Несколько дней назад, будучи на концерте, который проводился в помещении Евангелическо-Лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла, я обратила внимание на явление, безусловно, знакомое многим любителям музыки в частности и искусства в целом. В программе шел «Реквием» Моцарта. Зал был полон. Произведение, что и говорить, потрясающее — начиная от очень непростой истории создания и заканчивая удивительным сочетанием органной музыки и хорового пения. Я, как и многие другие гости, слушала «Реквием» не в первый и даже не в двадцать первый раз. И отнюдь не в первый и даже не в двадцать первый раз увидела, как во время звучания этого поистине божественного произведения у людей на глазах наворачивались слезы: гипноз искусства. Что оказалось действительно необычным — на этот раз таких людей было не просто много, а очень-очень много. И тут я задумалась об абреакции.
Что это за слово такое? Обратимся-ка к словарям.
Толковый словарь по психологии: «Абреакция — психоаналитический термин, употребляемый для обозначения ослабления или уничтожения тревоги путем «повторного переживания» первоначального опыта, вызвавшего напряжение. «Повторное переживание» может быть воображаемым, эмоциональным или реальным». В общем все понятно, но хотелось бы поконкретнее.
Попробуем поискать поближе к теме гипноза. Психотерапевтическая энциклопедия: «Гипнотическая абреакция — прием высвобождения, раскрепощения эмоционально значимого для пациента материала в состоянии гипноза. Включает ряд этапов: достижение гипнотического состояния; погружение пациента в психотравмирующую ситуацию; восстановление ее; освобождение подавленных, неотреагированных эмоций, связанных с этой ситуацией. Гипноз может быть использован также для восстановления контакта с травмирующим материалом путем соответствующих внушений. Гипнотическая абреакция может спонтанно возникать в процессе гипнотизации. В этом случае важно не столько дать возможность пациенту отреагировать эмоционально на негативное содержание переживаний из прошлого, сколько изменить их значимость».
Горячо, горячо. Особенно вот это: «Гипнотическая абреакция может спонтанно возникать в процессе гипнотизации». Только Моцарт здесь с какого боку?
А вот с какого. Когда человек слушает хорошую музыку, хоровое или сольное пение, любуется красотами природы или произведениями искусства, читает прекрасно написанный текст, он автоматически входит в состояние транса. Чем сильнее впечатление, тем глубже и продолжительнее транс. И если это окажется необходимым — бессознательное человека открывает некий шлюз…и случается абреакция. То есть человек получает возможность отреагировать что-то, что долго носил в себе и испытывал от этого значительный, хотя и неосознанный дискомфорт.
Нашим современникам есть что отреагировать. В совсем недавнем нашем прошлом — ковид с самоизоляцией, масочно-перчаточным режимом, войны ваксеров и антиваксеров, страх за свою жизнь и жизнь близких, беспокойство за будущее; потом к этому прибавились тема санкций, «отмена» нашей культуры во многих странах, рост цен, риск возникновения дефицита товаров, военная угроза… и опять страх за свою жизнь и жизнь близких, беспокойство за будущее. За это время у всех нас было много чувств, которые мы не успевали не то что переработать — даже осознать. Но надо было жить дальше, поэтому все это «паковалось» и пряталось куда-то в тайники души, и каждый новый день наносил новый слой неотреагированных эмоций. Люди очень устали. И как только возник подходящий случай, пришла разрядка.
Справедливости ради замечу: то, что я наблюдала на концерте, совсем не было похоже на гипнотическую абреакцию в традиционном ее понимании — ну, текли у людей слезы, но никто не кричал, в истерике не бился, по полу не катался. Короче, катарсиса никто не переживал. Почему я на этом делаю акцент — даже в числе гипнотерапевтов и гипнологов немало тех, кто уверен, что если клиента не «корёжит» и не «колбасит» — абреакции, а, следовательно, и терапевтического эффекта от нее — не было.
У меня на сей счет иное мнение. Явление абреакции при использовании разговорного гипноза встречается довольно часто — причем, работаешь с одной темой, а отреагирование происходит по другой; и практически всегда — мягко. Иногда бывает, что клиент, находясь «в процессе», этого не осознаёт — а потом возвращается из транса в реальность и удивляется: «Ой, а это я плакал, что ли?». Но здесь разговор именно о терапии: люди все же пришли, деньги заплатили, запрос какой-то озвучили. А на концерте-то почему вдруг включается абреакция?
Вернусь к тому, что написала двумя абзацами выше — подходящий случай, удачное стечение обстоятельств: прекрасная музыка, инициирующая трансовое состояние + насущная потребность в отреагировании. Как же потом у людей светились лица! И, знаете, никто не стыдился этих слез, а это — тоже признак абреакции.
Подпишись на рассылку публикаций!
Понравился пост? Поставь свой Лайк!