«Торопыжка», который обращается за помощью к специалисту моего профиля, обычно долго не может сформулировать свой запрос. Почему? Наверное, потому что, да, есть ощущение, что живешь слишком быстро и не успеваешь ощутить вкус жизни — не говоря уж о получении удовольствия от этого вкуса; но и от скорости отказываться не очень-то хочется, хорошо понимая свои преимущества перед другими людьми. Быть лидером — это, знаете ли, приятно…
Поэтому одна из основных моих задач при общении с такими клиентами — выяснить, чего же хочется-то? Что это должен быть за результат, к которому надо прийти с помощью разговорного гипноза? Начинается поиск…
Этот поиск выражается в проговаривании вариантов. Вариант № 1: увеличить скорость жизни — с тем, чтобы успевать еще больше и радоваться этому факту. Чаще всего такой вариант предлагают мужчины в возрасте 27-37 лет.
Вариант № 2: не отказываясь от скорости, «включить» опцию получения удовольствия от жизни. И нашим, и вашим, так сказать. Этот вариант любят клиенты-«торопыжки» обоего пола, принадлежащие к возрастной категории 38-43 лет.
Вариант № 3: умение делать «остановки по требованию» — что-то типа привала в путешествии. Ехал-ехал, захотел — остановился, отдохнул, воздухом подышал, птичек послушал — и дальше двинулся. Этот вариант характерен для возрастной категории 44+, чаще его «находят» мужчины.
Вариант № 4: создание и закрепление навыка заблаговременного планирования остановок. Т.е. человек по опыту знает, что спонтанная «остановка по требованию» у него вряд ли получится, поэтому хочет планировать ее заранее. Собственно, это уже не столько про разговорный гипноз, сколько про тайм-менеджмент, но, как правило, клиенты, которые ориентируются на такой вариант, уже сходили на соответствующий тренинг по управлению временем, возможно, даже поработали с коучем, занялись планированием… и с удивлением поняли, что запланировать остановку мало — план надо еще и реализовать. «Что-то внутри не пускает» — говорят они. А вот с этим уже — добро пожаловать на разговорный гипноз. Клиенты, которые выбирают вариант № 4 обычно уже «разогретые» — ведь в их жизни сравнительно недавно произошло какое-то событие (нередко — грустное или травмирующее), которое и заставило их обратиться к тайм-менеджменту, а уж потом осознать, что в их случае он не работает. Возраст и пол таких клиентов могут быть любыми.
Вариант № 5, редкий: замедление темпа жизни с целью получения от нее удовольствия… пусть даже в ущерб первенству по числу достижений. В общем: «И пусть весь мир подождет!». Эти клиенты — люди, которые или в результате какого-то внешнего события, или как бы само собой, без явного повода, вдруг что-то поняли про свою жизнь и решили изменить ее качество и перестать быть «торопыжками». Здесь, опять-таки, пол и возраст могут быть любыми.
Перед тем, как клиент остановится на том или ином варианте, может пройти некоторое время. Нет никакой гарантии, что сознательный выбор окажется для него наиболее подходящим. Тем не менее, когда вариант выбран — как я это называю, «сформирована хотелочка» — надо работать. В формате разговорного гипноза с «синдромом торопыжки» лучше всего действует техника гипнотической метафоры. Она позволяет медленно — а для «торопыжек» это труднодостижимая роскошь — и безопасно, как в детской игре, «примерить» на себя каждый из приглянувшихся вариантов и прочувствовать: какой комфортнее?
Однажды мне повезло на клиента, который очень долго не мог определиться, даже приблизительно — какой же из перечисленных вариантов (или, может быть, какой-то еще) ему близок? Поэтому для этого случая пришлось придумывать специальную метафору, которая объединит все варианты, да еще и даст простор для интуитивного поиска. Но буду рассказывать по порядку.
Валерий, 46 лет. Руководитель подразделения в крупной компании. Хорошая семья, трое детей, уже есть один внук. Валерий — классический вариант «торопыжки»: масса социальных достижений и перманентное недовольство собой, в котором смешиваются страх чего-то не успеть и ощущение «жизнь проносится мимо». Пришел Валерий с типовой жалобой на «возрастной кризис»:
— Вы же специалист, сами понимаете, что возраст такой, кризисный. Ну вот я уже несколько лет и чувствую, что ничего не успеваю, хотя, фигурально выражаясь, бегу очень быстро. Ощущение такое, что жизнь проносится мимо, а я все не могу остановиться и посмотреть на нее. Я люблю скорость, люблю быть первым. Но вот так тоже нельзя — когда от своего первенства не можешь получить никакого удовлетворения. Наверное, надо бежать еще быстрее… хотя кто его знает, сколько я еще так выдержу. В прошлом году попал в больницу, врачи сказали — переутомление. Я хотел бы уметь останавливаться. Пытался научиться — ходил на тренинг по тайм-менеджменту, пользовался специальным планировщиком… Но ничего не получается. Я продолжаю спешить.
Вся эта тирада — классика «торопыжного» жанра. Но самое интересное в ней — фраза «Ощущение такое, что жизнь проносится мимо, а я все не могу остановиться и посмотреть на нее». Как-то нелогично получается: она проносится мимо, а он не может остановиться. Так точно ли это жизнь проносится? Или он, Валерий, кометой проносится по жизни? Озвучиваю цитату, задаю уточняющий вопрос — мол, как же так, что именно вы имели в виду? — и сама удивляюсь его действию: Валерий моментально уходит в состояние транса. Причем, уходит глубоко и надолго: устроился в кресле поудобнее, глаза чуть прикрыл и явно собирается поискать внутри себя ответ. Короче говоря, «ушел в себя, вернусь не скоро».
Пускать ситуацию на самотек было опасно, поэтому я стала экспромтом конструировать гипнотическую метафору, которая позволила бы Валерию лучше поработать в трансе. И вот что получилось в результате:
— И пока происходит какая-то внутренняя работа, можно послушать историю, которая может иметь отношение к вашей задаче. Это история о гонщике, который очень любил скорость.
С самого раннего детства этот мальчик был очень быстрым — он раньше, чем другие дети его возраста, встал на ножки, научился ходить и бегать, ездить на велосипеде — сначала на детском, а потом на двухколесном, взрослом. И как только появилась возможность, он сел за руль автомобиля.
Сначала он просто получал удовольствие от скорости — от того, как быстро меняется пейзаж за окном, от того, что его никто не может догнать, от того, что эту скорость можно еще увеличить…Но через какое-то время ему стало интересно — а что там, снаружи? И он стал приглядываться к пейзажу повнимательнее, но из-за огромной скорости пропадало много деталей… впрочем, до какого-то момента это было неважно…
Но со временем выросший мальчик стал задумываться о том, что ему нужны остановки — чтобы отдохнуть, обдумать следующий шаг или просто получить удовольствие от состояния покоя. И иногда ему удавалось остановиться, иногда — нет, потому что желание двигаться вперед и всех обгонять было сильнее.
И прошло еще какое-то время, и он понял, что остановки надо планировать. Он купил несколько умных книжек по тайм-менеджменту, стал расписывать свою жизнь вперед на недели и месяцы, обязательно внося туда желанные «остановки по жизни». И порой это у него получалось…
По законам конструирования гипнотической метафоры полагалось перейти к кульминации, которая представляет собой метафорическое же решение проблемы клиента. А у меня, как назло, ни одной умной мысли — что ни говори, а в этой технике разговорного гипноза нужна большая предварительная работа. Но вот же — человек в состоянии транса сидит, это надо использовать! И тут меня осенило.
Небольшое лирическое отступление. Давно-давно, еще во второй трети ХХ века жил и творил такой интересный советский азербайджанский поэт: Самед Вургун (1906-1956). За пределами Азербайджана он стал особенно известен в годы Великой Отечественной войны: его стихи в переводе Константина Симонова, который был его близким другом, широко публиковались в Советском Союзе.
Есть одно стихотворение Самеда Вургуна, которое я — с подачи моей старшей сестры, спасибо ей за это — выучила наизусть еще в возрасте десяти-двенадцати лет. И вот кусочек из этого стихотворения я и сделал кульминацией своей гипнотической метафоры:
— Но однажды, когда у него в жизни случилась остановка — и я не знаю, запланированной она была или нет — на глаза ему совершенно случайно попались вот такие стихотворные строчки:
Все в звездах небо, с моря дует ветер. Мы встретим со стаканами зарю. Не говорю: «Забудем все на свете!» «Согреемся немного», — говорю. Пусть длится ночь, пусть опоздает утро, В объятьях дум сижу я у огня. Пусть то, что я скажу, не так уж мудро, Но мудрость друга — выслушать меня! Пока любить и петь я мучим жаждой, Пока живой, теплом земли дышу, Я жизнь продлю в ее мгновенье каждом. Мне некуда спешить. Я не спешу.
И эти простые строчки отчего-то привлекли его внимание. Они запали в его душу и, хотя он скоро вновь отправился в путь, вновь и вновь начинали звучать в его памяти, помогая ему выбрать правильный путь…
Знаете, есть такое выражение: «ощущение хорошо сделанной работы». Именно такое ощущение и появилось у меня после того, как я завершила свою метафору. Было приятно. Но меня ждал сюрприз… Через три-четыре минуты Валерий начал выходить из состояния транса. И сделал он это весьма оригинальным образом. Он слегка откашлялся и вдруг…
— Пусть туча медленней пройдет над нами, Пусть медленней течет река. И пусть, Весь мир на капли разделив глазами, Я каждую запомню наизусть. Не думай, я не постарел, я просто Хочу, чтоб все в нас оставляло след, Чтоб мы, не доживающие до ста, Прожить умели за день десять лет. Пусть не спешит перо в руке поэта Скорее книгу жизни завершить. Пусть длится день! Пусть вертится планета! Я не спешу. Мне некуда спешить.
Теперь в транс ушла я — от удивления: он прочитал заключительную строфу того же стихотворения Самеда Вургуна. Валерий тихо добавил:
— Дело в том, что я родился и вырос в Баку, а Самед Вургун был любимым поэтом моей мамы… Это стихотворение ей особенно нравилось — наверное, еще и потому что это — перевод Симонова, которого она тоже очень ценила. Странно, что я его не вспоминал, а ведь в нем заключены все ответы на мои вопросы. И мне, действительно, некуда спешить…
По-моему, нас обоих прошибла слеза. Обсуждать произошедшее не хотелось. На следующих наших встречах проблема «синдрома торопыжки» более не поднималась.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Алёна, это чудесно! Я сижу, пью кофе, смотрю на часы, перебираю ногами, надо же бежать, столько дел, читаю статью и понимаю! Все понимаю, всё становится на свои места, слеза прошибает, это точно. И мне некуда спешить, Я не спешу. Я успеваю то, что нужно. Спасибо!
Не за что:)
Нам всем надо почаще перечитывать классику:)
Такие статьи очень важно читать таким людям, которые вечно куда-то бегут. Может и правда все встанет на свои места!!!
Если только бегущие люди найдут минутку, чтобы остановиться и почитать:)
Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь. Омар Хайям
Знаю, но применить не получается. Чего-то нет. А Вам — спасибо: капля камень точит — мысли нужные мне.
И Вам спасибо, Владимир!
А Омар Хайям был большим знатоком в искусстве чувствовать жизнь во всем ее многообразии.
Нам, русскоязычным читателям, всем здорово повезло на хороших переводчиков Омара Хайяма. Этим не каждый народ может похвастаться.
Красивая история. Прямо как будто со мной все это было или, по крайней мере, как будто я рядом в кресле сидел и все своими глазами видел, своими ушами слышал.
Я по сей день уверена, что этот случай — один из наиболее удачных в моей работе:)
Сегодня больше не суетимся)
Да и вообще можно поменьше суетиться…
Меньше суетиться нужно, тем кто уже много суетиться. А как помочь посуетиться тем кто опустил руки?
На БОС отправить, конечно…
Люди такие разные… Кого-то и на гипноз!
Welcome back в наши стройные ряды!
Надеюсь, со мной они станут еще стройнее.
Елена, какая замечательная статья! А ведь и правда за ежедневной суетой мы не замечаем, как прекрасен мир. В каждой мелочи есть своя прелесть, и спасибо, что напомнили об этом)
Спасибо, Настя:)
Я и себе напомнила — все заново пережила, пока писала.
А я хорошо помню эти стихи, только имя поэта в памяти не сохранилось. Моя бабушка часто их читала. И еще другое, «Поэт, как рано постарел ты!» — это ведь тоже его?
Да, «Поэт» — тоже его. очень глубокое стихотворение, философское.
В советское время стихи Самеда Вургуна издавались довольно активно, и не только в Азербайджане. Его многие знали и любили. К тому же те стихи, которые переводил Константин Симонов, часто публиковались и в его сборниках, а тут еще большая аудитория была.
Понятно, люди за сорок начинаю понемногу что-то догонять…
К семидесяти понимания еще больше. Правда, и сожалений — тоже.
Тут уж надо определиться — что важней
Обычно жизнь сама определяет это за нас:)
Лена, я все думала, куда вы пропали… Но если, после таких «пропаж» получатся такие статьи, то можно…
Я себя тоже иногда ловлю на мысли, что очень хочу все делать медленно, с чувством, с толком, с расстановкой. И все это я хочу уже много лет… почему то не получается, даже в отпуске. Может просто характер такой. Даже на работе говорят: может тормознешь?
И получается, что мы вот такие постоянно напрягаем людей, у которых кровь течет с другой скоростью.
Чем дальше, тем больше понимаю, что спешить, собственно, некуда. Особенно, когда вокруг видишь такую красоту природы (даже в городе), а уж когда за городом, то и говорить не приходится. Вовсе никуда не хочется. А как разговаривают деревья … Вы когда-нибудь слышали? Я раньше не слышала. А теперь знаю.
И вообще, прихожу к выводу, чем меньше спешишь, тем больше успеваешь. Наверно, это потому, что себя начинаешь слЫшать и чувствовать. Это главное на пути познания себя.
Вера, а как раз сейчас готовлю пост о том, как разговаривают деревья:) И, да, многие люди с годами понимают, что можно не спешить. И я всегда радуюсь, когда такое понимание приходит «мирным путем».
Алла, спасибо:) Да, что-то у меня совпали творческий кризис с очень большой нагрузкой:)
По теме статьи: мне кажется, что «медленно» и «быстро» у каждого свое. До тех пор, пока скорость не приносит человеку проблем и, по сути, начинает мешать жить — все нормально. У «торопыжности» ведь очень много плюсов:)