КУДА И ПОЧЕМУ УШЛА ВЕЖЛИВОСТЬ?

Вежливость — учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.
Толковый словарь Ушакова.

Для начала — легкий шок. «Вежливый, древнерусское — вежливъ. Слово является исконным и широко используется в древнерусском языке с XIII в. Оно образовано от той же основы, что и существительное «ведьма». В результате различных фонетических процессов данная основа трансформировалась в основу «вежа» (с исчезнувшим звуком «ять» на месте «е») со значением «знаток». С течением времени лексическое значение слова изменилось, и уже с XVIII в. оно используется как синоним к словам «обходительный», «воспитанный». Так раскрывает понятие «вежливость» Этимологический словарь русского языка. Гм, ведьма, как вам это нравится? Хотя, да, корень-то в словах один… Вы об этом раньше задумывались?

1

Филологией заниматься не будем, есть задачи понасущнее. Сейчас ведь много говорится и пишется о духовном оскудении, культурном провале, падении нравов — ну и я тоже решила поучаствовать. А на мысль написать такой пост меня навело незначительное, в общем, происшествие. Мы шли с коллегой по улице, и к нам обратилась женщина лет тридцати пяти с «географическим вопросом»: где ближайшее отделение «Сбербанка»? Получив ответ, она быстренько развернулась и, ни слова больше не сказав, энергично зашагала в указанном нами направлении. Коллега отреагировал болезненно, охарактеризовав ее в сердцах «невоспитанной хамкой». Я, как могла, постаралась его успокоить, а потом поинтересовалась: что же так возмутило? Ответ был таков: человек обратился за услугой, а, получив ее, не поблагодарил. Это невежливо. Это хамство и свинство.

2

Чуть успокоившись, коллега объяснил свою резкую реакцию тем, что слишком часто сталкивается в последнее время с такими проявлениями — когда внешне вполне благополучные люди не соблюдают элементарных норм вежливости. Мысленно я с ним согласилась, потом что и сама замечала подобное. Но обсуждать эту тему не стала, побоявшись еще больше его разволновать, поскольку было видно, что задет он сильно. Зато сама задумалась о том, что есть вежливость, и как  сегодня меняются ее нормы. И первой ассоциацией была почему-то французская вежливость (сильна, все-таки, власть стереотипов!):

3

Но было непонятно, какую параллель можно провести между временами, например, Короля-Солнца и нашими днями.  У нас все гораздо проще, и вежливость на бытовом уровне — суть следование нескольким нехитрым правилам. Если вернуться к эпизоду с коллегой, то  можно вспомнить хорошую общечеловеческую традицию благодарить за оказанную услугу…

4

… кстати, обращаясь за услугой, желательно  использовать «волшебное слово» (а помните, был такой популярный назидательный рассказ Валентины Осеевой, который так и назывался: «Волшебное слово»? Сколько поколений советских детей на нем выросло!)…

5

… а еще надо здороваться и прощаться…

6

… пропускать старших вперед…

babshka

… уступать место пожилым людям и инвалидам…

5502f1d7edb0a3c26dd1b6d087c7afed

… женщинам в интересном положении или с маленькими детьми…

Mutter troestet Baby

… придерживать тяжелую дверь при входе в метро, чтобы она не наподдала тому, кто идет следом…

8

… да и вообще хорошо бы не хлопать дверью. Никакой не хлопать…

9

… не шуметь самим…

img51676s_1

… и не позволять это делать своим детям…

55a0006e1a2c

… не мусорить…

ne-nado-musorit

… не курить там, где этого не положено делать…

nosmoking

Пожалуй, основные правила все? Хотя, если постараться, то еще много можно припомнить — отдельно для автолюбителей и байкеров, меломанов, многодетных родителей и прочих категорий граждан. Но основной посыл таков: живи сам и давай жить другим. Казалось бы, куда как проще. Ан нет. Посмотрите еще раз на список: четверть из перечисленных пунктов начинается на «не». И даже знаки специальные есть. Значит, много прецедентов. Например, в транспорте довольно часто можно увидеть такую картину:

454654

Нотабене: а уступают места в Московском метрополитене, по большей части или ребята-выходцы из наших кавказских республик, или гастарбайтеры… поклон им за это!

800x452_ghostarbaiter_

… зато к собакам в метро отношение бережное, не гоняют. Если что — я тоже люблю собак.

002c73b2f721b6ac1102866fee539279dc516e86

Еще, заходя в магазин, хочется видеть это:

131125190851

… а частенько можно увидеть и вот это:

prodavec_128075369_orig_

Правилом стало и вот это: соседи, отвяньте, это ж дети играют!

ooo

А при общении с коллегой на работе реально встретиться вот с этим:

sovmestimost-1-22-sovmestimost-plohaja-esli-ne-sledit-za-soboj

Самое смешное — все это происходит не потому что кто-то вас хочет обидеть. То есть нарочно вреда никто никому не причиняет.  Все бывает по принципу «Кто не спрятался, я не виноват!». И как бы случайно каждый из нас ежедневно получает здоровенную такую порцию негатива. И если у вас такая тонкая кожа, что проявления такого рода коробят и вызывают негатив — это ваши проблемы.

4695-1

Пока я искала картинки к этом посту, нашла вот эту.

33515623_fb5eb5d4ed6e6193c7fa59fa67ccfa92_800

Все думала — правда, не правда? Боюсь, что правда. Люди, куда и почему из нашей жизни ушла вежливость?

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

102 Comments

  1. Анастасия 17.11.2016

    Мир не просто невежлив, он очень жесток. Порой на улице встретится какой-нибудь алкоголик и ляпнет гадость. Понимаешь, что обижаться на него не стоит, но осадок-то остается. Потом и на улицу лишний раз выходить нет желания, да даже не хочется отвечаь на звонок с неизвестного номера, вдруг и там хамы…

    • Алкоголик-то еще ладно — ему по статусу положено гадости болтать. Здесь абстрагироваться проще. А вот когда вполне вменяемые люди ведут себя странновато — это иногда вызывает негатив.

      • Наталья 22.11.2016

        Елена, вспомнила ситуацию и не смогла удержаться от того, чтобы поделиться этой историей и защитить алкоголиков.
        Буквально в этом году, уже по осени, бегала вечером в магазин за хлебом. Внука отправлять было поздновато, а на утро хлеба не осталось. Ближайший к нам магазин расположен на первом этаже жилого дома. Выворачиваю из-за угла, направляясь к двери магазина. Идти метров 12-15. Вижу, что около входа стоит мужчина. Мало ли что, ожидает кого-то. Смотрю, он открывает дверь кому-то. Человек вышел, а мужчина остался у входа. Опять открывает дверь. Вышла женщина, ушла. Мужчина у входа. Я подошла. Он мне дверь открыл и сказал: «Прошу!». Я его поблагодарила.
        Выхожу из магазина, он опять открывает мне дверь. Я опять поблагодарила. Смотрю, а у его ног шляпа. Я остановилась и сказала что-то типа: «Извините, денег дать не могу. Хотите конфетку?» У меня всегда и во всех карманах «Барбарис» или «Дюшес» лежит, поэтому и предложила. А в магазин даже кошелёк не брала. Только карточку.
        С достоинством ответил: «Благодарю, сударыня! Я не ем сладкое!»
        Входная группа в магазин хорошо освещена и я смогла рассмотреть этого человека. Вполне интеллигентное лицо с признаками хронического алкоголизма. Что привело этого человека на порог этого магазина, остаётся загадкой. Я о превратностях судьбы, а не о сиюминутном желании собрать необходимую сумму на бутылку спиртного.
        Ни до, ни после, я его не видела. Но было очень приятно, что мне открыли дверь и обозвали сударыней!

        • Ой, а мне всегда так жалко подобных людей. Ведь ясно же, что ему много дадено от жизни, раз он даже в таком состоянии сохранил вежливость — а он не сумел удержать.
          Алкоголизм — жуткая штука.

          У Эмиля Золя в его цикле «Ругон-Маккары» есть роман «Западня» (иногда переводится как «Ловушка»). В этом романе поэтапно расписывается превращение нормального человека в алкоголика. Страшно читать. Но я бы сделала этот роман обязательным для прочтения в старших классах школы.

          • Наталья 23.11.2016

            Елена, не помню этот роман. Возможно, даже не читала. Теперь обязательно прочту. А алкоголизм, действительно, страшная штука!Знаю не по наслышке.
            Я уже писала Вам про своего отца. Столько страшных операций перенёс за свою жизнь. Каждые два года его резали, убирали осколки костей, которые, почему-то, постоянно крошились в том месте, где заканчивалась культя. После операций, для обезболивания, кололи морфий. Так он от него отказывался. Боялся, что привыкнет. Кричал от боли, а колоть не позволял.
            А вот с алкоголем справиться не смог! Человек был замечательный, преподаватель от бога, руки золотые, эрудит, под стать знатокам, сильный и волевой человек, верный друг и любимец женщин. Понимал, что спивается, но алкоголь оказался сильнее его

          • Люди об этом часто забывают — алкоголь дает химическую зависимость, как и наркотики. А с этим уже не всегда что-то можно поделать, даже если человек очень хочет прекратить.

  2. Думаю, что в наше прагматичное время собственная вежливость просто обесценилась как не приносящая очевидной пользы. И замкнуть круг «чтобы были вежливыми с тобой — надо быть вежливым самому» тоже для многих сложно. Да нередко и не так уж нужно: норма невежливости воспринимается ими вполне позитивно, свобода своего рода.
    И все же за последние годы ситуация немного улучшилась, мне кажется.

    • Если сравнивать с тем, что было лет пять назад — точно улучшилась:)

      Про обесценивание я тоже подумала. Только вот что смущает: вроде как, у многих людей это было на уровне рефлекса. И тут вдруг рефлекс угас. Странно:)

      Про свободу — да-да, и у меня такое же впечатление. Т.е. нормы изменились, причем, радикально: белое стало черным или полосатым.

      • Думаю, что в большинстве случаев этот рефлекс был весьма условным, и неосознанно приобретенным, так что при резком изменении среды достаточно легко выветрился.
        Вообще-то мне было бы приятней, чтобы пара людей были со мной искренне и осознанно вежливы, чем десяток, но рефлекторно-автоматически. ))

        • Вот и у меня такое же впечатление — это я про выветривание рефлекса при резком изменении среды. Хотелось бы знать: это особенность нашей культуры и практически везде так? Потому как, к примеру, в странах Востока, где жизненный уровень куда ниже нашего, таких явлений не наблюдала.

          По поводу того, что было бы лично мне приятнее: чтобы пара или чуть больше людей были искренне и осознанно вежливы (хотя, в общем, на данный момент это и так есть — но пусть сохранится), а вот остальные с рефлекторно-автоматическим подходом тоже будут очень кстати — мне так спокойнее:)

          • Вряд ли это реалистично, но нынешний этап можно было бы рассматривать как турбулентный переход от неосознанной к осознанной вежливости. Тогда было бы понятно, что его издержки оправданы будущей «прибылью» ))
            Но это очень гипотеза…

          • Дожить бы до окончания этого перехода:)

          • Несколько лет назад был период, когда у меня появилось впечатление, что молодежь достаточно массово тянется к культуре и становится престижно вести себя вменяемо, а то и прямо-таки вежливо.
            Но последнее время я этого тренда не ощущаю,хотя общий уровень все равно сохранился неплохим. Посмотрим, что будет дальше.

          • Таких ребят сейчас довольно много в возрастной категории 16-19 лет. Очень радуюсь, когда их вижу. Надеюсь на продолжение традиции, но, пожалуй, окончательно это станет ясно через года два.

          • Елена, а почему именно через два года? Президентские выборы?)))

          • Ммм… не думала на эту тему в таком ракурсе:)

            Я, скорее, по опыту ориентируюсь: если сейчас периодически становятся заметны какие-то небольшие культурные изменения, то, коль скоро процесс не заглохнет, а станет развиваться, где-то года через два мы увидим результаты:)

          • Елена, спасибо, логику двух лет понял.
            Кстати, наткнулся сегодня на РБК как раз на статью о нашей вежливости.
            Как я понял автора, Артура Гранда, основная причина — отсутствие доверия между людьми. А совет, что делать у него довольно забавный ))
            Это здесь: http://style.rbc.ru/view/584a78ab9a794763cc3d1bc7?utm_source=top&utm_medium=interest&utm_campaign=584abfd89a79479ea5eef63

          • Интересная статья, спасибо. Жаль, что совет автора — «что делать?» невыполним.

            Относительно доверия — соглашусь, его мало сейчас. Но вежливость — так, как я ее трактую в этой статье — даже не про глубинное уважение человека к человеку, а про обычное выполнение социальных норм, которые раньше худо-бедно в этом же обществе выполнялись, а ныне это происходит реже.

            Кстати: А. Гранд, насколько я поняла, японского не знает и знатоком японской культуры не является. Т.е. «читать» невербальные проявления он может, лишь опираясь на известные ему стандарты. Я тоже не знаток Японии. И сейчас задумалась: а насколько точно наши стандарты соответствуют их стандартам?

          • Елена, я пока что в Японии не был, поэтому затрудняюсь что-то утверждать про наши и их стандарты. С одной стороны, это страна ритуалов, значимости внешних проявлений, с другой стороны, вряд ли Гранд мог грубо ошибиться в интерпретации их вежливости как искренней. Возможно, это что-то вроде их общей философии жизни.
            Думаю, что и сдержанная вежливость европейцев скорее не от равнодушия к другим, а от установки уважать свободу другого и не вмешиваться больше необходимого в его жизнь. Ценность приватности, которая у нас нередко с легкостью игнорируется :-)
            И избитый пример, что у нас уступить в транспорте место женщине — проявление вежливости, а в Европе — скорее нарушение ее прав, сексизм.

          • Дмитрий, А. Гранда лично не знаю, так что все — на уровне предположений. Просто Япония — страна, сильно отличающаяся от нашей по менталитету, а в таких случаях бывает непросто интерпретировать поведение. Но я бы с удовольствием окунулась в такую атмосферу вежливости, тем более, что сама в этой стране еще ни разу не бывала.

            Кстати, в разных европейских городах надеялась увидеть сценку, как даме уступили место, а она обиделась. Не повезло. Видела, что уступают, но не видела, что слабый пол обижается или скандалит. Но читала об этом неоднократно.

          • А я как-то раз такую ситуацию видел, правда уже не помню в какой стране. Особой «сцены» не было, но уступать там место дамам после этого не пробовал ))

          • Ну, слава богу, теперь я знаю одного человека, который видел это своими глазами:)

          • Да, а в общем-то, когда у человека есть свои убеждения и он их открыто проявляет, то в этом есть даже что-то привлекательное ))

          • Во всяком случае, в отечественной традиции:)

          • Наверное, хотя наше «не высовывайся» нередко превращает такие проявления во что-то героическое ))

          • Мне кажется, что того, кто судьбой запрограммирован на «высовывание» это не остановит.

          • Да, но «траектория полета» может по ходу сильно измениться. У меня был знакомый дедок из народа, стихийный правдолюб. В итоге его ничто не остановило…стать пьяницей, правда артистичным и обаятельным.

          • Ой, стихийные правдолюбы — это непростые люди. Кстати, замечала, что такие товарищи бывают склонны к чрезмерному увлечению алкоголем — ищут правду на дне бутылки.

  3. Иннокентий 17.11.2016

    Про последнюю фразу — точная правда -). Но я бы не сказал — что московская не положительная энергетика — ответственна за отсутствие вежливости везде, Это одна из особенностей больших городов — люди больше заботятся о себе…
    Хотя не всегда так — вот я натренировался выражать благодарность машинально — некоторым это не нра. А вот Болгары — так обомлели и заулыбались (даже посторонние люди), когда я за несколько минут — за каждый совет их поблагодарил, что даже при отъезде — это вспоминали (посторонние люди). Может это было в диковинку — а может — приятно, а может на их языке Спасибо — имеет чуть-чуть другое значение. В общем — советую: перенемайте западную привычку за всё благодарить.

    • Иннокентий, я много езжу по Востоку. Там ОЧЕНЬ принято благодарить. Так что это не только западная привычка.
      Меня мама-папа в детстве научили. Я это делаю на автомате, тут и заслуги-то моей нет. Но учили все поколение. И у многих такая привычка была. Но что удивляет — многие и мои сверстники, и люди постарше — стали стремительно ее забывать.

      • Иннокентий 19.11.2016

        Значит — стоит вежливо напомнить 😉 (примером)

        • Таки в том и проблема, что напоминаешь-напоминаешь примером, а результата нет. Наверное, не те примеры предлагаются:)

  4. Наталья 17.11.2016

    Вежливость и благодарность — две стороны одной медали. Ещё не так давно отсутствие вежливости высмеивали в сатирических журналах, а благодарность была естественной составляющей вежливости. Но что-то незримо меняется в этом мире.
    Вежливость — форма проявления уважения. Есть ещё тактичность. Это тоже одна из форм проявления уважения.
    Наверное, мы перестали уважать себя и поэтому, вежливость стала уходить из нашей жизни. И благодарность вслед за ней.

    • Мне кажется, что тактичность — врожденное качество. И она или есть, или ее нет. А вежливости (соблюдению правил) можно научиться. А раз можно научиться, то можно и разучиться. Иной раз у меня складывается такое впечатление, что как раз это ныне и происходит.

      • Наталья 18.11.2016

        Тактичность, как врождённое качество? Не знаю… Тогда бы дети с врождённой тактичностью не проявляли свою детскую непосредственность в общении с другими членами социума. Такт бы не позволял заявлять о себе.
        Вежливости и благодарности научиться можно! И учить этому нужно с детства. Но все базируется на уважении. Уважаешь других — будешь с ними вежлив. Уважаешь себя — не позволишь себе быть неблагодарным.

        • Наталья, наверное, имеет смысл договориться о терминологии — я под тактом подразумевала умение общаться так, чтобы не вызывать у собеседника негативные чувства:). Мне кажется, детская непосредственность редко оказывается причиной подобного. Думается, такт — это умение чувствовать другого человека и предвидеть его реакции, в том числе и негативные. Натренировать человека здороваться и благодарить — в общем, можно (даже взрослого), а вот настраиваться на чужую волну — не уверена.

          • Наталья 19.11.2016

            Елена, вы считаете это врождённым качеством? Я именно с этим не согласна. Это, по-моему, приобретённое. Результат воспитания!

          • Наталья, а как же люди, которые — так у них жизнь сложилась — не получили никакого воспитания (сиротство, асоциальная семья и т.п.), но все-таки тактичны? И другие — которых учат и воспитывают, но не в коня корм?

          • Наталья 20.11.2016

            Елена, заставили задуматься. Может быть, это генетическая память?

          • Да, Лада нам здорово помогла в обсуждении этим комментарием. Помните, такая притча есть про двух волков?

            Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
            — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
            Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

            Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
            — А какой волк в конце побеждает?
            Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
            — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  5. Вряд ли смогу поддержать эту тему, хотя люди и правда разные попадаются. Радуюсь, когда они улыбчивы и дружелюбно настроены, и когда они угрюмые буки, тоже понять можно, мы же все люди, разные бывают настроения… Опять же от собственной реакции многое зависит — когда и правда начинаешь колыхаться и возмущаться, о, в это можно погружаться бесконечно. А когда отреагировал спокойно, прошел мимо, и все, и оно мимо тебя прошло. И дело с концами.

    • Пропускать какие-то вещи мимо себя — великое уменье. Увы, большинство людей им не владеет.

      Может быть, имеет смысл еще вот какой фактор учитывать: степень нахождения в ресурсе человека, который сталкивается с проявлением невежливости. В обычном состоянии он пройдет мимо, а в состоянии «не-ресурса» отреагирует болезненно. Знаете, такая метафора подойдет: просто задеть рукой о ветку или задеть тем местом, где содрана кожа.

  6. Мы не считаем, что все так уж запущено. Быть может, только в Москве, где и улыбнуться прохожему считается «умственно отсталым» действием. В других городах России — с вежливостью все в порядке. Детей уже в саду обучают основам вежливости: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», а также о том, что нельзя перебивать старших при разговоре или уступать им место. Конечно, везде попадаются «быдло-люди», но скорее их меньшинство, чем большинство.

    • Ммм… громадный процент московского населения состоит из людей, переехавших из регионов — временно или навсегда. И они тоже участвуют в том, что происходит:). Значит, в большом городе перестают работать стандартные правила?

      Относительно не очень больших городов — согласна, там жизнь спокойнее и люди доброжелательнее. Только что имела удовольствие в этом убедиться, побывав в Перми.

      А улыбаться прохожему в Москве — можно. А еще можно бегать почти голышом, петь, читать стихи, странно одеваться… Московская публика ко всему привычная. Чаще всего — вообще не заметят, а если что-то из ряда вон — постараются отойти подальше. Прелести мегаполиса.

      • Лада 19.11.2016

        Отрадно слышать, Елена, что Вы отметили Пермь, как город с доброжелательным настроем. Подтверждаю, это так на самом деле, — во всяком случае, преимущественно так. И места в транспорте уступают старикам и беременным, и двери в магазин всегда придерживают, если следом идёт человек, и извините-простите на каждом шагу… Не знаю, правда, как в часы пик))
        Но что касается приезжих, тут я столкнулась однажды с такой ситуацией. К нам весной приезжали родственники, и я с ними пошла по обувным магазинам. У нас практически в любом магазине города принято, заходя в какой-то отдел, здороваться вне зависимости от того, знакомы мы с продавцами или зашли вообще первый раз. Так вот у родственников на эту тему был полнейший ступор. Я потом как бы между прочим спросила у них, а здороваются ли в магазинах в их городе, — говорят, да. А почему здесь..?- так мы же проездом, мы здесь чужие…
        Вот и думаю, возможно, такой ответ хотя бы частично объясняет причину отсутствия вежливости в городах, так сказать, транзитного назначения… Хотя странно, наверное.

        • В транспорте в час пик я не ездила, но по центральным улицам ходила — показалось, что люди, хотя и двигаются быстрее, чем в более спокойное время, так же доброжелательны.

          Москва — точно для многих «город транзитного назначения». И обижает Москва многих — спешкой, высокими ценами, равнодушием. Да, очень может быть, что проблема в том и заключается: «это не мой дом, зачем мне здесь держаться правил?».
          Спасибо за идею:)

  7. Алина 18.11.2016

    Странное видоизменение вежливости происходит в головах людей. Многие по умолчанию считают, что полностью самодостаточны, знают все на свете и помощь им не нужна. А когда все таки, они ее получают, то благодарить не за что, поскольку и без нее обошлись бы. Таким людям процедить сквозь зубы «Спасибо» хуже каторги, признать себя не всесильным, — да вы что!

  8. forourmen 18.11.2016

    Мне давненько попалась на глаза фраза, над которой тоже задумался — Настало то время, когда каждый вежливый и приятный человек, обязательно хочет тебе что-то продать. Грустно, печально, но я с этой фразой солидарен.
    Кстати, наблюдаю жестокую путаницу в головах юных любителей интернета, они полностью заменяют вежливость на толерантность, не понимая смысла слова. Ладно бы это был единичный случай, так нет же! Даже не совпадение, полная закономерность!

    • О-о-о, насчет толерантности — так, по-моему, и взрослые люди частенько не очень понимают смысла этого слова. А дети что услышат / увидят — то и повторяют.

      Относительно «продать» — улыбнуло:) Я сейчас, всякий раз, когда раздается звонок по домашнему телефону и в трубке слышно радостное: «Здравствуйте! Удобно ли вам сейчас разговаривать?» — понимаю, что мне вот-вот начнут что-то продавать — интернет, замороженные овощи, стоматологические услуги и т.п.

  9. В жизни нашей хватает позитива, вежливых воспитанных людей — с ними приятно общаться и естественно отвечаешь им тем же. Но иногда в интернете, чаще всего, сталкиваешься с откровенной грубостью и грязью, что об общении дальнейшем речь не идет. Радует, что молодые люди в основном внимательные и вежливые, чего о людях преклонного возраста не скажешь. Удивило высказывание соседки, ей уже за шестьдесят — «А чего с этой мелюзгой церемонится, имею право»! На что право, на грубость и хамство?!

  10. Larisa 18.11.2016

    Согласна с тем, что многие не считают правилом благодарить за услугу, ответ на вопрос — неприятно это и грубо. Я тоже воспитана так, что благодарю за все, и детей так же воспитала — почему-то с негативом некоторые к этому относятся — чего мол, «расшаркиваются»! Скорее всего такие люди ничего хорошего от жизни не ожидают и мало добра в жизни видели — и от родных и от окружающих. Поэтому любое проявление позитива, вежливости воспринимают в штыки.

    • Да, такие человеческие экземпляры нередко встречаются. А есть еще и такие, которые абсолютно без негатива — видно, что обидеть не хотят и им просто в голову не приходит, что надо сказать «спасибо». Когда человек злой, агрессивный, невоспитанный — это неприятно, но понятно. А когда у него, вроде, все нормально, а он не соблюдает легкие правила — это удивляет. Или напрашивается мысль о том, что правила изменились, а я об этом ничего не знаю:)

  11. Татьяна 18.11.2016

    Интересная этимология слова… А что касается вежливости, так она все же не вымирает в наше время. Наверное, это по большей части зависит от конкретного человека.

    • В моем круге народ по-прежнему вежливый. По впечатлениям от того, как люди ведут себя в общественных местах (т.е. находясь среди незнакомых) — некоторые правила вежливости соблюдаться перестали. Если проанализировать общение в Сети, где анонимности еще больше — так вообще с вежливостью нехорошо.

  12. Ариника 18.11.2016

    Немного ошарашила меня тема статьи, честно говоря… Да нет же, не исчезает она — вежливость. Она существует! И её проявления встречаются на каждом шагу! Ну да, попадаются изредка и не столь вежливые люди, так они были всегда, во все времена.
    А может он и вправду действует — Закон притяжения, о котором в последнее время так много говорят (почему одним людям на пути встречается больше хамов, чем другим?) А может, действительно, всё зависит по большей мере именно от нашего восприятия? То есть, по Закону притяжения получается, что если мы постоянно сетуем и ворчим, что нет вежливости, что вокруг хамы, да ещё и осуждаем в душе невежливых людей, то именно такие ситуации, таких людей нам и посылают…

    • Ошарашивать — наша профессия:)
      Насчет закона притяжения — не знаю. Структурирование ожиданий значит очень много и, действительно, есть вероятность «отфильтровать» именно то, чего на самом деле совсем не хочется видеть в своей жизни. И, конечно, самое главное — наше восприятие.
      И при этом есть одно «но» — неприятности — и крупные, и мелкие (наверное, к мелким можно отнести встречу с проявлением «не-вежливости» для чувствительного человека) довольно часто случаются и тогда, когда мы их не ждем и, следовательно, не «притягиваем».

  13. Елена 18.11.2016

    А вот ответ можно поискать в русской литературе. Например, в романе «Собачье сердце», как бы это не звучало.
    Каждый плодит себе подобное существо. Все зависит от конкретного человека, его семьи. С откровенным хамством чаще всего встречалась от людей преклонного возраста, причем не усугубляющих спиртным, вполне себе таких… Гипертрофированно: «Раз я старше, мне должны все вокруг» Просто они такие, деток своих воспитали по своим принципам :) Выучились, семью создали, не нуждаются, мирное небо над головой или пули свистят, они будут такими:) Это издержки советского общества.

    • Лена, советского общества уж сколько лет, как нет? А в СССР все про «наследие царской России» говорили, аж до самого его развала. Может, это вообще наша национальная специфика, и от политического строя не зависит?
      «Раз я старше» — да, распространенная установка. И понять, наверное, можно — человек прожил большую часть жизни, почти ничего хорошего (в его понимании) не видел, вот и злится теперь. Но понимать таких товарищей ни капли не хочется.

  14. Татьяна 18.11.2016

    Елена, очень важную тему Вы затронули. Каждый, кто прочитает Ваш пост, призадумается — а вежлив ли я, и тяжело ли мне даётся вежливость? Ещё старые поговорки гласили, что вежливость ничего не стоит, но многое приносит. Она всегда создаёт хорошее настроение. По себе знаю, если мне улыбнулись и поблагодарили, хочется для этого человека сделать что-то хорошее в ответ, да и не только для этого человека. Помните мультик «Просто так.» Многие по нём усваивали уроки доброты и вежливости. Ох, как же теперь нам часто не хватает этой вежливости, которая даётся просто так воспитанными людьми.

    • Помните, Татьяна, а еще есть похожая поговорка: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?
      Приветливость — в Москве, где я живу, в принципе редкая гостья. Наверное, поэтому, когда она все-таки навещает нас, это очень резко поднимает настроение. Вежливость — младшая сестра приветливости. И чем больше я сейчас на эту тему думаю, тем сильнее мне кажется, что вот эти проявления, о которых написано в посте — прямое следствие отсутствия воспитания в определенный момент жизни ребенка / подростка / молодого человека, которое усугубляется действительно непростой жизненной ситуацией, в которой сейчас находится большинство людей бывшего СССР (т.е. внутренней потребности нет, поскольку не научили, а внешние правила не работают, поскольку «жизнь такая»).

  15. Галина 18.11.2016

    Согласна, тема действительно актуальная. Хамов кругом вполне достаточно, причём разного возраста. Нередко провокаторами бывают именно старшие. Недавно картину во дворе наблюдала. Женщина лет 60 осыпала нецензурной бранью детей, кормивших бродячих котят. И была очень возмущена, когда мальчишка лет 9 ответил ей тем же. Говорят же: не воспитывай детей, воспитывай себя.

    • Дети повторяют за взрослыми. Это и страшно — если дальше так пойдет, то какие-то стандартные навыки вежливого человека могут безвозвратно исчезнуть.

  16. Алла 19.11.2016

    Я вот тоже обратила внимание, что места в транспорте в большинстве своем уступают именно приезжие люди. И самое неприятное, что раньше школьников учили уступать место, а сегодня они садятся в первую очередь, утыкаются в телефоны и просто никого вокруг не замечают, или делают вид…
    Получается, мы сегодня имеем итоги нашего воспитания детей. Потому что в школе и на телевидении, и в интернете быстрее расскажут, что такое финансовая независимость, чем что такое вежливость.

    • В метро, кажется, сейчас уже трудно встретить чей-то взгляд — как только человек заходит в поезд, он достает смартфон и тыкается в него (и так делают не только те, кто сидят). И все — «меня нет». А меня любопытство мучает: что первично — нежелание видеть других людей и, как следствие, «уход в гаджет», или очень высокий интерес к виртуальному миру, полностью выбивающий человека из реальности?

  17. Не могу сказать, что вежливость исчезла из нашей жизни, но всё равно изменения есть, по сравнению с тем, что было раньше, причём не в лучшую сторону. И правда, я тоже замечала, что именно от людей пожилых часто исходит порой откровенное хамство. Меня это удивляет, откуда вдруг, ведь и до нас и нас воспитывали не так, действительно, ведь не одно поколение выросло на книге «Волшебное слово». И эти же люди чаще всего осуждают нашу молодёжь — а я твёрдо уверена, какие мы, такие у нас и дети.

    • Наталья 19.11.2016

      Леночка, у пожилых людей это может идти от неспособности приспособиться к реалиям новой жизни. И опять приведу свою любимую фразу: «Хочешь изменить мир — начни с себя!»

      • С возрастом народ как-то все меньше прислушивается к этой — и в самом деле очень правильной — фразе. Менять мир не хочется. Хочется, чтобы он под тебя изменился. Но, будучи человеком уже житейски искушенным и осознавая, что мир не станет приспосабливаться, можно просто понегативить и тем самым отвести душу.

    • Я в ответе Ладе уже написала, что осуждение молодежи — традиция. Пожилым людям, разумеется, сильно досталось. Отсюда и идеализация прошлого, и страх перед будущим, которого них осталось не так уж много. А хамство — признак слабости. Они этого не понимают, иначе бы столь часто не демонстрировали эту слабость.
      «Волшебное слово» тоже ведь не просто так было написано. Значит, была такая потребность в социуме. Проблема «не-вежливости» не нова. Но у меня ощущение, что сейчас изменения в сторону уменьшения ценности вежливости пошли быстрее.

  18. Наталья 19.11.2016

    Правильно когда зло, негатив и войны повсюду. Откуда тут вежливость???

    • Мне кажется, вежливость всегда изнутри. На принципе «око за око» или вообще на теории упреждающего удара жизнь не проживешь.

  19. land_driver 19.11.2016

    Ко мне как-то в районе Садового кольца подошли две гости столицы из какого-то не совсем дальнего, но уже и не из очень ближнего зарубежья и спросили, могут ли они прямо здесь перейти дорогу? Кто не знает — это по 4 полосы в каждую сторону с весьма плотным интенсивным движением. На мое предложение перейти дорогу по подземному переходу «вон там», они молча повернулись и пошли по указанному мной направлению. Вот так, ты им жизнь спасаешь, а они даже спасибо не говорят.

    • Боюсь, если человек вообще задает такие вопросы, то он вряд ли понимает, что ответ спас ему жизнь.
      Я тоже встречалась с таким со стороны гостей столицы, раза три. Это всегда были женщины. Думаю, тут проблема еще и в том, что они русским языком плохо владеют и в принципе плохо социализированы.

      • land_driver 21.11.2016

        Это точно, хотя одеты были нормально, не в черные платки и не в тапочки. Хоть это им кто-то объяснил

        • А что, разве вышел закон, запрещающий ходить по столице в черных платках и / или тапочках?

  20. Лада 19.11.2016

    Тема статьи напомнила мне высказывания Сократа о молодёжи (было время, когда в разговоре на эту тему всякий раз упоминали его слова). Я нашла сейчас в интернете эту фразу:
    «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». (Сократ, V в. до н.э.)

    • Я тоже очень люблю этот афоризм Сократа. Молодежь порицают всегда — и, наверное, то же самое сделает сегодняшняя молодежь, повзрослев. Закон жизни.

      Статья-то, в общем, не про молодежь. Поколение, родившееся в 1990-е и выросшее в 2000-е, как раз понять можно — они, в большинстве своем, до такой степени недополучили самого обычного человеческого тепла и воспитания (родители были заняты выживанием, школа практически отказалась от воспитательной функции, зато воспитывать стал телевизор), что хорошо еще, хуже не получилось. Ведь сейчас обезличенно-невежливое поведение реально увидеть и со стороны человека средних лет или пожилого. И тут есть какая-то система, «все зависит от конкретного человека» — так написал мне в комментариях один из участников обсуждения — похоже, неверно.
      А я в этой статье в большей степени про другое: какие-то традиции, которые казались очень прочными, уходят на глазах. Этому наверняка есть обоснование. Вот пока никак не могу понять, какое.

      • Лада 20.11.2016

        У меня в комментарии как раз была приписка, типа: «хотя статья и не только о молодёжи..», я её убрала)))
        По поводу обоснования. Вы правы, , Елена, говоря, что вежливость – она изнутри. Воспитание/традиции — это большей частью память генного уровня. Циклы развития, призванные научить людей с милосердием и любовью относиться к ближнему, закончились. Результаты у всех разные, вне зависимости – у молодого или у пожилого мы видим сегодня пробелы. И Сократ, и все мы — ученики тех циклов, потому и высказывание его злободневно по сей день.
        Но дело в том, что на стыке эпох запускаются в воплощение люди преимущественно крайних уровней развития, чтобы «двоечникам» дать шанс подтянуться, а «отличникам» — не опуститься. Идёт жестокая борьба между добром и злом. Это экзамен для всего человечества, и от этого зависит будущее эпохи Водолея, которая предполагает высокие духовные идеалы. От всех нас зависит, как быстро пройдёт этот переходный период – в двадцать лет или в два столетия. Поэтому в теме воспитания (и не только) для всех сейчас важно одно: если можешь что-то сделать, — сделай, если нет – не размножай зло, не подхватывай негатив (ни мысленно, ни в поступках).

        • Наталья 20.11.2016

          Елена, вот и Лада, пусть косвенно, но подтверждает мои идею о том, что тактичность идёт из генетической памяти.
          Не хочется, чтобы зло одержало верх. В каждом человеке заложено и хорошее, и плохое. А вот что человек выпустит в мир, это уже другой вопрос. Очень хочется, чтобы меньше было негатива вокруг. Остаётся одно — нести свой добрый посыл в этот мир. Вопреки всему, что происходит! Или — Благодаря тому, что происходит!

        • Хорошо бы, чтобы в двадцать лет, а не в два столетия.

          Насчет «не размножай зло» — я это про себя называю «умножать инферно» — согласна. Но бороться со злом с закрытыми глазами тоже нереально. Это только Персею удалось расправиться с Медузой Горгоной, глядя на ее отражение в волшебном щите. А когда смотришь на зло широко раскрытыми глазами, к сожалению, всегда есть риск не справиться и тем самым увеличить его количество.

          • Лада 21.11.2016

            Да, это очень трудно. Но речь не о закрывании глаз. Непосредственная реакция тоже может быть разной: ответная агрессия или боль и сострадание. Я тоже понимаю, что ответ агрессору должен быть адекватным: одного хама, например, можно одёрнуть, а от другого надо сразу уйти, но не отвечать тем же. Или, например, не пережёвывать ежедневно трагические новости тв, а послать на ту сторону мысленную поддержку. Ну, и т.д. — то, что в наших конкретных силах.
            Интересно, что мы, порой, подолгу зависаем на том, где никак себя не можем проявить, а в собственной квартире устраиваем разносы по полной)) А для мира на Земле важна как раз гармония в душе каждого из нас.

          • «Ответная агрессия» — мне кажется, очень размытое понятие. Вариант «сам дурак» — точно к хорошему не приведет, а формула «око за око» в общежитии вообще может оказаться уголовно наказуемой.
            Боль и сострадание по отношению к человеку (людям) который умножает инферно? Это возможно, поскольку понятно, что он так делает потом что ему самому плохо. Но понимание этого факта обычно приходит позже, за рамками собственно прецедента. Тоже хорошо, хотя воспитательный эффект и снижается.
            Игнорирование — той же невежливости, например — помогает сохранить нервы, но открывает дорогу дальнейшей невежливости.
            Стратегий много. Стопроцентно действенной, увы, нет.
            Относительно трагических новостей абсолютно согласна. СМИ на них делают рейтинги, а люди «как бы отвлекаются» от решения собственных проблем и тем самым их усугубляют.

          • Лада 23.11.2016

            Не так поняли меня, Елена. Непосредственная реакция — на происходящее. У одного — агрессивная ответная реакция, предположим, на террористов, а у другого — сострадание потерпевшим. Хотя в некоторых случаях можно пожалеть и больного на голову.
            Ответная агрессия — да, размытое понятие, в общем-то, как и невежливость. Всех нюансов не охватить ни в статье, ни в комментарии)…

          • Жалеть больного на голову у меня получается приблизительно в 50 % случаев, правда, в основном, де-факто, уже спустя какое-то время после неприятного события.

            А что касается вариантов ответной реакции — как интеерсно, что Вы разделили здесь агрессию и сострадание. Ведь, в общем, человек вполне может испытывать обе этих чувства параллельно.

            На тему рзмытости понятия «агрессия» думаю уже несколько дней. Чем больше думаю, тем больше запутываюсь (с невежливостью как-то проще — можно рассматривать как неисполнение ряда широко принятых в обществе правил поведения / ритуалов). Наверное, надо пошерстить свои рабочие записи и постараться все структурировать в новом посте:)

  21. Svetta 20.11.2016

    У нас, ладно, у меня, давно информационные стресс. Я научилась в нем жить и расходовать силы и время на то, что на мой взгляд важно. И вижу, что я сократила свои письменные сообщения друзьям и коллегам до минимума, если я не могу отвечать в это время, а помощь нужна. Отвечая на актуальный вопрос, я очень коротко сообщаю информацию и пропускаю слова вежливости. Получается, что я для себя решила, что ответить на серьезный вопрос я могу быстро, без предисловий и это будет та помощь, которую от меня ждут. Увы.
    Это не касается дружеского общения, когда есть время и можно спокойно писать нормальным языком, что уже роскошь для меня. Значит вежливость проглотил наш ритм жизни? Увы…
    Другое дело, кстати, когда спрашиваешь на улице дорогу или какую-то информацию. Тут вежливость необходима и не занимает никакого времени. Сказать — спасибо, пожалуйста и улыбнуться — просто, но поднимает настроение тому, кто нашел время ответить на вопрос и оказать маленькую помощь постороннему человеку. Учить этому надо с детства, делая акцент на то, что это важно. Я за вежливость и доброжелательность!

    • Людям нужны наше время, наша душа, наша любовь. Просто информация вызывает ощущение неполноты происходящего. А поговорить-то? Тем более, что вся предыдущая жизнь состояла именно из таких прецедентов.

      А учить очень важно. Только еще важнее показывать пример. Самое гадкое — когда человек не соблюдает правила, которые сам же и установил. Он сразу теряет доверие, а потому даже хорошие его инициативы игнорируются или извращаются.

  22. andi 21.11.2016

    Елена, приветствую! :)

    «Вежливость — лучшее оружие вора». Цитата из старого фильма. Фраза может свидетельствовать о том, что только криминальные элементы «позволяли» себе быть не вежливыми.
    Раньше в школе, ещё в первом классе, доводились понятия из статьи. Сейчас как не знаю. Но зато по молодёжи видно, что постоять — выше их сил. Только увидели свободное местечко, и всё, ноги сами несут.
    Для меня и сейчас постоять — беспроблемно. Но дело не только в этом. Насколько себя помню, никогда не хныкал, что хочу пить, к примеру.
    Ощущение, что большая часть детей внезапно стала неженками, и масса взрослого населения мутировало в удовлетворителей собственных нужд, не считаясь с мнением других. Грустно это. И печально.

    • Анди, привет!

      Изменения в социуме, безусловно, есть. Молодежь всегда идет в авангарде изменений, так что, наверное, не так уж удивительно, что и тут изменения в поведении заметны более всего именно на примере молодежной аудитории.

      Вежливость, наверное, можно рассматривать как комплекс автоматических действий в ряде распространенных ситуаций (уступать, благодарить, пропускать вперед и т.д.). И эта автоматика нынче не всегда работает. И еще: когда она не работает — это перестало быть стыдным. Отношение изменилось.

  23. Вера 23.11.2016

    Хочу немного дополнить историю возникновения слова «ведьма». Оно произошло от древнего слова «ведать», «веды»… Поэтому, есть над чем поразмыслить))
    По поводу вежливости. Да, встречаются такие люди, даже намного чаще, чем это было раньше… Воспитание… Но я придерживаюсь такого мнения: каковы мы сами, такова и реальность. Бревна у себя не видим….

    Ведь, смотря как мы реагируем на ту или иную ситуацию. Либо начинаем подпитывать «вежливого» товарища, как в случае с Вашим коллегой, ругаясь и проявляя своё недовольство, либо просто любим людей, принимаем безусловно и понимаем, что это его личное, никак не относящееся к нам, не впускаем это в себя, но берём происшедшее за урок и двигаемся дальше по пути своего совершенства, не зацикливаясь на неприятностях…

    • Удивительно, я этимологию слова «ведьма» знала давно, еще с подросткового возраста. А вот связать со словом «вежливость» отчего-то и в голову не пришло:)

      Относительно той ситуации с моим коллегой: дама-то сразу удалилась, посему как насчет «подпитывать» — не знаю, это мне пришлось его выслушивать и успокаивать:)

      А по поводу «не впускаем в себя» — мне кажется, тут так: если получается, то не впускаем. Москвичи в этом плане особенно одаренные — у нас уж очень часто имеют место инциденты, на которые если обращать внимание — здоровья не хватит. Но порой получается, что ты «не впускаешь» чью-то невежливость, а она все равно пробивает все твои защиты. И тогда уже люди на нее реагируют. Кто-то — так, как мой коллега, кто-то по-другому.

  24. Галина 28.11.2016

    Меня с детства вежливости учили, правда вот задумалась — может родилась такая?
    Когда училась в институте (одна из нашего дома), соседи говорили — надо же, вроде учится в институте, а не зазналась, всегда вежливая, приятная, всем улыбается, мимо не пройдет, если помощь нужна и пр…
    Меня очень удивляло это — раз в институте учишься, значит должен как то по другому себя вести?
    Сейчас живу в Казахстане, в бывшей столице и вежливость здесь — норма жизни. Такого не бывает, чтобы зайти в магазин и не поздороваться, а в ответ не услышать — «салем», не сказать «рахмет» на прощание.
    А в России иногда смотрят как на ненормальную в магазинах, но не везде! В некоторых очень даже приятные люди!
    Что интересно, привычка вскакивать с места при входе старших, осталась до сих пор, хотя уже сама бабушка и уже мне места уступают.

    • Я была этим летом в Алматы и тоже отметила доброжелательность людей. Очень приятно было. Мне кажется, что очень многие традиции там сохранились гораздо лучше, чем в России. Интересно, почему? Ведь тоже страна большая, и тоже многонациональная, да и многие процессы после распада СССР совпадают до мелочей.

      • Галина 29.11.2016

        Даже не могу сказать… Но они в большинстве своем очень доброжелательные люди. Климат теплый действует… (Шутка)

        • А что, насчет климата — подходящая логика: самых вежливых в моей жизни людей я встречала в районе пустыни Сахара:)

  25. Помню-помню этот замечательный рассказ «Волшебное слово». И я тоже заметила, что все ребята нерусского происхождения уступают место, а вот русские почему-то не торопятся.

    • А у восточных ребят автоматика срабатывает, они встают, не успев подумать:) Это всегда заметно. А наши когда уступают, сначала видна мыслительная работа — а сколько лет? а не беременная ли? а точно ли хромает или эта палка просто для понтов? а не слишком ли я устал, чтобы уступать? — и лишь потом решение: подняться или остаться сидеть.

  26. Виктория 08.12.2016

    Елена, тему Вы затронули, как обычно, интересную и я бы сказала для кого-то насущную.
    И тут же вспомнилась «бородатая» история в которой у старожила спрашивает вновь приезжий: Скажите, уважаемый, какие люди живут в вашем городе? Старожил спрашивает: а какие люди жили в том городе откуда вы путь держите?
    Там, откуда я держу путь живут чудесные люди, вежливые и добрые.
    Вы здесь встретите таких же добрых и вежливых — отвечает старожил.
    По пути ему встречается другой странник и задает такой же вопрос: Скажи, какие люди живут в вашем городе?
    Старожил спрашивает: а какие жили в том городе откуда вы путь держите?
    У нас люди злые и неприветливые отвечает странник!
    Вы и здесь встретите таких же злых и неприветливых — отвечает старожил.
    Мораль по-моему ясна как день. :)
    Люблю проводить эксперименты :) Мне не нравится (да и не только мне, уверена) когда люди плюются (пардон за детали). И вот однажды я решила подсчитать сколько же я увижу плюющихся во время очередной прогулки по городу.
    Вы не поверите — их было так много, как никогда. И что интересно, все они были встречные пешие и плевались, почти поровнявшись со мной. Думаю каждому будет это неприятно.
    В следующий раз я забыла о пагубной привычке встречных и, представьте, мне не попался ни один из них на глаза.
    Я повторила эксперимент во второй половине того же дня — и опять 4 человека сделали то же самое.
    Это что, совпадение? Нет, не совпадение. Это я их создала в своем мире. Кто-то может покрутить у виска… :) Проверяйте!

    • Виктория, в чем согласная — так в том, что какие фильтры установишь, то и уловишь из окружающей среды. Поставил фильтры на низкорослых мужчин в красных куртках — будешь замечать их. Поставила фильтр на женщин в норковых шубах — пожалуйста, вот они, красавицы. Поставил фильтр на хамов — будешь замечать хамов.

      Многие участники обсуждения этого поста и тут, и в соцсетях, фактически сформулировали так: если ты не будешь думать о невежливых людях, а настроишься на красоту и вежливость в окружающей среде, то все будет хорошо. Но… знаете, в свое время (как специалисту) пришлось много общаться с пациентами онкологических клиник, или с женщинами, пережившими насилие, или людьми, которые подверглись разбойному нападению / ограблению. И очень-очень-очень многие из них говорят одну и ту же фразу: «Я никогда не думал / думала, что такое может случиться со мной». Они что, тоже все «притянули беду»?

      Для меня итог обсуждения этого поста очень интересен еще и тем, что порой явно смешиваются понятия «объективно существовать» и «обращать внимание, замечать, видеть». Т.е. получается, что если я чего-то не хочу видеть, потому что я настроен на позитив и помню, что мысли материальны, то этого вообще на свете нет. Мне кажется, что такая позиция может стать и опасной.

      • Виктория 09.12.2016

        «Я никогда не думал / думала, что такое может случиться со мной» Они что, тоже все «притянули беду»?»
        Елена, этим вопросом я занимаюсь очень давно и мой опыт говорит вот о чем: «Притягивает беду» не то, что об этом не думают, а другое, но вот это другое почему-то не берут во внимание при «разборе полетов». Это другое — отношение человека к окружающему миру, его эмоциональный настрой. Часто на «доброе утро» слышишь в ответ «утро добрым не бывает». Этот человек тоже не думает о плохом, но его эмоциональный настрой говорит сам за себя. Вот именно этот настрой и настраивает человека на саморазрушение.
        Один важный момент — «не хочу видеть, потому что настроен на позитив» — нет, не получится обмануть :) не настроен на позитив. Наоборот настроен на то, что не хочешь видеть — это совершенно разные вещи. И покуда «мысли материальны» видишь именно то, что не хочешь.
        И думаю самое главное — «этого вообще на свете нет» — а мне какое до этого дело? В моем мире этого нет. Простой пример — мы расстались с любимым, поругались и расстались навсегда. Наши пути не пересекаются вот уже 20 лет и не пересекутся никогда. Для меня его нет. Я не знаю жив ли он вообще. Вопрос: он есть на свете? Конечно, как только я подумаю о нем. А ведь его может уже и не быть. А может быть я его вообще выдумала?
        Мне нравится слышать реакцию людей вот на такую ситуацию: Представьте алую розу. Почувствуйте ее аромат… вы же знаете как пахнет роза, роса нежно касается нежных лепестков…. и радует глаз.
        А теперь ответьте на вопрос: эта роза существует на свете? :)

        • Про розу понравилось. У меня очень красивая получилась. Но кремовая, а не алая. Думаю, у Вас существует своя роза, у меня своя, у кого-то — не роза, а гербера, а еще у кого-то — вообще кактус или традесканция. И из всего этого абсолютно не следует, что вся эта флора имеется в каком-то конкретном месте в объективной реальности.

          Ваша цитата: «И думаю самое главное — «этого вообще на свете нет» — а мне какое до этого дело? В моем мире этого нет». Наверное, такие вопросы каждый решает для себя сам. Если о чем-то не хочется думать — можно не думать. У меня иной жизненный подход: все, что было в моей жизни — БЫЛО, и этот опыт бесценен. Т.е. у меня нет того, о чем не хочется думать.

          Относительно темы позитива: летом мы в этом блоге уже обсуждали подобную тему: http://gipnoz-life.ru/2016/07/04/pozitiv-on-zhe-pazitiffchik-ne-gipnoz/; http://gipnoz-life.ru/2016/07/08/1067/; Я — честно — до сих пор не могу понять, почему тот факт, что человек видит в жизни не только плюсы, может восприниматься как «не тот эмоциональный настрой». Проверить эмоциональный настрой у громадного количества людей, с которыми ты не общаешься — нереально. А посему предполагать, что все беды, например, тех же пострадавших от воров или пациентов онкологических клиник — от неправильного восприятия жизни, тоже как-то нелогично.

          • Виктория 10.12.2016

            О логике можно говорить бесконечно. Одно большое НО — природа логики субъективна и социальна. Да, в этом нет логики, но вы же соглашаетесь, что скорость света величина конечная? И вроде логики нет, одни формулы и аксиомы. Но со временем наука (тоже построена вроде бы на логике) пришла к выводу, что скорость света не конечна.
            Я поддерживаю монистическое начало у которого логики в привычном нам смысле нет, но проявляется в нашей жизни сплошь и рядом.

          • Виктория, о логике и ее природе, наверное, и впрямь можно говорить бесконечно. Относительно скорости света — признаться, уж и не помню, когда думала:)
            Если вернуться к теме взаимосвязи особенностей восприятия жизни и собственно течения этой жизни со всеми ее событиями — насколько я понимаю, мировой статистики нет ни у меня, ни у Вас. Что касается персонального опыта вкупе с выводами, из него сделанными — они наверняка разные.

Comments are Disabled