РАЗГОВОРНЫЙ ГИПНОЗ: «КУКОЛЬНАЯ» ИСТОРИЯ

Мы — куклы. Берите. И в дом нас несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите.
А может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то когда-то взгрустнется,
Откройте нам то, что греет вашу душу,
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.
И может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте! В нас спрятана сказка.
В нас столько тепла и доверия к людям
И может быть кукла — всего только маска,
Мечты о когда-то не сбывшемся чуде...
(Из Интернета)

Кукла.  Наверное, у каждой девочки в детстве была хотя бы одна кукла. Самая красивая, самая лучшая, самая любимая. Во времена моего детства верхом совершенства считались куклы производства ГДР, хотя и советскими «ляльками» мы играли очень охотно. Но «немецкая кукла» — это было еще и статусно.

1

Слово «кукла» в широком смысле может быть синонимом слову «игрушка», т.е. предмету для игры, который предназначен ребенку. Этот пост о кукле в смысле более узком — уменьшенной копии человека, но также предназначенной для того, чтобы развлекать  детишек, чаще всего — девочек.

2

На полноценный исторический обзор меня не хватит, но кое-какие моменты вспомнить надо. Например, те, кто постарше, могут вспомнить в своем детстве вот такую книжечку:

3

Это отрывок из романа Виктора Гюго «Отверженные», адаптированный для детей младшего школьного возраста. В книге рассказывается о несчастной девочке — Козетте, которая силой обстоятельств попала в прислуги жестокой трактирщице Тенардье и была вызволена оттуда добрым незнакомцем, подарившим ей самую дорогую и шикарную куклу в магазине. Не помнящая себя от счастья девочка весь вечер неумело играла с подарком, а потом заснула с куклой в обнимку:

4

Если говорить об истории куклы в нашей стране, то на территории России древнейшие куклы найдены при раскопках в Радонеже, Коломне, Москве. Но они, скорее всего, имели функцию оберегов, а не предназначались для детской игры. Но зато вот это, например, уже точно кукла — такими играли крестьянские девочки:

5

Вот это куклы для девочек из состоятельных семей дореволюционной России.  Правда, очень нежные?

6

А вот это картина, написанная художницей Зинаидой Серебряковой в 1922 году. Посмотрите, какая забавная куколка у девочки!

7

А это — наш «Детский мир». Как долго в нем ничего не менялось!

8

Правда, под закат советской власти наша игрушечная промышленность вдруг стала выпускать вот таких Мальвин, и они появились в продаже. Но они тоже пользовались успехом у девочек — иметь дочку с голубыми волосами таки интересно!

8а

Кстати, советские специалисты — педагоги и детские психологи — много времени уделили исследованию взаимоотношений девочки с куклой. Кукла-дочка — подготовка девочки к материнству, объект для заботы и воспитания. Так, во всяком случае, считалось раньше, до появления в наших широтах сперва Барби, а потом — Синди, Монстер Хай, Винкс и прочая, прочая. Ну, Барби, положим, и в самом деле сложно представить своей дочкой:

9

С другой стороны — зато какое приданое! Вот эта девушка, например — и с квартирой, и с обстановкой! И даже унитаз у нее цвета фуксии! Сразу становится ясно, к чему в этой жизни следует стремиться.

10

Кстати, недавно прочитала — в Англии появились в продаже куклы с физическими недостатками, предназначенные для реабилитации детишек с особенностями развития:

10а

А еще бывают особые куклы. Их называют коллекционными, интерьерными, и они очень дорогие и хрупкие, поэтому ребенку этой куклой играть довольно сложно. Но для многих девочек именно такая кукла является предметом мечтаний.

decor6

Кстати,  не только для маленьких девочек — ведь покупают подобные «игрушки» чаще всего все-таки не для ребенка. И, действительно, есть в них что-то завораживающее. Да, собственно, они уже и не очень-то куклы… посмотрите, взгляд совсем человеческий, и кажется, что она сейчас заговорит.

12

История по «кукольной» теме произошла в моей практике сравнительно недавно — год назад. Она, как и многие ситуации, о которых я рассказываю в своем блоге, посвященном тематике разговорного гипноза,  выбивается из ряда стандартных случаев. Но, пожалуй, тем и интересна.

Зоя обратилась ко мне по рекомендации давнишней клиентки. По телефону в качестве запроса она обозначила: «найти в жизни новую цель, к которой захочется двигаться»,  но уже в начале второй встречи стало очевидно — не с тем работаем. То ли клиентка чего-то недоговаривает, то ли я чего-то недопонимаю… Возвращаюсь к запросу и спрашиваю: — Зоя, вы в качестве запроса озвучили «найти в жизни новую цель, к которой захочется двигаться». А какая у вас была старая цель? В ее достигли? К ней вам хотелось двигаться?

Зоя ответила: — Старая цель была — выбиться. Я ее достигла, даже с лихвой. Я же из Узбекистана приехала, вся наша семья оттуда в девяностые годы убежала.  Очень долго мы не могли в России прижиться — беженцы, да еще и русские, были никому не нужны. Ни жилья, ни гражданства, ни перспектив — ничего не было. Родители мои не выдержали всего этого? и очень быстро их не стало. Младшая сестра уехала в Америку и стала там прислугой. Так и осталась там, возвращаться не хочет. А я —  здесь… Сначала было совсем плохо.  Тем не менее, за эти двадцать с лишним лет я окончила институт, нашла хорошую работу, купила квартиру и поменяла несколько машин. У меня есть любимый мужчина, мы с ним вместе уже семь лет. Мы много путешествуем. Кажется, все здорово? И я долгое время была уверена, что я молодец, и мне сильно повезло. Так продолжалось до тех пор, пока я не увидела куклу.

Упоминание в этом контексте о кукле прозвучало так неожиданно, что я переспросила: — Куклу? Какую куклу?

Зоя сдержанно улыбнулась: — Вы знаете, вот тут пойдет полный бред. Но я ничего не могу с этим поделать, все время думаю об этой кукле. Точнее, не о кукле… Я сейчас расскажу. Это произошло два года назад, когда подруга вытащила меня на выставку авторских кукол. Я в детстве очень любила  в куклы играть, но тут было совсем другое дело — это были просто произведения искусства, совсем как люди. Мы бродили по выставке очень долго, потому что на каждый стенд уходило много времени, и вот, наконец, я обратила внимание на очень, как потом выяснилось, дорогой выставочный экземпляр. Чем  эта кукла меня зацепила? Сначала я обратила внимание на ее позу, она сидела на полу так, как обычно я сижу перед телевизором. А когда я подошла ближе и рассмотрела ее получше, мне показалось, что я уже где-то видела это лицо. Но где? И тут подходит моя подруга, которая была у другого стенда, смотрит на куклу и громко говорит: «Зойка, смотри, да это же вылитая ты!». И только тогда  я поняла, что это — мое лицо, моя фигура.

13

— А еще через несколько секунд я поняла, в чем между мной и этой куклой разница (Елена, я предупреждала, что будет бред). Разница в том, что  она никогда не убегала из страны, охваченной приступом национализма, она не работала на грязной работе, чтобы купить лекарства родителям, она не выстаивала на морозе очередь за получением  гражданства, ее не гоняли все, кому не лень. И эти красивые тряпки тоже не она сама себе заработала! И я была бы такой же спокойной и ухоженной, как она, если бы жизнь сложилась по-другому! Да бог с ней, с куклой, я в этот момент поняла, что лучшую часть своей жизни потратила на то, чтобы выбиться и жить по-людски! А разве я этого хотела? Разве я для этого родилась? Это вовсе не моя жизнь!

Пока не прозвучала последняя фраза, я слушала Зою и прикидывала, к кому из коллег-психотерапевтов ее отправить. Но когда возникла «не моя жизнь», все стало на свои места: эта жалоба в моей практике встречается частенько.  Пришло время разговорного гипноза, спрашиваю: — Это не ваша жизнь, а какая жизнь — ваша? (этот вопрос уже отрепетирован до автоматизма и выскакивает сам собой).

Зоя, не задумываясь: — Моя жизнь? Красивая, спокойная, в достатке, с большой семьей, защищенная… как у… (пытается найти пример)

— Как у кого? — вижу, что поиск у Зои продолжается, а ответа нет. Появляются признаки транса.

— Не знаю. Может быть, как у меня, если бы Союз не развалился… тоже не факт… — голос у Зои совсем не такой звонкий и уверенный, как это было вначале.

Задаю следующий вопрос: — А, может быть, как у этой куклы? У выставочного экземпляра?

  — Не знаю… не знаю… не знаю… — голос звучит все тише, транс развивается.

Предлагаю: — Зоя, давайте сделаем упражнение. Вернитесь, пожалуйста, к воспоминанию об этой кукле (у Зои закрываются глаза, хотя я ее об этом не просила). Можно опять увидеть ее сидящей  в витрине — в той самой позе, в какой вы обычно сидите перед телевизором. Можно еще раз рассмотреть ее наряд, удивиться ее сходству с собой… и подумать о том, что она никогда не убегала из страны, охваченной приступом национализма, она не работала на грязной работе, чтобы купить лекарства родителям, она не выстаивала на морозе очередь за получением  гражданства, ее не гоняли все, кому не лень, и что эти красивые тряпки тоже не она сама себе заработала (как же здорово, что я успела записать весь этот текст, чтобы сейчас зачитать его Зое!). И можно подумать о том, какова ее жизнь — жизнь дорогого выставочного экземпляра. Что она делает? Кого она любит? Чем она гордится? Чего она боится?

И тут Зоя внезапно открывает глаза, выпрямляется в кресле и громко говорит: — Она боится того, чего не боюсь я! Она боится жить! (пауза)… господи, какая  я дура!

— Ммм?.. — Я пытаюсь вежливо сформулировать уточняющий вопрос, но ничего кроме «Почему дура?» на ум не приходит. К счастью, Зоя меня опережает:   — Это пустышка. Все мы живем  каждый свою жизнь. И я в том числе.

Чем хорош разговорный гипноз — непонятно, что это было, а результат приличный. История имела продолжение — Зоя прислала мне по электронке благодарность, сообщила, что думать на тему «не своей жизни» она больше не хочет (и не думает), и что предпримет попытки для того, чтобы найти и купить ту куклу или заказать мастеру такую же — «чтобы всегда иметь перед глазами пример, какой я НЕ хочу быть».  В конце письма было приведено четверостишие Омара Хайяма:

mini-74

Будет прав, кто театром наш мир назовет.
Все мы — куклы, а кукольник — сам небосвод.
На ковре бытия он нам даст порезвиться,
И в сундук одного за другим уберет.

Что она хотела этим сказать — до сих пор не пойму. Но хорошо, что гипноз ей помог.

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

60 Comments

  1. Grafomanochka 07.02.2017

    Да, хоть мы и восхищаемся куклами, но у нас есть главное отличие от них. Мы — живые.

    Я вот почему-то с самого детства не люблю кукол. Хотя у меня в детстве были, конечно. В том числе и немецкая кукла — до сих пор её помню. И дочки мои, как ни странно, тоже не любят кукол. Хотя и у них они были и есть. Да ещё какие!

    Но, парадокс, кукол мы собираем. :) Штеффи. Немецкий аналог Барби. А зачем собираем? Дочка моя младшая любит делать украшения для кукол, шьёт для них одежду. Но вот именно как куклы они ей неинтересны. Я даже и сама иногда учусь шить одежду для кукол. ))

    У Вас очень интересный стиль. Я когда увидела название блога про гипноз — сразу решила, что это не моё. А почитала — и заинтересовалась. Очень хорошо пишете!

    • Спасибо вам за теплые слова:)

      Да, мы — живые. И это абсолютно точно — плюс, а не минус.

      Коллекционирование, в том числе и кукол, мне кажется — отдельная тема. Видите, в Вашей семье не только собирают кукол. еще и «ухаживают» за ними. Значит, какие-то элементы условной «игры» имеются. А я знаю людей, которые просто сажают очередную куклу в очередную витрину и издали гордятся (в руки лишний раз брать опасно, очень хрупкие куколки).

  2. Ирина 07.02.2017

    Ваша статья про куклы навеяла на меня воспоминания детства. Еще в далеком 1960 году бабушка привезла мне куклу из Чехословакии. Она ходила за ручку, у нее были подвижны руки, голова и глазки. Была необыкновенно красива. В эту куклу поиграла даже моя дочка. А потом эта кукла куда-то бесследно исчезла. Жалею о ней до сих пор, хотя прошло уже страшно сказать сколько лет.

    • А у меня немецкая кукла была такая же — ростом чуть ли не с меня, маленькую, тоже ходила, хлопала ресницами, вращала головой и говорила «ма-ма!». Очень мне все подружки завидовали:)

  3. Анастасия 07.02.2017

    Наверное, у каждого из нас в какой-то момент возникает ощущение, что он достоин лучшей жизни. Жить в достатке, под защитой сильного мужчины, в окружении любимых детей, как хотела Зоя,- это здорово, но и у этой жизни могут найтись подводные камни, а если даже их нет, то все имеет свойства заканчиваться и хорошее, и плохое. Нужно научиться любить именно свою жизнь, иначе быть счастливым и жить в душевном спокойствии не получится.

    • У меня сложилось такое впечатление, что она и любила свою жизнь и свои достижения — до поры до времени. Может, просто встреча с этой куклой наложилась на какой-то собственный жизненный кризис, поэтому такой эффект получился. Сейчас уж не выяснишь, хорошо, что вообще разгребли ситуацию.

  4. Евгений 07.02.2017

    Многие проблемы родом из детства так постулируют последователи психоаналитической концепции.

    Нужно понимать, что наши мысли материальны. Более того они сопровождаются изменением физиологических показателей сердца дыхания, электрической активности кожи, мозга.

    Череда травмирующих событий снижает не только настроение, но и эффективность деятельности и внимания, биохимии организма, появляется тревога. Длительный стресс приводит к различным нарушениям зависящим от слабых звеньев нашего организма, генов.

    • То, что было в детстве и юности, конечно, очень важно. Но этого уже не изменить. Поэтому решать приходится «здесь и сейчас», хотя в глобальном смысле какие-то повреждения починить уже не удается: вся надежда на компенсаторные возможности организма.

  5. Иннокентий 07.02.2017

    Вот крутой рассказ. Только думаю — вы зря про «бред» написали, вроде бы она понятно изъясняется, хотя с другой стороны, может быть тут «сытый голодного не понимает». По-моему клинетка с вашей помощью эволюционировала)
    Сори, я профан в слове «транс» — а это состояние можно как-то сопоставить с «медитативным трансом»?

    • Про бред — это цитата собственных слов клиентки, т.е. это она сама так выразилась о своем тексте. Я себе такого вслух или в письменном виде, тем более, не позволяю, когда о своих клиентах говорю.

      Транс — да, медитативный транс из той же серии, просто для медитации обычно нужен более глубокий транс, чем для моей работы.

      • Иннокентий 08.02.2017

        А ну тода всё норм )

        А вы сами по жизни как-нибудь намеренно — входите в транс?

        • Конечно. Есть такое понятие «транс терапевта». Если я не войду в транс, то не смогу ввести в транс клиента. Да и для себя: всякий раз, когда есть какая-то творческая работа — обязательно транс. Тем более, что у меня это очень быстро происходит, натренировалась.

  6. Галина 07.02.2017

    Интересно. Недавно такая тоска напала, почти в такое же состояние впала — что я сделала, почему так жила, ничего не добилась, хотя могла бы…
    Зашла внучка.
    И как прозрение — я, это я. Жила так и поступала так, как было нужно при тех обстоятельствах.
    А главное вот — мои дети, мои внуки!

    • «Жила так и поступала так, как было нужно при тех обстоятельствах.» — замечательная мысль, спасибо, Галина!

  7. Пока читала, то же подумала, бред какой-то…причём тут кукла, ведь всё в жизни сложилось неплохо. А дочитала и вспомнила себя, то же был такой момент, была, так называемая, кукла, только не помню уже от чего меня накрыло — тоже такая тоска навалилась, что как-то всё не так… Мне слёзы помогли, тоже, наверное, своего рода транс — хорошо была одна дома и от души наревелась — помогло.

    • Да, поплакать порой очень полезно. Нам в этом плане легче, чем мужчинам.

      Насчет Зои — внутренняя оценка своей жизни очень часто разница с оценкой извне. И это еще ничего — но даже внутренняя оценка в разные моменты жизни может быть диаметрально противоположной. Вот у нее и случился такой момент. Я до сих пор перебираю версии — что могло запустить этот процесс у нее? Самой правдоподобной версией мне кажется та, что кукла оказалась внешне очень похожа на Зою — это действительно странное совпадение.

  8. Елена 07.02.2017

    Я люблю игрушки… но… не люблю кукол.. и в детстве с ними никогда не играла))) моя детская любовь принадлежала плюшевым медведям))) правда, один пупс был с которым я пыталась играть, немецкий, очень маленький, но он быстро как то потерялся, кто то «ноги приделал» или сам))) убежал из моей жизни… хотя не один.. есть ещё один пупс,но, я с ним не играла никогда и откуда он взялся понятия не имею, хотя помню что он был всегда… он до сих пор жив — на даче обитает в ворохе старинных и «очень нужных» вещей до поры до времени… мне вообще кажется, что очень правы были наши предки оставляя кукол безликими… есть в этих игрушках что то такое… короче, не хочу их, но смотреть на красивых барышень в старинных шикарных нарядах на фото мне нравится, а вот дома… не хочу))) По поводу истории про Зою… бывает такое… когда человек потерялся и сам себя ищет… бывает… и очень здорово, что есть люди способные помочь))) Лена, это, действительно, здорово)))

    • А у меня и медведи, и куклы были. Я со всеми играла. А пупсик был у моей старшей сестры, у него имелся целый саквояжик «приданого».
      В ряде республик СССР существовала традиция — когда происходила свадьба, на капот машины сажали куклу в невестином платье — с широкой-широкой юбкой, чтобы весь капот закрыла. Были даже портнихи, которые специализировались на пошиве платье для таких кукол. Потом эта кукла хранилась в семье, детям ее не давали. А вот эти коллекционные куклы — для того, чтобы их держать в квартире, надо или уж очень их любить, или иметь огромные пространства:)
      Зоя меня, конечно, сильно напрягла в тот момент, когда рассказывала про куклу. Хорошо, что все так обошлось, могло оказаться хуже.

  9. land_driver 07.02.2017

    А Детский Мир сейчас стал роскошный, но совершенно другой — чуждый. Все там красиво, вот только сделан он явно не для детей, а для взрослых

    • Я еще не заходила. Надо заглянуть. Но старый «Детский мир» — это еще и ассоциации с детством для многих людей из числа родившихся в СССР. А это значит — ассоциации с чувтством защищенности, тепла, родительской заботы, праздника. Вряд ли такое теперь удастся поймать в нынешнем «Детском мире». А вот для детишек, которых сегодня туда водит, может быть, лет через тридцать-сорок он тоже станет предметом ностальгии.

    • Наталья 08.02.2017

      И продают игрушки не для души. Из детей формируют потребителей.

      • Новое время — новые песни. Опять-таки, и из родителей, которые за все это платят, так проще выжать побольше денег.

        • land_driver 10.02.2017

          Почему-то в выходной день там не так уж и много народу было, может, не особо и вытягивают

          • А как тогда платить аренду в таком пафосном месте? Думаю, они себя таки неплохо окупают.

  10. forourmen 08.02.2017

    Я такой детский мир помню по трансформеру, которого очень желал, но так и не получил. А вообще всегда любимой игрушкой были шахматы, до того как узнал правила игры, а это прошел не один год, я ими весело играл в войнушки :) Забавней обнаружился с куклами факт, когда подрастала сестренка, после игр с куклами, она как обычно, убирала игрушки в две шухляды. Отрывала куклам головы, клала их в одну шухляду, тела в другую. Когда приходило время игры, собирала в обратном порядке, меня до сих пор эти воспоминания веселят :)

  11. Алина 08.02.2017

    Сложный случай вам попался, суть выходит даже не в кукле, любой предмет мог натолкнуть ее на такие мысли, и даже обычное зеркало. Хорошо, что она попала в руки к настоящему специалисту. Куклы на шестой фотографии меня даже немного пугают, такие часто используют в различных фильмах ужасов, наверно по этому :)

    • Зеркало — вообще штука коварная. Есть ведь такое понятие — «зеркальный имидж», т.е. как мы себя в зеркале видим. А в реальности-то совсем другая картина, поэтому люди иной раз так сильно напрягаются, увидев себя в видеозаписи или внезапно бросив взгляд на свое отражение в витрине магазина.

  12. Я тоже своих кукол помню, может потому, что не так уж их много было. К примеру помню свою куклу Аню, с такими же частично тряпичными ножками, туловищем и ручками, как на картине Зинаиды Серебряковой, был еще пупс — с ним я ходила на пляж и купалась в ванной, была миниатюрная куколка которой я шила одежки, и мягкие игрушки — как же я их любила! Зато сейчас у детей каких только кукол нет, иногда жутко становится, когда видишь их… :-)

    • Сейчас у детишек много игрушек, порой и поиграть-то некогда с каждой. И для фантазии не так уж мало места остается, игры часто сводятся к простому копированию процессов из взрослой жизни.

  13. Larisa 08.02.2017

    Читала о Зое и вспомнила стихотворение Дементьева —
    Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
    Если то, что случилось, нельзя изменить.
    Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
    С этим прошлым порвите непрочную нить.
    Никогда не жалейте о том, что случилось.
    Иль о том, что случиться не может уже.
    Лишь бы озеро вашей души не мутилось
    Да надежды, как птицы, парили в душе…
    Не стоит сожалеть ни о чем, нужно быть благодарной за ту жизнь, что была и есть у тебя. Рада, что Зоя это поняла, правда не без вашей, Лена, помощи. Все таки помощь таких специалистов, как вы, часто просто необходима.

    • Как я люблю это стихотворение Дементьева! Очень жизненное и доброе.

  14. Андрей 08.02.2017

    Крайний отчет компании Hasbro показал, что подразделение игрушек для девочек увеличило выручку в IV квартале на 52%, а вот подразделение для мальчиков сократило выручку на -3%. Интересно, какие такие куклы придумали в Hasbro для девочек в этом году? Наверное не такие как в прошлом. Одна знакомая кошкавод поделилась историей. Знакомому ребенку купили куклу «Барби кошатница». Так вот, у нее такой рыжий котенок, совочек и … Сами знаете какие бывают кошачьи радости. На предложение приехать и поиграть с кошками живьем ребенок отреагировал как-то странно. Куклы, на мой взгляд, это почти всегда проекция. Проекция самого себя. Над собой ведь не поставишь эксперимент, а над куклой легко и непринужденно. Ее можно помещать в любую социальную ситуацию. Но для меня остается загадкой один забавный факт. Кукла Barbi за $13,69 в костюме подружки невесты нравилась моей племяннице меньше, чем кукла Оля за $2,49 в обычном сарафане. И полая была она, и ручки у нее не гнулись, но была она не такая тощая, как американская Варвара.

    • А я сразу вспомнила Андерсена, эпизоды с соловьем и розой — когда искусственное было предпочтено настоящему.
      «Барби»-кошатница, да еще и совочком — это креатив. Честно, у меня бы фантазии на такое не хватило.

  15. Татьяна 08.02.2017

    Живёт себе в этом мире человек — к чему-то придуманному для себя стремится, и упорно движется к своему Эвересту. Но наконец-то достигает такой долгожданной вершины. И что же во многих случаях происходит? Человек очень устал, чтобы наслаждаться своим успехом, он слишком далеко, чтобы слышать аплодисменты в свою честь. Мечта сбылась, и что дальше? Вдруг до него доходит, что всего этого мало, чтобы быть счастливым, и наступает временное разочарование… Вот, чтобы вывести этого человека из состояния разочарования и нужен такой специалист как Вы, Елена.

    • Татьяна, я вспомнила «Долину кукол». Да, Эверест у каждого свой, но там, наверху, и в самом деле все не так, как ожидалось. И потом, для многих, как и для Зои, этот Эверест был вынужденным. Наверное, поэтому в какой-то момент и кажется — это не мой Эверест, я другого хотел, да это и вообще не Эверест!

  16. Лада 08.02.2017

    Хорошо, когда человек, — не важно, в каком возрасте, понимает, что есть «кукловод», что есть сценарий, который он, как кукла, обязан «отыграть». И есть результат – как эта «кукла», «порезвившись», будет выглядеть к концу «спектакля». Ведь это будет свидетельствовать о качестве жизни человека (речь, понятно, не о материальном), о правильных для него выборах. Вот и Зоя поняла, что прожила именно Свою жизнь, раз была так во всём похожа на увиденную куклу. Поэтому мне кажется сомнительным (или неверным) её вывод относительно того, чтобы купить куклу и держать её в качестве пособия, «какой она НЕ хочет быть». Ведь это всего лишь кукла, которую действительно кто-то сделал.

    • Лада, я не знаю, чем завершилось это ее намерение. Мы списывались несколько раз, и вот сейчас, недавно, я писала с просьбой о разрешении на публикацию случая — она не упоминала о том, что купила такую куклу. Может, и не стала она этого делать.

  17. Ариника 08.02.2017

    Елена, как всегда, Ваша статья вызвала у меня много мыслей, ассоциаций, воспоминаний (вспомнила своих и любимых в детстве кукол, и белого плюшевого мишку Тимошку, с которым почти не расставалась… — за что отдельное спасибо).
    А вот по поводу истории Зои… Мне кажется, у многих в жизни в какой-то определённый период наступает момент, когда как бы взвешиваешь: удалась жизнь — не удалась; «своя» эта жизнь, или «не своя»; так, или не так жил, и как жить дальше? Кажется, это называют кризисом среднего возраста. Вот зреет, зреет всё это внутри, а потом раз — и какой-то толчок, чтобы всё это прорвалось наружу и воспринималось уже более осознанно. Для Зои таким толчком стала увиденная кукла, у кого-то всплывёт какой-то другой образ…
    Но важно другое: Зое с Вашей помощью удалось понять, что не стоит сожалеть о прошлом, а с благодарностью оценить свою прожитую жизнь и более оптимистично смотреть в будущее. А это дорогого стоит!

    • И у меня были медведи — и белый (его еще моей старшей сестре подарили, мы вместе с ним играли), и рыженький. Я тоже, пока писала, всех их мысленно перетрогала, переобнимала…

      Для, Зои, вполне возможно, да, что эта кукла просто оказалась своего рода «спусковым механизмом» для ревизии жизненного пути. Со стороны все это, конечно, странновато звучало — ну да и все мы периодически ведем себя странновато:). Она ведь еще и не рассказывала эту историю, столько времени в себе носила, да и мне не сразу поведала. А как только озвучила, сама со стороны услышала — ну и я, конечно, постаралась подсобить — стало легче.

  18. Eric 08.02.2017

    В детстве тоже любил в куклы играть)

  19. Наталья 08.02.2017

    И кукол своих помню, и другие игрушки.
    Была у меня ГДРовская кукла с телом, набитым соломой, глиняной головкой и закрывающимися глазами с настоящими, как мне тогда казалось, ресницами. Это была кукла-мальчик. Я назвала его Серёжа.
    Моего мужа зовут Сергей.

    • Вот она, женская интуиция!

      • Наталья 09.02.2017

        Самое интересное то, что я не проводила параллели между этими фактами. Подруга детства напомнила, когда приехала в город после длительного перерыва.

  20. Вера 09.02.2017

    С большим интересом рассмотрела все фото)) Вспомнила детство и любимых кукол, которых у меня было предостаточно, даже коллекционная была, не по возрасту только, поэтому и «разобралась» и разлохматилась быстро)) А ведь до сих пор бы была в целости и сохранности. Мне всегда казалось, что в моих куклах живёт душа, я и играла с ними, как с индивидуумами, чего, конечно, тогда не осознавала ещё ))
    Мне очень нравились куклы и играла я ими почти до 15 лет, в соответствии с возрастом. Наигралась, что очень важно в жизни ребёнка, а потом уже взрослой личности. Для сравнения. У мужа было очень мало игрушек, в том числе, машинок в детстве. Он не наигрался, ему ещё очень долго были интересны игрушечные машинки сына, не говоря о настоящих (ну, это уже для каждого мужчины интересная тема ))) ), мультфильмы и детские игры. Но это снова плюс! Когда наши дети были маленькими, он от всей души играл с ними во все игры (кроме кукол дочки). И только тогда он наигрался вдоволь, перейдя на свой новый уровень. Поэтому, всё происходит в нашей жизни так, как надо!
    Именно для того, чтобы наши дети наигрались и перешли на новый виток своего развития, у них было множество игрушек в их детстве. Вижу, что наигрались, чему очень рада!
    Благодарю за интересную статью.

    • Я тоже долго играла в куклы. А потом оно как-то само собой сошло на нет, появились другие интересы.
      А тема «недоигранности» — очень важная для многих людей, ведь многие так и не могут повзрослеть окончательно.

  21. Да, самое главное бывает осознать, что та жизнь, которой мы живем, и есть наша, самая правильная и нужная для нас. Да, можно ее менять, что-то в ней корректировать, но в итоге мы все имеем именно то, чего хотим, и чем легче принимаешь это, тем проще все менять.

    • Очень я мало знаю людей. которые быстро пришли к этому, в общем-то, простому, выводу.

  22. Олли 10.02.2017

    Написано про кукол, но я, как только дочитала до Узбекистана, уже про кукол и забыла. Я тоже из Узбекистана и помню, как всё было там и 80-е, и в 90-е, и в 2000-е. Хоспади, какой «охваченная национализмом»? Я вас умоляю :)
    Почему-то сразу подумалось, что изначально у человека проблемы были, возможно с собственными иллюзиями, раз вполне нормальная страна у неё была «охвачена национализмом», отсюда и нарос остальной клубок :) Но это я так, просто подумала, я ж не психолог :)

    • Олли, я ж работаю с тем, что человек чувствует и озвучивает. «Доктор сказал — в морг, значит, в морг!».
      Что касается Узбекистана и прочих национальных республик. В свое время меня очень интересовала тема адаптации этнических русских (точнее, русскоязычных), приехавших оттуда в Россию И, знаете, что странно — люди, приехавшие из одних и тех же стран, из одних и тех же городов, описывая одно и то же время, рассказывают о ситуации, из которой они убрались, абсолютно по-разному.

      • Олли 11.02.2017

        Елена, если честно, общаясь с бывшими соотечественниками, я заметила, что об ужасах национализма рассказывают те, кто поспешил уехать в начале 90-х, когда у многих был страх, что «вот-вот начнётся». А ничего не началось :) Но у людей, видимо, в мозгу засело, что они убегают от национализма, а не от безденежья :) Не зря же в некоторых учениях считается, что каждый человек живёт в своём собственном мире, который отличается от мира других людей :)

        • Я помню случай, когда две русские женщины, в одно и то же время убежавшие из Азербайджана (обе они жили в месте компактного проживания армянского населения, на соседних улицах), рассказывали мне о причинах, побудивших уехать. Одна объяснила, что потеряны перспективы развития и стране грозят большие экономические проблемы, а друга сказала, что спасала жизнь (кстати, у нее не очень еще пожилая мама реально потеряла рассудок от страха, вылечить не смогли).

  23. Евгения 11.02.2017

    Здравствуйте, Елена) У вас в статье моя Мальвина, одна из самых моих любимых кукол. До сих пор помню ее всю, до мельчайших деталей одежды.

    • Здравствуйте, Евгения. Да, «мальвины» пользовались успехом, очевидно, именно из-за сходства с героиней сказки «Буратино». Были еще куклы с розовыми волосами, но они нравились девочкам меньше.

  24. Алория 13.02.2017

    У меня тоже в детстве были книги от издательства «Детская литература». Я очень любила, когда мама мне их читала.

    • Хорошее было издательство. У меня по сей день много детских книжек сохранилось.

  25. людмила 01.05.2017

    Ой жизнь такая сложная и не предсказуемая. В детстве все понятно черное значит черное, белое значит белое. Желания, как мы желаем и чего. Как ставим свои желания и задаем вопросы.Книги в нашем детстве всегда играли огромную роль и думали и мечтали мы быть похожими на любимых персонажей. Сейчас у наших детей другие мечты. У всех свое время.

    • Да, нынешние детки другие. Ну ведь и мир изменился до неузнаваемости. А «новое время — новые песни».

Comments are Disabled