»? Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментами, то есть кусками и яркими зрительными и слуховыми образами; не может сконцентрироваться на материале и постоянно перепрыгивает с одного на другое. Таким людям очень трудно читать лонгриды или, тем более,  работать с ними (конспектировать, править, пересказывать). Большая проблема — читать книги, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы. Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от девайсов — мол, они во всем виноваты. Эту аддикцию объявили одной из главных проблем нового поколения, поскольку она тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает практику «скользить по верхам».

Когда говорят о клиповом мышлении, практически всегда звучат два предположения-опасения насчет того, как оно может повредить людям — особенно детям и молодежи. Во-первых, клиповое мышление выступает как антипод логического. Подразумевается, что клиповое мышление в значительной мере — образное. А у людей, которые росли, воспитывались и учились в другое время и в других условиях, мышление логическое, то есть заточенное на создание смысловых связей между разными единицами информации. Соответственно, «клиповомыслящие» не в состоянии определить причину и последствия тех или иных событий и явлений, то есть функции анализа, выстраивания длинных и подробных логических цепочек и прогнозирования у них сильно страдают. Мир вокруг  воспринимается как некий набор разобщенных, мало связанных между собой явлений и фактов, которые мелькают как разноцветные стекляшки в калейдоскопе. Во-вторых, встречаются опасения, что из информационного потока уходит подтекст. Предлагаю уточнить понятие «подтекст». Большой Энциклопедический словарь трактует подтекст как «скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации». И если вернуться к теме клипового мышления, то соображения, связанные с вероятностью ухода из общения подтекста таковы: из-за того, что информационный поток стал в разы более мощным, чем раньше, из информации исчезает подтекст. «Доктор сказал — в морг, значит, в морг!».

Серьезное значение имеет источник рассуждений о клиповом мышлении. Забавно, но чем моложе исследователь, журналист или педагог, который пишет о клиповом мышлении, тем меньше минусов и больше плюсов он в нем видит, тем активнее оперирует красивыми выражениями типа «адаптация», «повышение эффективности», «мультитаскинг» и проч. Как-то сразу припомнилось законспектированный мною когда-то в школе труд В.И. Ленина под названием «О партийности в литературе» — там есть  мысль о том, что партийность, т.е. принадлежность, официальная или неофициальная, к какой-либо категории людей, обязывает «при всякой оценке события прямо, и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы». В общем, всяк кулик свое болото хвалит.

В качестве плюсов клипового мышления обычно приводят следующие: защита мозга от перегрузки информацией в эпоху интернета; быстрый темп реакции, переключения с задачи на задачу и адаптации к новому;  способность к многозадачности (тот самый мультитаскинг), то есть умение одновременно выполнять несколько дел. Но почти всегда после перечисления этих плюсов имеет место оговорка: ни в одном из этих пунктов не присутствует по-настоящему высокое качество.

«Клиповость» — проблема не только детей и подростков. Вполне себе взрослые, с хорошим образованием и развитой логикой люди в большом количестве случаев тоже станут использовать эту модель. Почему? Во-первых, в качестве защиты от перегрузки. Во-вторых, как в походе: ориентироваться в темпе движения приходится на самого слабого (а уж если этих «слабых» — большинство, то тем паче). В-третьих, увы, потому что, как в свое время отметил Сократ, спускаться вниз всегда проще, чем подниматься вверх.

Кстати, длина каждого записываемого мной клипа не должна была превышать 15 минут. Наверное, чтобы зрители не заскучали… И тут тоже надо учитывать клиповое мышление.

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *