Прошлое периодически таки напоминает о себе — все ж не зря я столько лет проработала в управленческом консалтинге. На это раз оно напомнило встречей с молодым бизнесменом, о котором мне рассказала Люда — Тихоном Бажиным, генеральным директором компании «Шатура-строй»; компания занимается строительством деревянных домов. И встреча эта произошла довольно неожиданно: Люда рассказала мне о той ситуации, в которой оказался Тихон из-за, мягко говоря, не слишком честного поведения партнера по бизнесу. Если коротко: партнер по бизнесу, он же — друг (уже бывший, понятно), попытался отжать компанию, и это у него почти получилось. История показалась такой странной, что я решила послушать ее своими ушами. Более всего интересовала психологическая подоплека событий. А встретились мы в офисе Тихона. Офис оказался деревянным домиком рядом с ТК «Мега-Белая дача». Точнее, «домиком» он показался снаружи, а внутри это был уже дом: там оказалось весьма просторно. Наверное, построен не очень давно: запах дерева ощущается сильно.
Пост не рекламный, поэтому про компанию — совсем немножко. «Шатура-строй» — небольшая компания, на рынке она четыре года, специализация — строительство деревянных домов «под ключ». Гордятся тем, что все делают под «хотелки» заказчика. Я сама ни разу не дачник, а, скорее, злостный урбанист, тема загородного дома — точно не моя. Поэтому, послушав, как происходит строительство и какое количество задач надо решать по его ходу, ощутила прилив уважения — как к заказчикам, которые в это дело ввязываются, так и к строителям, которые его реализуют.
Вошли, познакомились. Сам Тихон — молодой мужчина чуть ли не под два метра ростом. Сибиряк. Низкий голос. Говорит с расстановкой, видно, что думает, о чем говорит.
Сели, выпили кофе (приличный был кофе, кстати), начали разговор. Не удержалась, спросила, откуда у Тихона такое имя — это сейчас детишек часто называют старыми русскими именами, а три-четыре десятка лет назад в ходу все больше были сережи и саши. И все-таки не подвел меня инстинкт интервьюера: оказывается, это имя он получил в честь прапрадеда, который — внимание — был столяром-краснодеревщиком. Не иначе как генетика Тихона к работе с деревом потянула…
Разговор я начала с провокации: с умным видом спросила у Тихона, какова миссия его бизнеса. Вообще-то, я считаю, что за такие вопросы надо тапком кидать в вопрошающего, но мой собеседник оказался вежливым человеком и — хотя и не сразу и не используя жуткое слово «миссия» — ответил: «Я люблю деревянные дома. Я знаю дерево, я люблю дерево. Мне нравится запах. Я хочу, чтобы люди жили в экологически чистых домах». Это прозвучало от души.
Немножко присмотрелись друг к другу, привыкли, поэтому задаю вопрос на тему, из-за которой, собственно, и состоялась встреча: с чего началась эта некрасивая история? Тихон начал с глобального вывода: «Начиная бизнес с друзьями, надо очень четко все сразу прописывать, а лучше тщательно подготовить бумажки, и никогда нельзя делать так, чтоб вы были равноправными партнерами. Решения должен принимать кто-то один». Ну… что тут скажешь… классика жанра. Вот не любят в родном отечестве на берегу договариваться! Спрашиваю: а что, тогда, когда все начиналось, не в курсе был, что это — опасно? Отвечает: «Говорили люди, конечно. И сам знал. Но ведь люди всегда думают, что с ними ничего плохого и не случится. Ну и верил я ему — друг же».
Ситуация развивалась постепенно. Отношения с другом-партнером сошли на нет, осталось просто «привет-пока». Человек начал меняться. Тихон рассказывает: «Не очень даже понятно, почему он так изменился. Деньги — тут в принципе нет огромных денег. Власть — да тоже нет, компания маленькая. Просто с какого-то времени мне стали поступать «звоночки» о том, что что-то сильно не в порядке. Например, странные совпадения: нет меня в офисе — а там что-то происходит, причем меня в известность не ставят. Ведь я генеральный директор, учредитель, я несу за все ответственность. А тут — без меня подписывались соглашения, принимались деньги, а потом приходят люди, говорят, что заключили договор и заплатили. Смотрю договор — а подпись не моя».
Уточняю: ситуация с договором — это ж уже крайний вариант, но и до нее наверняка были какие-то сигналы? Да, отвечает Тихон, были. Но не хотелось обижать человека недоверием. Тоже очень по-нашему…
Что Тихон потерял на этом инциденте? Во-первых, украдены деньги — достаточно приличная сумма. Во-вторых, пропала документация, которую пришлось восстанавливать. В-третьих, из офиса стащили ноутбук и много канцпринадлежностей — вплоть до степлера (вот это с фантазией подход!). В-четвертых, была предпринята попытка отнять офис — перезаключить договор аренды на другую компанию. В-пятых, и это самое плохое, стартовала репутационная война: плохие отзывы в Сети, звонки заказчикам (т.е. тем, кто уже заплатил) со страшными рассказками на тему «Они вас кинут» и призывами «звонить и писать во все инстанции». Заказчики — кто-то не поверил, кто-то засомневался, а кто-то испугался и стал проверять. Но обошлось, хотя проблемы еще долго разгребать.
Дальше было еще интереснее — ведь мы живем в эру цифровизации. У компании украли сайт. У бывшего друга-партнера были «ключи» от сайта. В общем, было ваше, стало наше — включая и телефонию; хорошо, удалось вовремя отвоевать корпоративную связь. Вы, кстати, никогда не задумывались о том, насколько просто стало совершить подмену — одного человека другим, одной компании — другой компанией? И ведь поди докажи потом что-нибудь!
Сайт, хотя и не сразу, удалось заблокировать. Яндекс быстро пошел навстречу Тихону и отовсюду убрал информацию о пиратах. Google на просьбы о помощи пока не отреагировал.
Пока все это слушала, в голове крутился вопрос, который я в конце концов задала Тихону: а за что это он вас так? Уж больно сильно человек старается навредить — неужто только из-за желания отнять компанию? Деньги, конечно, теперь наше все, но ощущение такое, что и какие-то личные мотивы есть. Может, какие-то персональные счеты, может, и вы ему когда-то свинью подложили, а он теперь мстит? Тихон, похоже, не особо хотел отвечать на этот вопрос, но потом все же проговорил: «Я долго думал над этим. Единственное объяснение, которое приходит в голову: так сложилось, что у меня все получалось быстрее, чем у него. И эффективнее. Начинали-то мы с одного уровня, а потом, после переезда в Москву, я его стал обгонять. Причем обгонять в таких, достаточно бытовых вопросах: девушка у меня раньше появилась; машину я раньше купил; здесь, на работе, какие-то вещи выходили гораздо проще… Зависть, я думаю. И негатив этот копился-копился, а потом и вылез».
Желая вывести Тихона на «психологию», спрашиваю: а как он сейчас относится к бывшему другу-партнеру? Готова была услышать достаточно резкие заявления — оно и оправданно было бы, ведь, как ни крути, а это предательство. Но ответ буйством эмоций не порадовал: «Как? Ну вообще никак. Ни злости, ни какого-то другого негатива. Никаких эмоций не вызывает. Отпустил человека, он ушел. Сейчас для меня самое главное, чтобы все было налажено и работало. А эта ситуация… Это опыт. Опыт крайне неприятный. Но хорошо, что это произошло вот на таком уровне».
Делаю еще один заход и спрашиваю: раз опыт, то скажите, чему вас этот опыт научил — как теперь, после случившегося, будете относиться к людям? Отвечает: «Я к людям всегда хорошо отношусь. Во всяком случае, пока они не доказывают мне, что я в этом не прав. И если один человек мне вот так сделал, то эта не значит, что я теперь перестану доверять всем людям».
Да уж, вот она, сибирская закваска! Это редко бывает, что человек после такой истории не уходит в депрессивный ступор или не начинает злиться на весь белый свет. Но лично меня во время разговора пару раз накрыло: как же просто попасть в… даже не знаю, как это назвать! И эта история — все же с хорошим концом, а ведь могло быть и гораздо хуже.
Что меня более всего задело в ситуации Тихона? Ну, предательство партнера — даже если он по совместительству друг — штука нередкая, этого я во времена своей консалтинговой деятельности видела-перевидела. Поразило другое: как легко с помощью высоких технологий вывести человека из игры и испортить ему репутацию. Тихон еще легко отделался. Дела с обманутыми недобросовестным партнером заказчиками он почти уладил; «Шатура-строй» работает; репутация потихоньку восстанавливается (собственно, одна из целей написания поста — помочь Тихону в решении этой задачи); вроде как и веру в человечество ему удалось сохранить. Короче, все хорошо, что хорошо кончается. Надеюсь, что это именно так.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
«Начиная бизнес с друзьями, надо очень четко все сразу прописывать, а лучше тщательно подготовить бумажки, и никогда нельзя делать так, чтоб вы были равноправными партнерами. Решения должен принимать кто-то один».
Вот Лена, это самое главное в любом бизнесе. Потому что насмотрелась и увидела много различных историй, в которых «кидали» даже родных сестер только потому, что сестра слишком верила и доверяла своей сестре во всех делах. НО: сестра с мужем пережили и стало у них получаться в бизнесе еще круче. Как сестра? Не знаю Лена, но мне ее жаль ту сестру. Все равно какое-то воздаяние обязательно будет. И когда мне говорят: Ты в курсе, что если не верить в закон бумеранга, он и не сработает)))
Срабатывает) в свое время, даже если о нем не знают и упрямо идут к своим целям неэкологичным способом, не думая, чем закончится: они живут здесь и сейчас. За мою жизнь столько историй прошло, свидетелем которых я стала и просто шокирована была концовкой тех, кто «брал, что хотел» не задумываясь.
Понимаю, что многое как отработка кармы как из прошлых, так и из нынешнего воплощения… ну ведь надо становиться осознанным. Хоть немного))) И ведь можно переписать свою судьбу = перезагрузить. Это возможно при желании. Я очень многое переписала, переделала, потому что многое сумела расшифровать в своей натальной карте гороскопа. Там про меня настолько подробно было…. ТО, о чем знала только я. Вот и что называется, сделала себя = перезагрузилась.
Вот это очень загадочная история, бывает же такое!!