Как-то все одно к другому подобралось на прошлой неделе: сначала несколько человек обратились с темой старой обиды на родителей, а потом, как вишенка на торте, попалась на глаза публикация на популярном развлекательном ресурсе, претендующем на «психологизьм». Она состояла из подборки коротких, в 8-12 предложений рассказов взрослых людей о том, как сильно на их жизнь повлияли какие-то неудачные высказывания и поступки старших — родителей, братьев и сестер, родственников, учителей, соседей или даже случайных прохожих или попутчиков в купе поезда по дороге на летний отдых. Кое-где указывался возраст рассказчиков: 35 лет, 47, 58, 64 года… Собирался весь этот материал, судя по всему, в соцсетях и в комментариях к другим публикациям на этом же ресурсе. Ближе к концу публикации стало не по себе: с таким упоением люди, прожившие уже минимум половину жизни, вспоминали обиды! И как уверенно они утверждали, что их жизнь сложилась хуже, чем должна была, из-за «токсичности» (модное ныне слово, которое используют по делу и без) старших! В общем, «все проблемы родом из детства!»
К сожалению, с какими-то вещами не поспоришь: то, что происходит с нами в детстве и подростковом возрасте, так или иначе потом влияет на нашу жизнь. Но — именно «так или иначе», то есть возможны варианты. А позиция — «мне было предопределено стать таким», потому что:
и вывод: «вот поэтому у меня все так плохо!« — это очень похоже даже не на поиск виноватого, а на назначение виноватым.
Родители делают много ошибок. Так было всегда. И сейчас, несмотря на такой доступ к информации, о каком и мечтать не могли наши родители и бабушки-дедушки, молодые родители все равно совершают ошибки в воспитании детей. Очевидно, здесь нет и не может быть единственно правильной линии поведения.
По опыту: в процессе совместной с психологом или психотерапевтом проработки жизненной истории клиент может осознать тот вред, который, возможно, невольно был нанесен ему родителями. И в это время со дна души поднимается целая буря: старые обиды, недовольство, раздражение, гнев. Ситуация может усугубиться, если клиент вдруг начнет что-то уточнять у постаревших родителей, а в ответ получит или «с тобой по-другому было нельзя» или, еще хуже, «не было такого!». И многие люди — даже в процессе терапии — застревают на прошлых обидах, отдавая в эту область силы, чувства, мысли… и не решая существующих проблем. А сколько тех, кто всю жизнь носит в себе эту обиду, холит ее, лелеет и даже не пытается от нее избавиться! Но это всего лишь этап. Его надо пройти, а не оставаться в нем навсегда.
Нотабене: интересное наблюдение — с обидой на родителей крайне редко приходят те, кому точно есть на что обижаться. Но родители — алкоголики, наркоманы, асоциальные личности, очень строгие и склонные к рукоприкладству почему-то обычно не вызывают таких чувств; обижаются на тех, кто старался быть хорошим родителем.
Я боюсь громких фраз вроде: «родителей надо простить». Прощение — и вообще-то штука непростая, а уж в отношении родителей — тем более. Но вот этот шаг — понять, что ошибки были неизбежны; что совершались они не со зла, а или по причине незнания лучшего способа воспитания (а кто ж его знает, какой он — лучший?), или вследствие автоматического воспроизведения того, что сами получили в детстве; признать, что это — прошлое, и его не изменить; что не стоит все валить на детство — ведь каждый из нас получает от жизни немалое количество шансов — этот шаг может существенно улучшить качество жизни.
Несколько лет назад я нашла забавную фишку, которую регулярно использую в работе с клиентами, в чьей истории имеется сильная обида на родителей. Предыстория такова: я случайно наткнулась в Сети на мастерски написанную от первого лица историю, которую привожу чуть ниже. Прочитала, посмеялась. Прочитала еще раз. Потом еще. И каждое новое прочтение подкидывало новый смысл. Не знаю, кто ее автор (предполагаю, что психолог), но я ему безмерно благодарна. Я рассказываю ее клиенту, который находится в состоянии гипнотического транса, и еще ни разу не было так, чтобы не произошло изменение.
Вот сама история.
Когда-нибудь у меня будет сын. А я буду говорить ему, как любящая мать: «Дорогой! Тебе не обязательно учиться и становиться экономистом. Ты не обязан быть программистом. Не имеет значения, кем ты будешь во взрослом возрасте. Хочешь быть кондуктором? Давай! Хочешь клоуном в цирке? Хороший выбор!»
А когда ему будет 30 лет, он придет ко мне, такой вспотевший, немного лысеющий клоун и скажет: «Мама! Мне уже 30! А я кто? Клоун в цирке! Ты этого добивалась? Чтобы у меня была такая жизнь? Почему ты не настояла на том, чтобы я получил высшее образование? О чем ты думала, мам, когда разрешала мне играть во дворе вместо того, чтобы учить уроки?»
А я ему отвечу: «Но я просто не хотела давить на тебя, прислушивалась к твоим желаниям. Ты ведь совсем не любил учить математику, и так хотел играть с друзьями на улице!»
А сын ответит мне: «Но я же тогда и не подозревал, чем это может закончиться. Я ведь маленьким был, а ты же взрослая и все знала. Ты сломала мне жизнь!»
А я тогда взгляну на него так пристально и промолвлю: «Итак, в этом мире есть два типа людей. Одни живут, а другие ищут виноватых». И он взмахнет рукой и скажет «Ах!». На психотерапию ему понадобится 5 лет.
А может, я сделаю все не так!
Когда у меня будет сын, я с детства буду повторять: «Думай о будущем, учи уроки, если не хочешь всю жизнь проработать кондуктором в автобусе!»
И когда ему будет 30, он придет ко мне, вспотевший и лысоватый инженер и скажет: «Мама! Мне 30, а я работаю по 20 часов в сутки! У меня нет ни жены, ни детей. Ты этого хотела, когда заставляла меня учиться и получить хорошую работу?»
А я отвечу ему: «Сын, но я ведь хотела тебе лучшее будущее, чтобы ты имел много возможностей».
А он скажет: «Да я же несчастен, мам! Лучше бы я стал клоуном в цирке! Они ведь счастливы!»
И тогда я так пристально гляну на него и промолвлю: «Итак, в этом мире существует два типа людей: одни живут, а другие постоянно жалуются на жизнь. Если ты ничего не понял, значит, ты дурак!»
Он скажет «Ох» и уйдет. На терапию необходимо будет примерно 5 лет.
А может быть все еще иначе!
Когда у меня появится сын, я буду ему повторять с самого детства: «Я здесь, чтобы любить тебя, а не чему-то учить. Иди к отцу, пусть он ответит».
А когда ему стукнет 30, он придет ко мне, вспотевший лысоватый кинорежиссер с глубокой тоской в глазах и промолвит: «Мама! Мне уже 30! И я все эти годы хочу получить твое внимание! Я снял 5 фильмов и поставил 10 спектаклей, посвятив их тебе. Мам, но тебе ведь все равно… Почему ты никогда не говорила о своем мнении, а отправляла меня к отцу?»
А я отвечу ему: «Сын, но я хотела, чтобы ты сам все решал, я не хотела делать это вместо тебя! Я просто любила тебя, а папа советовал!»
А он промолвит: «А мне не нужны были папины слова, я же хотел услышать тебя! Я все время хочу получить твое внимание. Я готов сделать все, лишь бы услышать твое мнение! Этой своей отстраненностью ты сломала мне жизнь!»
И вот тогда я скажу ему: «Итак, в мире существует два типа людей: одни живут, а другие постоянно находятся в ожидании. Если ты ничего не понял, значит, ты дурак!»
Он скажет «Ах» и взмахнет рукой. На психотерапию потребуется примерно 5 лет».
Удивительно, но этот текст почему-то почти всегда все ставит на свои места. Людям удается что-то оставить в прошлом и жить, не оглядываясь назад.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Очень мудрый рассказ и пост заставляет думать, вспоминать… эх. Знать бы, как правильно жить и воспитывать детей…
Мне тоже это рассказ как-то попался в сети. Но почему-то совсем не затронул, хотя и правильный.
Какие могут быть обиды!! Они дали нам самое ценное — это жизнь, что может быть дороже!!! Мы можем их только благодарить каждый день!
Обида на родителей, — для меня это что то запредельное. А рассказ правильный.