УМНЫЕ ВСЕ СТАЛИ…

«Умные все стали до невозможности» — мелькнуло у меня в голове в процессе общения по WhatsApp с потенциальной клиенткой. Это случилось после того, как на стандартный вопрос о том, к какому результату она хочет прийти в ходе нашей с ней работы, женщина по имени Марина ответила голосовым сообщением: — Во-первых, мне нужно безопасное пространство, где я могла бы выплеснуть свои негативные эмоции. Во-вторых, я надеюсь, что вы, как профессионал, не станете давать мне советов. В-третьих, мне нужен именно гипноз, поскольку я знаю, что  мою проблему получится решить только если я буду в состоянии транса. В-четвертых, вас рекомендовали, как специалиста, который умеет работать с контр-переносом. В-пятых, я не могу тратить на работу с психологом много времени, а вы пишете, что гипноз — это быстрый метод.

s1200

Я таки прогнала мысль о слишком умных клиентах и попыталась разобраться в собственных мыслях и ощущениях от этого текста. Что показалось странным? Наличие клише типа «безопасное пространство», «выплеснуть негативные эмоции» и «контр-перенос» — большинство клиентов разговаривает совсем другими словами. Еще — сам факт наличия такого длинного, нумерованного списка: вы попробуйте-ка навскидку придумать аргумент за или против чего-то, состоящий из пяти пунктов! Да к тому же — изложить их таким умным языком!  И, конечно, давненько уже меня так не «строили», обращаясь за помощью…

Я прослушала сообщение Марины еще несколько раз. После третьего я поняла, что ни до чего хорошего все равно не додумаюсь, поэтому надо приглашать клиентку на встречу и смотреть на месте.

Пригласила. Встретились. Хорошо одетая женщина 35 лет. Энергичная, быстрая, точно, что не депрессивная. Про таких обычно говорят: «Знает, чего хочет». Чаще всего клиенты такого типа приходят из бизнес-среды. Так оно и оказалось: руководитель крупного подразделения в коммерческой компании, отнюдь не психолог.

Для начала Марина покритиковала выражение лица администратора в психологическом центре и пейзаж на стене комнаты, в которой мы работали. Потом — наверное, чтобы поднять мне тонус и выразить доверие — сообщила, что она проверила подлинность моих дипломов и сертификатов, и что с ними все в порядке.

Дальше мы стали говорить о ее проблеме. И тут произошло то, что происходит всегда: резко сменился тон. Ведь когда человек честно рассказывает о том, что его по-настоящему тревожит, он не старается произвести впечатление своей продвинутостью, а говорит простым языком, без пафоса, без терминологии, без «домашних заготовок». Голос Марины стал тише, речь — медленнее, внимание переместилось во внутренний фокус, и даже пейзаж на стене перестал ее раздражать.

Проблема оказалась в сфере взаимоотношений с бывшим мужем и его участия в воспитании общего ребенка. С этой проблемой часто обращаются — и женщины, и мужчины. Стали разбираться, раскладывать все по полочкам, сделали пробное упражнение. Договорились о следующей встрече. В итоге работали три месяца, и проблему с отцом ребенка Марина благополучно решила.

На последней встрече я не удержалась и спросила у Марины, как она формулировала свой запрос из пяти пунктов, приведенный в начале этого поста, и почему сформулировала именно так, а не иначе. Этот момент весьма меня интриговал: дело в том, что  за все три месяца  совместной работы Марина ни разу более не излагала свои мысли в таком стиле. Услышав мой вопрос, Марина слегка смутилась, а потом сказала:

— Я никогда раньше не работала с психологом. Идти было страшновато, тем более, на гипноз. Я перелопатила уйму статей о том, как выбирать себе психолога и как его оценить, когда он выбран. Вас мне рекомендовали, но я все равно очень боялась, что отношения не сложатся, что буду выглядеть какой-то дурочкой. Поэтому я заранее подготовила ответ — я же знала, что вы меня о целях работы спросите. И слова всякие умные вставила, чтобы убедительнее было.

В общем, иногда очень странные поступки объясняются очень простыми причинами. А я и по сей день не знаю, как к подобному относиться. С одной стороны — замечательно, что человек вдумчиво подошел к серьезному вопросу выбора специалиста. Непрофессионалов и шарлатанов в моей области и в самом деле очень много. С другой — хорошо, что вообще дошло до встречи и последующей работы: иной раз, увидев, что клиент уже поставил себе диагноз и назначил «лечение», и задумаешься — а нужна ли ему моя помощь, если он и так все про себя знает?

А вы как думаете? Как вести себя, впервые обращаясь к психологу? Умничать или быть попроще?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

19 Comments

  1. Svetta 22.10.2019

    Какая яркая картинка! Наверное, хорошо , когда человек серьезно выбирает врача или психолога. Но твоё недоумение мне понятно, любой бы удивился от такого списка. Хорошо, что все хорошо закончилось!

    • Серьезно что-то выбирать — дело хорошее. И для того, чтобы в нем преуспеть, надо не только знать критерии выбора, но и уметь ими пользоваться (т.е. оценивать информацию). А с этим у большинства людей — никак. Поэтому очень легко уйти во внешнее, формальное.

  2. land_driver 23.10.2019

    Теперь я понимаю, что правильно, что у тебя все дипломы выложены на сайте, и не зря мы с ними мучались, чтобы все красиво было

    • Да, дипломы периодически смотрят. Но только эта дама призналась, что проверяла. Кстати, жаль, я не спросила — как именно проверяла.

  3. Я какое-то время назад пришла к такому выводу: когда человек ведёт себя в роли всезнающего, умного — это маска, за которой прячется слабость. А человек привык показывать только сильную свою сторону. Вот и тут пытается «не ударить в грязь лицом» и показать своё место. Поначалу))) Не быть собой, а быть сильным. И это скорее всего и есть крик о помощи.

    • Согласна. «Имеющий мускус в кармане не кричит об этом на весь базар, ибо запах мускуса говорит сам за себя». Соответственно, тому, у кого все в порядке, нет нужды активно демонстрировать это окружающим.
      Чего не понимают люди, которые так себя ведут, но при этом обращающиеся за экспертной помощью — что этак можно спровоцировать или отказ, или предвзятое отношение. Потому что эксперт — врач, психолог, учитель и т.п. — наверное, проработанный и закаленный в коммуникации, но все-таки, тоже человек.

  4. Марина ответственно подошла к выбору специалиста. К сожалению, многие люди, как губка, впитывают в себя информацию из интернета, не удосуживаясь ее проверить и проанализировать.А вы,Елена, молодец, не встали в позу, мол, кто ты такая, что задаешь мне, специалисту, подобные вопросы, то есть психолог и большой буквы!

    • Елена, спасибо:)
      Да, в общем, у меня работа такая, что и обращаются-то тогда, когда плохо — от хорошей жизни к специалистам моего профиля не ходят. То есть то, что человек в неадеквате — скорее норма. Но иногда неадекват выражается жестковато. Тут могут нервы не выдержать.
      А есть еще одна категория клиентов (они ко мне не попадают, такие по большей части на государственных психологах отрываются) — они уверены, что психолог должен что-то сделать, чтобы им помочь, но сами предпринимать ничего не хотят, даже пустяковое домашнее задание игнорируется.

      • AS 28.10.2019

        А вот мне всегда было интересно, как врач или психолог находят в себе силы не послать наглеца или хама, который пытается диктовать свои условия. Поделитесь?

        • Это во многом вопрос привычки. И потом, с годами вырабатывается что-то вроде чуйки: как-то интуитивно, наверное, понимаешь, с чем имеешь дело — с хамством или со страхом. Если хамство — тогда все в сад.

  5. Да уж, с такими людьми тяжело общаться. Они сначала окружающих опустить стрнмятся, чтобы самим выше казаться. А государственным психологам вообще посочувствовать можно, после некоторых клиентов самим помощь потребуется.

    • У государственных психологов и нагрузка сейчас огромная. Восемь-десять человек в день — это очень много, даже если обходится без сильного неадеквата. Еще лет пять назад народ к психологам почти не обращался, а теперь запись чрезвычайно плотная.

  6. Civetta 28.10.2019

    Классика жанра: испугавшись, стараться испугать своей крутостью других. По-человечески понятно, только почему люди не задумываются о том, что не сантехником общаются или разносчиком пиццы — те, в крайнем случае, или засор плохо прочистят или в пиццу плюнут (что, между прочим, тоже неприятно и может доставить проблемы). Психолог — тот человек, который будет ковыряться в твоей душе. Типа виртуального хирурга. Уж с ним-то не стоило бы прямо сразу портить отношения, доказывая свою независимость и продвинутость, стараясь его же при этом принизить. Или они не понимают, что это может обидеть и разозлить?

    • Я думаю, не понимает. Такое понимание — он ведь из области умения предвидеть последствия своих поступков. А нынче у людей с этим плохо.

    • А мне как раз по-человечески непонятно. Хотя смертный грех гордыня присущ только человеку.

  7. ЛЮДМИЛА 31.10.2019

    Наверно не просто не поддаться эмоциям при работе с такими умными клиентами :)

    • Уже в работе — ничего, там не страшно, если клиент вдруг скажет или сделает что-то странное. Но ведь до работы еще дойти надо:) А иной раз — особенно если в переписке — прямо сразу и тянет вежливо отказаться от совместного будущего…

  8. Алла 11.12.2019

    Мне кажется, Лена, что вы еще при первой встрече все это поняли… Просто вам нужно было подтверждение от нее. Никому из нас не хочется выглядеть дураками.
    Но вы правы,она в первом разговоре была еще в роли начальницы, а в последующих стала, как бы мягче сказать, пациентом.

    • А это веяние времени — когда человек, обращаясь за платной помощью, склонен считать эту помощь чем-то вроде услуги в стиле «любой каприз за ваши деньги». Порой сильно раздражает, но в целом я уже привыкла.
      А так — конечно, когдаа человек впервые обращается, у него есть какие-то свои фантазии о том, как его воспринимают и что ему надо делать, чтобы произвести «хорошее» впечатление. Ну и стараются, кто как может…

Comments are Disabled