ПРО ПОНИМАНИЕ

Стою на остановке. Автобуса долго нет. Это ничего, хотя в Москве сегодня и похолодало, но не смертельно, на улице находиться приятно. Как обычно, разглядываю людей вокруг себя (это у меня профессиональная деформация такая — все время фиксироваться на людях, их разговорах и их тараканах, которые во время разговоров активизируются и порой выкидывают какое-нибудь интересное коленце).

Лавочка занята — сидят четыре бабушки и один дедушка. Рядом стоит пожилой мужчина с таксой на поводке. Такса внимательно наблюдает за прогуливающейся по бордюру вороной. Еще один парень курит в сторонке. Что в сторонке — хорошо, что курит — хуже. Но, собственно, его дело. Павильончик остановки украшен рекламой. С одной стороны — что-то про грррандиозные скидки в сетевом продуктовом магазине. С другой — социальная реклама: нарисовано нечто непонятное и крупная надпись: «Семьи детей с аутизмом нуждаются в понимании».

d188d0bad0bed0bbd0b0

Подходят две дамы средних лет. Судя по тому, откуда они шли — сотрудницы роддома, который находится рядом. Расположились рядом со мной, продолжая ранее начатую беседу. Потом одна из них бросает взгляд на социальную рекламу про семьи детей с аутизмом, прерывает разговор и подталкивает другую локтем: смотри, мол. Далее цитирую почти дословно, но предваряю цитату своим замечанием: тон был задумчивый и совершенно не агрессивный. Итак:

— Это правильно. Семьи детей с аутизмом нуждаются в понимании. Большая часть людей вообще не знает, что такое аутизм. Поэтому таких детей часто принимают за разбалованных. Я сама такое несколько раз видела: ребенок кричит, сам себя по голове руками лупит, на землю валится. А люди вокруг мамашки, которая и так рада под землю провалиться, ей советуют: «Дайте ему по попе». Или вообще орут: «Убери свое чмо!». Но ребенок же не нарочно, это болезнь!

А с другой стороны, вот так подумаешь — почему я должна всех понимать? Почему я должна подстраиваться под интересы других? Автобус, магазин, поликлиника, кинотеатр — это все общественные места. Права, вроде, у всех равные. Получается, некоторые все же правее? Да, я знаю, что у нас слабая система помощи семьям детей с аутизмом. И не только им. А семьям, где ребенок-дебил, что, лучше? А где неходячий инвалид с ДЦП? А где (она понижает голос, оглядываясь на пенсионеров на скамейке) — старушка в маразме? И вообще, всем инвалидам нужны поддержка, участие и понимание. Но почему за мой счет — за счет человека, который платит налоги на хотя и плохую, но все же социалку для всех них: бесплатные лекарства, лечение по квоте, бесплатный проезд, пенсии? Потому что я здорова? Или я просто крайняя? Почему никто не задумывается о том, что и мне нужно понимание?

На последней фразе дама непроизвольно возвысила голос, на нее начали оглядываться. Подруга стала подталкивать ее локтем. Та хотела еще что-то сказать, но подошел долгожданный автобус. В салоне эта беседа продолжения не имела. Но загрузила она меня сильно. Сижу теперь, думаю насчет понимания. Кстати, а когда меня последний раз понимали?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

33 Comments

  1. Ответить
    Андрей 25.08.2017

    Кто там из классиков сказал, что «счастье это когда тебя понимают»… Конечно, понимание нужно всем, даже сотруднице родильного дома. Хм, я боюсь вызвать волну возмущения, но и дворник тоже нуждается в понимании. А по поводу инвалидов и здоровых, то нет в этой очереди крайних. Есть коллективная ответственность за жизнь друг друга.
    Вот вы никогда не думали, какую функцию выполняли бродячие слепые сказители в средние века? Функция очень простая — передача культурного кода и новостей. Кто-нибудь этим еще занимался? Наверное, да, но не в таком всеобъемлющем объёме. Едет себе человек в своей машине и думает, какие все инвалиды дармоеды и бездельники, а он, несчастный, за них платит. Приезжает на работу и проводит собеседование с, к примеру, незрячим специалистом. Всем он хороший этот специалист, но, как в анекдоте, без этого дела… Я про зрение. И, естественно, не помня свои утренние реплики, этот наш герой не берёт «слепого» на работу. «Слепого», конечно, можно заменить на «глухого», «однорукого», «безногого». Любая категория подойдёт. Можно даже толерантно назвать незрячим, слабослышащим, ампутантом… Только все это нашего героя, который решает судьбы, не волнует и не касается. Он не собирается брать такого на работу, он не собирается способствовать своей дочери/сыну в знакомстве с такими «людьми»… Для него лучшим вариантом было бы убрать эту нагрузку с его «успешности» и задвинуть куда-нибудь этих людей в отдельные резервации. Садится наш герой в свой автомобиль, едет домой и вдруг… Вдруг просыпается на больничной койке без руки, зрения и с оторванным ухом… Тут, естественно, наш герой немедленно требует к себе понимания, ибо сам не понимает, что с ним произошло, а также то, что ему со всем этим делать. Через какое-то время понимание в нём просыпается, но уже поздно, ибо понимание это уже по другую сторону, где этим пониманием никто делиться не будет. Сам же он уже не сможет увеличить объём понимания в природе.

    • Ответить

      Мне кажется, тут смешение двух разных моментов. Первый: у части здоровых людей и впрямь существует неосознанный страх контакта с любой инвалидностью (а по большому счету — и любой «инаковостью»), буквально по принципу «как бы не заразиться». И в этот момент и в самом деле никто не думает о том, как легко можно переместиться в ту самую категорию людей, входить в положение которой вовсе не хочется.
      Второй: очень большой груз «понимания». Он ложится на людей, у которых пока что ничего со здоровьем не случилось (и не факт, что не случится дальше, а взаимосвязи — как ты к людям, так и люди к тебе в случае несчастья — мне думается, нет). Когда человеку все время внушают, что он чего-то должен: понимать, любить, сочувствовать — обычно получается противоположный эффект.

  2. Ответить
    AS 25.08.2017

    Недалеко от моей работы психиатрическая больница. Недавно видел, как женщина сопровождала туда пожилого мужчину (отец, может быть, или другой родственник), который вел себя неадекватно — что-то громко и бессвязно говорил, размахивал руками, периодически ругался матом, садился на землю. Наверное, они небогатые, потому что в противном случае взяли бы такси и подъехали прямо к корпусам больницы. Хотя сейчас подумал — не факт, что таксист согласился бы.
    Со стороны было понятно, что этот человек болен — тут не подумаешь, что это невоспитанность, как в ситуации с аутистами. Люди обходили их по параболе. Помощи никто не предложил. Я подошел, спросил, чем можно помочь. Женщина стала плакать, а потом попросила просто встать с другой стороны и не давать мужчине садиться, потому что ей очень трудно его поднимать, она после операции. Кое-как довели до приемного покоя (метров триста). Кстати, когда я подключился, он, не знаю почему, но стал спокойнее себя вести. Даже не обматерил меня ни разу:).
    P.S. Чтобы я не выглядел уж слишком рыцарем без страха и упрека, добавлю: я подошел потому что ситуация была предельно ясна: не очень «буйный» психически больной человек должен добраться до психиатрической больницы. Не знаю, как бы я себя повел в том случае, если бы, например, я сидел в кафе и пил кофе, за который заплатил свои кровные, а человек за соседним столиком стал бы кричать, ругаться и бить посуду.

    • Ответить

      Для меня это тоже вопрос открытый: как реагировать на ситуации в местах отдыха, спорта и релакса. Все, что касается улицы или транспорта — можно или подойти и предложить помощь, или отойти подальше и потерпеть (тем более, что такие вещи не случаются в нашей жизни прямо уж ежедневно).

      Одно время я ходила в бассейн. Часто по времени попадала одновременно с моложавой бабушкой, которая приходила со своим внуком. Мальчик точно психически болен и точно — с умственной отсталостью. Плюс еще какие-то соматические заболевания (специфичный внешний вид). И с одной стороны я всегда радовалась, что у этой семьи есть возможность платить за довольно дорогой абонемент, сопровождать больного ребенка и укреплять его здоровье. С другой — он был плохо управляем и лично мне несколько раз заехал ногой, проплывая мимо, много и громко кричал, брызгался. Бабушка ко всему этому относилась спокойно и никогда не извинялась за его поведение — как будто так и должно быть, и если окружающим что-то не нравится, то это их проблемы. По-моему, посетителей бассейна это сильно раздражало.

      • Ответить
        Наталья 26.08.2017

        Елена, я тоже несколько раз оказывалась в бассейне с детьми-инвалидами. Ребята были глухонемые. Их привозили на автобусе целым классом. Шума от них было много. мне показалось, что социальная адаптация не очень высокая — не умеют вести себя в общественных местах. А с другой стороны, возможно, что эти дети, привыкшие к «своему» миру, просто радовались возможности сменить обстановку и резвились от души.

        • Ответить

          Ну. в общем да — к ним-то сами претензий никаких нет. Но должен быть кто-то, кто эти вопросы контролирует так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

    • Ответить
      Андрей 26.08.2017

      То есть такой древнейший трайболизм чистой воды? И, в любом случае, не два момента, а все же один,: любое отличие это опасность.

      • Ответить

        Два. В первом случае люди вообще не хотят задумываться на какие-то темы. Во втором — задумываются, готовы помогать и понимать, но ощущают себя использованными.

  3. Ответить
    Rescador 25.08.2017

    Сейчас про аутистов очень много пишут. То ли их стало гораздо больше, чем раньше, то ли проблема назрела. Какое-то время назад был скандал с сестрой известной фотомодели — девушка больна аутизмом, няня привела ее в кафе, она стала там кричать, их выгнали. Потом много шума было, вроде, хозяина кафе заставили извиняться. Но этот скандал раскрутила ее старшая сестра-модель, у которой куча связей в СМИ.
    Читал, что для аутистов очень полезно бывать на людях — ходить в кино, музеи, бассейн, кафе, магазины, то есть в общественные места, куда ходят обычные здоровые люди. Так они хотя бы как-то адаптируются. Наверное, нужна какая-то специальная программа по их адаптации: чтобы обязательно была предварительная психологическая подготовка, сопровождение.
    Но в чем-то я согласен с женщиной из вашей заметки, бесконечно понимать тоже невозможно.

    • Ответить

      Сложность еще и в том, что все по-разному понимают это самое «понимание». Что значит «проявить понимание»? Терпеть? Уйти? Помочь? Что-то еще?

  4. Ответить
    Настя 25.08.2017

    Вероятно, сказывается финансовый кризис, который значительно ожесточает людей. Вот и возникают мысли, мол, работаю-работаю, за копейки, да ещё и одевать кому-то должна. Недавно слышала подобный разговор только среди двух мамочек, одна жаловалась другой, что в сад места не получить, так как в первую очередь берут детей-льготников (причём, эту категорию она выделила более жёсткой фразой), а её здоровый славный ребёнок из безупречной семьи должен ждать. Вот честно, даже страшно такое цитировать. Беда-то она рядом ходит, может в любой дом заглянуть.

    • Ответить

      Точно, принцип «Человек человеку — волк» в действии.
      Насчет «отдавать» — это же налоги, их все равно надо платить. Но, заплатив эти налоги, человек считает, что уже выполнил свой долг, и моральные затраты воспринимает уже как перебор.

  5. Ответить
    land_driver 25.08.2017

    У нас помню на одну из моих первых работ (это было очень давно) конкурсный отбор прошел парень-мулат. У него был очень высокий результат по тестам. И руководство задумалось, брать или не брать его на работу. И просто провели опрос среди сотрудников — вы бы поехали с ним в командировку в какой-нибудь далекий сибирский городок? В конце концов его взяли и ничуть не пожалели.

    • Ответить

      А сейчас, между прочим, такое поведение руководства вполне могло бы подпасть под нехорошую статью УК — про дискриминацию по расовому признаку.

      • Ответить
        Наталья 26.08.2017

        Елена, нашли бы кучу поводов отказать на законных основаниях. Плавали, знаем! Приходил ко мне на собеседование человек. Умница и дело знает. Но инвалид. Я рекомендовала его руководителю. Решение, в конечном итоге, принимал он. Отказал под благовидным предлогом. Позже, когда так и не могли найти специалиста, я опять вернулась к кандидатуре этого человека. Руководитель мне в открытую сказал, что нам инвалиды не нужны.

        • Ответить

          Самое удивительное — это все продолжает происходить в наши времена жесточайшего дефицита на кадровом рынке профессиональных и мотивированных сотрудников.

  6. Ответить

    По поводу последней фразы из разговора подумал, что, по сути, в понимании нуждаются большинство людей из совершенно разных категорий: инвалиды, больные, дети, старики, нищие, безработные… Хотя бы по той причине, что человеку в течение жизни свойственно попадать в эти категории — в часть из них неизбежно. Но в нас это понимание не воспитывают с ранних лет, поэтому каждый понимает как может, в силу собственных шаблонов. Понимание — элемент осознанности, а быть осознанным в каждый момент своей жизни, увы, удается далеко не всем…

    • Ответить

      Константин, знаете, мне кажется, что осознанность может оказаться неподъемным грузом для человека. Ведь правила нельзя выполнять в одиночку. И человек, который бесконечно отдает себя и всех понимает, в какой-то момент и впрямь может оказаться вычерпанным до дна — и обозлиться на весь свет или просто «сгореть».

      • Ответить

        Есть такое. «Гнуть свою линию» всегда, независимо от обстоятельств, способны немногие, остальные быстро или постепенно устают «относиться к другим так, как хотели бы, чтобы к ним относились другие» — ведь отдачи нет, и это угнетает…

        • Ответить

          Может быть, проблема еще и в том, что никто точно не знает, какая должна быть отдача. Если в идеале — то, очевидно, это просто ощущение того, что ты поступаешь правильно. Но идеал встречается редко (и тем паче — в течение всей жизни человека, в какой-то момент он начинает ждать от жизни награды).

  7. Ответить
    Алла 27.08.2017

    Мне кажется, понимание, участие, доброта — это важнейшие критерии человеческого общества. Почему-то все эти понятия в последнее время стали как-то уходить в сторону «не важного», иногда даже «совершенно не нужного».
    Вот просто наблюдаю ситуацию у нас на работе. Раньше между службами было живое человеческое взаимодействие, а сегодня нам настоятельно рекомендуют писать докладные записки на любое «недо…».
    Люди становятся злее, агрессивнее.. В такой ситуации о каком понимании может идти речь, хотя мы по прежнему стараемся. Но на сегодня это такая политика предприятия.
    Просто очень важно уметь поставить себя на место другого человека, это очень вправляет мозги. Все мы умные на своем месте…
    Так что, я по прежнему за понимание, доброту и участие. Хоть это и не современно, наверное.

    • Ответить

      Общество меняется. У людей все меньше времени на то, чтобы просто подумать о себе и мире, в котором они живут. Борьба за выживание отнимает много сил, а отдых в виде просмотра ток-шоу, компьютерных игрушек, сидения в соцсетях и прочего — не помогает восстановиться. Поставить себя на место другого — величайшее умение. А ведь громадное количество наших современников и про свое-то собственное место в этой жизни не очень понимают.

      А насчет политики предприятия — это тенденция такая сейчас. Всеобщая бюрократизация и старание запастись «бумажкой» для того, чтобы не отвечать за свои действия.

  8. Ответить
    Татьяна 27.08.2017

    Сейчас к доброте душевной, взаимопомощи и состраданию совершенно другое отношение. В социуме постоянно учат как нужно беречь только «себя любимую или себя любимого». Вот и отношение такое — «моя хата с краю, ничего не знаю». А ещё очень много развелось псевдоинвалидов, поэтому доверия у людей стало значительно меньше, а в связи с плачевным финансовым состоянием большинства людей, агрессии стало значительно больше.

    • Ответить

      Беречь только «Себя, любимого» — путь в никуда. Мы же не в пустыне живем. Человек, который ничего не отдает, через очень короткое время становится сам себе неинтересен.

      • Ответить
        Наталья 28.08.2017

        Елена, тот, кто бережёт себя, любимого, тоже инвалид. Только душевный. Этой инвалидности не видно — руки, ноги на месте, зрение, слух и речь тоже. Но он НЕ СЛЫШИТ и НЕ ВИДИТ чужой боли.
        А ещё массовая пропаганда толерантности. Безликое слово, понятное не всем. Куда девались слова «сочувствие», «соучастие»? Сочувствие — принятие чужой боли на себя, соучастие — помощь тому, кто в ней нуждается. Не толерантности нужно учить, а сочувствию и соучастию.

        • Ответить

          Толерантность — это «стисни зубы и терпи». Сочувствие же — в наши дни редкий дар. На него нужны большие душевные силы. А они не у всех есть.

  9. Ответить

    Думаю, мы так уж прямо хотим раз и навсегда определиться с тем, что хорошо и что плохо, чтобы потом легче было судить и разносить по категориям, уступать или отстаивать права. А в действительности, конечно, как раз и зависит от ситуации, от людей в нее вовлеченных, поэтому нет каких-то одинаковых критериев для всех, да и не может быть по большому счету. Кто-то поможет, кто-то потерпит, кто-то начнет возмущаться, да и одни и те же люди в разных состояниях могут среагировать по-разному. И сопровождающие таких иных людей и сами эти люди, с одной стороны, не могут постоянно за себя извиняться, а с другой, им тоже надо быть готовыми к тому, что их могут не понять, и относиться к этому по возможности спокойно. Думаю, нет тут ни однозначно правых, ни однозначно виноватых, и просто надо всем как-то друг с другом уживаться, желательно по-человечески, не доводя до морально-бюрократического маразма.

    • Ответить
      Наталья 28.08.2017

      Леночка, я опять со своей любимой фразой: «Хочешь изменить мир, начни с себя». Ни на кого ярлыки навешивать не хочу. И судить не хочу. Просто хочу жить в гармонии с собой. В моём словаре есть слова»соучастие и сопереживание».
      Я знаю оборотную сторону медали. Я знаю, как живётся инвалидам в нашей стране. Вернее, жилось. Папа, а он был инвалидом детства, умер ещё в 1994. Папа лишился обеих ног вскоре после войны. И каждый год был вынужден ходить на ВТК (Врачебно-Трудовая комиссия), чтобы ему подтвердили право на получение пенсии. Можно подумать, что ноги человека, как хвост ящерицы, могут заново отрасти. Маразм и издевательство, по другому не скажешь.
      А бессонные ночи, когда у него от кости откалывались мелкие кусочки и впивались в мягкие ткани изнутри. Папа, при малейшем движении, выл от боли так, что соседи в доме сталинской постройки слышали.
      Знаете, мне кажется, что люди были терпимее тогда, в советские времена, к инвалидам. Память о войне была жива. С неё многие инвалидами вернулись. Люди той закалки не спекулировали на инвалидности.
      А сегодня раздражает то, что псевдоинвалидов море развелось. И это раздражение и на настоящих инвалидов проецируется.

    • Ответить

      Фраза хорошая. Но большая часть людей начинает изменять мир все-таки не с себя, а с кого-то другого — так легче (а потом, может, до себя еще и очередь не дойдет!).
      Я тоже помню эти комиссии в СССР. Верх идиотизма — людей гонять на проверки того, не отросла ли рука или нога и не прошла ли шизофрения. Не знаю, как в этой сфере сейчас.
      Люди были терпимее, я согласна. Почему? Может быть, ресурсов хватало? Хотя, с другой стороны, у инвалидов сейчас, например, гораздо больше шансов трудоустроиться, нежели тогда.
      Про псевдоинвалидов: спекуляций на людской жалости много. Проверить какие-то вещи невозможно или очень трудно. И у людей, чтобы не заморачиваться чужими проблемами и в принципе не решать вопрос о том, реальная у человека инвалидность или «постановочная», есть шикарная отмазка: все они шарлатаны и обманщики.

  10. Ответить
    Галина 28.08.2017

    Читала статью и вспомнила притчу. Однажды к духовному наставнику пришёл монах, скорбевший о судьбах мира. Он жаловался, что никто не понимает глубины его печали. Наставник дал ему послушание: ухаживать за больными. Монах был возмущён: у него возвышенная скорбь, а ему что предлагают… Но пошёл исполнять. И только увидев чужие страдания воочию, он понял, как незначительна его скорбь. Люди так устроены, что большинство из нас учится только через свой опыт (не приведи, Господи, конечно). И что такое наши повседневные скорби в сравнении с чувствами матери больного ребёнка?

    • Ответить

      Галина, монах из притчи был чувствителен. А ведь мог получиться и такой вариант, как в отечественной медицине: наши врачи и медсестры через какое-то время научаются обходить пресловутую скорбь.
      А понять чувства матери больного ребенка, наверное, может только мать больного ребенка.

  11. Ответить
    ЛЮДМИЛА 29.08.2017

    Да уж, наверно лучше всего к этому относиться философски — каждый встречающийся на твоем пути человек — это для твоего роста, самосовершенствования и испытания, иначе, «неудобные» люди очень быстро начнут раздражать…

Добавить комментарий для ЛЮДМИЛА Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *