ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА — 2016: ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Сейчас, когда припоминается наше советское прошлое, многое видится по-другому. «По-другому» —  это я сравниваю с концом 80-х — началом 90-х гг. Годы агонии СССР сопровождались еще и колоссальным культурным сломом. Все, что было — все вдруг оказалось плохо (чего в принципе не бывает, такая система просто не может существовать). И в том числе — здорово досталось советской дружбе народов…

1

Сегодня маятник качнулся в другую сторону — многим вдруг пришло в голову, что дело было, если не так уж хорошо, как уверяла советская пропаганда, то не так уж плохо, как уверяла пропаганда импортная. И тема межнационального согласия вновь стала актуальной. А свидетельством  тому является Всероссийский Форум национального единства, который  в октябре 2016 года в третий уже раз проводился в Перми. Я там была все четыре дня, вывезла из Перми массу впечатлений и некоторыми из них готова поделиться.

2a

Пермь — город-миллионник. С советских еще времен  здесь функционирует немалое количество предприятий ВПК. Город большой, на улицах чисто, люди приветливые и доброжелательные. В качестве площадки для проведения Форума Пермь выбрали потому что  пермский край — многонациональный и многоконфессиональный  регион, так сказать, Россия в миниатюре.  Это — буква «П», если кто не понял:

1

Участники Форума — общественники, чиновники, студенты, творческие коллективы, эксперты в сфере межнациональных отношений, политики, журналисты… В качестве приоритетных тем были запланированы: преодоление проблем межнациональных отношений; этнокультурное развитие российских народов; адаптация и интеграция мигрантов; сохранение языков народов России, воспитание молодежи… список длинный, ибо задач в этой сфере предостаточно. Формат был стандартный — Пленарное заседание, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, концерты, культурная программа. И, как всегда на таких мероприятиях, было общение в кулуарах: в перерывах, во время обеденного перерыва, в гостинице, в автобусе… пожалуй, это самое главное на таких форумах.

Утречком 19 октября мы приехали на место проведения Форума — Дом народного творчества «Губерния», который раньше принадлежал фабрике «Гознак» и был отстроен просто шикарно:  большие залы, масса переговорных комнат, хорошая акустика. Но это все я увидела потом, а сначала было вот что:

2

3

Так нас встречали еще на подходе — с музыкой, песнями и плясками. А войдя внутрь, мы убедились, что чего-чего, а песен будет много…

 4

5

6

Идем дальше. Какая свадьба без баяна, и какой разговор о межнациональном сотрудничестве без национальных костюмов?! Все-таки, женщины всех народов и во все времена любили красивые тряпки…

7

8

9 10 11 12 13

Всяк привез что-то интересное, чтобы другие полюбовались. Радует, что с творчеством у наших людей по-прежнему все в порядке.

14 15

Я получила истинное удовольствие, общаясь с представителями наших северных народов. Спокойные, доброжелательные, с огромным чувством собственного достоинства и умением слушать…

16 17 18

 Конечно, была  концертная программа. Я такое последний раз видела во времена советского детства. А очень мило, между прочим!

 19 20 21 22

Среди всего прочего мне удалось попасть в Пермскую галерею искусств и своими глазами увидеть чудо чудесное — местную деревянную скульптуру, удивительное явление, аналогов которому  — во всяком случае, у нас в стране — нет.  Но давайте по порядку. Вот Пермская галерея искусств. Она находится в здании православного храма. Сравнительно недавно Православная церковь  вернула себе этот храм, но… помещения галерее местные власти пока так и не выделили. Поэтому деваться музейщикам некуда, и они остаются на месте.

23

Музей симпатичный, хотя и небольшой. Очень тронул вот такой момент: молодые мамочки приводят своих детишек на специальные развивающие занятия в музей.

 24

Экспозиция  с деревянными скульптурами находится на самом верху. Из-за того, что это — перестроенный храм, получается так: верхний этаж музея практически примыкает к алтарной части. Тут от перил метра два до алтаря, не больше.

 25

Поднимаешься по этой лестнице и… начинается волшебство.

 26 27 28 29

Пермская деревянная скульптура была широко распространена в храмах на севере Пермской губернии в XVII-XIX вв. Местные народы, даже с переходом в православную веру, не смогли молиться перед плоскими иконами. И они вырезали из дерева фигуры Христа и православных святых. Обратите внимание на лица деревянных изображений: мастера — коми-пермяки  придавали им черты, характерные для своего народа…

30 31 32 33 34 35 36 37 38

Я не знаю, как описать то чувство, которое возникает в момент нахождения здесь. С одной стороны — понятно, что это скульптура, а с другой — есть ощущение, что фигуры сейчас начнут двигаться. Как говорят в народе, просто гипноз какой-то…  Какое же удивительное мастерство!

 Из галереи я вышла совершенно ошарашенная. Уходить, кстати, не хотелось.

 Продолжение следует…

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

42 Comments

  1. Прекрасная статья. И тема статьи прекрасная. Как говорится, время собирать камни, и время разбрасывать. Вот сегодня время собирать. И слава Богу, потому что сегодня наступает период прозревания после четверти века растаптывания собственной истории, собственных побед и собственной памяти – словом, Великой собственной страны.

    • По моим впечатлениям, люди устали от шельмования прошлого, которое расцвело в конце 80-х — начале 90-х гг. Им очень хочется гордиться своей страной.

  2. Наталья 03.11.2016

    Елена, впечатлило! Народные ремёсла будут жить всегда. Просто будут периоды, когда это будет менее востребовано, потом опять начнётся возрождение. И как бы на старались чиновники в советское время свести всю разговорную речь в Союзе только к русскому языку, все национальные языки живы!
    Надеюсь, что власти Перми найдут достойное место для Галереи искусств. Такая красота должна быть доступна всем.
    У нас на Урале тоже микс из народов и конфессий. И все живут в мире и дружбе. Есть моменты непонимания и неприятия, но в целом — всё хорошо.

    • Наталья, я в советское время многожды видела советские республики изнутри. По-моему, приблизительно с начала 80-х гг. уже пошли довольно сильные тенденции в отношении национальных языков. Язык сохранили все. А вот русский, конечно, во многих бывших республиках СССР потерян — выросло несколько поколений людей, которые его или совсем не знают, или знают, но неважно.
      А чиновники, к сожалению, во все времена — не орлы в смысле владения даже родной речью:)

  3. Иннокентий 03.11.2016

    Привет Елена 😉
    Я догадываюсь, что в комментариях к этому посту будет много восторженных слов и откликов, поэтому для того, чтобы хоть немного отличаться (но естесственно я За Единство), позволю себе обратить внимание на малозаметные нюансы (как говорил один известный человек — «вы ничего не поймёте в глобальном управлении, пока не начнёте обращать внимание на мелочи»):
    Статья названа
    ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА — 2016: ВПЕЧАТЛЕНИЯ (НЕ ГИПНОЗ)
    , а адрес этой странички — иной:
    poka-my-ediny-permskij-forum-narodnogo-edinstva-2016-ne-gipnoz
    Как говорится — «найдите на картинке 10 отличий». То что вы первоначально написали «poka-my-ediny…» уже заставляет задуматься о ваших впечатлениях. Может быть вы заметили повод для беспокойства? Рассказывайте, нам интересно.

    А вот словечко НАЦИОНАЛЬНОГО в названии — сори, для подготовленного человека ушки режет. Хоть бы убрали его, или заменили на ОБЩЕСТВЕННОГО — согласитесь, что так было бы намного красивее. А то может возникнуть вопрос — а поясните пожалуйста — о какой нации идёт речь? О русских? Так Россия — это многонациональная страна — о какой именно нации идёт речь? Кто из управления вас всех то объединяет, то разъединяет, то теперь снова объединяет? Если сами — то наверно, это как-то не умно делать (как и вы подтверждаете в начале статьи), так может быть не сами — тогда кто?

    PS Костюмы красивые, атмосфера — душевная, но, как правило, людей делят специально (в частности — с помощью костюмов) для того, чтобы ими было легче управлять.

    • Добрый день, Иннокентий.

      Да, в общем все просто: пост получился очень большим и с огромным количеством фото; я решила его разделить на две части. Первоначальный план был все назвать так, как в адресе (на что, собственно, Вы и обратили внимание): «Пока мы едины» (это часть строфы из знаменитого: «В единстве народа победа и свобода. Пока мы едины — мы непобедимы!»), а потом поняла, что текст первой части не очень соответствует такому названию. Так что использую его во второй части, там будет более к месту.

      «Народное» и «национальное» — тоже верно: в официальном названии все выглядит именно так, как получилось в конечном варианте. А мероприятие, все-таки, значительное. нельзя мне отсебятиной заниматься. Но сказать все время хотелось «народное» — может быть, потому что завтра День народного единства, и это сочетание на слуху.

      Поводы для беспокойства есть. О них в продолжении напишу обязательно.

      По поводу нации — речь идет о людях разных национальностях (нации и национальности — не одно и то же), которые живут на территории России. Сейчас этой теме будет уделяться много внимания. И, конечно, в ракурсе объединения, ибо времена ныне не самые простые.

      Костюмы, мне кажется, появились раньше, чем люди, которые поняли, что с их помощью можно «разделять и управлять». Но разные костюмы, согласитесь, не самая сложная из межнациональных проблем… да и вообще не проблема.

      • Иннокентий 03.11.2016

        Спс за ответ. Ладно, так и быть — соглашусь насчёт костюмов 😉
        Теме «национальное» уже уделялось много внимания в КПЕ, решиль использовать слово общественное — как более объединяющее людей.
        А согласитесь — что ФОРУМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА — звучало бы лучше? )

        • Возможно. Но название придумали еще три года назад, думаю, таким оно и останется.

          Насчет слова «общественное» — не уверена. Его в свое время здорово скомпрометировали. Помните, один из основных перестроечных посылов: «общественное — значит, ничье»?

          • Иннокентий 04.11.2016

            Похоже, уже успел крепко позабыть 😉

          • Ну, это перед переходом в нежные объятья рыночной экономики часто звучало: мол, общественно — ничье, поэтому люди не берегут государственную (общественную) собственность, а как только появится «хозяин», так сразу и наступит порядок, и все все начнут беречь. «Хозяева» появились. Но их собственность у людей, как оказалось, еще меньше стимулов беречь.

          • Иннокентий 08.11.2016

            Согласен, Елена, что общественное — это ничьё. Я вот задумался о другом сравнении Public Domain — значит в общественной собственности т.е. не защищён копирайтом. И здесь тоже очень подходит: общественное — значит ничьё.

          • Наверное, это и в самом деле какой-то очень высокий уровень сознательности (было такое слово в СССР, сейчас его редко употребляют), чтобы уважать то, что имеет статус общественного.

  4. forourmen 03.11.2016

    Скульптуры из дерева, действительно поразили свой красотой. Тонкая работа. Хотел бы я побывать там и увидеть все своими глазами. Отличный форум и много интересного судя по фото, все добрые, радушные и готовы делиться своими традициями. Побольше бы таких мероприятий!

    • Там удивительная совершенно атмосфера — такое ощущение, что все эти деревянные изваяния вот-вот оживут. Фотографии передают лишь малую толику.

  5. Алина 03.11.2016

    Молодцы организаторы, отличное мероприятие где много интересного, где народы становятся ближе к друг другу. Скульптуры деревянные поразили своей красотой, никогда еще такого не видела. Да и наряды красивые, есть на что посмотреть. Спасибо за виртуальную экскурсию!

    • Точно, в конце народ уже так сдружился, что не хотели разъезжаться. Столько там новых дружб завязалось!

  6. Яркие национальные наряды даже ошарашили вначале, но потом восторгалась уже деревянными скульптурами — какое великолепие и мастерство!

    • Наряды — красота потрясающая. Там детали интереснейшие — где-то гирлянда разноцветных кисточек, где-то вышивка, где-то уникального плетения тесьма… Все надеялась я в последний день, когда манекены будут «раздевать», примерить кое-что (мне особенно понравился башкирский национальный костюм), но не успела:)

  7. Larisa 04.11.2016

    Только увидев великолепие костюмов тех представителей народов, которые населяют Россию, начинаешь отдавать отчет о многонациональности РФ! А деревянные скульптуры и впрямь имеют национальное отличие, у всех разрез глаз ближе к восточному. Это и понятно, резали бы фигуры представители другой национальности, оставили бы свое виденье обличия. Могу только представить, как было интересно на форуме и какие выступления колоритные зрителям были представлены!

    • Да, мне казалось, что я много знаю про свою страну, а оказалось — есть масса неожиданного — и в нарядах, и в традициях, и в особенностях верований, и в языках… Забавная ситуация была: попросила представителей Якутии поговорить на их родном языке — чтобы послушать фонетику. Поговорили. А я ловлю себя на том, что большую часть поняла. Откуда?! Потом выяснили — якуты тюркоязычные, т.е. им близки татарский, азербайджанский, узбекский, киргизский, турецкий… а я тюркскую лексику прилично знаю.

  8. land_driver 04.11.2016

    Баянист просто красавец. Надо было его в центре поставить, а не с краю, чтобы все внимание на себя оттягивал

    • Баянисты там все были прямо-таки орлы. Все же с таким количеством женщин сразу общаться трудновато:)

  9. Татьяна 05.11.2016

    Сколько же на матушке — планете интересных мест! Наряды яркие, люди доброжелательные — по улыбкам сразу видно доброту их души. Нету ни напыщенности, ни наигранной важности. Да и скульптуры удивительные. Какие люди — такие и их творения. Спасибо, Елена, за такой интересный экскурс.

    • Да, там в первый день еще как-то официально было, а потом все сразу сдружились и общались с большим удовольствием.

  10. Алексей 06.11.2016

    Елена, могу сказать, что «не гипноз», но завораживает. Да, мы действительно время от времени забываем свои корни, традиции, перестаем дружить странами). Это политика, которую пичкают людям в СМИ. Вот я, например, до сих пор удивляюсь, как можно быстро создать вражду на ровном месте. Ну, не будем о грустном, замечательная статья, спасибо за эмоции!

    • Хочется надеяться, что забывание своих корней и традиций дружбы — неприятный эпизод, который скоро пройдет.

  11. andi 06.11.2016

    Здравствуйте :)

    Пермь — город-миллионник

    Это да, только сие гордое звание город потерял в 2004 году, но в 2012 вернул и теперь вроде как удерживает с планомерным приростом.

    Когда я рос, была «широка страна родная, много в ней… всего», как в песне. ВДНХ до сих пор завораживает (меня, по крайне мере). Но речь не об этом. Росли мы, значит, единым народом, а потом бац — и русские уже, оказывает, оккупанты. А зачем? Почему? Про многих пост-совковых руководителей независимых республик можно много чего забавно рассказать. Но тема не про политику.
    Жаль, что не узнал о форуме раньше. Очень жаль :(

    • Анди, добрый вечер.

      Находясь в Перми я все время ощущала, что город большой. Не знаю, как уж приходит подобная информация, но ритм чувствовался сильно.

      А время, о котором ты упоминаешь, вообще жуткое было. И русские вдруг оккупантами в республиках стали, и Россия вдруг оказалась «безвозмездно и отрывая все от себя, кормящей» все республики. Причем, все осуществлялось на уровне деклараций — проверить все эти заявления было невозможно. Просто стояла задача — развалить. К сожалению, эта задача была решена успешно.

  12. Санчо 08.11.2016

    Рад, что эта часть статьи оказалась посвящена в большей степени культурной составляющей Форума и искусству, а еще знакомству со старинным русским городом.
    Я уверен, что самый гуманный способ достучаться до национального сознания человека — не пропаганда вбиваемая ему сутками напролет по ТВ, а понимание культуры и истории своего народа.

    • Конечно, обычных людей интересуют и обычные вещи: обычаи, кулинария, песни, искусство (особенно — прикладное). А грубая пропаганда через какое-то время вызывает у ее адресатов что-то типа иммунитета.

  13. Ивал 08.11.2016

    Мы с семьей были у в Перми. И в Кудымкар заезжали, только театр этот там тогда еще не открыли, кажется. А лапти помню. Там замечательно! Очень много красивых мест, которые рекомендую всем увидеть! Посмотрев фотографии, снова захотелось туда в гости.

  14. Андрей 08.11.2016

    Форум — это конечно здорово. Но мы, простые люди, и раньше и сейчас не обращаем внимания на национальность. Проблему придумали и раздули чиновники-бюрократы!

    • Ну, не скажите. За 90-е годы уровень ксенофобии возрос очень сильно. События в Бирюлево Западном в 2013 году — как раз из этой серии.

  15. Марк 10.11.2016

    Часто когда видно слияние культур, лично мне, трудно избавится от ощущения чужеродности одной из них. Когда рядом с фотографиями плясок с бубнами, наверняка какого-то горлового пения, фотографии христианских храмов. А там хоть и скульптуры, но лица другие, одежда другая, все чужеродное. Но каким то удивительным образом всё это живет рядом и существует уже многие века.
    Спасибо за удивительную статью и прекрасную экскурсию по Пермскому краю.

    • Так живем мы все рядом… Где-то смешиваемся, а где-то — нет.
      Я, кстати, иной раз тоже себя ловлю на мысли: «все чужеродное». Но потом сразу возникает вопрос: а я-то сама как во всем этом смотрюсь? Тоже, небось, не частью пейзажа?

  16. Андрей88 11.11.2016

    Вот вы пробыли четыре дня на этом форуме, какой процент молодежи участвовали в нем? Я имею в виду людей моложе 30 лет. Ибо сдается мне, что такие мероприятия интересны сугубо взрослому поколению, помнящему 80 года. Может я и не прав, но думаю молодое поколение сейчас другими вещами интересуется, ибо сам отношусь частично к таковым. Не говорю, что это хорошо, это скорее плохо и думаю наша культура и воспитание грядущего поколения свернули не в ту сторону…

    • Хороший вопрос. Ехала, честно говоря, как раз с мыслью о том, что народ будет весь возрастной. Молодежь была. Меньше половины, но сам факт порадовал. Ваша цитата: «наша культура и воспитание грядущего поколения свернули не в ту сторону…» — абсолютно согласна. Некоторым вещам людей надо учить — а кто это мог сделать в 90-е годы, телевизор, который транслировал ужасы? Но повернуть культуру и воспитание в нужную сторону реально.

  17. Елена 11.11.2016

    Вот есть такой момент, очень тонкий. Поворачивать культуру должны культурные люди, умные, интеллигентные, воспитанные, а не то что всплыло И тогда все будет хорошо! Поверьте, у нас много молодежи думающей, умной, культурной, начитанной самых лучших книг, но мы их лишаемся, они уезжают…

    Елена! Огромное спасибо за такой репортаж, за фотографии! Национальные костюмы, ремесла, музеи. Я прокручивала и ждала…ну вот сейчас какой-нибудь пирог…(люблю чтобы и о кухне).

    П.С.: А в Перми много лагерей… Удачное место для такого рода форума, как и Селигер, помните? :)

    • Лагеря везде есть. Где-то больше, где-то меньше.

      Из кулинарии — только посикунчики, да и то с чужого сайта взяла фотку. Вся кулинария была в последний день в Кудымкаре, а у меня там к этому времени телефон от избытка впечатлений, очевидно, вырубился. НО кухня очень вкусная и необычная.

      Про поворот культуры — согласна. Но ситуация такова, что делать это надо срочно.

  18. Anderstender 13.11.2016

    Похоже что пермская деревянная скульптура — это отголоски древней ведической веры, и местные об этом ещё помнят. Не зря же для перевода местного населения в новую веру пришлось вместо икон вырезать из дерева фигуры православных святых.

    • Ну да, такой плавный переход получился. У меня, к сожалению, не получилось пообщаться с местными краеведами на предмет древних верований этого региона, а жаль, потому что там можно было бы услышать много интересного.

Comments are Disabled