Люди по-разному реагируют на стресс. В ситуации с коронавирусом — самоизоляция, страх, паника, всевозможные ограничения, опять страх, резко изменившаяся жизнь и прочие прелести ковидной темы — как ни странно, легче всех оказалось тем, кто сильно испугался в марте-мае 2020 года. Они оперативненько «отработали» свои эмоции, сохранив себе тем самым здоровье и создав хорошую базу для последующей адаптации. Да-да, это те самые люди, которые опрыскивали антисептиком курьеров-доставщиков, спали в маске и перчатках и выливали свой ужас перед настоящим и будущим на близких и / или в соцсетях. А хуже всех пришлось самым стрессоустойчивым — тем, кто остался на плаву, потому что жил рассудком, не позволял себе паниковать, поддерживал тех, кому плохо, работал как обычно. Этакие неваляшки, ваньки-встаньки, которые после каждого крутого жизненного виража быстро приходят в норму. Почему же этот эффект перестал работать? Стрессовое воздействие оказалось очень длительным, и ресурсы начали истощаться. Поэтому многие из «Ванек-встанек» и обращаются к теме гипноза.
Собственно, это не мое выражение — «Ванька-встанька». Так назвал себя один из самых ярких клиентов из этой когорты суперстрессоустойчивых. И, наверное, то, как он рассказывал о себе и своем способе справляться с проблемами, лучше всего характеризует этот тип людей:
— У меня так голова устроена, что когда появляются какие-то трудности, я не успеваю испугаться или огорчиться, а сразу начинаю их разруливать. И чем значительнее потрясение, тем быстрее срабатывает этот механизм, я его называю механизмом Ваньки-встаньки. Знаете, если эту игрушку пригнуть, а потом отпустить — она вновь поднимается. Пока держишь — Ванька-встанька в наклоне, как руку уберешь, он выпрямляется. И чем ниже его нагнешь, тем резче он возвращается в вертикальное положение. Я давно знаю об этой своей особенности, но где-то с середины лета она мне стала отказывать. Я стал очень плохо реагировать на любые новости по теме коронавируса. Я не могу больше поддерживать тех, кто боится заболеть или переживает за своих близких. Я начал уставать от действий, которые раньше никаких проблем не доставляли. Как будто что-то испортилось в незамысловатом механизме Ваньки-встаньки. Можно ли его «починить» с помощью гипноза?
Яркая особенность таких клиентов — они ориентированы на не просто краткосрочную терапию, а на очень-очень краткосрочную. Следовательно, первый же сеанс гипноза должен дать зримый результат — потому что продолжения может и не быть. Стандартная схема «подкачки» ресурсов тут не годится. Поэтому — случай помог, точнее, выражение «Ванька-встанька». По причудливой ассоциации я вспомнила, что у очень известного в свое время советского поэта Е.А. Евтушенко есть стихотворение именно с таким названием. О чем стихотворение — я помнила весьма смутно. Нашла, перечитала. Непростое стихотворение. И не сказать, чтобы с хеппи-эндом. В нем рассказывается о том, как к хану Батыю привели русского мужичка — игрушечных дел мастера. И тот придумал хану новую игрушку, Ваньку-встаньку:
Хан прижал его пальцем И ладонью помог. Ванька-встанька попался, Ванька-встанька прилег. Хан свой палец отдернул, Но, силен, хоть и мал, Ванька-встанька задорно Снова на ноги встал. Хан игрушку с размаха Вмял в кошму сапогом И, знобея от страха, Заклинал шепотком. Хан сапог отодвинул, Но, держась за бока, Ванька-встанька вдруг Вынырнул из-под носка.
Это фрагмент. Целиком стихотворение — довольно длинное. И — если рассматривать его в ракурсе гипноза — готовый транс. В общем, опробовала я его как раз на авторе метафоры «Ванька-встанька», а потом использовала еще несколько раз. И это оказалось чрезвычайно удачным решением: минимальные признаки транса у каждого из клиентов появлялись уже в первые секунды звучания стихотворения, а на выходе из гипноза было заметно, что «Ванька овертикалился» (это тоже цитата первого клиента). Великая сила литературы, в общем.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled