По улицам Слона водили, Как видно, напоказ — Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну, так и лезет в драку с ним. «Соседка, перестань срамиться, — Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает». — «Эх, эх! — ей Моська отвечает, — Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» (И.А. Крылов, «Слон и Моська», 1808 г.)
Не знаю, проходят ли сейчас дедушку Крылова в школе. Во времена моего детства великого баснописца любили и часто читали детям, хотя, конечно, уже и тогда едва ли не каждое третье слово требовало разъяснения по причине архаичности литературного стиля и избытка ссылок на мифологию. Но как бы то ни было, бессмертный образ мелочи, которая гавкает на объект в сотни раз крупнее себя, тщась хайпануться (простите меня, Иван Андреевич, но по-другому не скажешь!), актуален по-прежнему.
Нередко наблюдаю это явление «Слона и Моськи» на ресурсе Яндекс.Кью, на котором я неожиданно для себя застряла уже на три года. Сейчас потихоньку пишу большой пост по итогам своего трехлетнего сидения на Кью, который потом выложу в блоге. Но вот этой темы хочется коснуться отдельно: накипело.
Кью устроен так: задается вопрос и все желающие пишут на него ответы. Вопрос может задаваться живым пользователем, для которого действительно жизненно важно то, о чем он спрашивает; может — специально обученным человеком-сотрудником этой соцсети, в чьи обязанности входить генерить вопросы (иначе будет не на что отвечать, интересных вопросов крайне мало); и, как я подозреваю, в ряде случаев — ботом Яндекс.Кью (потому как настолько коряво даже человек с дислексией вряд ли спросит). Часть вопросов задается как бы «в пространство», хорошо еще, если автор хэштэги поставит, чтобы вопрос появился в ленте тех, кто интересуется конкретной тематикой. Часть — в специализированных группах, и тогда его видят все, кто подписан на обновления группы.
Часть отвечающих имеют бейдж эксперта (так Кью демонстрирует остальным пользователям, что это — профессионал), часть — бейдж топ-автора (т.е. публикации этого человека пользуются большой популярностью, но при этом он не является специалистом в той сфере, в которой отвечает на вопросы). На мой взгляд, ни звание эксперта, ни звание топ-автора не гарантируют на все сто процентов качества ответов. Но по большей части все эти бейдженосцы (и я в том числе) все-таки имеют профильное образование и соответствующий опыт работы. Их ответы алгоритм Яндекс.Кью показывает в ленте чаще, чем все остальные.
Остальные отвечающие — люди, которым: а) хочется поделиться жизненным опытом, помочь и… б) самоутвердиться, убить время, отвлечься от собственных проблем. Среди представителей категории б) «моськи» встречаются очень часто (кстати, бывают они и среди тех, кто из категории а), но это редкость).
Схема ответа или комментария «Моськи»:
* Интересно, что этот пункт примерно в 70-80 % случаев отсутствует, т.е. весь ответ — «лай» на «слонов».
Я в принципе плохо переношу хамство. А здесь оно — в таких количествах, что диву даешься. И возникает чувство недоумения: зачем им это? Можно вообще не читать то, что не нравится; можно выразить свое несогласие в корректной форме. Правда тогда ведь шума не будет… А, похоже, все делается именно ради шума.
Впрочем, в последнее время мне все чаще кажется, что вот этот фрагмент из басни:
Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» —
— в наши дни уже не про «пускай же говорят собаки», т.е. не про общественное мнение. Ведь это соцсеть, все ее пользователи виртуальны, а потому мнение совсем неизвестных тебе людей, которых ты никогда не видел и, вероятнее всего, никогда не увидишь, не так уж важно. Почтенная публика используется как зеркало, отразившись в котором Моська вдруг почувствует себя большой, сильной и храброй. Самообман, конечно. Но так приятно…Ведь и крыловская Моська в конечном счете работала на повышение своей самооценки, просто методы тогда были попроще.
Мудрый был человек дедушка Крылов!
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Давненько ничего не было, но теперь, чувствую, движуха пойдет!