КОМУ ВЫ ДОЛЖНЫ?

Свеженький скандал — с чиновницей Ольгой Глацких, которая публично сообщила молодежной аудитории о том, что «Государство вам ничего не должно… оно не просило вас рожать». Сейчас, как водится, соцсети гудят, народ негодует, а чиновница извиняется и объясняет, что ее слова неверно истолковали. Кстати, вполне возможно, что она и в самом деле не хотела никого обидеть,  а тем паче — так подставиться. Ну не Цицерон бывшая олимпийская спортсменка-гимнастка!

b6e7c5a36c31a013091b7165d72f316c018b7392_700

С Глацких через какое-то время все выяснится. А я, как обычно, мысленно зацепилась за фразы, которые прозвучали по поводу этого инцидента. Первая фраза принадлежит самой экс-гимнастке: «Вам должны ваши родители, потому что они вас родили». Вторая найдена на просторах Сети, автор неизвестен: «Если мне никто, кроме родителей, не должен, то должен ли я кому-то?».

По поводу родителей — вопрос «должны-не должны» неоднозначный, на мой взгляд. Юридически — да, должны. Раз родили — значит, должны заботиться: кормить, учить, лечить, воспитывать, развлекать и т.п. И так — до совершеннолетия. Биологически — тоже должны: в норме почти все теплокровные животные (простите меня, противники Дарвина!) до определенного времени заботятся о потомстве, а отказ от родительства  — скорее, исключение. С точки зрения моральной — все гораздо сложнее, иначе мы бы не имели такого количества родителей, бегающих от алиментов. Тем не менее, число семей, центрированных на детях и их комфорте, очень велико. Да, к тому же, это нынче и модно — «вкладываться» в детей… Не-не, даже лучше выражение есть: «инвестировать» в детей… правда, при таком раскладе в некий момент точно всплывет «должны» — уже со стороны детей: долги-то отдавать надо, и не потому что ты любишь своих родителей и хочешь сделать их жизнь лучше, а просто потому что удачная инвестиция должна возвратиться к инвестору.

В общем, наверное, тут  — вне юридических рамок — все индивидуально, и каждый родитель станет решать этот вопрос в соответствии со своей системой жизненных ценностей и текущими обстоятельствами.

А вопрос «Должен ли я кому-то?» — труднее. В советское время было просто: да, должен, и всем! Родителям, кровным родственникам (неважно, в какой степени родства) и друзьям, пионерской, комсомольской, партийной  организации, супругу, детям, ветеранам, пожилым людям, учителям, врачам, шахтерам, сталеварам, колхозникам, всей стране в целом, планете Земля и космосу и, конечно, Светлому Будущему, ради которого, собственно и жилась (этой мой собственный неологизм, именно «жилась», а не «проживалась») жизнь. Кстати, что интересно, несмотря на солидный груз долговых обязательств, народ особо не протестовал, хотя и радости большой тоже по этому поводу не демонстрировал.

Сейчас ситуация изменилась кардинально. Долгие годы в нашей культуре звучала формулировка «Никто никому ничего не должен». И эта формулировка многим вошла в плоть и кровь. Поколение тех, кто взрослел в 1990-е годы — и как раз на этой формулировке — выражается на эту тему предельно четко: «Я выкручусь из любой ситуации. Не надо мне помогать, только не мешайте».

Но после 1990-х годов были 2000-е, а потом 2010-е, которые вот-вот закончатся. Экономическая ситуация, культура, жизненный уклад менялись много раз. А с чем мы сейчас — если отвлечься от соблазнительной мысли о том, кто, чего и сколько нам должен, и задуматься: а кому мы должны? Кто войдет в этот список? Какие люди? Категории людей? Общественные или государственные институты?

Я понимаю, что слова  «долг», «должен» — весьма спекулятивны. От выражения «Мы все должны…» — вообще манипуляцией пахнет. Поэтому предлагаю вот такое, довольно узкое толкование: по отношению к кому / к чему вы чувствуете желание заботиться, помогать, отдавать — не корысти ради и не для пиара, а потому что душа требует? А?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

22 Comments

  1. Ответить
    Svetta 08.11.2018

    Я кругом всем была должна. Родине, родственникам, друзьям. Теперь остановилась на сыне и маме. Достаточно, я думаю, долгов.

    • Ответить

      Это хорошо, когда можно принять решение о том, что достаточно:)

      • Ответить
        Svetta 22.12.2018

        Ну, не всегда это так уж легко) Но -да, хорошо, что получается иной раз!

        • Ответить

          А мне кажется, что человек в этом смысле проходит какую-то точку невозврата и вдруг осознает, что круг тех, кому он должен, намного уже, чем он думал. Иногда само по себе приходит такое знание, а иногда — когда случается уж очень сильный перегруз долговыми обязательствами.

  2. Ответить
    Андрей 08.11.2018

    Хм. Как-то списки приводить не хочется. Впрочем, списки эти сильно уменьшились в последнее время, но есть в нём и неизменные позиции. Родителям мы всё-таки должны, ибо не плюй в прошлое, чтобы не получить обратный плевок из будущего. Получается, что исполняя свой долг перед другими мы должны, прежде всего, сами себе, а не кому-то другому. Родственники, друзья. Остальные долги весьма материальные, а вот этот ближний круг это моральная задолженность, или, скорее, моральное спокойствие. Хотя и в этом балансе много разного. Помогать можем, но если это становится вампирством, или вовсе отсутствует бережное отношение к помощи, то в лес такие долги. Чиновницу, кстати, разобрали уже на косточки. Посочувствовать можно, но лучше промолчать, если не знаешь, как сказать.

    • Ответить

      «Должны прежде всего себе» — с этим согласна. Родителям должны — родители разные бывают, все равно должны?
      Ну и, конечно, если, например, человек должен деньги, то это всегда конкретная сумма, отдав которую, он может жить спокойно и больше не быть должным. А долги моральные — они ведь сложнее. Такой долг можно всю жизнь выплачивать, но так и не выплатить.
      Что до чиновницы — по-моему, она ничего особо нового не сказала, так многие думают — только глуповато подобное изрекать на публике, сидя на ответственном посту.

  3. Ответить
    land_driver 08.11.2018

    У меня тут была интересная беседа со школьником средних классов. Он говорит, что ему не нравится какой-то предмет в школе. На вопрос, почему не нравится, говорит, что учительница на них на уроках кричит.
    — А почему кричит?
    — Потому что мы в смартфоны все уткнулись.
    — Ну так правильно делает, что кричит.
    — Нет, на детей кричать нельзя.
    — А как же вам объяснить, что нельзя на уроке на смартфоны отвлекаться?
    — А это надо родителям объяснять, чтобы они нами занимались…

    • Ответить

      Умные все стали… волшебная сила интернета! Интересно, кстати, а мальчик сам пробовал родителям объяснить, чтобы они им занимались?

      • Ответить
        land_driver 12.11.2018

        Ему даже объяснять ничего не надо было, он сам не знает, что у него, например, завтра и во сколько. Мама ему каждый раз говорит, во сколько у него какие кружки и в какое время он должен ехать к каким преподавателям

  4. Ответить

    Ну что значит родители должны, это же исходит от чистого сердца и это нормально.

    • Ответить

      А самое главное — сами родители и решают (в идеале, конечно).

      • Ответить
        land_driver 14.11.2018

        На мой вопрос школьнику среднего класса, придет ли он завтра на занятие, он мне ответил, что надо у мамы спросить. Почему у мамы? Потому что мама объяснила ему, что он еще маленький, и что она сама за него все решать будет.

        • Ответить

          Ай да мама… Интересно, сумеет ли она остановиться через несколько лет, признает ли его «достаточно большим»?

          • land_driver 02.12.2018

            Думаю, это будет долго продолжаться. А потом он и сам не захочет «становиться большим»

          • А такое сейчас все чаще. В интернетовском жанре «Аткрытки» сейчас все больше внезапных прозрений тех, кому подкатывает к тридцатнику: детство-то, оказывается, не навсегда! Короче, «Не взрослейте, это ловушка!»

  5. Ответить
    Алла 13.11.2018

    Мне кажется, мы вот этим «никто никому ничего не должен» рубим все связи. Хотя я считаю, что родителям мы должны в первую очередь. Это тот фундамент, который помогает жить на самом деле. Только в молодости ты об этом не задумываешься, а с возрастом понимаешь, что ценнее этой связи в жизни ничего нет.
    А общество … та же семья, только с более тонкими нитями связи. Но они тоже есть, и не надо на это закрывать глаза.

    • Ответить

      Для России тема долга всегда была важной. Конечно, и родителям, и детям, и ближним своим. Но такое впечатление, что сейчас происходит какая-то ломка этих культурных традиций. Индивидуализм рулит.

  6. Ответить
    Вера 15.11.2018

    «Никто никому ничего не должен» — каждый понимает по-своему. И перекосов здесь стало великое множество. Наверно, в силу того, что у людей чувство эго стало преобладать (не обобщаю, конечно).
    Не должен, и всё тут! Но в каждой ситуации нужно прислушиваться к себе, своему сердцу, душе …. И обязательно придёт ответ о том, что на самом деле должно быть или не быть.
    Каждый из нас ВСЕГДА остается наедине только со своей совестью, со своим Я с большой буквы, и с эго тоже (с маленьким «я»). Вот в этот момент мы и должны расставить все приоритеты, иначе этот момент упускается и забывается.

    • Ответить

      «…в каждой ситуации нужно прислушиваться к себе, своему сердцу, душе ….» — мне кажется, что как раз в этом-то и проблема. То ли времени у многих людей не хватает на «прислушивание», то ли желания, то ли умения.

      • Ответить
        land_driver 05.12.2018

        А чего прислушиваться? Надо будет, тебе и так все объяснят с малейшими подробностями

  7. Ответить
    Александр 21.11.2018

    По поводу родительского долга, тут я думаю, что слово «долг» даже не совсем уместно. Заботиться о потомстве, как вы подметили это в статье, заложено в каждом существе на клеточном уровне. Ну и забота каждого нормально родителя о своём ребёнке должна быть в радость, а не как какая-то отдача долга. Ведь я не знаю лучшего чувства в тот момент, когда ты видишь своего ребёнка счастливого.

    • Ответить

      «Родительский долг» — уже устойчивое словосочетание в русском языке:). Наверное, неспроста. А вот отношение к этому моменту может быть разным, соглашусь. В слове «долг» и впрямь есть что-то довольно неприятное.

Добавить комментарий для Елена Закаблуцкая Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *