ОПЯТЬ «ОТРЕЧЕМСЯ ОТ СТАРОГО МИРА»?

Отречемся от старого мира! 
 Отряхнем его прах с наших ног!
«Марсельеза», знаменитая песня Великой Французской революции, 
ныне — гимн Франции
Музыка: К.Р. де Лиль (1792 г.)
Русский текст: П.Л. Лавров (1875 г.)
 

Для начала — разберемся с некоторой путаницей. Написанная Руже де Лилем «Марсельеза», конечно, изначально имела и имеет оригинальный французский текст, который остался без изменений по сей день:

Русский текст «Марсельезы» был написан революционером-народником Петром Лавровым практически сто лет спустя, название песни он изменил на «Рабочая Марсельеза». С французским оригиналом лавровский вариант имеет очень мало общего, но в России прижился. Кстати, помимо этого текста, есть еще переводы «Марсельезы»: М.И. Венюкова, В.Г. Тана (Богораза), В.Н. Ладыженского, Л. Уманца, В. Уманова-Каплуновского, А.М. Федорова, В. Коломийцева, Н. Арватова, С. Обрадовича, М.П. Столярова, П. Антокольского, Н. Гумилева. Но они известны довольно узкому кругу людей, в основном, специалистам. А среднестатистический гражданин обычно знает одну или две строчки из текста Лаврова — как раз те, что приведены в эпиграфе (цитируется обычно с оттенком неодобрения, мол, это нехорошо). Эта песня использовалась в качестве гимна России (наряду с Интернационалом») в период 1917-1918 годов.

220724

Искать информацию по истории «Марсельезы» меня побудил недавний случай, вернее, череда случаев. Сначала, листая ФБ, я наткнулась на очередной пост, рассказывающий про ужасы жизни в СССР и прелести жизни в царской России. Потом, разбирая домашнюю библиотеку, я наткнулась на детскую книжку, судя по всему, 1940-х годов издания (обложки нет, точно дату, автора и название книги, увы, не установишь), в которой вовсю обличались ужасы царизма. А последней каплей стал пост на одном из дружественных интернет-ресурсов, в котором автор, человек уже зрелого возраста, выступая на тему, крайне далекую от политики, между делом хорошенько прошелся по «Совку» и многому, что в нем было. В общем, я так поняла, что «отречемся от старого мира» — это у нас такой национальный спорт. А что, действительно, ведь интересно выглядит, если рассматривать хотя бы последние сто лет? Посмотрите, вот это 1917 год. Первое мая. Отречемся от старого мира.

5827

Это — демонтаж монумента русскому царю Александру III, 1918 год:

lapin___3kol

Это — демонтаж памятника Ленину, 1992 год, не так уж и много времени прошло…

0_5440_d0d1aacc_XL

Это — демонтаж памятника Сталину в грузинском городе Гори. Конец 2000-х годов. После борьбы с культом личности на всей территории бывшего СССР остался только один такой памятник. По инициативе Михаила Саакашвили, который тогда был президентом Грузии, его убрали. Правда, сейчас периодически возникает тема возвращения монумента на место.

e09024a94fff9caf4387588f4eaf5484

Да, что интересно — искала в открытом доступе фотографии 1950-х годов, того самого времени борьбы с культом личности. Думала, может, найдутся снимки демонтажа памятников Сталина тех времен? Не-а. Видимо, тогда это происходило в условиях секретности и все фото до сих пор хранятся в каком-то надежном месте за семью замками.

IMG_4512

Так я это все к чему? К тому, что у части людей существует странная потребность пинать и недавнее историческое прошлое страны, и свою собственную семейную историю, и да самого себя — тоже: ведь каждый из нас — продукт тех родителей и той культуры, в которой вырос. Забывается все, что человек получил от своего времени, зато раздувается и приукрашивается все, к чему можно придраться. Причем, это происходит не из шкурных соображений, что хоть как-то можно было бы объяснить. Не так уж удивительно, что люди, лишенные в царской России всего (чего стоит один «циркуляр о кухаркиных детях»!), хотели отказаться от любой возможности повторения этого времени и отрекались от прошлого. Потом в СССР было время, когда люди публично, иногда — через газету, отрекались от родственников, севших по 58 статье. Мерзко, но понятно: надо жить дальше, воспитывать детей, работать, а члену семьи врага народа это было бы сделать не так уж легко. Хотя, между прочим, и тогда отнюдь не все отрекались. Сейчас — картина другая. Прошлое поливается грязью совершенно бескорыстно и, как ни странно, искренне. Искренность просто зашкаливает, прямо как вот у этого знаменитого персонажа басни дедушки Крылова:

img6

Почему этим людям так важно отречься от прошлого? Может быть, это бессознательно выбранный способ объяснить свои нынешние неудачи — мол, тогда все было так плохо, что на такой базе ничего построить нельзя? Или такие люди стесняются своих корней — не просто ведь так в начале 1990-х годов многие вдруг объявили себя потомками знатных дворянских родов? А между тем, хочешь или не хочешь, но по законам статистики большинство из нас имеют в предках крестьян, разночинцев и рабочих, а не князей и графов. Стыдно за предков, что ли? Или все совсем элементарно, и такому человеку связь с историей родной страны, ее культурой, своим Родом — и не нужна? Он ведь не дерево, которое без корней точно жить не сможет.

original

Память человека избирательна. Она часто удерживает лишь какие-то избранные моменты, пропуская то, что кажется малозначащим или рутиной. И потом, спустя годы, появляются легенды о том, как когда-то все было хорошо или, напротив, ужасно. А жизнь — она ведь очень разная. И все, что в ней происходит, и с нами, и до нас — наша история. Попытки забыть ее, перевернуть с ног на голову или вообще от нее отречься вполне могут оказаться успешными. Но… «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь» — удачно высказался в свое время американский философ и поэт Джордж Сантаяна. Вот мы и переживаем…

А вы как думаете?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

27 Comments

  1. Ответить
    land_driver 21.08.2017

    После Перестройки появилось новое веяние: оказалось, что у нас чуть ли не каждый второй — потомок какого-нибудь князя или из какого-то знатного дворянского рода. Об этом хорошо рассказала Марина Голдовская в своем фильме «Князь». Кто не смотрел — очень рекомендую

  2. Ответить

    Сомневаюсь, что во мне течет хоть капелька дворянской крови. По крайней мере, предки, о которых я знаю, имели рабоче-крестьянской происхождение. И я этим горжусь!
    Увы, очернение и переписывание истории вошло в нашу жизнь, начиная с 1917 года и особенно сейчас в некоторых странах бывшего Союза процветает. Ой, да что там У НАС, если по ТВ сегодня видела сюжет, как в Америке сносят памятники конфедератов и уже «замахимаются» на переименование улиц. Что творится в мире, не пойму! Такое выхолащивание истории — прямой путь к гражданской войне или государственному перевороту, что, по сути, одно и тоже.

    • Ответить

      Очернение и переписывание — это политика. Сколько лет политике — столько лет и этим методам. А вот почему, казалось бы, умные люди ведутся на такие вещи, почему у них не срабатывает элементарное чувство собственного достоинства — ведь себя же грязью поливают! — но для меня это большая тайна.

  3. Ответить
    Андрей 22.08.2017

    Помните байку про три письма, когда предыдущий начальник велел сначала валить на «мало время», потом на «предыдущего босса», а третье письмо содержало рекомендацию «готовить три письма». Так вот, в цивилизационном плане уже пора готовить «три письма», но созрели пока только для того, чтобы «валить на предков». Я вот долгое время сам с собой рассуждал, а нужно мне корить себя за глупости и всякую неправильность в своей жизни? Нужно-то нужно, но это же моя жизнь. Даже глупости оказываются не такими уж и глупостями. А тут история миллионов, которые все же не с пустыми руками оставили потомков. Особливо мне нравится пассаж про то, что квартиры в СССР давали плохо. Меж тем, большинство граждан все еще проживает в этих старых квартирах. До такой степени они уже достали этим, что даже «реновацию» затеяли. Не обновление жилищных площадей, а «renovation». Чтоб не говорили люди, что им Советская власть что-то дала. Прошлое, конечно, надо оценивать. Мы все-таки потомки, но оценивать это не означает, что исключительно в чёрном цвете. И времена И.В. Сталина, какими бы страшными они не казались, при более внимательном и честном рассмотрении оказываются далёкими от диссидентской литературы. Особливо меня впечатляют соревнования по начислению загубленных душ. В итоге, загубленными становятся не предки, а современники.

    • Ответить

      Байку про три письма я тоже часто вспоминаю. Но она предполагает наличие какой-то логики у того, кто ее использует. А что до тех, кто мажет дегтем свою историю и выбрасывает из нее целые куски — такое впечатление, что люди это делают без логики, а по велению души. И это особенно неприятно.

  4. Ответить
    Татьяна 22.08.2017

    Мне кажется, что вся наша беда в том, что у большинства людей отсутствует культура памяти. Нам постоянно хочется кого-то винить в своих проблемах и бедах, трактовать события прошлых лет так, как нам это выгодно. Недаром и пословица есть: «У каждого своя правда». Вот эту «правду» и приподносят каждый из своей колокольни.

    • Ответить

      Точно, с культурой памяти — большие проблемы. Конечно, винить других в своих проблемах — вполне по-человечески. Меня удивляет то, что взрослые, и на то время уже вполне дееспособные люди, рассказывают об «ужасах нашего городка» так, что сразу хочется спросить: «Милый, а ты сам в это время где был? На Луне? Или вместе со всеми делал эту жизнь такой, какой, как ты рассказываешь, она была?»

  5. Ответить
    Алла 22.08.2017

    Недавно прочитала книгу Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой». Там как раз описываются события переходных исторических эпох. Это настолько цепляет… Может потому, что описано с точки зрения самих участников этих событий.
    Но понятно одно: мы не были бы теми, кем стали,если бы не прошли через все эти жизненные коллизии. Все, что было — это наша жизнь, жизнь наших родных, наших близких, нашей страны. Что же этого стесняться, это было..

    • Ответить

      Спасибо за наводку, Алла, я поищу эту книгу.

      Описание с субъективной точки зрения всегда трогает — или в положительном смысле, или в отрицательном. Но события должны «отстояться». Очень много чего вылезает со временем.

      Действительно, все, что было — Наше. отказываясь от чего-то из своего «исторического багажа», человек неизбежно теряет часть себя.

    • Ответить

      Алла, «Жили-были старик со старухой» имеет продолжение. Не менее интересное. Это я к слову, вдруг не знаете.

  6. Ответить
    Настя 22.08.2017

    Чаще всего в социальных сетях вижу хвалебные оды СССР, негатива не встречала, но очень даже верю, что такое возможно. Сама не могу посудить, насколько было в то время хорошо или плохо, не было меня еще. И вот для таких, как я, мои ровесники и тех, кто младше, затеваются программы по искажению истории. Я так предполагаю. Особенно достоверно это будет звучать из уст авторитетных людей, заставших то время. А те в свою очередь тоже заинтересованы в даче, так сказать, ложных показаний. Иногда мне кажется, что подобные посты имеют заказной характер.

    • Ответить

      В СССР всякое было, и хорошее, и плохое. И косяков было ОЧЕНЬ много (а в позднем Союзе, уже перед распадом — так вообще). Когда начинают рассказывать, что все было прекрасно — это неправда. Но и когда говорят, что все было плохо — очереди-казарма-политпропаганда — это тоже ложь. Как ни странно, вреда меньше. Зато когда такое искренне пишет человек, выросший в те времена — это гораздо хуже, потому что ему веры больше, убежденность — она ведь чувствуется.

  7. Ответить
    AS 22.08.2017

    Очень удачно подобрана иллюстрация со свинтусом из басни Крылова. Мне такие люди, увлеченно поливающие грязью прошлое страны, и свое тоже, соглашусь, всегда казались странными. Они очень неплохо поимели от жизни в Союзе, но приписывают это исключительно своему гению. Дескать, мне в совке мешали, но я выбился. Неблагодарность и тупость.

    • Ответить

      Свинтус мне тоже понравился. По-моему, у меня в детстве как раз такая книжечка была. Правда, сейчас задумалась: а ворон там откуда, ведь в басне его нет?

      Я вот уже третий день усиленно размышляю на тему искреннего обливания грязью истории и все больше склоняюсь к мысли о том, что так реализуется комплекс неполноценности. Человек в молодости напланировал себе, но не достиг задуманного. А сейчас ведь кого-то надо обвинить?

  8. Ответить
    Larisa 23.08.2017

    Приходится часто читать высказывания относительно царских времен, времен Советского Союза, особенно в негативном плане. Неприятно это, зачем люди занимаются порицанием прошлого, ведь даже Пушкин писал — «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Получается, что большинство из нас дичают (регрессируют), а не прогрессируют… Печалька…

    • Ответить
      OKS-It 23.08.2017

      Есть ворон в басне, Вы забыли:

      Свинья под Дубом вековым
      Наелась желудей досыта, до отвала;
      Наевшись, выспалась под ним;
      Потом, глаза продравши, встала
      И рылом подрывать у Дуба корни стала.

      «Ведь это дереву вредит, —
      Ей с Дубу Ворон говорит, —
      Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
      «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
      Ничуть меня то не тревожит,
      В нем проку мало вижу я;
      Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
      Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

      «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
      Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
      Тебе бы видно было,
      Что эти желуди на мне растут».
      Невежда так же в ослепленье
      Бранит науку и ученье
      И все ученые труды,
      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

      Вы кое-что выпускаете в своих рассуждениях. Свинья не в состоянии выстроить даже короткую логическую цепочку по принципу: «вот дуб, а желуди — с дуба, это он их дает». А еще более сложное умопостроение: «дуб когда-то, лет 25-35, давал тебе желуди, и ты их съела, голубушка» — это Свинье совсем недоступно.

      • Ответить

        О, спасибо:) Как-то я совсем выпустила Ворона из вида, мне казалось, что диалог был только между Дубом и Свиньей. Надо бы опять Крылова перечитать.

        А насчет короткой памяти — согласна. И память, и умение размышлять — это не у всех есть.

    • Ответить

      Многие люди в принципе истории не знают, а готовы верить тому, что написали в СМИ или сказали по ТВ. Ну и, конечно, все это еще умножается на персональные комплексы.

  9. Ответить

    А еще сравнения теперешней жизни с жизнью тогдашней — Вот в СССР все было лучше! Не понимаю этого, да что лучше?! Многих ностальгия по тем временам заедает, но возврата к прошлой жизни уже не будет, так чего страдать, вспоминать, сравнивать несравнимое! Нужно жить сегодня и настоящим, а не смотреть на прошлое. Кажется Коэльо написал «…важно оставить в прошлом то, что уже принадлежит прошлому». Франсуазе Саган принадлежат эти слова — «Только закрыв за собой дверь, можно открыть окно в будущее». По-моему, справедливо. От прошлого отрекаться нельзя, но и справедливо сказал Пушкин — «Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения».

    • Ответить

      ВСЕ по определению не может быть лучшим — что-то лучше, что-то хуже. Какие-то люди сейчас идеализируют времена Союза, а ведь и там было много всякого.

      От прошлого отрекаться нельзя. Да только не у каждого найдется на это мужество.

  10. Ответить

    По мне, так если индивидуально каждого брать, то перестройка, может, в единичных случаях пошла на пользу. А вот если брать массово, то люди стали хуже намного. Чтоб перестроиться нужно убить было целое поколение 80-х. На самом деле, если реально смотреть, то тяжесть жизни и та картина, которую приходится наблюдать вокруг себя — это страшное зрелище. Конечно, кто поумнее, они умеют и перестраиваться, приспосабливаться, если есть еще поддержка со стороны родных и близких. А если нет, то тоже попадешь в ту же мясорубку, где все ради денег и во имя денег, а может, и не ради них. Не поймешь, чем и для чего живет человечество. Раньше радость была, достаток был, для человека все было и спрос с человека небольшой был, чтоб пользоваться всеми этими благами. Все для человека. И, бах, пришло время, когда чтоб что-то иметь, надо думать мозгами много и очень упорно, но дети 80-х в большинстве своем воспитаны по-другому, приспосабливаться не умеют и т.д. Жалко, жалко и еще раз жалко, что без войны гибнет целое поколение людей… уходят бесследно массами.

    • Ответить

      В нынешнем времени имеется немало преимуществ по сравнению со временами Союза. Но когда начинают рассказывать, что тогда было ВСЕ плохо — это раздражает хотя бы потому что противоречит логике: система, в которой все плохо, не работает.

  11. Ответить

    Да, люди склонны ругать и отрекаться, пытаться зачеркнуть прошлое. И с той же, кстати, страстью очень многие, наоборот, восхваляют прошлое по сравнению с настоящим. А ведь все потому, что мы просто не умеем жить в настоящем и ценить то, что есть, и менять то, что есть, а не обвинять кого-то в том, что все плохо здесь и сейчас. Не хватает осознанности, благодарности и ответственности за свою жизнь.

    • Ответить
      Наталья 26.08.2017

      Правильно, Леночка! Нужно жить настоящим. Ни идеализировать прошлое и не очернять его. Просто знать, что оно было и принимать его таким, какое оно было.
      У каждого человека есть своя, личная история. Забывать её не стоит, но и застревать в воспоминаниях нельзя.
      И по поводу истории страны. Каждый новый строй пытается разрушить память о предыдущем, не думая, что его ожидает та же участь. Но ведь не сам строй это делает, а люди облечённые властью. И эти люди не с Луны свалились — живут рядом с нами.
      Извечная тема для рассуждений «Влияние среды на личность и личности на среду». Примеров для иллюстрации у каждого будет много. И рассуждать о влиянии будут всегда. Только толку от этого мало.
      Грабли никуда не денутся. Придёт момент и на них опять наступят.

      • Ответить

        Наталья, я бы немножко изменила эту фразу: «Надо жить настоящим» — «Надо жить в настоящем». Тогда точно сохранится связь и с прошлым, и с будущим.

Добавить комментарий для Елена Закаблуцкая Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *