Ох уж мне это всеобщее психологическое просвещение! Как же раньше спокойно жилось без выражений типа: «психологические границы», «абьюз», «прокачать эмоциональный интеллект»; без расцветшей пышным цветом во времена пандемии цепочки «отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие»; без моей любимой «токсичности» и уже давно вошедшей в словарь многих людей «манипуляции»! А теперь народу понравилось использовать в общении научную терминологию, посему она и звучит и где надо и где не надо. Вот, кстати, еще одно модное ныне слово: газлайтинг. И мой сегодняшний пост — о нем. Нет, точнее будет сказать так: не только и не столько о газлайтинге, который выражается в сознательном отрицании реальных событий и выражении сомнения в адекватности того человека, который настаивает на том, что эти события все же имели место или развиваются сейчас, сколько о том, что называют этим словом. Но сперва о классическом варианте. Если совсем просто, то газлайтинг — это наглое и с наездом: «Ты путаешь! Не было этого! Я не мог такого сказать / сделать» — с подтекстом: «С тобой что-то не так. Ты вообще нормальный?».
Газлайтинг — крайне жесткий вид манипуляции. Ну представьте себе: близкий или авторитетный для вас человек на голубом глазу утверждает, что черное — это белое, а когда вы пытаетесь настоять на своем, он начинает вслух сомневаться: в своем ли вы уме? И это — не раз или два, а на протяжении длительного периода времени, иной раз счет идет на годы и десятилетия. И чем выше зависимость — моральная, материальная, физическая, социальная — от газлайтера, тем хуже его жертве. Она будет все время находиться в состоянии сомнения в собственных рассудке и памяти. Газлайтинг — это очень плохо.
Но, как я уже написала в самом начале поста, тема нашего разговора — не сам газлайтинг, а то, что им ошибочно называют. Плоды психологического просвещения, так сказать. А в чем разница? Поясню.
Человек, который действительно подвергался газлайтингу, обычно относится к этому факту двойственно. С одной стороны — «Я точно знаю, что я не сумасшедший», а с другой — «А вдруг, я и в самом деле что-то забыл или перепутал?». То есть манипулятор сделал свое черное дело: поселил в жертве сомнения в собственной адекватности. И она будет оооочень осторожно приходить в себя, когда (и если) все это в силу каких-то обстоятельств закончится.
А вот когда человек приходит на прием к психологу и рассказывает о токсичных близких-абьюзерах, которые подвергали его газлайтингу, в результате чего у него развилось виктимное поведение (это, на минуточку, цитата!), а потом говорит, что ему с помощью гипноза забыть свои детство и юность — всего-то лет двадцать-двадцать пять… это вполне может оказаться ситуацией «начитался».
Но не с потолка ж человек взял слово «газлайтинг»! И верно, почти всегда выясняется, что он столкнулся с ситуацией, когда кто-то из близких людей отрицает безусловно имевшие место факты. Чаще всего в газлайтинге обвиняют родителей или других близких родственников, реже — жен или мужей. И обвинение, как правило, справедливо — в том смысле, что какое-то событие точно было, человек это хорошо помнит, а другая сторона отрицает факт события:
Какая может быть реакция на такое поведение? Раздражение, злость, ярость… Конечно, газлайтинг же… И негативных эмоций хватит еще лет на десять-пятнадцать обиды и самокопания. Кому от этого польза? Ведь ситуацию-то вспять не повернешь.
В последние года два-три у меня периодически появляются клиенты, которые прямо так и говорят или пишут про себя — мол, я долгое время подвергался газлайтингу, хочу что-то с этим сделать. Примерно процентов сорок из них (обычно они уже сотрудничали с психотерапевтом) — да, действительно имеют в прошлом такой вот тяжелый опыт. И работа по их психологической реабилитации — не из легких. Но остальные шестьдесят процентов — жертвы психологической самодиагностики и собственной любви к сложной терминологии
Как это выясняется? Я же не могу знать заранее, действительно ли человек подвергался газлайтингу или сам поставил себе диагноз. Ответ появляется после первого же сеанса гипноза, когда используется техника гипноанализа и человеку в состоянии транса задается ряд вопросов, например: «Может быть так, что ваш отец (брат, муж и т.п.) и в самом деле не помнит того, что … (дальше идет травматичный эпизод из биографии, который отрицается близкими)?». И в пресловутых шестидесяти процентах случаев ответ бывает — неожиданно для самого клиента — «ДА». А следом за этим — удивительное чувство облегчения: больше не надо носить в себе обиду.
А почему эффект лже-газлайтинга вообще может проявиться? Потому что память человеческая не безгранична. Потому что есть такой психологический эффект, как вытеснение — когда человек непритворно забывает неудобные факты. Потому что, увы, все мы совершаем немало ошибок во взаимодействии с близкими людьми — и при этом крайне редко оцениваем их как фатальные.
Почему важно провести границу между газлайтингом и лже-газлайтингом? Потому что в случае газлайтинга психологический ущерб наносится человеку дважды и более: сначала — может быть, даже невольно — в прошлом, а потом и в настоящем, когда событие отрицается. Это не дает душевной ране зажить и очень сильно мешает человеку прийти в норму: он все время сомневается в самом себе. Лже-газлайтинг — когда старая рана уже давно зажила бы сама по себе, если бы ее не тревожили.
А почему некоторые люди склонны к обнаружению газлайтинга там, где его нет? Во-первых, мода на «психологизьм». Во-вторых, человек автоматически оказывается в позиции Жертвы — а в ней, когда в реальности ты — не жертва, немало выгод (например, имеется хорошее объяснение всем жизненным неудачам). В-третьих, это правда, что трудно реагировать спокойствием на отрицание фактов, которые считаешь важными, надо себе как-то объяснить поведение близких.
Плохая новость: газлайтинг — нередкое в человеческих отношениях явление. Хорошая новость: утверждение «Этого не было!» — вовсе не обязательно газлайтинг, и это означает, что отпустить прошлое окажется не так уж трудно.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Помню, мой коллега по работе выдумывал какие-то вещи на ходу, сам же в них верил, а потом ещё несколько раз о них напоминал, типа, помнишь, как это было. Оказывается, у этой фантазии есть целый научный термин
Людмила, не совсем разбираюсь в терминах… а может это не фантазии, а иллюзии, которые напечатали в голове и которыми живут. У нас здесь есть бабуля, она почти 3 года практически всю пенсию спускает на лотереи: мечтает, что выиграет миллиард)))
Сколько всего интересного есть в человеке!! В терминах не очень разбираюсь,но таких людей я вроде встречала!