«ЦИФРОВИЗАЦИЯ» ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ

Озадачили меня вчера две новости одновременно. Первая: правительство нашей страны дорабатывает программу профессионального обучения и дополнительного образования для «предпенсионеров» (дальше буду писать это слово без кавычек). Срок действия программы — до 2024 года. Замахнулись на 75 тыс. человек в год. Стандартная цена курса обучения для одного человека — около 33 тыс. рублей. Срок обучения — три месяца (с отрывом от производства — то-то начальство этих предпенсионеров возликует!). Кто оплачивает этот банкет? Государство. Участие — добровольное, во всяком случае, Минтруд заявляет, что этот проект — для «граждан предпенсионного возраста, испытывающих потребность в обновлении профессиональных знаний и навыков с целью продолжения трудовой деятельности».  Ну-у-у… новую профессию за три месяца при всем желании не освоишь, но, наверное, работать на компьютере за это время можно научиться. И, думаю, скорее всего, основная ориентация в этом обучении будет именно на «цифру»: вряд ли кто-то в возрасте 55+ захочет переучиваться на сварщика или фрезеровщика — здоровье уже не позволит.

IMG_7854

Вторая новость: тот же Минтруд озаботился созданием профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор)». То есть это профессия такая будет. Дело полезное. Очевидно, получится что-то вроде тех симпатичных мальчиков и девочек в Сбербанке, которые помогают бабушкам и дедушкам общаться с банкоматами и терминалами — только с более широким кругом обязанностей.

А если серьезно? Я живу в Москве, но в курсе, что жизнь за МКАДом не кончается, цифровизация проникает и в отдаленные регионы России — пусть и не так интенсивно, как в столице. А менять привычки никто особо не стремится. Поэтому распространение цифровых технологий в области оказания госуслуг, банковской и социальной сфере неизбежно столкнется с ограничениями со стороны каких-то категорий граждан нашей страны — тех самых предпенсионеров (да и пенсионеров тоже). Причина? Во-первых, отсутствие мотивации («как-то всю жизнь обходились, так зачем теперь чему-то учиться?), во-вторых, элементарный дефицит тех самых цифровых компетенций (а откуда бы им взяться?). Результатом такого столкновения может стать ситуация, при которой технологии есть, а громадное количество людей не хотят и не умеют ими пользоваться. Чтобы уточнить масштаб бедствия, добавлю: на сегодняшний день численность населения страны в возрасте старше 55 лет составляет более 42 млн. человек, из которых половина не старше 65  лет.  Следовательно, нужны специально обученные люди, которые будут объяснять, убеждать, мотивировать, направлять, исправлять косяки… вот что такое — «цифровой куратор»!

И вот всё стараюсь я совместить в  голове две эти новости, и — никак. Вопросы у меня:

  1. Надо ли вообще централизованно учить навыкам использования цифровых технологий людей, которые вовсе не факт, что к этому стремятся, а иной раз и просто испытывают в отношении «цифры» какой-то суеверный страх? Ведь это время, деньги (наши с вами налоги, между прочим), нервы.
  2. Как в короткие сроки подготовить нужное количество «цифровых кураторов»? Это ведь очень непростая специальность: надо и в цифровых технологиях шарить, и педагогическими способностями обладать, и уметь правильно общаться с людьми, которые сформировались в доцифровую эпоху.
  3. Реально ли в принципе научить человека зрелого возраста работать с активным использованием цифровых технологий? Работать, а не развлекаться или общаться. Пользоваться поисковиками, смотреть фильмы в Сети и слушать музыку, делать селфи с помощью смартфона или общаться с подругой детства, живущей за тридевять земель, с помощью мессенджера, таки многие научились. А если разговор пойдет о том, чтобы хорошо освоить стандартный офисный IT-пакет? И все это — не в охотку, а потому что иначе с работы вылетишь?

Короче, я в непонятках. И учить людей надо, и специалисты для этого нужны — в этом у меня нет ни тени сомнения. Но насколько это возможно в существующей ситуации? Что думаете?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

12 Comments

  1. Ответить
    Civetta 16.10.2018

    Было бы желание — человек научится. Сложность в том, что с возрастом желания все меньше и меньше. А потом, если человек знает, как без чего-то обходиться, любые новшества (и те, которые на самом деле сильно облегчают жизнь) он воспринимает как усложнение процесса. Помню, в незапамятные времена у нас была бухгалтер, которая любую операцию на калькуляторе потом на счетах проверяла. Да, и несколько раз ловила его на ошибках, такое тоже было:)

    • Ответить

      Не иначе, калькулятор был китайский. У меня тоже такой был — периодически показывал, что дважды два равно семи.
      Насчет «желания меньше и меньше». Мне кажется, что сил меньше и меньше. Да и потом, если человек долго чему-то не учился, то мозг забывает, как это делается.

  2. Ответить
    Евгений 16.10.2018

    Будем надеяться на лучшее!

    • Ответить

      Вот проблема-то как раз в том и заключается, что у всех участников процесса разное понимание «лучшего».

  3. Ответить
    Галина 17.10.2018

    Вот я тоже склонна думать, что при необходимости человек научится. В нашем городе в двух библиотеках организуют бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров. Они востребованы. Существует очередь, надо подождать.

    • Ответить

      Сейчас такое время, что людей надо обучать навыкам работы на ПК. Но обучение тоже бывает разное. Для работы обычно требуется уровень «продвинутый пользователь». Этому быстро научиться не поучится, даже при желании.

  4. Ответить
    Алексей 22.10.2018

    Даже в возрасте при надлежащей мотивации научиться можно. Но даже среди тех кто близко к 65 или больше встречаются разные по восприятию своей причастности к тому что происходит вокруг. Эти уж точно не успокоятся пока не встроятс в новый ритм жизни.

    • Ответить

      Да, я таких людей встречала. Правда, они все очень не любят по найму работать, обычно находят себе какую-то нишу, где и заработать прилично можно, и сам себе начальник.

  5. Ответить

    Посмею предположить, что вся эта затея — ради «галочки», ради нужных определенному кругу лиц отчетов о том, что «всё идет по плану». Ну какой из тети Маши, проработавшей большую часть жизни штукатуром и заработавшей к 50 годам целый букет хронических заболеваний, пользователь ПК? Хотя, пользователь-то еще возможно какой-никакой и выйдет, но не работник…

    • Ответить

      То-то и оно. Правда, на рынке труда из-за демографических и прочих проблем ныне такая скверная ситуация, что, может, и впрямь без переученных предпенсионеров не обойтись?

  6. Ответить

    Сейчас очень много пенсионеров хотят этому научиться, сидеть на лавочках уже не модно!!

    • Ответить

      Хотят, это так. Но научиться, чтобы мейлом и мессенджерами пользоваться — одно, а чтобы реально работать — совсем другое.

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *