БЛОГ-ТУР В ЗЕЛЕНОГРАД. ВЕДОГОНЬ-ТЕАТР. «ВАССА»

Есть такой прекрасный город с очень интересной судьбой — Зеленоград. Для тех, кто не знает — это основанный в Подмосковье по Ленинградскому направлению в конце 50-х годов населенный пункт, который стал развиваться довольно-таки неожиданным для его создателей образом. Дело в том, что сначала планировалось, что этот город станет спутником Москвы.  Но уже через несколько лет Зеленоград из пригорода Москвы превратился в один из московских районов, заодно уж став и центром развития электроники  и микроэлектроники. О том, было ли это повышением или понижением в статусе, спорят до сих пор. Но что отличало Зеленоград от подмосковных городов еще в советские времена: чистота, более приличное снабжение в магазинах, планировка кварталов и, конечно же, люди. Люди там жили своеобразные: советская техническая интеллигенция со всеми ее особенностями, в частности — с высокими культурными запросами. И хотя за последние десятилетия в нашей стране изменилось очень многое, культурные традиции зеленоградцев никуда не делись. Более того, в 1999 году в городе был официально учрежден  государственный профессиональный «Ведогонь-театр».

3a4781a79a367455055d770c4668ce6a

Театр, заселившийся в помещение бывшего кинотеатра «Эра», сначала жил о-о-очень тесно, деля площади с рестораном и боулингом. Ладно еще, зал небольшой — всего  сто четыре места — так и зрителей тоже не тысячи. А как же подсобные помещения: гримерки, костюмерные, склады, офисные комнаты для самых разных служб? Зритель там не бывает и вообще об этом не задумывается, но чтобы театр успешно работал, требуются согласованные усилия очень многих специалистов. А этих специалистов надо где-то размещать. Где? Было трудно. Но потом свершилось знаковое событие — все здание было передано «Ведогонь-театру».

загружено

Театр небольшой. Всего вместе с приглашенными актерами  в труппе около тридцати человек. Но при этом на сегодняшний день уже поставлено около сорока спектаклей. А пьесы-то все непростые, от классической  «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, до современной, да еще и созданной специально для Зеленограда, «Белки, сосны, микросхемы» Е. Бондаренко (по названию все понятно, правда?). А меня пригласили на совсем уж неожиданный вариант театрального действа: спектакль «Васса»,в постановке А. Ледуховского, который в 2014 году стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» и победителем XII Международного театрального форума «Золотой Витязь».

DSC06253.JPG

Вопреки опасениям, до Зеленограда я добралась быстро. Автобус-экспресс, который идет от станции «Речной вокзал» по платной Ленинградке, сейчас двигается гораздо быстрее, чем года четыре назад, чем года четыре назад (с тех пор в Зеленограде я не была). Сначала меня ждала экскурсия по зданию театра — и, конечно, по старой блогерской привычке я залезла носом в каждый угол. Свет там в основном неяркий, поэтому не все фото получились, а те, что получились, увы, не всегда хороши качеством. Но эффект присутствия ощутить можно. Итак, начинаем. Это — директор театра Инна Васильевна Варфоломеева, которая любезно провела меня по всем закоулкам, все рассказала и напоила чаем с зефирками.

DSC_0013.jpg

Это — фойе. Здесь регулярно проходят выставки местных художников. Пока публика ждет начала спектакля, она может и полюбоваться на живописные работы, и даже приобрети то, что понравилось (на табличке к каждой работе есть номер телефона ее автора).

DSC06256.JPG

Закулисье. Реквизит для самых разных спектаклей.

DSC_0007.jpg

DSC_0043.jpg

DSC06278.JPG

Еще была фотография реквизита в виде дохлого кота, который появляется на сцене в начале первого действия «Вассы». Но дохлый кот, хотя и сделанный из какого-то синтетического материала, получился настолько реалистичным, что я решила вас не пугать, а потому это фото размещать не стала. Зато можно полюбоваться на другую театральную экзотику: толщинки. Я-то все думала, как актеры выходят из положения, когда надо сыграть роль упитанного персонажа — не отъедаться же специально для такого случая? Оказывается, задача решается прозаичнее — под верхнюю одежду надевается вот такой костюм. Жарко ж, наверное…

DSC06266.JPG

Толщинки хранятся в большой костюмерной комнате. Там же висит множество других костюмов — ко всем действующим спектаклям.

DSC06261.JPG

DSC_0059.jpg

Тут же — обувь и шляпы, все очень аккуратно хранится…

DSC_0064.jpg

Дамы, оцените идею размещения в пространстве бижутерии!

DSC_0066.jpg

Здесь — гримерка.

DSC06264.JPG

DSC06265.JPG

Причесывают и гримируют актрису Е. Ворончихину, которая будет играть роль Натальи, жены Семена.

DSC_0069.jpg

Актриса Н. Третьяк, Дуня. По ходу пьесы это красивое длинное платье периодически будет становиться короче. А кокошник-то какой чудесный! Все же знали наши предки, как девушек украшать. Правда, сейчас такое не поносишь — в метро  будет сложновато.

DSC_0072.jpg

Парики.

DSC_0052.jpg

Чья-то голова в ящике. Сперва пугаешься, потом понимаешь, что это муляж.

DSC_0054.jpg

А помните, в советское время в парикмахерских стояли вот такие сушилки для головы? Кстати, кто знает — а почему? Обычных фенов не было?

DSC_0049.jpg

Продолжаем экскурсию. Здесь звук…

DSC_0023.jpg

… и свет. Про звук и свет именно в этом спектакле еще скажу. Я тогда, когда делала эти фото, еще не знала, что свет и звук в «Вассе» — отдельное явление.

DSC_0032.jpg

Цветные светофильтры…

DSC_0033.jpg

Здесь, применяя смекалку и подручные материалы, изготавливают реквизит и бутафорию.

DSC_0046.jpg

DSC_0047.jpg

Вообще, реквизит откуда только не берется — покупается, выпрашивается, приносится из дома. Припомнилось из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко (цитата по памяти): «Колонисты из отряда «Р» сводного были уверены, что реквизит так и называется именно потому что реквизируется из квартир сотрудников колонии».

DSC_0045.jpg

DSC_0040.jpg

Расписание репетиций. Нагрузочка у людей — ого-го. Нормально так: утром-днем порепетировал, а вечером — спектакль отыграл.

DSC06305.JPG

А вот это — суперзанавес. «Супер» — потому что он изготовлен специально для этого спектакля. Я подошла в тот момент, когда его уже повесили и отпаривали, чтобы не было складок.

DSC_0027.jpg

Теперь о самом спектакле. Не знаю, как вы, а я была не в курсе, что «Васса» существует в двух вариантах. Все мы помним фильм «Васса Железнова», где главную роль играет Инна Чурикова. Роман я тоже читала в юности. Но этот спектакль поставлен по первому варианту пьесы, который был написан А.М. Горьким не позднее 1910 года (второй вариант датируется 1936 годом). Разница — огромная. В первом варианте отсутствует вся революционная тема. По сути, это — семейная сага, в которой повествуется о первоначальном накоплении капитала. Напряжение на сцене — огромное. Каждый жест, каждый вздох, каждая пауза — что-то означают. Актеры себя не щадят. И накал все нарастает.

К слову о накале. У меня сначала была идея еще пофотографировать в перерыве за кулисами. Но уже после первого действия было принято решение  и людей с творческого настроя не сбивать, и самой здоровьем не рисковать.

По форме —  я не знаю, как определить форму спектакля, поставленного «Ведогонь-театром». Это не классика. Но это и не модерн. Получилось нечто вневременное. Обратите внимание на костюмы главных действующих лиц. Так не одевались в начале ХХ века. Но почему-то веришь, что так оно и было…

d421a3f98ffa66cd58fe04333d3fabf9

img_2122

img_2430

Теперь, как обещала, о свете и звуке. Если я сейчас попытаюсь разложить все по полочкам, то это будет вариант «алгеброй гармонию проверить». Поэтому я просто поблагодарю и режиссера, который придумал это чудо, и соответствующих специалистов, которые его воплотили. Со своей колокольни гипноза могу лишь напомнить, что правильно организованные свет и звук — сильнейшие средства для введения в транс. Звуковые эффекты, музыка, подсветка, игра теней — думаю, я успела заметить и осознать лишь малую часть, поскольку действо быстро меня затянуло — да, так, что уж неделя пролетела, а я все отойти не могу. Кстати, на что я еще обратила внимание оком специалиста по коммуникациям: публика после спектакля расходилась загруженная. Это здорово, когда в  наше время люди начинают думать.

По-хорошему, надо было бы описать игру каждого из актеров этого состава, но я не театральный критик, не справлюсь. Как обычный зритель могу сказать, что это было здорово — и спасибо всем, кто сотворил это чудо.

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

32 Comments

  1. Елена, спасибо за экскурсию по театральному закулисью. Больше всего удивило наличие верстака со слесарными инструментами и сверлильным станком. Похоже, в театре много чего вручную делается. Это, в принципе, выход. Хотя, так быть не должно… В идеале нужно налаживать связи с городскими организациями, которые могут помочь и с производством реквизита, и с его ремонтом — безвозмездно или за билеты на спектакль. Было бы здорово, если бы какой-то крупный завод «шефство» над театром взял. Но я, наверное, устаревшими категориями мыслю, нынче же капитализм, где каждый вынужден выживать так, как умеет…

    • Экскурсия удалась:)
      Я верстаку не удивилась — потому что вообще никогда не задумывалась, оказывается, на тему, откуда берутся театральный реквизит и бутафория. Инна Васильевна, директор театра, сказала, что есть специальные учебные заведения, где готовят специалистов по изготовлению театральных вещей. Раз все так серьезно, наверное, шефы могут помогать деньгами или материалом, но делать все приходится в самом театре, «ручками»:)
      Насколько я поняла, театр в городе уважают. Его поддерживают. Но средств сейчас у всех мало, а театральное производство (тоже, кстати, никогда не задумывалась об этом) — затратная штука.

      • AS 24.10.2017

        В советское время шефы имели одно очень важное преимущество: они могли посещать подшефный театр довольно часто, и сделать на лучших местах. Билеты тогда стоили недорого (с сегодняшними ценами не сравнить), но почет какой был! И в результате люди, которые, может быть, и не собрались бы никогда в театр, все же ходили на самые разные спектакли. Привыкали к этому. Детей водили. И это становилось частью культуры — мол, не ходить в театр, не развивать своих детей — стыдно.

        • Новое время — новые песни. Вы же сами упомянули о том, что культура изменилась. Я бы, конечно, попробовала возродить институт шефства (или правильнее — «шефстовования»?) — но без особой надежды на успех.

      • Я хорошо знакома с театральным закулисьем.
        Детство прошло в городском Дворце пионеров, где был отличный зал со сценой, светом и звуком. За свет и звук отвечал мой папа.
        Друг семьи — заслуженный артист Республики, руководил детским театральным коллективом Дворца. И мы, его кружковцы, бегали в город драматический театр, который расположен на той же улице Ленина.
        Бутафорию и тогда делали в театре сами. Цеха разные были для этого. Не думаю, что многое изменилось. Только материалы новые появились. И «доставать» ничего не нужно. Всё продается и покупается легально.

        • Со всем согласна, плюс небольшая ремарка: продается и покупается — да, но это деньги. Они у государственного учреждения культуры не всегда имеются в достаточном количестве.

          • Возможно. Только как сейчас на баланс ставить то, что не куплено, а «достато»? Это раньше с шефами договаривались. Хотя, думаю, что и сейчас такое практикуется.

  2. ЛЮДМИЛА 23.10.2017

    Закулисье — целый мир… А сколько невидимого для зрителей труда вложено в каждый спектакль ! Хочется пожелать успехов театру !

    • Они очень стараются. Учреждениям культуры нынче нелегко. А достойный репертуар держать и не впадать при этом ни в китч, ни в эпатаж — совсем сложно.

  3. Как я вас понимаю, Лена! Мне пришлось побывать за кулисами нашего городского театра Шевченко, когда моя подруга работала там,еще в молодости. интересно было — не передать словами! Тоже все в новинку — помню, как я тоже удивлялась костюму, увеличивающему объем тела — такой смешной и толстый! А количество косметики, бижутерии и париков просто восхитило. Поэтому с интересом прочла и о вашей экскурсии по Ведогонь-театру.

    • Я уже потом сообразила, что более всего меня удивили даже не закулисные диковины, а то, как спокойно реагируют на них те люди, которые там работают:)

  4. Larisa 23.10.2017

    Интересный рассказ и фотографии, повествующие о вашей экскурсии. Конечно же, человеку не имеющему отношения к работе в театре, все внове, но вот воздействием музыки и освещения вы меня просто заинтриговали! Это же нужно быть настоящим мастером, что-бы добиться подобного!

    • Ой, да… музыка и свет в этом спектакле — просто что-то особенное. Я, наверное, все же еще раз тут напрошусь (а то и не раз), чтобы проверить какие-то свои догадки на тему того, что же было использовано режиссером для создания нужного впечатления.

    • Rescador 24.10.2017

      Я читал об этом режиссере, о Ледуховском. Он вообще большой мастер намека, а использует для этого все — звук, свет, цвет, пантомиму. Не знаю, стал ли еще кто-то в зале, как Вы, пытаться анализировать способы воздействия. Но если правда все, что о нем пишут, должно было зацепить всех.

      • Я же сейчас активно занимаюсь темой психологической реабилитации после перенесенного инсульта. Так там такое было количество «инсультных» метафор! Думаю, никто этого не понял, но люди в перерывах выходили очень озадаченные. Так что действовало точно на всех.

  5. Civetta 24.10.2017

    Елена, а само слово «Ведогонь» — что означает? И почему так назвали театр?

    • Уточню у Инны Васильевны, напишу. Хотела поинтересоваться, а потом реквизитный дохлый кот отвлек:)

      • ФМ 24.10.2017

        Ведогонь — живущий в человеке дух, который во время крепкого сна может покидать на время тело и странствовать по белу свету то, что Ведогонь в это время видит, после пробуждения от сна кажется человеку сновидением.

        • Елена 25.10.2017

          Ух ты, как здорово! Спасибо! Хорошее название для театра:)

    • Евгения 24.10.2017

      Ведогонь — дух живого существа и творчества из древних славянских мифов. Дух, который путешествует во сне (другая трактовка)

      • Елена 25.10.2017

        Спасибо, Евгения! Как хорошо совпало: и слово красивое, и сущность его интересна.

  6. Sard 24.10.2017

    А почему на последней фотографии все персонажи одеты в стиле гангстерской вечеринки?

    • Это задумка режиссера. Все в копилку темы первоначального накопления капитала.
      Я эти фото взяла с сайта театра. Во время спектакля — блогер ты там или не блогер — фотографировать нельзя (да и не вышло бы, думаю). Но на момент начала третьего действия я не знала, что там будет такой «костюмный» ход. Сначала шок был. А потом поняла, что все весьма к месту.

  7. Очень люблю посещать такие места, там много загадочного и интересного.

    • Елена 25.10.2017

      Я с детства очень интересовалась закулисьем. И вот, во второй половине жизни интерес оказался удовлетворенным.

  8. Валерий 24.10.2017

    Елена, спасибо за чудесные фото и сопровождение в тайные кладези искусства.
    Вспомнился мой поход в закулисье кукольного театра в детстве — настоящая сказка. Вот и сейчас то же самое настроение и ощущения от увиденного.
    Спасибо!

    • Елена 25.10.2017

      И Вам спасибо, Валерий. Значит, я точно не одна с такими ощущениями:)

  9. land_driver 24.10.2017

    Повезло Зеленограду — практически в пешей доступности находится театр. У меня б в районе открыли бы театр, думаю, там бы всегда аншлаги были. А то как подумаешь, что надо вечером куда-то в центр ехать, а потом ночью назад добираться, так уже и в театр идти не хочется

    • Елена 25.10.2017

      Да, вопрос дороги, конечно, важен. Если театр далеко, то только в выходные можно выбраться, да и то не всегда. Так что Зеленограду повезло — он компактный, добраться домой из театра вечером — не такая уж большая проблема.

    • Людмила, а от нас до центра, до театра, девять километров. переезжай к нам. Тихо и расстояния не очень. Пробки, правда, есть. И дышать часто нечем. Зато театры под боком.

  10. Татьяна 26.10.2017

    Интересно, а суперзанавес готовят специально для каждого спектакля? Ведь это колоссальная работа! Чудесная у Вас получилась экскурсия в закулисье.

    • Насколько я поняла — нет, не для каждого спектакля. Дорого. Я, кстати, вообще до этого похода в «Ведогонь» ни разу не задумывалась о «цене вопроса» — т.е. о том, что постановка спектакля — большой расход.

Comments are Disabled