Сегодня праздник — День учителя. В советское время он отмечался в первое воскресенье октября, а поздравляли учителей за день-два накануне. Приходить в школу при параде было не обязательно, но многие девочки наряжались в белые фартуки. Было много цветов, поздравлений, иногда даже — слёз (если поздравление особенно удавалось). И как-то без помпы, без официальщины, без дорогих подарков сам собой получался очень добрый и теплый праздник…
Я часто вспоминаю своих школьных учителей. Даже сегодня, спустя несколько десятков лет после окончания школы, я могу каждого из них назвать по имени-отчеству и припомнить эпизоды, связанные с их работой. Они были очень разные — строгие и не очень (впрочем, особой демократии в советских школах не наблюдалось, и это воспринималось совершенно нормально, тогда модная ныне тема «ребенок — партнер взрослого» еще не прозвучала в педагогике). Кого-то из своих учителей я взахлёб обожала, кого-то уважала и побаивалась, а кого-то и терпеть не могла, лишь много позже поняв, почему они вели себя именно так, а не иначе. Но что показательно — не было ни одного, к кому я относилась бы равнодушно. И не только я, пожалуй. Ведь учитель отдает не только знания, он дарит еще и кусочек своей души — как может, так и дарит.
Например, моя учительница по биологии (а до биологии она же вела у нас природоведение) подвигла меня на всю жизнь полюбить ее предмет и очень рано осознать важность знаний в естественной сфере. Учительница по русскому языку и литературе каким-то удивительным манером убедила весь класс в том, что безграмотность — это стыдно, и как же старались мои одноклассники писать без ошибок — это было дело чести! А учительница по математике ухитрялась мне, гуманитарию в кубе, объяснять, как я теперь понимаю, весьма сложные вещи: класс у нас был с углубленным изучением математики… И хотя она это делала довольно жесткими методами, вовсю манипулируя на моем самолюбии — так сделала же!
Тогда важнейшей составляющей отношений между учителями, родителями и учениками было чувство доверия. Родители доверяли учителям, зная, что мы им небезразличны. Мы доверяли родителям, сознавая, что они хотят для нас только хорошего. Учителя доверяли нам, понимая, что мы, конечно, любим полениться и пошалопайничать, но все же и работать умеем, особенно если нас направлять. Мы доверяли учителям, потому что чувствовали их небезразличие и потому что им верили наши родители. А еще — потому что учитель — это был Учитель, и не доверять ему было даже как-то неприлично…
Но мир стремительно меняется. Вместе с ним меняются и профессия учителя, и отношение к ней. Но неизменным пока остается тот факт, что учитель — это человек, который проводит с ребенком много времени (иной раз больше, чем родители) и в силу этого, соответственно, формирует систему жизненных ценностей будущего взрослого. И ответственность за это — моральная, конечно, ответственность — никуда не делась. И вот парадокс: в процесс обучения все более активно вмешиваются высокие технологии; учитель уже не царь и бог, а свой след в личности ребенка всё равно обязательно оставит. А какой это будет след? И какое отношение к жизни и людям учитель передаст ученику?
Сегодняшний праздник — хороший повод задуматься об этой психологической связке: «учитель — ученик». Я, со своей стороны (наверное, так сказывается «учительская» генетика, уж очень много педагогов было в роду) пришла к неожиданному выводу: краеугольным камнем успеха в качестве того самого «следа» в личности ребенка является доверие к учителю со стороны родителей его ученика. Заметьте, не абстрактного «общества», не Министерства образования, не администрации той школы, где он работает — а родителей. И отношение это, как ни странно, никак не связано ни с квалификацией учителя, ни с его возрастом, ни с регалиями. Это просто доверие к тому, кому отдаешь своего ребенка.
Я поздравляю учителей с их профессиональным праздником. И желаю им здоровья, радости от той работы, которой они занимаются, благополучия… И Доверия.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Поздравляем всех учителей!
Да! И преподавателей вузовских — тоже:)
Очень тёплая статья, спасибо.
И Вам спасибо! Я старалась:)
Немного с опозданием. Я тоже поздравляю всех учителей! Терпения им, мудрости, и конечно же доверия. Я помню всех своих учителей, и многим очень благодарна.
Значит, хорошие были учителя, раз помните!
Замечательный праздник! Уже давно закончила школу, но есть учителя, которых до сих пор вспоминаю с теплотой и благодарностью.
А мне некоторые мои учителя даже снились уже через много лет после окончания школы. Причем, ситуации уже были совсем даже не школьные…
Среди моих родственников не так уж много учителей (мама и тётя, мамина сестра). Но они уже покинули этот мир. Да и первая наша учительница и классный руководитель уже тоже покинули этот мир. Но они все в моей памяти, и значит — живы их дела. Елена, спасибо за душевное и содержательное объяснение учительства, как той душевной энергии, которой они нас зарядили.
И Вам спасибо, Алексей! Приятно узнать, что не я одна помню своих учителей.
Как давно это было. Но мне в институте больше нравилось учиться. Даже первое сентября нравилось!
Неужто в школе у тебя было меньше тусовки?
В школе у меня были мысли только о поступлении в институт (уже в сознательном возрасте), так что было не до тусовок. В институте об этом уже не надо было думать, оставалось только учиться, а на старших курсах учеба сама по себе была развлечением
На старших курсах МИФИ учеба была развлечением?! Ты безжалостно сломала мои стереотипы…
А ребенок ведь вообще очень хорошо чувствует, как ко всему относятся родители и часто ко многому начинает относиться так же. Поэтому чтобы в школе все складывалось, конечно, учителям надо доверять. Хотя сейчас мы и правда, пожалуй, более критичны ко всему, чем были наши родители. В каком-то смысле и для них учителя всегда были авторитетом, а теперь мы и это подвергаем сомнению при каждому удобном случае… С другой стороны, просто мир меняется, и никуда от этого не денешься. В каком-то смысле и школьному образованию давно пришло время меняться, и наверняка это и будет происходить постепенно.
Да образование-то меняется… только мне кажется. что сейчас оно меняется в направлении исключения учителя из педагогического и образовательного процессов. Все больше дистанционки, все меньше реального соприкосновения человека с человеком.
Мы многим обязаны учителям, некоторые их мысли стали нашими
Это точно. И в каких-то случаях понимаешь это лишь десятилетия спустя — откуда оно прилетело:) Впрочем, наверное, если бы сразу на душу не легло — то и не усвоилось бы.
Мы поздравляли в этом году двух воспитателей. Они тоже заслуживают внимания родителей.
Сейчас, когда почти по всей стране школы сливают с детскими садами — да, получается, что дошкольный педагог — это тоже учитель:)
Помню, в школе, день учителя для нас был большой праздник. На уроки все шли нарядные и с цветами. А уроки кстати, были сокращёнными, что тоже очень сильно радовало.
Дети есть дети… Мы тоже радовались, когда уроки отменяли. Хотя это обычно происходило из-за болезни учителя — получается, радовались, что педагог заболел.
И всё же эволюция не стоит на месте… Эти изменения закономерны. Раньше учитель был для ученика действительно чем-то сверх. Ведь очень много было безграмотных людей, и когда такие же малограмотные родители доверяли им своих детей — они возлагали надежды на этого человека и видели в нём чудо, которое непременно произойдёт дальше и их ребёнком. Сейчас же не всё всегда так однозначно. Когда дети приходят в школу, они уже умеют, как пример, читать, но их снова заставляют учиться читать, говоря родителям, что до школы вообще не надо было учить (так ведь дети то смышлёныши, схватывают многие вещи гораздо раньше). Или когда учитель родителям на собрании заявляют, что ваши дети в таком возрасте, что они врут, типа не верьте детям, что они вам говорят, а на детей постоянно кричит, о каком доверии речь. И мои наблюдения — это не какое-то там исключение, это в современных школах норма.
Не уверена, что это эволюция — т.е. развитие… Мне кажется, что происходящее — скорее, путь в тупик.
Проблема с обеих сторон: и от недоверия к учителю, и от непрофессионализма педагогов. Одно тянет за собой другое, и наоборот. А среди учителей — да, всякие попадаются. Ведь сейчас профессия учителя девальвирована. Вовсю работает отрицательная селекция: люди, который действительно любят эту работу и детей, не могут долго трудиться в этой сфере, а их место зачастую занимают те, кто просто хочет заработать себе на хлеб с маслом. Так что нареканий много.