ЭФФЕКТ ДАННИНГА-КРЮГЕРА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Классическая формулировка 
эффекта Даннинга-Крюгера: 
«Люди, имеющие низкий уровень квалификации, 
делают ошибочные выводы 
и принимают неудачные решения, 
но не способны осознавать свои ошибки 
в силу своего низкого уровня квалификации».

Формулировка эффекта Даннинга-Крюгера 
в переводе на обычный человеческий язык: 
«Некоторые люди настолько глупы, 
что даже не в состоянии этого понять».

Проработав много лет в области бизнес-консультирования и — особенно — бизнес-обучения, я, как и многие мои коллеги, частенько обращалась к распространенной схеме формирования у индивида той или иной компетенции (т.е. умения что-то делать). Помните: неосознанное незнание → осознанное незнание → осознанное знание → неосознанное знание? При широкой, казалось бы, известности этой схемы, в процессе обучения порой оказывалось так, что умные термины про «осознанное — неосознанное» слышали все, а вот представляют себе, как она работает — единицы. Столкнувшись с этим, я — кстати, тоже, как и многие из коллег — стала использовать пример про обучение езде на велосипеде.

zaharov-krasnodarskij-kraj-432

Итак, неосознанное незнание. Я не умею кататься на велосипеде и даже не подозреваю об этом. Почему? Ну, может, там, где я живу, вообще никто на них не катается. Или, напротив, я настолько привыкла к зрелищу велосипедистов вокруг меня, что ни разу не задумывалась о том, умею ли я так же, как они.

Осознанное незнание. Я вдруг поняла, что не умею. Как это произошло? Может, кто-то задал вопрос или пригласил покататься — и до меня дошло: упс-с-с, а как? А может, я вообще была не в курсе, что надо учиться, а потому села на велосипед, предприняла попытку ехать и… навернулась. Но зато поняла: не умею. А далее возможны варианты.

1 вариант, не такой уж и редкий, между прочим: не умею, ну да и бог с ним. Не буду учиться, как-нибудь проживу без велосипеда.

2 вариант: буду учиться. И так начинается переход к этапу осознанного знания: я учусь — правильно взбираться на двухколесного коня, отталкиваться, держать равновесие, контролировать руль, поворачивать, вовремя тормозить… Но получается сначала так себе…

Этап осознанного знания: ура, я еду! Не падаю, во всяком случае. И поворачиваю. И на горку могу въехать, и с горки спуститься. Но каждая поездка не только доставляет удовольствие, но и выматывает: тяжеловато контролировать столько всего одновременно!

А этап неосознанного знания начинается тогда, когда сознательный контроль переходит в автоматический. Я уже не думаю о том, как оттолкнуться, с какой силой жать на педали, как развернуться, как остановиться… Тело все запомнило и самостоятельно решает, что и в какой последовательности ему делать.

Соответственно, чем больший у человека  запас умений из области неосознанного знания, тем более крутым профессионалом он является, и тем быстрее проходит по всем этапам научения, если надо сформировать кукую-то новую компетенцию (т.е. научиться чему-то новому).

Теперь об эффекте Даннинга-Крюгера. В начале XXI века в нашем социуме одновременно произошли три важных изменения. Первое: на постсоветском пространстве (скорее всего, не только там, но пишу о том, что знаю твердо) практически повсеместно снизился уровень образования и воспитания в школе и семье. И та самая база, на основе которой создаются предпосылки для  дальнейшего обучения и мотивации к саморазвитию, стала гораздо слабее.

Второе: информационный поток многократно возрос, у огромного количества людей появилась иллюзия доступности любой информации. Но мало кто думает о том, насколько достоверна эта информация, и несет ли кто-то ответственность за ее качество. Ведь действительно уважаемых, надежных и авторитетных ресурсов, где каждая статья принадлежит реальному человеку-профессиональному исследователю, имеет ссылки на научные источники и проверена другими профессиональными учеными — мало, и широкой публике они неизвестны. Да и работать с научными статьями не каждый сможет, непростое это занятие. А так, по большому счету, кто угодно может выложить в Сеть что угодно и — если это «что угодно» изложено достаточно красиво / убедительно / эмоционально — многие воспринимают подобную информацию как истину в последней инстанции: верю в то, что нравится.

Третье: жизнь реально усложнилась. От современного человека требуется куда большая быстрота реакции, большая скорость обработки информации, большая гибкость, нежели это требовалось раньше, в середине и конце ХХ века. Но такой рывок возможен лишь тогда, когда все в порядке с базовым образованием / воспитанием и доступом к достоверной информации (не говоря уж об умении ее обрабатывать)… Иначе…

Иначе и получается эффект Даннинга-Крюгера. Громадное количество людей берет на себя смелость судить и принимать решения в сферах, о которых не имеют ни малейшего понятия. И ладно бы еще только в соцсетях… А что вы скажете о враче, педагоге, руководителе, психологе, инженере, архитекторе, который живет по эффекту Даннига-Крюгера? А как насчет профессий, может быть, менее интеллектуальных, но еще более важных в ракурсе сохранения и поддержания городской инфраструктуры: строителя, сантехника, электрика, машиниста, водителя автобуса? Ведь эффект Даннинга-Крюгера подразумевает, что во всех ситуациях человек принимает решение и действует, не очень понимая, к чему все это может привести… Вы хотели бы как-то соприкасаться с таким специалистом? Нет? А придется, их все больше становится.

Я для чего привела «художественно-велосипедное» описание схемы осознанности? Пытаюсь связать его с эффектом Даннинга-Крюгера. На каком этапе, в какой момент существует наибольший риск включения этого эффекта? И что можно сделать для того, чтобы снизить риск?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

16 Comments

  1. Андрей 06.03.2019

    А ничего сделать невозможно. Это политика на уровне развития общества. Поверхностность знаний порождает чрезмерную самоуверенность. Раньше, как вы отмечаете, информация фильтровалась. Ныне её фильтрует сам неопытный организм. Соответственно, правильность этого фильтра также определяется уровнем знания персонажа. В итоге, хаос знаний и компетенций при высокой самоуверенности правоты. Однажды наш физкультурник, бывший офицер, сказал так: «никакое образование в мире не заменит самообразования». Вполне вероятно, что цитата не его, но она весьма правильная. Учиться, учиться и ещё раз учиться. Учиться фильтровать, анализировать, а также подвергать сомнению.

    • Самообразование — вещь замечательная. Особенно за неимением лучшего. НО без хотя бы минимальной базы оно может пойти во вред. Мы, к слову, это и наблюдаем сейчас: когда люди, плохо учившиеся в школе и прогулявшие лекции в вузе, начинают судить о научных проблемах.

  2. land_driver 06.03.2019

    Сразу вспомнился всем известный диалог:
    — Вы умеете играть на скрипке?
    — Не знаю, не пробовал…

    А насчет усложнения жизни — просто приходится часто работать еще и многостаночником. Надо не только хорошо разбираться в своей теме, но и уметь себя продать. А это уже совершенно разные жанры

    • Кстати, компетенции продажника и компетенции профессионала, скажем, в технической или гуманитарной сфере — разные вещи и довольно редко встречаются у одного и того же человека.

  3. Valera 06.03.2019

    Любой сантехник или водитель знает, как лучше управлять государством. Прекрасно, если это не мешает его непосредственной работе. Примечательно то, что люди стали осмыслять происходящее.

    • Признаться, у меня такое впечатление, что, напротив, с осмыслением становится все хуже и хуже.

  4. С тех пор, как узнала «всю кухню» заработка на сайтах, информации из интернета не доверяю (про телевизор вообще молчу). Огромное количество людей для заработка пишет о том, в чем вообще не разбирается.
    Например, некоторое время назад едва ли не каждый владелец кулинарного сайта с упоминанием мнения неведомых диетологов пытался удивить читателей сенсационной новостью о том, что салат из огурцов и помидоров противопоказано есть, так как в нем сочетаются кислота с щелочью, а это вредно… и довольно аргументированно объяснялось, почему.
    А потом случайно попалось видео (из какой-то телевизионной передачи), в котором провели эксперимент и выяснили, что в огурцах не щелочь, а тоже кислота, но довольно слабая, поэтому никакого противоречия и вреда нет. И тут срабатывает принцип, о котором вы написали: «верю в то, что нравится» — можно верить авторам кулинарных сайтов и их рерайтам, а можно — авторам видео. И хорошо, когда вере можно опереться на знания.
    Елена, с праздником вас! Всех благ!

    • А меня поражает, как легковерно люди воспринимают эту информацию. В советское время народ верил всему, что говорят в программе «Время» и в газете «Правда». А сейчас — вообще всему, что написано в Сети.

  5. land_driver 12.03.2019

    Вот радует меня, что ты к велосипедной теме обратилась. Видимо, это неспроста. Скоро надо будет сезон открывать

    • Если в апреле опять снега не насыплет… Работа наших товарищей из Гидрометцентра, кажется, тоже подвержена эффекту Даннинга-Крюгера.

  6. Евгений 23.03.2019

    Люблю слушать Евгения Сатановского. Он наверное бы сказал: «А что раньше было по-другому что-ли?»

  7. К сожалению, сейчас и по TV врут и не краснеют, рекламируя товары и лекарства, зная или не зная, уже неважно. К врачам ходить всё опаснее, и неважно, эффект Даннинга-Крюгера работает или инструкции запрещают индивидуальный подход. Остаётся только самостоятельно фильтровать информацию, искать грамотных специалистов, лечиться, учиться. А результат у каждого свой в зависимости от интуиции, критичности мышления, образованности, природной смекалки.

    • ТВ — это ведь коммерческий сектор. Будут продвигать то, за что им платят. С врачами сложнее. Тут, на мой взгляд, тройная проблема — и эффект Даннинга-Крюгера, и запретительные инструкции, и просто жуткое выгорание, связанное с девальвацией профессии. Так что лучше не болеть.

  8. Вы правы, Елена, лучше не болеть!!!

    • Согласна на все сто процентов. К обычному варианту «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным» может прибавиться и низкий — в соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера — профессионализм врача…

Comments are Disabled