Последние года четыре приходит много запросов от молодых еще и работающих родителей взрослых детей (мамы-папы 46-57, их детки — 20-35). После самоизоляции количество обращений увеличилось в разы — видимо, за это время проблема развернулась во всей своей красе. Обращаются чаще мамы. Метафорически текст стандартной жалобы можно передать вот этой картинкой.
Если же обратиться к словам, то получится что-то вроде: «Сыну [чаще все-таки сыну, а не дочери — Е.З.] уже 20 /25 / 28 / 30 / 35 лет. Не учится / учится, но находится на грани отчисления. Не работает / работает, но почти не зарабатывает. Практически никогда не выходит из дома. Днем спит, ночью сидит за компьютером, смотрит мультфильмы, изредка общается с такими же, как он / она в соцсетях, играет. Ничего не делает по дому. В его / ее комнате — жуткий бардак. Продуктов не покупает. Денег почти никогда не просит, может обходиться самым, что ни на есть, минимумом. Ничего не хочет. Часто жалуется на усталость. Говорит, что он / она — хикка». И классический вопрос: «Можно ли с ним / ней хоть что-то сделать? Может быть, ему / ей гипноз поможет?».
Нет. Гипноз не поможет. Во всяком случае, на этом этапе. Чуть позже объясню, почему. Но сначала вспомним, что же такое хикки. Хикки (полностью — хикикомори) — японское слово, обозначающее социальное явление, при котором молодые люди без какого-либо принуждения со стороны отказываются от социальной жизни и большую часть времени проводят дома в одиночестве. Этакая добровольная самоизоляция от жизни и ответственности за нее. Классические хикки живут полностью на иждивении родных. Предполагается, что немалый их процент имеет те или иные проблемы из области психиатрии (депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства аутистического спектра).
Как это часто бывает, со временем термин «хикки» размылся. Теперь этим словом частенько называют тех молодых людей и девушке, которые, как бы это помягче сказать… загостились в детстве. А если вспомнить, что границы старения сейчас сильно отодвинулись, и мамы-папы, которым сегодня 45+, ведут активную жизнь и вовсе не в восторге от необходимости тянуть на себе выросшую, но не повзрослевшую деточку — не так уж удивительно, что ситуация в семьях, где есть хикки, становится взрывоопасной. И гипноз оказывается последней надеждой родителей: «Я заставлю его / ее прийти к вам на сеанс, и вы его / ее загипнотизируете!».
Почему «гипноз против хикки» не поможет? Потому что в большинстве случаев проблема не в детях, а родителях, которые сперва что-то упустили в процессе воспитания; потом очень долго плыли по течению — поскольку так проще; теперь же уверены: можно организовать чудо (гипноз) и все станет замечательно.
Интересное наблюдение японских ученых, которые первыми заинтересовались явлением хикикомори: хикки есть там, где доход семьи средний или выше среднего. В бедных семьях их почти нет. То есть психиатрия психиатрией, а экономика экономикой — где нет возможности содержать неработающего трудоспособного взрослого человека, там срабатывает поговорка «на нет и суда нет» и социализация таки происходит.
А что же реально сделать, чтобы все-таки изменить ситуацию? Выгнать на улицу? Отключить интернет? Не кормить? Радикальненько… Сердце-то родительское — не камень! Но отделять от себя выросшего ребенка (по-умному — сепарироваться от него) надо. В первую очередь — психологически отделять. И при этом быть готовыми к сопротивлению — еще бы, ведь столько лет все хорошо было! Но до тех пор, пока родитель не примет того факта, что его ребенок — вырос и должен (хотя и не факт, что может) жить сам, как отдельный от мамы-папы человек, изменения не начнутся.
Кстати, на словах-то все родители это понимают. Но как дойдет до реальных решений, то, по выражению одной такой мамы, «проще в очередной раз поступить против своей воли и здравого смысла, чем ограничить в чем-то ребенка и чувствовать себя потом матерью-ехидной».
И вот тут гипноз помогает. С его помощью можно мягко блокировать вот эту «пуповину», которая соединяет родителей и их великовозрастное чадо. Чувство вины уходит. Тогда родители начинают понимать, что, по сути, вредят и своему ребенку, тормозя его взросление, и себе — создавая дома ситуацию постоянного напряжения. Иногда бывает достаточно устроить клиенту — с помощью гипноза — своего рода перезагрузку — на две-три недели полностью отключиться от мыслей и переживаний о своем хикикомори. И через довольно короткое время хикка вдруг начинает проявлять признаки активности. Почему? Потому что малейшее изменение в семейной системе сразу же ощущается всеми ее единицами.
И вот тогда, когда хикка начинает хоть как-то шевелиться, можно использовать гипноз в работе уже и с ним. Путь, скорее всего, будет долг и тернист — потому что ему надо будет восстановить или, что гораздо чаще, заново сформировать очень много социальных навыков. И срывы будут, и откаты назад. Но не будет уже того «тыла», который позволял взрослому человеку долго быть маленьким ребенком. И тому придется повзрослеть. Хоть немножко, но придется.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Вчера разговаривала с коллегой по работе. Она уже на пенсии, но все-равно работает. И помогает финансово и дочке и внуку (23 года деточке). Купила ему квартиру, теперь делает ремонт… сама…
Куда мир катится…